ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А07-24010/2022 от 26.07.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3856/23

Екатеринбург

31 июля 2023 г.

Дело № А07-24010/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Столярова А.А., Суспициной Л.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.11.2022 по делу
№ А07-24010/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан предоставила в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя администрации. Ходатайство судом удовлетворено.

В судебном заседании приняли участие представители (посредством онлайн-присутствия):

общества с ограниченной ответственностью «Горнодобывающая компания «Алтын яр» - ФИО1 (доверенность от 08.08.2022);

Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – ФИО2 (доверенность от 16.03.2023).

Общество с ограниченной ответственностью «Горнодобывающая компания «Алтын яр» (далее – общество ГДК «Алтын яр») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее –министерство) о признании незаконным бездействия министерства в части уклонения от принятия и вывоза древесины (сосна) в количестве 796 куб. м, полученной при осуществлении рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 02:48:010801:107, расположенном в Ильчигуловском сельсовете Учалинского района в 2,8 км на юго-восток от
д. Ильчигулово, и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Решением суда первой инстанции от 16.11.2022 признано незаконным бездействие министерства в части уклонения от принятия и вывоза древесины (сосна) в количестве 796 куб. м, полученной обществом ГДК «Алтын яр» при осуществлении рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 02:48:010801:107, расположенном в Ильчигуловском сельсовете Учалинского района, в 2,8 км. на юго-восток от деревни Ильчигулово. Суд обязал министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества ГДК «Алтын яр» путем принятия и вывоза древесины (сосна) в количестве 796 куб. м с территории земельного участка с кадастровым номером 02:48:010801:107, расположенного в Ильчигуловском сельсовете Учалинского района, в 2,8 км. на юго-восток от деревни Ильчигулово, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества ГДК «Алтын яр» отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и предоставленным доказательствам. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод суда апелляционной инстанции о том, что министерство, уклоняясь от заключения дополнительного соглашения, от разрешения поставленных обществом вопросов, действовало непоследовательно, что противоречит базовым правовым принципам правовой определенности и предсказуемости поведения государственных органов. По мнению заявителя, министерство действовало в рамках предоставленных ему полномочий, к которым рубка деревьев, а также дальнейшая реализация древесины, полученной в результате такой рубки, не относятся, договор аренды составлен с учетом требований к форме, установленных приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, действуя в соответствии с Положением о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35, министерство письмом от 20.01.2022 № М04ТО-05-61-исх-10 обоснованно отказало обществу ГДК «Алтын яр» в заключении дополнительного соглашения к договору. Также, по мнению заявителя, ссылаясь на положения договора
№ 467-20-61зем, не предусматривающего возможность рубки деревьев на предоставленном земельном участке, общество ГДК «Алтын яр» должно было согласовать с компетентным органом, то есть органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится предоставление порубочного билета, рубку деревьев.

Общество ГДК «Алтын яр» предоставило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан также предоставило отзыв на кассационную жалобу заявителя, в котором поясняет, что 23.06.2022 в адрес Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан поступило обращение общества «ГК «Алтын яр» о принятии мер по урегулированию ситуации и организации приемки, вывоза древесины с земельного участка, арендуемого обществом. Заявителю дан ответ о том, что участок с кадастровым номером 02:48:010801:107 не относится к землям лесного фонда, ввиду чего выдача разрешений на рубку данной древесины не входит в компетенцию Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан. Также Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан отмечает, что согласно пункту 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.

Кроме того, Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан также предоставила отзыв на кассационную жалобу заявителя, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу министерства – без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992
№ 2395-1 «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду (пункт 2 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации), при этом использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса, согласно части 5 которой допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в целях осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.07.2020 № 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (далее – Правила).

Согласно пункту 14 Правил на лесных участках, предоставленных в аренду в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Согласно пункту 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации принадлежит Российской Федерации, а реализация древесины такой древесины осуществляется в соответствии с Правилами реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604, которые, в свою очередь, устанавливают, что Правила не распространяются на лиц, заключивших договор аренды лесного участка для заготовки древесины в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации) в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий необходимо предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Соответствующие условия могут быть включены в заключаемые указанными федеральными органами исполнительной власти соглашения об установлении сервитута в отношении таких земельных участков.

В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление имущественных прав от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации делегировано органам государственной власти в рамках их компетенции, установленной соответствующими нормативно-правовыми актами.

Согласно пункту 3.8 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.01.2014 № 35 (далее - Положение), предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции Министерства.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения одной из основных задач министерства является приватизация, управление и распоряжение земельными ресурсами и государственным имуществом в пределах своей компетенции.

К функциям министерства отнесено проведение торгов по продаже государственного имущества, включая недвижимое имущество (пункт 3.37 Положения).

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что03.08.2016 обществу ГДК «Алтын яр» предоставлена лицензия серии УФА № 02217 БР на геологическое изучение, разведку и добычу россыпного золота в пределах Верхне-Миасской группы россыпей.

Между обществом ГДК «Алтын яр» (арендатор) и Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан 24.12.2020 в лице Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы (арендодатель) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 467-20-61зем, по условиям которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 02:48:010801:107, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, Ильчигуловский сельсовет (2,8 км на юго-восток
от д. Ильчигулово), недропользование, в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на участок, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, обшей площадью
129 986 кв. м (пункт 1.1 договора).

По условиям пункта 5.4.2 договора аренды общество ГДК «Алтын яр» обязано использовать участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием способами, не причиняющими вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как пояснило общество ГДК «Алтын яр», для использования земельного участка в целях добычи полезных ископаемых по лицензии обществу ГДК «Алтын яр» требуется рубка лесных насаждений.

При этом договором аренды право на рубку лесных насаждений прямо не предусмотрено.

В феврале 2021 общество ГДК «Алтын яр» обратилось в Комитет по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы с просьбой предоставить разрешение на рубку лесных насаждений на земельном участке.

В письме от 19.03.2021 № 01/232 Комитет по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы пояснил, что общество ГДК «Алтын яр» вправе осуществлять рубку лесных насаждений, дополнительное разрешение со стороны уполномоченного органа не требуется.

Общество ГДК «Алтын яр» 23.06.2021 направило в Комитет по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району и г. Учалы письмо исх. № 56 с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды, а также предложило урегулировать порядок реализации (утилизации) вырубленных деревьев условиями договора аренды.

Письмом от 20.01.2022 № М04ТО-05-61-ИСХ-10 министерство в лице Отдела по Учалинскому району и г. Учалы отказало обществу ГДК «Алтын яр» в заключении дополнительного соглашения со ссылкой на установленную форму договора аренды, не подлежащую изменению.

Общество ГДК «Алтын яр» произвело рубку лесных насаждений в границах земельного участка с последующим складированием полученной древесины на его территории.

Общество ГДК «Алтын яр» 04.02.2022 обратилось в министерство через отдел по Учалинскому району и г. Учалы с письмом исх. № 9 с просьбой обеспечить приемку и вывоз с территории земельного участка древесины (сосны) в количестве 796 куб. м.

Письмом от 08.02.2022 № М04ТО-05-01-исх 82 министерство в лице Отдела по Учалинскому району и г. Учалы отказало заявителю в приемке древесины, пояснив, что министерство осуществляет распоряжение земельными участками, при этом свои полномочия министерство делегировало начальникам отделов Управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления министерства в соответствии с их территориальной принадлежностью. В отношении иных имущественных отношений полномочия не делегированы, в связи с чем по вопросу о приемке древесины необходимо обратиться непосредственно в министерство.

Общество ГДК «Алтын яр» 10.02.2022 письмом исх. № 11 обратилось в министерство с с просьбой обеспечить приемку и вывоз с территории земельного участка древесины (сосны) в количестве 796 куб. м.

Письмом от 03.03.2022 № РГ-05-01/2795 министерство уведомило общество ГДК «Алтын яр» о переадресации обращения по подведомственности в Администрацию муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан.

Письмом от 05.04.2022 № 01-19/2011 Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан уведомила общество ГДК «Алтын яр» о направлении запроса в государственное казенное учреждение Республики Башкортостан «Управление лесничества» по Учалинскому лесничеству о согласовании реализации древесины.

Также письмом от 27.05.2022 № 01-19-3134 Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан рекомендовала обществу ГДК «Алтын яр» обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации.

Общество ГДК «Алтын яр» 20.06.2022 направило в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан письмо исх. № 54 с просьбой принять меры по урегулированию сложившейся ситуации, организовать приемку и вывоз древесины.

Письмом от 28.06.2022 № МО6-02-4032 Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан ответило отказом, отметив, что земельный участок не относится к землям лесного фонда.

Ссылаясь на уклонение органов власти от приемки и вывоза древесины, что, по мнению заявителя, нарушает его права на использование земельного участка, общество ГДК «Алтын яр» обратилось в арбитражный суд.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что предоставленный обществу в аренду земельный участок не относится к землям лесного фонда, право собственности на него не разграничено, что не позволяет применять положения Лесного кодекса Российской Федерации, а также сделать однозначный вывод о поступлении древесины в собственность Российской Федерации и отнесении обязанности по ее реализации к компетенции Росимущества.

Далее суды приняли во внимание, что договор аренды № 467-20-61зем не содержит условия относительно перехода древесины в собственность общества ГДК «Алтын яр», с учетом чего заключили, что право собственности на древесину принадлежит собственнику земельного участка, на котором произрастали срубленные деревья.

Таким образом, учитывая, что государственная собственность в отношении предоставленного обществу ГДК «Алтын яр» земельного участка не разграничена, что сторонами не оспаривается, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что полученная обществом ГДК «Алтын яр» древесина находится в государственной собственности (федеральной либо субъекта федерации).

Приняв во внимание, что в силу положений статьей 125, 210, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 2.2, 3.8, 3.37 Положения на министерство возложена обязанность от имени государства осуществлять полномочия собственника в отношении государственного имущества, к которому в рассматриваемом случае относится древесина, суды признали, что министерство как уполномоченный законом представитель арендодателя распоряжается древесиной, поскольку получение и реализация древесины неразрывно связаны с арендой земельного участка, выступая последствием его предоставления обществу для целей недропользования.

Суды обоснованно отклонили доводы министерства о том, что обществу ГДК «Алтын яр» необходимо было согласовать рубку деревьев на предоставленном в аренду для целей недропользования земельном участке с компетентным органом в соответствии с установленной законом процедурой, учитывая следующее.

Принимая во внимание условия пунктов 5.4.2, 5.5 договора, цель предоставления земельного участка – недропользование (добыча россыпного золота по лицензии, осуществляемая открытым способом, то есть полигон подлежит очистке от деревьев и кустарников с последующим снятием почвенного слоя, о чем арендодателю не могло быть неизвестно), при этом договор аренды земельного участка заключен уполномоченным органом -Администрацией муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан в лице Комитета по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району, суды обоснованно признали, что, предоставляя земельный участок для указанных целей, орган местного самоуправления выразил согласие на вырубку деревьев и снятие почвенного слоя.

Кроме того, суды приняли во внимание факт обращения общества ГДК «Алтын яр» к Комитету по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району как к лицу, непосредственно заключившему договор аренды, с просьбой подтвердить право на вырубку.

В письме от 19.03.2021 № 01/232 Комитет по управлению собственностью Минземимущества Республики Башкортостан по Учалинскому району сообщил о праве общества ГДК «Алтын яр» осуществлять рубку, отметив, что дополнительное разрешение со стороны комитета не требуется.

Также 23.06.2021 общество ГДК «Алтын яр» обратилось к уполномоченному лицу с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору аренды (письмо № 38), предложив урегулировать порядок вырубки и реализации (утилизации) вырубленных деревьев условиями договора аренды.

В письме от 20.01.2022 № М04ТО-05-61-ИСХ-10 министерство в лице отдела по Учалинскому району и г. Учалы отказало обществу ГДК «Алтын яр» в заключении дополнительного соглашения (со ссылкой на установленную форму договора аренды, не подлежащую изменению). При этом возражений относительно вырубки деревьев не высказало, на необходимость получения обществом порубочного билета либо иного согласования вырубки не указывало.

Указанные возражения появились у министерства только в период рассмотрения настоящего дела.

Со ссылкой на пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 суд апелляционной инстанции обоснованно указал на обязанность исполнительных органов власти при заключении договора аренды земельных участков предусматривать в договоре возможность осуществления рубок деревьев, отметив при этом, что общество предлагало министерству урегулировать данный вопрос, а также разрешить вопрос относительно реализации древесины путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды, вместе с тем от заключения дополнительного соглашения министерство отказалось, от разрешения поставленных обществом вопросов уклонилось.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание непоследовательное, противоречащее базовым принципам правовой определенности и предсказуемости поведение государственных органов, учитывая, что министерство сначала согласовало рубку деревьев, при этом должно было понимать последствия, однако в заключении дополнительного соглашения обществу отказало, руководствуясь положениями статьи 210, пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил, Положения о министерстве, учитывая, что министерство является исполнительным органом, осуществляющим предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования общества ГДК «Алтын яр» о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося в уклонении от принятия и вывоза древесины (сосна) в количестве 796 куб. м, полученной при осуществлении рубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 02:48:010801:107, придя к верному выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя будет возложение на министерство обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества ГДК «Алтын яр» путем принятия и вывоза древесины (сосна) в количестве 796 куб. м с территории земельного участка с кадастровым номером 02:48:010801:107, расположенного в Ильчигуловском сельсовете Учалинского района, в 2,8 км на юго-восток от деревни Ильчигулово.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.11.2022 по делу
№ А07-24010/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Татаринова

Судьи А.А. Столяров

Л.А. Суспицина