ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А19-22076/20 от 16.12.2021 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

22 декабря 2021 года

Дело № А19-22076/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Левошко А.Н.,

судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.

при участии в судебном заседании представителя Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО «Иркутскэнерго») –
ФИО1 (доверенность № 194 от 09.07.2021, паспорт, диплом),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (ПАО «Иркутскэнерго») на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 года по делу № А19-22076/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года по тому же делу,

установил:

Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации
(ПАО «Иркутскэнерго») (ОГРН <***>, ИНН <***>,далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации муниципального образования «город Черемхово» (далее – администрация) о признании незаконными бездействия, выразившегося в непроведении мероприятий по исключению из границ населенного пункта и изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:33:010258:4, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12 (далее – земельный участок); действий, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непроведении мероприятий по исключению из границ населенного пункта земельного участка, отменить, направить дело в указанной части на новое рассмотрение.

Согласно доводов кассационной жалобы, поскольку в силу совокупности положений статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ),
статей 5.1, 9, 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), статей 11, 12 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 59-оз «О градостроительной деятельности в Иркутской области» (далее – Закон № 59-оз) и статей 4 и 6 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» (далее – Закон № 99-оз) для принятия положительного или отрицательного решения органом местного самоуправления по обращению заинтересованных лиц с предложениями по изменению проекта генерального плана требуется коллективное мнение, которое определяется на публичных слушаниях, бездействие администрации по непроведению обязательных мероприятий по исключению из границ населенного пункта земельного участка является незаконным.

В представленном отзыве администрация просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержала свои правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе.

Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником промышленного объекта – золошлакоотвала, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Черемхово, ТЭЦ-12 (свидетельство о государственной регистрации права серия 38 АД 640033 от 08.12.2011).

Данный объект расположен на земельном участке, относящемся к землям населенных пунктов, общей площадью 344 389 кв.м, с видом разрешенного использования «для размещения золошлакоотвала», который является государственной собственностью.

Согласно договору аренды № 12 от 12.05.2003 общество является арендатором данного земельного участка на период с 23.10.2003 по 23.10.2052.

06.05.2020 общество обратилось в администрацию с заявлением об исключении из границ населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка.

Письмом № 1388 от 03.08.2020 администрация проинформировала общество о невозможности исключения испрашиваемого земельного участка из границ населенного пункта, так как в противном случае будут нарушены требования
пункта 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) - при оформлении выхода на границы муниципального образования «город Черемхово» будет пересечение с ранее учтенными земельными участками с кадастровыми номерами 38:33:010262:5 и 38:33:010262:6; также сообщено об изменении на основании распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации
№ 368 от 30.07.2020 вида разрешенного использования земельного участка с «для размещения золошлакоотвала» на «энергетика».

Не согласившись с указанными действиями (бездействием) администрации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что оспариваемые действия и бездействие администрации являются законными, не нарушают права и законные интересы заявителя.

В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании действий (бездействия) может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200
АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3
статьи 201 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, законности его совершения, наличия у органа надлежащих полномочий на совершение оспариваемого действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для его совершения, возлагается на орган, который совершил соответствующее действие (бездействие). Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих указанные действия (бездействие), от обязанности доказывания оснований своих требований.

На основании положений статьи 8 ГрК РФ, статьи 4.1 Закона
№ 191-ФЗ, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления (подпункт 3); перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном указанным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 8); порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9).

Согласно положениям статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1); границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2).

Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 84 ЗК РФ).

Статьей 8 ГрК РФ установлена компетенция органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, в том числе внесение изменений в него, особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа установлены статьями 5.1, 9, 24, 25, 28 ГрК РФ, в соответствии с которыми в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, по результатам которых составляются соответствующие протоколы (заключения), являющиеся обязательным приложением к проекту генерального плана.

В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, по результатам рассмотрения заявления общества в части исключения из границ населенного пункта земельного участка администрация письмом № 1388 от 03.08.2020 проинформировала общество о невозможности исключения испрашиваемого земельного участка из границ муниципального образования «город Черемхово» в связи с нарушением прав третьих лиц (правообладателей ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 38:33:010262:5 и 38:33:010262:6), что приведет к нарушению требований пункта 2 статьи 83 ЗК РФ.

Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, руководствуясь вышеизложенными положениями ЗК РФ, ГрК РФ, Закона № 191-ФЗ, учитывая разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенные в письме от 29.10.2020
№ Д23-4426 «По некоторым вопросам, связанным с установлением (изменением) границ населенных пунктов», согласно которым действующим законодательством не предусмотрена возможность установления прерывающейся и многоконтурной границы населенного пункта, установив, что в соответствии с Публичной кадастровой картой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от границы муниципального образования «город Черемхово» до испрашиваемого земельного участка расположены ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами 38:33:010262:5 и 38:33:010262:6, тогда как исключение испрашиваемого земельного участка из границ муниципального образования «город Черемхово» приведет к пересечению с указанными земельными участками, что в силу требований земельного законодательства является недопустимым.

При этом судами обоснованно отклонены доводы общества о непроведении публичных слушаний по вопросу исключения земельного участка из границ муниципального образования «город Черемхово», поскольку учитывая, что заявление общества было рассмотрено в соответствии с Положением о составе, порядке подготовки генерального плана города Черемхово и внесения в него изменений, утвержденного постановлением администрации от 22.12.2015 № 1007; по заявлению общества протоколом и заключением от 29.07.2020 действующей на основании постановления администрации от 10.12.2015 № 980 «О комиссии по рассмотрению предложений о внесении изменений в генеральный план города Черемхово» комиссией принято решение о нецелесообразности принятия предложения о внесении изменений в генеральный план муниципального образования «город Черемхово» ввиду нарушения требований пункта 2 статьи 83 ЗК РФ; поскольку результаты публичных слушаний не являются обязательными для органа местного самоуправления, который их проводит, этап принятия органом местного самоуправления решения по обращению заинтересованных лиц с предложениями по проекту генерального плана не наступил, а любые результаты публичных слушаний с учетом установленных по настоящему делу конкретных обстоятельств не позволят преодолеть изложенные выше императивные требования земельного законодательства, суды обоснованно отметили, что необходимость в проведении указанных мероприятий в порядке, предусмотренном статьей 5.1 ГрК РФ, у администрации отсутствовала.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.

Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 июня 2021 года по делу
№ А19-22076/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 26 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

А.Н. Левошко

В.Д. Загвоздин

М.М. Шелёмина