ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А17-1285/2010 от 16.08.2010 АС Волго-Вятского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

603082, Нижний Новгород, Кремль, 4, http://fasvvo.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Нижний Новгород

Дело № А17-1285/2010

16 августа 2010 года

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Кислицына Е.Г.,

судей Чернышова Д.В., Шишкиной Е.Н.

без участия представителей сторон

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу третьих лиц –

индивидуальных предпринимателей ФИО1 и

ФИО2

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.05.2010,

принятое судьями Герасимовым В.Д., Кочешковой М.В., Чеботаревой И.А.,

по делу № А17-1285/2010

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО3

о признании недействующим постановления администрации
 Южского муниципального района Ивановской области от 29.01.2010 № 48
 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка»,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, –

индивидуальные предприниматели ФИО1 и

ФИО2,

и у с т а н о в и л :

индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействующим постановления от 29.01.2010 № 48 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка», принятого главой администрации Южского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация).

Заявленные требования основаны на статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что установленный публичный сервитут на земельный участок, собственником которого является Предприниматель, нарушает его права и не соответствует целям обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения. Кроме того, при установлении публичного сервитута органом местного самоуправления нарушены порядок и процедура организации и проведения публичных слушаний по вопросу необходимости такого ограничения.

К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.05.2010 заявленные требования удовлетворены и спорное постановление Администрации признано недействующим как несоответствующее пунктам 2 и 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд посчитал, что принятое Администрацией постановление об установлении публичного сервитута принято не для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, а фактически в интересах индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 Кроме того, суд указал, что доступ к объектам недвижимости данных лиц возможен через земли общего пользования.

Не согласившись с названным судебным актом, индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Основные доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что суд в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял к производству и рассмотрению заявление Предпринимателя, в котором не указаны ссылки на нормы материального и процессуального права как на основание заявляемых требований. Суд первой инстанции необоснованно посчитал, что публичный сервитут установлен в интересах индивидуальных предпринимателей ФИО1 и
 ФИО2, аргументировав свой вывод тем, что на территории города Южи существуют другие организации, осуществляющие деятельность, аналогичную той, которой занимаются заинтересованные предприниматели. Данный аргумент нарушает статью 34 Конституции Российской Федерации, устанавливающую свободу предпринимательской деятельности, которая относится к правам и свободам человека и гражданина. При рассмотрении дела суд не исследовал факт того, что существующий вариант проезда и прохода к зданию заинтересованных предпринимателей не оборудован и не благоустроен. Суд не исследовал тот факт, что земельный участок, на котором в настоящее время существует проезд, сформирован администрацией города для возведения торгового центра и, соответственно, с началом строительства будет огорожен.

Отзывы на жалобу участники судебного разбирательства не представили.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Законность решения суда первой инстанции по данному делу проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав полномочных представителей сторон, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как видно из документов и установил суд, Предприниматель является собственником земельного участка общей площадью 1 717 квадратных метров с кадастровым номером 37:21:061003:0072, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2006 серии 37-АА № 144692.

С данным участком граничит земельный участок общей площадью 246 квадратных метров с кадастровым номером 37:21:061003:0065, принадлежащий на праве общей долевой собственности предпринимателям ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2005 37-АА № 031682.

На земельном участке, принадлежащим ФИО1 и ФИО2, расположено здание общей площадью 200,8 квадратного метра, в котором ФИО1 и ФИО2 осуществляют предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением гражданам города социально-значимых услуг. К данному зданию существовал проезд, проходивший через земельный участок, собственником которого является Предприниматель. В результате конфликтной ситуации Предприниматель возвел на границе смежных земельных участков забор, в связи с чем ограничил подъезд и проход к зданию, принадлежащему ФИО1 и ФИО2

ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию с заявлением от 29.10.2009 об установлении сервитута на земельном участке, принадлежащем Предпринимателю.

Глава Администрации вынес постановление от 29.01.2010 № 48 «Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка», согласно которому установлен постоянный публичный сервитут на часть земельного участка, расположенного по адресу: <...>, для прохода и проезда неопределенного круга лиц. ФИО2 рекомендовано провести земельно-кадастровые работы по формированию части земельного участка, входящего в сферу действия публичного сервитута.

Предприниматель посчитал, что данное постановление принято с нарушением норм действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут представляет из себя право ограниченного пользования (в том числе для прохода и проезда через соседний земельный участок) чужим земельным участком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В силу пункта 5 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

В нарушение приведенных норм права Администрация не представила доказательств, свидетельствующих о наличии у неопределенного круга лиц препятствий в проходе и проезде к указанному земельному участку и зданию. Кроме того, к спорному земельному участку и зданию, помимо прохода, расположенного на земельном участке Предпринимателя, существуют иные проходы через земли общего пользования. Администрация данное обстоятельство не оспаривает. Ненадлежащее состояние существующих проходов не может служить правовым основанием для установления публичного сервитута.

При таких обстоятельствах суд сделал обоснованные выводы об установлении сервитута исключительно в интересах предпринимателей ФИО1 и
 ФИО2, а также об отсутствии необходимости обременения земельного участка ФИО3, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.

Приведенные в кассационной жалобе доводы откланяются окружным судом, как несостоятельные на основании следующего.

В заявлении о признании недействующим постановления об установлении постоянного публичного сервитута Предприниматель четко сформулировал свои требования со ссылкой на нормы материального права, а именно на статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации. При подаче заявления Предпринимателем соблюдены все требования предусмотренные статьями 125 и 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для оставления заявления без движения у суда первой инстанции не было.

Мнение заявителя о том, суд первой инстанции нарушил статью 34 Конституции Российской Федерации, устанавливающую свободу предпринимательской деятельности, основано на неверном толковании норм материального права и принятого решения. Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что публичный сервитут установлен в интересах индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2, поскольку именно они подали заявление в Администрацию с просьбой установить сервитут. Спорный аргумент суда сводится к тому, что в случае прекращения установленного сервитута местное население, в целом по городу, не будет лишено возможности получать услуги, предоставляемые ФИО1 и ФИО2 (либо аналогичные им).

Аргумент о том, что существующий вариант проезда и прохода к зданию заинтересованных предпринимателей не оборудован и не благоустроен, не является основанием для установления публичного сервитута на земельный участок Предпринимателя, со стороны которого проход более благоустроен. ФИО1 и ФИО2, являясь индивидуальными предпринимателями и собственниками земельного участка, не лишены возможности благоустроить проход к своему зданию.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

Расходы по уплате государственной пошлины, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.05.2010 по делу № А17-1285/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Е.Г. Кислицын

Судьи

Д.В. Чернышов

Е.Н. Шишкина