ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-1703/2022
17 августа 2023 года 15АП-9926/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» в режиме веб-конференции: представитель ФИО1 по доверенности от 03.08.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казённого учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2023 по делу №А32-1703/2022
по заявлению Государственного казённого учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Государственное казённое учреждение Краснодарского края «Кубаньземконтроль» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - Департамент) от 21.12.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №21-061/ЮЛ/2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражным судом Краснодарского края привлечён Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2023 в удовлетворении заявления Учреждения было отказано. Решение мотивировано наличием в действиях Учреждения состава вменённого административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает, что ФИО2, занимая должность заместителя директора Учреждения получал заработную плату по основной должности заместителя. На момент исполнения обязанностей директора Учреждения ФИО2 соглашение о расторжении трудового договора между директором Учреждения ФИО3 и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края не заключалось. Законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность, в данном случае, возникновения фактических трудовых взаимоотношений между ФИО2 и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в том числе в связи с наличием действующих трудовых отношений, выраженных в трудовом договоре между ФИО3 и Департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
При проведении проверочных мероприятий Департаментом, нарушений действующего законодательства в том числе в части начисления и выплаты заработной платы и премий заместителю директора, на основании собственно изданных приказов Учреждением, одновременно являющегося исполняющим обязанности директора Учреждения в отсутствии приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края о согласовании, не выявлялось. Выплаченные премии исполняющим обязанности директора Учреждения ФИО2 в соответствии с приказами себе как заместителю директора Учреждения соответствуют локальным актам Учреждения в том числе Положению об оплате труда (утвержденное директором Учреждения и согласованное протоколом общего собрания работников).
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Учреждения и Департамента об участии их представителей в судебном заседании с использованием системы веб-конференции.
В назначенное время Учреждением не обеспечило подключение к судебному заседанию в режиме веб-конференции.
Представитель Департамента просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Третье лицо, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
07.08.2023 апелляционный суд объявил перерыв в судебном заседании до 14.08.2023.
После перерыва В назначенное время Учреждением не обеспечило подключение к судебному заседанию в режиме веб-конференции.
Представитель Департамента просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании приказа Департамента от 26.10.2021 №133 в отношении Учреждения проведено контрольное мероприятие, по результатам которого установлено:
- в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9 Раздела 2 Положения №742, пункта 5 Раздела 3 Положения №193, пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда, Учреждением в 2019-2020 годы допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премии исполняющему обязанности директора ФИО2 в общей сумме 668327 руб. 06 коп.;
- в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Учреждением в 2020-2021 годы допущено нецелевое использование средств краевого в общей сумме 78003 руб. 93 коп. на расходы по оплате отпускных исполняющему обязанности директора Учреждения ФИО2 (в 2020, октябре 2021), заместителю директора Учреждения ФИО2 (в феврале, марте, августе 2021) при исчислении которых в расчёт среднего заработка включены премии, начисленные и выплаченные в нарушение пункта 9 Раздела 2 Положения №742, пункта 5 Раздела 3 Положения № 193, пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 08.12.2021.
В связи с выявленными нарушениями, 14.12.2021 главным консультантом отдела Департамента, в присутствии представителя Учреждения, составлен протокол №21-061/ЮЛ/2 об административном правонарушении.
21.12.2021 заместителем руководителя Департамента, в отсутствии представителя Учреждения, рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении Учреждению административного наказания в соответствии со статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 27274 руб. 65 копеек.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективная сторона правонарушения выражается в использовании бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств. Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Статьёй 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьёй 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств
Как следует из материалов дела, приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 21.10.2019 №2195 «О временном возложении исполнения обязанностей директора государственного казённого учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» (далее - Приказ №2195) на заместителя директора Учреждения ФИО2 с 21.10.2019 было возложено исполнение обязанностей директора Учреждения.
С должностной инструкцией руководителя государственного казенного Учреждения, утверждённой руководителем Департамента имущественных отношений Краснодарского края 06.02.2018, ФИО2 был ознакомлен 21.10.2019.
В Уставе Учреждения, утверждённом приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.12.2010 №1064 (в ред. от 06.02.2014 №170, от 13.07.2016 №1173, от 16.08.2016 №1443, от 03.10.2016 №1911, от 23.06.2017 №1239) (далее - Устав) отражены права и обязанности руководителя Учреждения.
Наряду с этим, права и обязанности руководителя Учреждения закреплены в должностной инструкции от 06.02.2018 ФИО2.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава, Учреждение возглавляет директор, именуемый руководитель, назначаемый на эту должность уполномоченным органом в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 5.2 Устава, руководитель действует от имени учреждения без доверенности, представляет его интересы на территории Российской Федерации и за её пределами.
Пунктом 5.3 Устава предусмотрена обязанность руководителя обеспечивать рациональное использование имущества, в том числе финансовых средств, принадлежащих Учреждению.
Таким образом, Приказом №2195 на ФИО2 возложены все полномочия и должностные обязанности руководителя, в том числе требования соблюдений нормативных правовых актов, распространяющих свое действие на руководителей государственных учреждений Краснодарского края.
В силу статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Частью 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. Статус юридического лица, организация деятельности учреждения определены Уставом.
Пунктом 5.2 Устава определено, что руководитель действует от имени учреждения без доверенности, представляет его интересы на территории Российской Федерации и за её пределами.
В силу пункта «л» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность.
31.10.2019 в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что ФИО2 является лицам, имеющим право без доверенности действовать от имени Учреждения.
В соответствии со статьёй 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьёй 4 Закона Краснодарского края от 11.11.2008 №1572-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» (далее - Закон №1572- КЗ) установлено, что базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Статьёй 6 Закона №1572-КЗ установлено, что перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях Краснодарского края устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
Постановлением главы Администрации Краснодарского края от 09.09.2010 №742 «Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края» утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края (далее - Положение №742).
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края приказом от 31.03.2010 №193 утверждено Положение о порядке выплаты руководителям государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность и напряженность труда, премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (далее - Положение №193), в соответствии с пунктом 2 раздела 1 которого оплата труда руководителя учреждения состоит из месячного должностного оклада и стимулирующих выплат: должностной оклад (подпункт 1 пункта 2); ежемесячная выплата за сложность, напряжённость и специфику выполняемой работы в размере 1,5 должностного оклада (подпункт 2 пункта 2); премия по результатам работы учреждения (подпункт 3 пункта 2) - размер премий не ограничивается в пределах фонда оплаты труда, порядок выплаты которых определяется работодателем; ежемесячное денежное поощрение (подпункт 4 пункта 2) - в размере 1,5 должностного оклада; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере 4 должностных окладов (подпункт 5 пункта 2).
29.06.2017 директором Учреждения было утверждено Положение об оплате труда, пунктом 3 раздела 5 которого установлено, что конкретный размер премии руководителю устанавливается в соответствии с Положением №193 по согласованию с департаментом имущественных отношений Краснодарского края.
В силу статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29.12.1965, с изменениями от 11.03.2003 «О порядке оплаты временного заместительства» (далее - Разъяснения №30/39) исполняющий обязанности руководителя работник премируется на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого им работника.
В силу статьи 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими законами и нормативными правовыми актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции её единоличного исполнительного органа.
В соответствии с положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно пункту 12 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в котором разъяснено, что если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключённым.
Таким образом, на исполняющего обязанности директора ФИО2 - как руководителя Учреждения - распространяются положения и требования Положения №742, Положения №193 и Положения Учреждения об оплате труда.
Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
В соответствии со статьёй 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплата труда работников казенных учреждений должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно нормам пункта 9 раздела 2 Положения №742 руководителю государственного учреждения Краснодарского края премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учётом показателей деятельности учреждения.
Разделом 3 Положения №193 установлено, что руководителям учреждений выплачивается премия по результатам работы. Премия является формой материального стимулирования добросовестного труда, а также конкретного вклада руководителя в эффективное выполнение задач, стоящих перед учреждением.
Пунктом 5 раздела 3 Положения №193 предусмотрено, что решение о премировании руководителей государственных учреждений, подведомственных департаменту имущественных отношений Краснодарского края оформляется приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, приказами Учреждения в период с января 2020 года по декабрь 2020 года за подписью исполняющего обязанности директора ФИО2 выплачивались премии по результатам работы за месяц - с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, работникам учреждения, в том числе и ФИО2.
Доказательства издания Департаментом имущественных отношений Краснодарского края локальных актов о премировании ФИО2 по результатам работы за месяц - с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, в материалы дела не представлены.
Таким образом, назначение и выплата ФИО2 премий по результатам работы за месяц - с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, не соответствует положениям пункта 9 раздела 2 Положения №742, пункта 5 раздела 3 Положения №193 и пункта 3 Раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда.
Согласно сведениям ИФНС России №3 по г.Краснодару от 15.01.2020 №7, по заявлению ФИО2 от 20.01.2020, при исчислении дохода, ему в проверяемом периоде был предоставлен имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании приказов Учреждения от 31.01.2020 №21-л «О начислении заработной платы за январь 2020», от 02.03.2020 №57-л «О начислении заработной платы за февраль 2020», от 25.03.2020 №73-л «О начислении заработной платы за март 2020», от 27.04.2020 №83-л «О начислении заработной платы за апрель 2020», от 01.06.2020 №107-л «О начислении заработной платы за май 2020», от 29.06.2020 №141-л «О начислении заработной платы за июнь 2020», от 31.07.2020 №167-л «О начислении заработной платы за июль 2020», от 01.09.2020 №200-л «О начислении заработной платы за август 2020», от 30.09.2020 №237-л «О начислении заработной платы за сентябрь 2020», от 29.10.2020 №265-л «О начислении заработной платы за октябрь 2020», от 30.11.2020 №294-л «О начислении заработной платы за ноябрь 2020», от 18.12.2020 №303-л «О начислении заработной платы за декабрь 2020», от 25.03.2020 №74-л «О выплате премии по результатам работы за 1 квартал 2020 года», от 29.06.2020 №142-л «О выплате премии по результатам работы за 1 полугодие 2020 года», от 30.09.2020 №238-л «О выплате премии по результатам работы за 9 месяцев 2020 года», от 25.12.2020 №306-л «О выплате премии по результатам работы за 2020 год», подписанных исполняющим обязанности директора Учреждения ФИО2:
- премии по итогам работы за месяц - с января 2020 года по за декабрь 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора Учреждения ФИО2 в общей сумме 180324 руб. 26 коп.: за январь 2020 года 15865 руб. 50 коп.; за февраль 2020 года 13604 руб. 45 коп.; за март 2020 года 15468 руб. 50 коп.; за апрель 2020 года 16468 руб. 50 коп.; за май 2020 года 16468 руб. 50 коп.; за июнь 2020 года 16468 руб. 50 коп.; за июль 2020 года 16468 руб. 50 коп.; за август 2020 года 8626 руб. 35 коп.; за сентябрь 2020 года 16468 руб. 50 коп.; за октябрь 2020 года 10479 руб. 66 коп.; за ноябрь 2020 года 16468 руб. 50 коп.; за декабрь 2020 года 16468 руб. 50 коп.;
- премии по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в общей сумме 213706 руб.,
Названные выплаты перечислены Учреждением согласно спискам сотрудников (реестров) путём зачисления на счета, открытые в отделении №8619 СБЕРБАНКА РОССИИ г.Краснодар, с лицевого счёта Учреждения за счёт средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 821 0113 8410000590 111), в том числе премии по итогам работы за месяц:
- за январь 2020, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 15865 руб. 50 коп., перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №7 от 17.01.2020, №14 03.02.2020) платёжным поручением от 20.01.2020 №25962, от 05.02.2020 №101225;
- за февраль 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 13604 руб. 45 коп., перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №27 от 19.02.2020, №33 от 04.03.2020) платёжным поручением от 20.02.2020 №207693, от 05.03.2020 №293187;
- за март 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №43 от 19.03.2020, №49 от 26.03.2020) платёжным поручением от 20.03.202 №389136, от 02.04.2020 №452836;
- за апрель 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №54 от 15.042020, №57 о 28.04.2020) платёжным поручением от 17.04.2020 №553431, от 29.04.2020 №608767;
- за май 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №59 от 18.05.2020, №70 от 03.06.2020) платёжным поручением от 19.05.2020 №716271, от 04.06.2020 №824936;
- за июнь 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №76 от 18.06.2020, №84 от 02.07.2020) платёжным поручением от 19.06.2020 №926411, от 03.07.2020 №41169;
- за июль 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №89 от 17.07.2020, №99 от 04.08.2020) платёжным поручением от 20.07.2020 №161069, от 05.08.2020 №256049;
- за август 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 8626 руб. 35 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №105 от 18.08.2020, №116 от 03.09.2020) платёжным поручением от 20.08.2020 №374092, от 04.09.2020 №472970;
- за сентябрь 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп., перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №121 от 17.09.2020, №128 от 02.10.2020) платёжным поручением от 18.09.2020 №583762, от 05.10.2020 №684926;
- за октябрь 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 10479 руб. 66 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №135 от 19.10.2020, №142 от 03.11.2020) платёжным поручением от 20.10.2020 №816201, от 05.11.2020 №910648;
- за ноябрь 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №149 от 19.11.2020, №153 от 03.12.2020) платёжным поручением от 20.11.2020 №58292, от 04.12.2020 № 152182;
- за декабрь 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 16468 руб. 50 коп. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №157 от 17.12.2020, №160 от 28.12.2020) платёжным поручением от 18.12.2020 №283106, от 29.12.2020 №400348;
- за 1 квартал 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 43916 руб. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №43 от 19.03.2020, №49 от 26.03.2020) платёжным поручением от 20.03.202 №389136, от 02.04.2020 №452836;
- за 1 полугодие 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 54895 руб. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №76 от 18.06.2020, №84 от 02.07.2020) платёжным поручением от 19.06.2020 №926411, от 03.07.2020 №41169;
- за 9 месяцев 2020 года, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 54895 руб. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №121 от 17.09.2020, №128 от 02.10.2020) платёжным поручением от 18.09.2020 №583762, от 05.10.2020 №684926;
- за 2020 год, в том числе исполняющему обязанности директора ФИО2 в сумме 60000 руб. перечислены Учреждением согласно списку сотрудников (реестр №157 от 17.12.2020, №160 от 28.12.2020) платёжным поручением от 18.12.2020 №283106, от 29.12.2020 №400348.
Доказательства наделения исполняющего обязанности руководителя Учреждения ФИО2 правом принимать решения о начислении и выплате в свою пользу премии по итогам работы за месяц - с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, по итогам работы за 2020 год, в материалы дела не представлены.
С учётом изложенного, Департаментом верно квалифицированы действия Учреждения, как нарушение требований пункта 9 раздела 2 Положения №742, пункта 5 раздела 3 Положения №193, пункта 3 раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда, выразившееся к выплатам денежных средств (премии по результатам работы за месяц - с января 2020 года по декабрь 2020 года, по итогам работы за 1 квартал 2020 года, за 1 полугодие 2020 года, за 9 месяцев 2020 года, за 2020 год) в пользу ФИО2, не имевшего правовых оснований к их получению в размере 394030 руб. 26 коп., а так же к излишней оплате страховых взносов в сумме 110515 руб. 63 коп., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 86987 руб. 66 коп. (платёжное поручение от 05.02.2020 №104303, от 06.03.2020 №308365, от 02.04.2020 №455190, от 29.04.2020 №608341, от 04.06.2020 №825438, от 03.07.2020 №40589, от 05.08.2020 №260894, от 04.09.2020 №471578, от 05.10.2020 №687965, от 35.11.2020 №910788, от 04.12.2020 №152184, от 29.12.2020 №410159), страховые взносы на обязательное медицинское страхование 19794 руб. 55 коп. (платёжное поручение от 05.02.2020 №104302, от 06.03.2020 №308364, от 32.04.2020 №455191, от 07.05.2020 №650774, от 04.06.2020 №825441, от 33.07.2020 №40592, от 05.08.2020 №260897, от 04.09.2020 №471581, от 35.10.2020 №687968, от 05.11.2020 №910601, от 04.12.2020 №152189, от 29.12.2020 №400334), страховые взносы на случай временной нетрудоспособности 3733 руб. 42 коп. (платёжное поручение от 05.02,2020 №104301, от 06.03.2020 №314420, от 02.04.2020 №455192, от 29.04.2020 №08342, от 04.06.2020 №825439, от 03.07.2020 №40590, от 05.08.2020 №260895, от 04.09.2020 №471585, от 04.09.2020 №471579, от 05.10.2020 №687972, от 05.10.2020 №687966, от 05.11.2020 №910789, от 04.12.2020 №152185, от 29.12.2020 №400341, от 29.12.2020 №4003380).
В результате Учреждением, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9 раздела 2 Положения №742, пункта 5 раздела 3 Положения №193, пункта 3 раздела 5 Положения Учреждения об оплате труда, в 2020 году допущено нецелевое использование средств краевого бюджета, выразившееся в необоснованном начислении и неправомерной выплате премий в пользу исполнявшего обязанности директора ФИО2 в общей сумме 545492 руб. 96 копеек.
С учётом обстоятельств возложения обязанностей ФИО2 директора Учреждения, действия по начислению и фактической выплаты вознаграждений, наделение ФИО2 статусом лица, действующего от имени Учреждения без доверенности, верно определено Департаментом, как трудовые отношения между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ФИО2.
Доказательства наличия иных правовых отношений, чем трудовые, между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и ФИО2, Учреждением в материалы дела не представлены.
Довод Учреждения о том, что начисление и непосредственная выплата ФИО2 спорных вознаграждений осуществлена с учётом письма Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выраженную в письме от 22.10.2021 № 52-36-09-48815/21 «О пояснении порядка оплаты труда при исполнении обязанностей директора», верно признан судом первой инстанции необоснованным, поскольку названное письмо не свидетельствует о соблюдении названных выше норм права исполняющим обязанности директора Учреждения.
В данном случае, вина Учреждения выражается в ненадлежащем выполнении требований законодательства, регламентирующего соблюдение целевого характера расходования средств краевого бюджета.
Доказательства того, что Учреждения не имелось возможности соблюдения обязательных норм, принятии им всех достаточных мер, направленных на соблюдение таких норм, в целях недопущения нарушения законодательства, в материалы дела не представлены и апелляционным судом не выявлены.
Само по себе направление Учреждением запросов в Департамент имущественных отношений Краснодарского края, после совершения правонарушения, в данном случае, не может свидетельствовать о принятии Учреждением каких-либо мер для соблюдения правил и норм, направленных на его недопущение (предотвращение).
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что действия Учреждения образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении апелляционным судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
С учётом даты проведённых Учреждением в пользу ФИО2 выплат, апелляционный суд считает, что привлечение Учреждения к административной ответственности произведено в пределах срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалы дела Учреждением не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершенного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина выражается в невыполнении Учреждением требований бюджетного законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и умаляет авторитет государственных органов.
Кроме этого, ненадлежащее соблюдение бюджетного законодательства нарушает правовые и экономические основы комплексного рационального использования бюджетных средств, нарушение которого представляет угрозу бюджетным отношениям.
Совершённое Учреждением правонарушение посягает на установленный публично-правовой порядок бюджетного финансирования.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для изменения меры административной ответственности со штрафа на предупреждение.
Санкция статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Оспариваемым постановлением Учреждению назначено административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в размере 5 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению (545492 руб. 96 коп.) - 27274 руб. 65 копеек.
Учитывая изложенное, принимая во внимание характер совершённого нарушения, исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости наказания, индивидуализации ответственности за правонарушение, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что примененное к Учреждению наказание в виде административного штрафа соответствует тяжести совершённого правонарушения, отвечает критериям разумности, справедливости, а также обусловлено достижением целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы Учреждения, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2023 по делу №А32-1703/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи И.Н. Глазунова
ФИО4