ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-6485/16 от 13.12.2016 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-6485/2016

20 декабря 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2016 года.

     Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,

судей Т.В. Волковой, С.А. Жаткиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Лукиной,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Астраханской области и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 октября 2016 года по делу № А06-6485/2016, (судья А.М. Соколова),

по исковому заявлению Муниципального образования «Город Астрахань» в  лице управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» (ОГРН 1123015001625, ИНН 301509651)

к Министерству строительного и дорожного хозяйства Астраханской области (ОГРН 1053000014660, ИНН 3015068399)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Финансово-казначейское управление администрации Муниципального Образования «Город Астрахань», Министерство Финансов Астраханской области, о взыскании задолженность в размере 3 0792  431 рублей 54 копеек,

при участии в заседании:

от Муниципального образования «Город Астрахань» Ууправление по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» представитель Умерова Юлия Алексеевна по доверенности от 28.04.2016 г., выданной сроком до 31.12.2016 г.

от Муниципального образования «Город Астрахань» Финансово-казначейское управление Администрации муниципального образования «Город Астрахань» представитель Абрамян Роман Телманович по доверенности от 11.01.2016 г., действительной до 31.12. 2016 года,

иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось Муниципальное образование «Город Астрахань» в лице Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» с иском к субъекту  РФ Астраханской области в лице Министерства строительного и дорожного хозяйства Астраханской области о взыскании задолженность в размере 30.792.431 руб. 54 коп.

Решением от 07 октября 2016 года Арбитражного суда Астраханской области по делу № А06-6485/2016 с Астраханской области в лице Министерства строительного и дорожного хозяйства Астраханской области за счет казны Астраханской области в доход Муниципального образования «Город Астрахань» взыскано сумма долга в размере 30.792.431 руб. 54 коп.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство финансов Астраханской области и Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявители апелляционных жалоб считает, что предоставление субсидии на со финансирование расходных обя­зательств органов местного самоуправления на решение вопросов местного значения является правом субъекта Российской Федерации, но не обязанностью.

Астраханская область, считают заявители,  в 2015 году полностью исполнила свои обязательства перед муниципальным образованием «Город Астрахань» по предоставлению финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19 марта 2015 года между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее Минстрой АО) и муниципальным образованием «Город Астрахань» (далее - МО «Город Астрахань»), в соответствии с Порядком предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Астраханской области на софинансирование объектов в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 №427-П в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», заключено Соглашение №04-01/13 о направлении в 2015 году из бюджета Астраханской области субсидий МО «Город Астрахань» в рамках реализации государственной программы «Развитие, дорожного хозяйства Астраханской области» (далее - соглашение).

Данным соглашением определен порядок предоставления бюджету МО «Город Астрахань» субсидий из бюджета Астраханской области на со финансирование в рамках реализации государственной программы на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов па территории г Астрахани за счет средств дорожного фонда Астраханской области, включенных в перечень объектов.

Согласно п. 1.2 соглашения Минстрой АО с учетом дополнительных соглашений №1 от 16.07.2015 регистрационный №04-01/13-1, №2 от 04.12.2015 регистрационный №04-01/12­2 в соответствии с Законом Астраханской области от 15.12.2014 №81/2014-03 «О бюджете Астраханской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и Порядком, направляет субсидию в размере 75.055.138,72 (семьдесят пять миллионов пятьдесят пять тысяч сто тридцать восемь рублей 72 копейки) в доход бюджета МО «Город Астрахань».

Получателем средств бюджета Астраханской области в силу п. 1.3. является управление по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО «Город Астрахань».

В соответствии с п. 2.1.2. соглашения Минстрой АО принял на себя обязательства в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, определенных в бюджете Астраханской области на 2015 год, перечислить в доход бюджета Получателя в течение 15 рабочих дней со дня поступления денежных средств на лицевой счет Минстроя в соответствии с утвержденной сводной росписью в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на текущий финансовый год и плановый период с учетом полученной заявки о потребности в средствах бюджета Астраханской области от Получателя.

Согласно п. 2.1.3. соглашения, Минстрой АО, в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), обеспечивает соблюдение получателем субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, а также осуществляет контроль за ходом проведения работ па объектах, включенных в перечень объектов.

В свою очередь, получатель субсидий принял на себя обязательства с учетом дополнительного соглашения №2 от 04.12.2015 (регистрационный № 04-01/13-2) по долевому со финансированию работ на объекте в сумме 8.339.459.86 (восемь миллионов триста тридцать девять тысяч четыреста пятьдесят девять рублей 86 копеек).

Пунктом 1.5 соглашения утвержден перечень объектов с указанием объемов финансирования.

В целях исполнения условий соглашения, Управлением по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации муниципального образования «Город Астрахань» по результатам проведенных открытых аукционов заключены муниципальные контракты.

Всего в рамках настоящего соглашения подрядными организациями по муниципальным контрактам выполнены работы на сумму 81.288.737,42 рублей, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ из которых:

средств бюджета Астраханской области 73.159.863,66 рубля;

средств местного бюджета 8.128.873,76 рублей.

Необходимая отчетная документация, предусмотренная Соглашением, а также информация о выполнении Получателем обязательств на сумму 8.128.873,76 рублей представлялись своевременно.

Администрацией МО «Город Астрахань» во исполнение принятых на себя обязательств по соглашению, за счет средств местного бюджета, в 2015 году на спорные объекты произведено финансирование в сумме 8.128.873.76 (восемь миллионов сто двадцать восемь тысяч рублей 76 копеек), т.е. истцом исполнены свои собственные расходные бюджетные  обязательства.

Минстроем в рамках настоящего соглашения за счет средств областного бюджета профинансировано только 41.469.663,51 рублей.

Бюджетные ассигнования за счет средств областного бюджета из дорожного фонда в порядке со финансирования работ, выполненные подрядчиками на сумму 30.792.431,54 рубля, истцу не поступили.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.05.2016 по делу А06-1233/2016 с Управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО «Город Астрахань» в пользу ООО «Телец-2» взыскана задолженность по муниципальному контракту №63от 05.05.2015 в размере суммы, не профинансированной из областного бюджета в сумме 2.179.686.17 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 33.268.57 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2016 по делу А06-595/2016 с управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации МО «Город, Астрахань» в пользу ООО «СпецДорСтрой» взыскана задолженность по муниципальному контракту №62от 05.05.2015 в размере суммы, не профинансированной из областного бюджета в сумме 18.723.090,21 рублей.

Остальными подрядными организациями, с которыми были заключены муниципальные контракты в рамках реализации соглашения, областная часть предусмотренная контрактами не оплачена, в связи с чем. в настоящее время подрядными организациями ведется претензионная работа, и подаются исковые заявления в арбитражный суд Астраханской области о взыскании задолженности с получателя субсидии Управления по капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Астрахань» как заказчика по вышеуказанным муниципальным контрактам (А06-5724/2016.А06-5725/2016,А06-5726/2016, А06-3407/2016,А06-3408/2016).

Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году определены Постановлением Правительства Астраханской области от 27.02.2012 N 21-П в "О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Астраханской области" (далее - Порядок N 21 -п).

Пунктом 2 Порядка N 21 -п предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований фонда утверждается Законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее объема бюджетных ассигнований фонда, установленных в качестве источников формирования Законом Астраханской области от 06.10.2011 №59/2011-03 «О дорожном фонде Астраханской области».

Согласно пункту 7 Порядка N 21-п главным администратором доходов бюджета Астраханской области, установленных в качестве источников формирования фонда Законом Астраханской области, и главным распорядителем бюджетных средств фонда является Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Согласно абзацу второму пункта 1, пункту 2 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из определений в статье 6 БК РФ и на основании положений статьи 139 БК РФ, Закона Астраханской области от 15.12.2014 № 81/2014-03 «О бюджете Астраханской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и соглашения №04-01/39 от 31.08.2015, между Минстроем АО и МО, «Город Астрахань» возникли бюджетные, расходные и публичные обязательства.

По общему правилу статьи 5 БК РФ, Закон (решение) о бюджете, вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).

В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Таким образом, обязательства по перечислению субсидии должны были быть исполнены до 31 декабря 2015 года.

В соответствии с п. 6.2. соглашения, соглашение вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до полного исполнения обязательств, но не позднее 31 декабря 2015 года.

В соответствии с п. 4 соглашения, стороны принимают все меры к разрешению спорных вопросов путем переговоров. В случаях, когда достижение взаимоприемлемых решений оказывается невозможным, спорные вопросы между сторонами решаются в установленном законодательством порядке разрешения споров между юридическими лицами.

В связи с неисполнением принятых обязательств ответчиком, в адрес Минстроя была направлена претензия о необходимости перечисления оставшейся части субсидии в размере 31 690 200, 15 рублей в срок до 01.02.2016 года.

11 февраля 2016 года Минстрой АО отказал в удовлетворении претензии, указав, что в 2015 году из средств дорожного фонда Минстрою АО профинансировано 52,2% лимитов бюджетных  ассигнований,  в  МО  «Город Астрахань» в соответствии с заключенными

Соглашениями субсидии были перечислены не в полном объеме от заявленной потребности.

В связи с завершением финансового года, действие Соглашения закончено 31.12.2015 года.

В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.

 Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Статья 6 БК РФ содержит понятия бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

 Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).

Рассматриваемый спор связан с исполнением уже подписанного соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов из областного бюджета местному.

 Использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности.

В силу статьи 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Муниципальное образование в лице Администрации в рамках настоящего дела является участником как бюджетных, так и гражданских правоотношений и обладает в силу закона (статья 139 БК РФ) правом на получение финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в том числе и для обеспечения финансирования обязательств перед подрядчиком и одновременно своих публичных обязательств перед населением поселения, исходя из предмета ведения органов местного самоуправления и гарантий осуществления своих полномочий, предусмотренных статьей 133 Конституции Российской Федерации.

Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

Согласно статье 135 БК РФ из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. (пункт 3 статьи 139 БК РФ).

В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения были определены Постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 г. в «Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Астраханской области за счет средств дорожного фонда Астраханской области».

Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году определены Постановлением Правительства Астраханской области от 27.02.2012 N 21-П в "О порядке формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Астраханской области" (далее - Порядок N 21 -п).

Пунктом 2 Порядка N 21-п предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований фонда утверждается Законом Астраханской области о бюджете Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период в размере не менее объема бюджетных ассигнований фонда, установленных в качестве источников формирования Законом Астраханской области от 06.10.2011 №59/2011-03 «О дорожном фонде Астраханской области».

Согласно пункту 7 Порядка N 21-п главным администратором доходов бюджета Астраханской области, установленных в качестве источников формирования фонда Законом Астраханской области, и главным распорядителем бюджетных средств фонда является министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Как указано выше, нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.

Согласно части 4 статьи 179.4 БК РФ дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).

Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации, установленных законом субъекта Российской Федерации, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от: акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации; транспортного налога; иных поступлений, утвержденных законом субъекта Российской Федерации, предусматривающим создание дорожного фонда субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году.

Бюджетное обязательство не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году).

Субъект федерации в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему со финансированию расходов на выполнение работ для нужд населения.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Вместе с тем недопустимо ограничение источников взыскания по обязательствам публичных образований путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ.

В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну (пункт 2Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").

Поскольку доказательств исполнения обязательств в материалы дела не представлено, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

В рассматриваемом случае спорные обязательства возникли у Астраханской области, в связи с чем исковые требования обоснованно удовлетворены за счет средств казны Астраханской области.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 октября 2016 года по делу № А06-6485/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.

            Председательствующий                                                             А.Ю. Никитин

            Судьи                                                                                                          С.А. Жаткина

                                                                                                                      Т.В. Волкова