ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-6218/20 от 02.11.2020 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 ноября 2020 года

г. Вологда

Дело № А05-6218/2020

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилремсервис» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа 2020 года по делу                   № А05-6218/2020,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Жилремсервис»                    (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164200, <...>; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области - Плесецкому территориальному отделу (ОГРН <***>,                                 ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления                         от 29.05.2020 № 48 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа                   2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что управлением и судом первой инстанции не учтено, что с августа 2019 года решением от 11.07.2019 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...> по вопросу № 2, размер платы изменен с 25 руб. за 1 кв.м, что исключает применение перерасчета платы за содержание жилого помещения по решению суда от 27 мая 2019 года по делу № 2-352/2019 уже с 01.08.2019. Указывает на то, что общество за июнь 2019 года начислило льготы ФИО1 и направило суммы льгот для исполнения в Отделение социальной защиты населения по Няндомскому району (далее – отделение), отделение льготы ФИО1 не перечислило, этим исключается вина общества в непредоставлении льгот ФИО1 до 01.08.2019. Считает, что постановление управления и порядок его принятия не соответствует закону, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности.

Управление в отзыве с изложенными в жалобе доводами не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как усматривается в материалах дела, в управление из Государственной жилищной инспекции Архангельской области поступило обращение гражданина, проживающего в доме № 3 по улице Фадеева в городе Няндоме, в том числе с жалобой на нарушение порядка предоставления мер социальной поддержки.

В заявлении в отдел от 23.03.2020 ФИО1 указала, что с мая 2019 года по февраль 2020 года ей не перечисляются обществом установленные законом льготы как ветерану труда за содержание и текущий ремонт жилого помещения. В квитанциях льготы указываются, но распоряжение о перечислении данных льгот отделению общество не предоставляет. Задолженность по оплате коммунальных услуг отсутствует.

Управлением вынесено определение от 23.03.2020 № 213 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по факту непредоставления за период с мая 2019 года по февраль 2020 года потребителю ФИО1, являющейся ветераном труда, льгот и преимуществ, установленных законом.

В ходе административного расследования управлением получено письмо отделения от 27.03.2020, в котором отделение сообщило, что                       ФИО1 включена в областной регистр лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, состоит на учете в отделении как «Ветеран труда Архангельской области» с 28.01.2009, в соответствии с Законом Архангельской области от 10.11.2004 № 262-33-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» (далее – Закон № 262-33-ОЗ) имеет право на меры социальной поддержки, в том числе по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (в размере 50 % по оплате жилищно-коммунальных услуг (водоснабжение холодное и горячее, водоотведение), взноса на капитальный ремонт, тепловой энергии, электрической энергии, газа). Выплата ФИО1 приостановлена по данным общества, переданным 04.07.2019 по причине имеющейся задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Письмом от 27.03.2020 общество пояснило, что в апреле, мае 2019 года ФИО1 компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлялась. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 1 Няндомского судебного района Архангельской области по делу от 10.06.2019 № 2-3253/2019 с ФИО1 взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг. На основании статьи 9.1 Закона № 262-33-ОЗ с 01.06.2019 ФИО1 приостановлена выплата льгот.

Определением указанного мирового судьи от 20.06.2019 судебный приказ по делу № 2-3253/2019 отменен.

Обществом подано исковое заявление о взыскании с   ФИО1 задолженности за содержание жилого помещения. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 24.12.2019 по делу № 2-5769/2019 в удовлетворении иска отказано.

Определением от 29.01.2020 по делу № 13-13/2020 мирового судьи судебного участка № 1 Няндомского судебного района Архангельской области внесены исправления в решение суда от 24.12.2019 по делу № 2-5769/2019. Определение по делу № 13-13/2020 вступило в законную силу 20.02.2020.

Общество указало, что ФИО1 произведен перерасчет с уменьшением размера платы за содержание жилого помещения, в результате которого выявлена переплата по льготам в декабре 2019 года и в январе                       2020 года. С 01.02.2020 ей возобновлена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Управлением установлено непредоставление потребителю                  ФИО1, являющейся ветераном труда, льгот и преимуществ, установленных законом, а именно непредоставления компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за содержание и ремонт жилого помещения:

за июнь 2019 года в сумме 524 руб. 54 коп. (перечисленные льготы потребителю – 0 руб.),

за июль 2019 года (перечисленные льготы потребителю 01.04.2020 – 523 руб. 06 коп.),

за август 2019 года (перечисленные льготы потребителю 01.04.2020 – 429 руб. 83 коп.),

за сентябрь 2019 года (перечисленные льготы потребителю 01.04.2020 -440 руб. 39 коп.),

за октябрь 2019 года (перечисленные льготы потребителю 01.04.2020 – 450 руб. 29 коп.),

за ноябрь 2019 года (перечисленные льготы потребителю 01.04.2020 – 434 руб. 29 коп.),

за декабрь 2019 года в сумме 432 руб. 14 коп. (начислено 0 руб., должно быть начислено 432 руб. 14 коп., отправленные льготы в отделение – 0 руб., перечисленные льготы потребителю – 0 руб.),

за январь 2020 года в сумме 371 руб. 42 коп. (начислено 371 руб.                        42 коп., отправленные льготы в отделение – 0 руб., перечисленные льготы потребителю – 0 руб.),

за февраль 2020 года в сумме 156 руб. 40 коп. (начислено 221 руб.                     79 коп., должно быть начислено 378 руб. 19 коп., отправленные льготы в отделение – 221 руб. 79 коп., перечисленные льготы потребителю 01.04.2020 – 221 руб. 79 коп.).

Общая сумма непредоставленных льгот по оплате коммунальных услуг за содержание и ремонт жилого помещения за июнь, декабрь 2019 года, январь, февраль 2020 года потребителю составила 1 484 руб. 50 коп.

Обществу 07.05.2020 направлено определение о вызове на составление протокола по части 3 статьи 14.8 КоАП РФ (на 15.05.2020 в 10 час 30 мин), вручено 12.05.2020 согласно почтовому уведомлению.

Общество представило возражения от 14.05.2020, со ссылкой на отсутствие события правонарушения, при несогласии с его позицией просило заменить административное наказание на предупреждение как субъекту малого предпринимательства.

Должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол от 15.05.2020 № 61 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.

Управлением вынесено постановление от 29.05.2020 № 48, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, направленные на нарушение норм федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о льготах и преимуществах определенных категорий потребителей, а также о порядке предоставления этих льгот и преимуществ.

Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 ЖК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона                           от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 262-33-ОЗ действие настоящего закона распространяется на следующие категории граждан Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области: лиц, являющихся ветеранами труда, имеющих право на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166-ФЗ), Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) либо достигших возраста соответственно 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, а также ветеранов военной службы, достигших возраста, дающего право на пенсию по старости (страховую пенсию по старости) в соответствии с Законом № 166-ФЗ, Законом № 400-ФЗ, либо достигших возраста соответственно 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин; лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Архангельской области», если они достигли возраста соответственно 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

В пункте 1 статьи 3 Закона № 262-33-ОЗ установлено, что лицам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются по их выбору по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из объема фактически потребляемых услуг, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с абзацем вторым пункта 8 настоящей статьи.

Согласно пункту 1.1 статьи 3 Закона Архангельской области                              от 28.05.2008 № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Закон № 515-27-ОЗ) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок и условия приостановления и возобновления выплат компенсаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, определяется постановлением Правительства Архангельской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, утвержден постановлением Правительства Архангельской области                от 10.03.2010 № 61-пп (далее – Порядок № 61-пп).

Порядок № 61-пп устанавливает с учетом требований части 3 статьи 160 ЖК РФ правила назначения, предоставления, отказа в предоставлении, приостановления и возобновления предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в денежной форме, предусмотренных федеральными и областными законами, указанными в пункте 2 статьи 1 Закона № 515-27-ОЗ.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 61-пп расчет денежной выплаты осуществляется организациями, производящими начисление оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включая твердое топливо и сжиженный газ, иными лицами, наделенными в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующими полномочиями, в том числе специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах либо владельцами специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации (далее – организации жилищно-коммунального хозяйства), исходя из установленной социальной нормы площади жилья (если иное не установлено законодательством), действующих ставок, тарифов и нормативов потребления (если иное не установлено законодательством), стоимости твердого топлива и сжиженного газа.

Согласно пункту 23 Порядка № 61-пп, организации жилищно-коммунального хозяйства, за исключением регионального оператора и владельца специального счета, на основании заключенных соглашений с государственным учреждением ежемесячно, до 5-го числа, представляют в государственное учреждение (на магнитных носителях) списки получателей денежных выплат (с указанием суммы начисленных денежных выплат), списки получателей денежной выплаты, имеющих задолженность по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленную вступившим в законную силу решением суда (в том числе реквизиты судебного решения: наименование суда, вынесшего решение, дата вынесения и вступления в законную силу решения суда, номер дела, размер и период задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг), а также списки получателей денежной выплаты, не выполняющих соглашение по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (при наличии такого соглашения), содержащие сведения за предыдущий месяц.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является ветераном труда, ей предоставляться меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, за коммунальные услуги.

Задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг потребитель не имеет, что подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 24.12.2019 по делу № 2-5769/2019, которым обществу отказано в удовлетворении иска к ФИО1 о взыскании задолженности по плате за содержание жилого помещения за период с 01.12.2018 по 30.04.2019.

В материалах дела отсутствует вступившее в законную силу решение суда о наличии у ФИО1 задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Согласно письму отделения от 27.03.2020 № 10-21/260, выплата ФИО1 приостановлена по данным общества, переданным 04.07.2019, по причине имеющейся у гражданина задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Организации жилищно-коммунального хозяйства в установленном порядке несут ответственность за правильность производимых расчетов (пункт 5 Порядка № 61-пп).

Таким образом, общество неправомерно направило в отделение сведения о том, что у потребителя имеется задолженность, и тем самым лишило его права на получение льгот и преимуществ, установленных законом.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В соответствии с пунктом 18 Порядка № 61-пп суммы денежных выплат, излишне выплаченные получателю по вине государственного учреждения, территориального отдела, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.

Таким образом, общество, являясь организацией, ответственной за правильность производимых расчетов, организацией, осуществляющей начисление платежей по оплате коммунальных услуг и расчет мер социальной поддержки в денежной форме, своим поведением допустило непредставление потребителю льгот в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

Доводы заявителя об ином подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании правовых норм применительно к обстоятельствам настоящего спора.

Факт предоставления отделению сведений о наличии у потребителя задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, послуживший основанием приостановления потребителю выплат, обществом не опровергнут.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, в материалах дела не имеется.

С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.8 КоАП РФ.

Довод общества о нарушении управлением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), в том числе в части отсутствия оснований проведения проверки применительно к пункту «в» части 2 статьи 10 Закона, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в данном случае проверка в порядке Закона № 294-ФЗ не проводилась, административное правонарушение выявлено по результатам административного расследования.

В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении административного расследования.

На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, управлением не допущено.

Суд первой инстанции не усмотрел исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом деяния малозначительным, с чем апелляционная инстанция согласна.

Назначенный обществу административный штраф в сумме 5 000 руб. соответствует характеру совершенного административного правонарушения, соразмерен его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.

Оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции не имеется.

Совокупность обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 и частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, в данном случае отсутствует.

Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 августа                   2020 года по делу № А05-6218/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилремсервис» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                      Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                             Е.Н. Болдырева