ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-4901/19 от 17.12.2019 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 декабря 2019 года

г. Вологда

Дело № А05-4901/2019

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено декабря 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания                   Миловкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2019 года по делу № А05-4901/2019 ,

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество «Северо-Онежский бокситовый рудник» (ОГРН 1022901464761, ИНН 2920000414; адрес: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Североонежск; далее – ПАО «СОБР», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке                            статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к территориальному органу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Управлению лесничествами (ОГРН 1162901060376, ИНН 2902083136; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, д. 3,             офис 10; далее - управление), Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - министерство) о признании недействительными распоряжения управления от 26.12.2018 № 17-16-45 об отказе в приемке лесной декларации, решения министерства от 06.02.2019                  № 204-12/1357 по итогам рассмотрения жалобы на распоряжение; о возложении обязанности на управление принять лесную декларацию на 2019 год.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа              2019 года по делу № А05-4901/2019 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными распоряжение управления от 26.12.2018                     № 17-16-45 об отказе в приемке лесной декларации, решение министерства                    от 06.02.2019 № 204-12/1357. На управление возложена обязанность принять лесную декларацию на 2019 год, поданную обществом на основании договора аренды от 12.01.2009 № 666. Кроме того, с управления в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, обществу из федерального бюджета возвращено 3 000 руб. государственной пошлины.

Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Общество в отзыве с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Общество, управление и министерство надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Определением заместителя председателя Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 декабря 2019 года в соответствии с пунктом 2               части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Мурахиной Н.В. на судью Докшину А.Ю.

Согласно части 5 статьи 18 АПК РФ в связи с заменой судьи судебное разбирательство произведено с самого начала.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник министерства) и обществом и заключен договор аренды лесного участка от 12.01.2009 № 666. Лесной участок передан обществу в аренду под водоотводную канаву для сброса атмосферно-поверхностных вод с территории Северо-Онежского бокситового рудника. Срок действия договора установлен до 25.01.2024..

Общество 17.12.2018  направило в территориальный орган министерства – Плесецкое лесничество лесную декларацию по договору от 12.01.2009 № 666 на 2019 год.

На основании экспертного заключения государственного казенного учреждения Архангельской области «Плесецкое лесничество» от 26.12.2018                № 44 управление вынесло распоряжение от 26.12.2018 № 17-16-45, которым отказало в приемке лесной декларации на основании подпункта 1б пункта 24 раздела 2.4 (выявление несоответствия представленной лесной декларации проекту освоения лесного участка) Административного регламента предоставления государственной услуги по приемке лесных деклараций в Архангельской области: Липаковское участковое лесничество квартал 142, выделы 33, 32, 30, 16, 25, 26, 13, 9, 2, 58, площадь 2,9 га, Оксовское участковое лесничество квартал 90, выдел 22, площадь 0,05 га.

Не согласившись с распоряжением управления от 26.12.2018 № 44,             ПАО «СОБР» обжаловало его в министерство.

Решением министерства от 06.02.2019 № 204-12/1357 в удовлетворении жалобы обществу отказано в связи с недостоверностью сведений, отраженных в лесной декларации, и несоответствием лесной декларации проекту освоения лесов (листы дела 9, 10).

Не согласившись с выводами управления и министерства, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 упомянутого Кодекса обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) отражено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 № 17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме» (далее - Порядок № 17).

Согласно пункту 2 Порядка № 17 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.

Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.

Пункты 3 и 4 упомянутого Порядка содержат перечень информации, подлежащей внесению в лесную декларацию.

Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение пяти рабочих дней со дня получения направляет лесопользователю письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (пункт 6 Порядка № 17).

Таким образом, в пункте 6 Порядка № 17 заполнения и подачи лесной декларации приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации.

В рассматриваемом случае основанием для отказа управления в приеме декларации явилось несоответствие представленной лесной декларации проекту освоения лесного участка.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента лесного комплекса администрации Архангельской области              от 12.01.2009 № 4 обществу предоставлен в аренду лесной участок общей площадью 2,95 га в квартале № 142 Липаковского участкового лесничества Плесецкого лесничества и в квартале № 90 Оксовского участкового лесничества Плесецкого лесничества для разработки месторождения полезных ископаемых на срок действия лицензии до 25.01.2024 (лист дела 13).

Между Департаментом лесного комплекса Архангельской области и обществом 12.01.2009 подписан договор аренды лесного участка № 666, согласно которому для разработки месторождения полезных ископаемых обществу передан в аренду лесной участок площадью 2, 95 га, условный номер 11:250:19:0700, расположенный на территории Липаковского участкового лесничества (квартал 142, выделы 33, 32, 30, 16, 25, 26, 13, 9, 2, 58),                Оксовского участкового лесничества (квартал 90, выдел 22; листы дела 54, 55).

Срок действия договора определен с 12.01.2009 до 25.01.2024 (пункт 6.1).

Пунктом 3.4.4 договора предусмотрена обязанность арендатора в установленном порядке подавать лесную декларацию.

Приложением 1 к договору утверждена схема расположения и границ отвода лесного участка. Сроки и размер арендной платы указаны  в приложении 4.

Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи от 12.01.2009 (листы дела 58, 59).

Обществом разработан Проект освоения лесов на арендуемых                        ОАО «Северо-Онежский бокситовый рудник» лесных участках общей площадью 2,95 га под строительство водоотводной канавы для сброса атмосферно-поверхностных вод с территории Северо-Онежского бокситового рудника» (далее – Проект освоения лесов, проект; листы дела 40--53).

Распоряжением агентства лесного и охотничьего хозяйства Архангельской области от 17.12.2010 № 323 утверждено положительное заключение экспертной комиссии от 17.12.2010 № 326 по государственной экспертизе Проекта освоения лесов. Установлено, что Проект соответствует лесному законодательству, Лесному плану Архангельской области, лесохозяйственному регламенту Плесецкого лесничества и может быть осуществлен на срок до 25.01.2024.

Технологические процессы разработки водоотводной канавы для сброса атмосферно-поверхностных вод с территории Северо-Онежского бокситового рудника предусмотрены до осени 2025 года.

В проекте содержится информация о наличии у заявителя лицензии на право пользования недрами  АРХ 12144 ТЭ сроком действия до 25.12.2024, в таблице 10 (страница 12) отражены проектируемые мероприятия с указанием участковых лесничеств, кварталов, выделов, площади, протяженности, в таблице 17 – календарный план разработки водоотводной канавы (2009 -                   осень 2025).

Таким образом, суд первой инстанции установил, что общество имеет лицензию на право пользования недрами и право пользования участком лесного фонда (аренды) сроком до 25.01.2024, а также Проект освоения лесов на весь период аренды участка лесного фонда.

Отказывая АО «СОБР» в принятии лесной декларации, управление и министерство сослались на то, что в силу действовавшего в период утверждения Проекта освоения лесов законодательства он не мог быть утвержден на срок более 10 лет.

В силу части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.

На основании части 2 статьи 88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проект освоения лесов представляет собой документ, легитимирующий правоотношения по использованию лесного участка в целях, указанных в договоре аренды.

Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 ЛК РФ).

Срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов (пункт 13 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496«Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов»).

На основании пункта 28 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2010 № 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», утратившего силу с 01.08.2012 и действовавшего в период утверждения Проекта освоения лесов, данный проект разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет - для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Согласно пункту 28 приказа Федерального агентства лесного хозяйства России от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (далее - приказ Рослесхоза № 69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

В силу пункта 30 приказа Рослесхоза № 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных                               статьями 43-45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Для видов использования лесов, определенных статьями 43-45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

Статья 43 указанного Кодекса определяет порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Таким образом, срок действия Проекта освоения лесов в отношении указанных целей использования лесного участка определяется сроком действия договора аренды.

Из положений статьи 87 ЛК РФ следует, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

В пункте 29 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 № 77 «Об утверждении состава проекта освоения лесов», действующего в период разработки и согласования Проекта освоения лесов,Проект освоения лесов разрабатывается на период до 10 лет, не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).

Вместе с тем лесная декларация подана заявителем в 2018 году, когда действовал приказ Рослесхоза № 69.

Ссылки апеллянта на утверждение нового лесохозяйственного регламента Плесецкого лесничества Архангельской области постановлением Минлеспрома Архангельской области от 30.11.2018 № 54п апелляционным судом не принимаются, поскольку ответчиками не выявлено несоответствий лесной декларации названному документу.

Как указано ранее, лесной участок предоставлен обществу в аренду по договору от 12.01.2009 для разработки месторождения полезных ископаемых на срок до 25.01.2024.

Проект освоения лесов соответствует сроку действия договора аренды.

Как верно отметил суд первой инстанции, общество, имея утвержденный проект освоения лесов, добросовестно рассчитывало на его действие до                2024 года, выполнило предусмотренную законом и договором аренды обязанность по подаче лесной декларации на 2019 год. О недействительности утвержденного в 2010 году Проекта освоения лесов уполномоченные органы заявителю не сообщали.

В суде первой инстанции ответчики не указывали на несоответствие лесной декларации заявителя новому лесохозяйственному регламенту Плесецкого лесничества. Упомянутый договор аренды в части кварталов, выделов, арендуемой площади стороны не изменяли. Лесная декларация заявителя на 2019 год содержит те же показатели (номера кварталов, выделов, площади используемого участка), что и декларации на 2016, 2017, 2018 годы.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности заявленных требований.

Следовательно, является верным вывод суда первой инстанции о том, что основания для отказа в принятии лесной декларации, установленные                      пунктом 6 Порядка № 17, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа                2019 года по делу № А05-4901/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

Е.Н. Болдырева

А.Ю. Докшина