ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-18939/2019
г. Москва Дело № А40-291093/18
июня 2019 года
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2019 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: | Т.Б. Красновой, ФИО1, |
при ведении протокола | секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.02.2019 по делу № А40-291093/18, принятое судьей Девицкой Н.Е.
по заявлению 1) Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов КБР (ИНН <***>), 2) Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН <***>)
к 1) Минфину России (ИНН <***>), 2) Казначейству России (ИНН <***>)
об оспаривание приказа
при участии:
от заявителей: | 1-2) не явились, извещены; |
от соответчиков: | 1) ФИО2 по дов. от 25.07.2016; 2) ФИО3 по дов. от 13.12.2018; |
У С Т А Н О В И Л:
Министерство финансов КБР и Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (заявители) обратились в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству (соответчики) о признании недействительным и отмене приказа Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2018 №3112 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
Решением от 22.02.2019 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал. Суд пришел к выводу, что Правительством КБР (Министерством земельных и имущественных отношений КБР) нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное Соглашением, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов КБР и Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылаются, что приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Кабардино-Балкарской Республики, полагают, что график выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта Правительством КБР нарушен в связи с форс-мажорными обстоятельствами, связанными с выявлением объектов культурного наследия, следовательно, Правительство КБР полагает, что к нему необоснованно применена бюджетная мера принуждения, в связи с чем просит признать приказ № 3112 недействительным.
В отзыве на апелляционную жалобу Минфин России с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
В судебном заседании представитель Минфина России поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Представитель Казначейства России в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы – отказать.
Представители заявителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ», рассмотрел дело в отсутствие заявителей.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей соответчиков, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2018 №3112 принято решение о бесспорном взыскании суммы из бюджета Кабардино-Балкарской Республики и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в 2018 году в сумме 50 000 000 рублей 00 копеек.
Федеральное казначейство уведомлено о принятии Министерством финансов названного решения извещением от 08.11.2018 №00-08-07/85322.
Полагая, что оспариваемый приказ является незаконным, Заявители обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либообязанности,создаютиныепрепятствиядляосуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь экономической деятельностью признается процесс, как сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции, что достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 № 17).
Оспариваемый приказ Министерства финансов Российской Федерации от 07.11.2018 № 3112 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» напрямую регулирует бюджетные правоотношения в сфере межбюджетных отношений, возникшие в рамках бюджетного процесса между субъектом Российской Федерации в лице Кабардино-Балкарской Республики, федеральным органом исполнительной власти в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Спорные правоотношения касаются межбюджетных отношений, носят публично-правовой характер и регулируется бюджетным законодательством.
Бюджетный кодекс Российской Федерации согласно его преамбуле, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит часть 2 статьи 1 Кодекса, согласно которой именно Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Нормативно-правовыеакты,регулирующиебюджетныеправоотношения, установлены статьей 3 БК РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации к их числу не относится.
Следовательно, оспариваемый Приказ не затрагивает прав и законных интересов Кабардино-Балкарской Республики, поскольку, принимая во внимание их правовую природу, ни в сфере предпринимательской, ни в иной экономической деятельности, он не создает препятствий для осуществления соответствующей деятельности, поскольку субъекты Российской Федерации, являясь публично-правовыми образованиями, осуществляющие соответствующие властные функции и выступающие носителями публичной власти, не могут быть признаны традиционными участниками гражданских правоотношений и не могут быть субъектами предпринимательской, экономической, хозяйственной деятельности в силу хозяйственного и гражданского оборота, с учетом целей такой деятельности, условий и системности ее осуществления.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что приказ Минфина № 3112 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности, неправомерен, основан на неверном толковании бюджетного законодательства.
При этом, Приказ № 3112 подготовлен в соответствии со статьями 306.3 и 306.8 БК РФ и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 11.08.2014 № 74н «Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, на основании Уведомления БМП Федерального казначейства от 11.10.2018 № 07-04-04/09-21724, по результатам проверки УФК по КБР по исполнению органами государственной власти КБР требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета КБР в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил № 999.
Кроме того, распорядительной частью оспариваемого Приказа № 3112 Федеральному казначейству поручалось исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства КБР (Министерства земельных и имущественных отношений КБР) путембесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету КБР, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет КБР, в сумме, рассчитанной по состоянию на 11.10.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя.
Во вводной части приказ содержит ссылки на основания его издания, такие как: факт бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, установленных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 309 (приложение № 7 Правил № 309), предоставленной в 2017 году на софинансирование расходов по реализации мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского ФО, и на Уведомление 11.10.2018 № 07-04-04/09-21724.
Вместе с тем оспариваемый приказ в части порядка его принятия, порядка проведения контрольных действий УФК по КБР и действий Федерального казначейства по оформлению и направлению уведомления о БМП в Минфин России, а так же сроков направления указанных документов и принятия приказа № 3112 заявителем не оспариваются, следовательно, в соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ, указанные обстоятельства считаются признанными стороной, поскольку прямо ею не оспорены.
В этой связи необходимо обратить внимание на фактические обстоятельства совершения бюджетного нарушения в виде нарушения обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий с использованием средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета, и по невозврату средств в соответствии с требованием главного распорядителя средств федерального бюджета.
Содержание термина «субсидии» раскрыто в статье 132 БК РФ, в соответствии с которой под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 309 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» (далее - ГП № 309).
Ответственным исполнителем ГП № 318 является Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Минкавказ России).
Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минимущество КБР) является правопреемником исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществлявших ранее функции собственника государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики (в том числе земельных участков) в отношении сделок, совершенных с государственным имуществом, а так же по хозяйственным договорам.
В соответствии со статьей 12 Закона Кабардино-Балкарской Республики утверждено Положение о Министерстве земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - Положение).
Минимущество КБР осуществляет полномочия в соответствии с Положением.
По итогам конкурсного отбора, проведенного Минкавказом России в 2016 году, в Программубылвключенинвестиционныйпроект«ПереводНальчикского гидрометаллургического завода на новую территорию. Создание инновационного, наукоемкого, экологически безопасного производства вольфрамового ангидрида, освоение производства новой продукции, отвечающей по качеству лучшим мировым стандартам», со сроком реализации 2017 - январь 2019 года.
В целях реализации вышеуказанного инвестиционного проекта между Минкавказом России и Правительством Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Правилами формирования, представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетамсубъектовРоссийскойФедерации,утвержденнымипостановлением
Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999), Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016-2025 годы (Приложение № 7 к государственной программе «Развитие Северощ
Кавказского федерального округа» на период до 2025 года), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 309 (далее -Правила № 309), приказом Минкавказа России от 14.02.2017 № 28 «Об утверждении перечня инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016-2025 годы государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» заключено Соглашение от 18.02.2017 № 370-08-001.
Предметом Соглашения от 18.02.2017 № 370-08-001 является предоставление в 2017 году бюджету Кабардино-Балкарской Республики субсидии в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Кабардино-Балкарской Республики в рамкахподпрограммы«Социально-экономическоеразвитиеКабардино-Балкарской
Республики на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (далее -Подпрограмма) на осуществление имущественного взноса Кабардино-Балкарской Республикой в акционерное общество «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» на реализацию инвестиционных проектов в рамках Подпрограммы в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 370, раздел 0400, подраздел 0412, целевая статья 35 5 05 55230, вид расходов 521 в рамках подпрограммы «Социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.01.2012 № 1-ПП «О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, определено условиями заключенного Соглашения следующим образом: общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2017 году 520 000 000,00 рублей (пункт 2.1 Соглашения); размер Субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Соглашением от 18.02.2017 № 370-08-001, составляет в 2017 году 96,15 % от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в пункте 2.1 Соглашения в 2017 году, но не более 500 000 000,00 рублей (пункт 2.2 Соглашения).
В соответствии с условиями Соглашения от 18.02.2017 № 370-08-001 , Минкавказ России платежным поручением от 05.06.2017 № 076417 перечислило Акционерному обществу «Корпорация развития Кабардино-Балкарской Республики» (далее - Корпорация) средства на реализацию Инвестиционного проекта в размере 520 ООО ООО рублей 00 копеек (в том числе 500 000 000 рублей 00 копеек за счет средств предоставленных из федерального бюджета).
Пунктом 4.3.8.2 Соглашения установлено обязательство Кабардино-Балкарской Республики обеспечить исполнение графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам согласно приложению № 5 к Соглашению.
Приложением № 5 к Соглашению от 18.02.2017 № 370-08-001 установлен График выполнения мероприятий по инвестиционным проектам» (далее-График), согласно которому, срок реализации Инвестиционного проекта 2017 год - первый квартал 2019 года, при этом, финансирование за счет средств Корпорации, в том числе средств предоставленных из федерального бюджета, предусмотрено во втором квартале 2017 года.
В соответствии с пунктом 28 Правил № 309 (ред. от 02.02.2017) условиями предоставления субсидии на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации являются, в частности, наличие заключенного соглашения, а также возврат субъектом средств из бюджета субъекта Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил № 999.
При этом в случае если субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 31 декабря года предоставления субсидии на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации допущены нарушения обязательств, предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами «б» и «г» пункта 30 Правил № 309, применяются меры ответственности в соответствии с пунктами 16-19 Правил № 999 (пункт 36 Правил № 309).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 309 контроль за соблюдением субъектом Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, условий предоставления субсидии на осуществление имущественного взноса субъекта Российской Федерации осуществляется Минкавказом России и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
В период с 09.07.2018 по 17.08.2018 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений КБР проведена внеплановая выездная проверка исполнения органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики требования главного распорядителя средств федерального бюджета по возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с пунктами 16, 19 Правил № 999.
Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных статьями 269.2, 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 39 - 43 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (пункт 3 статьи 265 БК РФ) оформлен акт внеплановой выездной проверки от 17.08.2018 (пункт 44 Правил № 1092, далее - Акт проверки), копия которого в тот же день вручена должностному лицу Министерства земельных и имущественных отношений КБР, о чем имеется подпись и указана дата вручения.
Нарушение Министерства земельных и имущественных отношений КБР бюджетного законодательства, в частности, как нарушение обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий, определяемых Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, за совершение которого применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания в доход федерального бюджета суммы средств из бюджета публично-правового образования, которому предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункты 46, 47 и 71 Правил № 1092).
Согласно Акту проверки УФК по КБР в деятельности Министерства земельных и имущественных отношений КБР выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения обязательств по соблюдению графика выполнения мероприятий по Инвестиционному проекту, установленных Соглашением 18.02.2017 № 370-08-001, и по невозврату средств в соответствии с требованием главного распорядителя средств федерального бюджета.
Вместе с тем, основной причиной неисполнения обязательств, предусмотренных Соглашением, явилось обстоятельство непреодолимой силы в виде необходимости проведения археологических охранно-спасательных раскопок (исследований) на земельных участках, отведенных для строительства объектов инфраструктуры, в рамках реализации Инвестиционного проекта.
При этом в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 1070-р и № 1071-р Кабардино-Балкарская Республика не освобождена от мер ответственности, предусмотренных пунктами 16-19 Правил № 999.
В Распоряжение включены лишь субъекты Российской Федерации, у которых обстоятельства непреодолимой силы подтверждены региональными (муниципальными) актами о введении чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 20 Правил № 999 основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил № 999, является документальное подтверждение наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
При наличии указанных оснований Минфин России совместно с Минэкономразвития Россииподготавливаетсогласованноезаключение о причинахнеисполнения соответствующих обязательств, а также в срок до 1 мая вносит в Правительство Российской Федерации проект распоряжения об освобождении субъекта Российской Федерации от мер ответственности, предусмотренных пунктом 19 Правил №999.
Заключение формируется на основании документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, вследствие которых соответствующие обстоятельства не исполнены, представляемых в Минфин России и Минэкономразвития России высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, по согласованию с главным распорядителем средств федерального бюджета. Одновременно с указанными документами предоставляется информация о предпринимаемых мерах по устранению нарушения и персональной ответственности должностных лиц, ответственных за такое нарушение.
При этом указанные документы в Минфин России представлены не были, что подтверждается письмом Первого заместителя Министра финансов Российской Федерации ФИО4 от 12.04.2018 № 06-08-10/24186.
Дополнительно этим же письмом был дан ответ Правительству КБР о готовности Минфина России рассмотреть предложения об освобождении КБР от применения мер ответственности за нарушения, допущенные при реализации Соглашения, при представлении в установленном порядке и полном объеме всех необходимых документов.
Однако никаких предложений об освобождении КБР от применения мер ответственности за нарушения от Правительства КБР не поступало, как и не были представлены в установленном порядке и в полном объеме необходимые документы.
В соответствии с частью 4 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, в случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течении трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.
Вместе с тем, в связи с обращением Председателя Фонда сохранения культурного и природного наследия ФИО5 от 25.04.2018 № 039 о рассмотрении результатов государственной историко-культурной экспертизы (далее - ГИКЭ) документации, обосновывающей наличие или отсутствие объектов культурного наследия КБР ФИО6 был дан ответ от 28.05.2018 № 61-479, согласно которому по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей наличие или отсутствие объектов культурного наследия, на месте реализации Инвестиционного проекта, а именно, в зоне строительства «Нового гидрометаллургического производства», объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, отсутствуют.
Следовательно, оснований для заключения дополнительного соглашения от 28.12.2017 № 370-08-001/1 и оснований для продления срока реализации мероприятий Инвестиционного проекта у Кабардино-Балкарской Республики не имелось, следовательно, ссылка заявителя на статью 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ не состоятельна.
В нарушение пункта 4.3.8.2 Соглашения Кабардино-Балкарской Республикой при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы не обеспечено исполнение Графика выполнения мероприятий по Инвестиционному проекту согласно приложению № 5 к Соглашению.
В соответствии с пунктом 4.1.6 Соглашения в случае если субъектом по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению Графика выполнения мероприятий, и в срок до первой даты представления отчетности об исполнении Графика выполнения мероприятий по инвестиционным проектам в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, определяется в соответствии с пунктами 16-19 Правил № 999.
В связи с нарушением Кабардино-Балкарской Республикой обязательств по соблюдению Графика, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа письмом от 16.04.2018 № ГЯ-2-01499 направлено требование о возврате средств в доходфедерального бюджета в объеме 50 000 000 рублей 00 копеек, рассчитанной в соответствии с пунктом 19 Правил № 999.
Согласно пункту 19 Правил № 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2018 № 90, в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по соблюдению Графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, размеру субсидии на софинасировании капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение Графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии.
Таким образом, объем средств, подлежащий возврату в федеральный бюджет по состоянию на 01.06.2018 в соответствии с пунктом 19 Правил № 999, составляет 50 000 000 рублей 00 копеек (500 000 000,00 х 10%).
По состоянию на 17.08.2018 Кабардино-Балкарской Республикой требование Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа по возврату из бюджета КБР в федеральный бюджет объема средств, рассчитанного в соответствии с Правилами № 999, не исполнено.
Нарушение отражено на страницах 7-16 Акта проверки.
Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 8 Правил № 309. пункта 19 Правил № 999, пунктов 4.3.2 и 4.3.8.2 Соглашения, Кабардино-Балкарской Республикой не осуществлен возврат средств, в размере 50 000 000 рублей 00 копеек, в соответствии с требованием главного распорядителя средств федерального бюджета, за нарушение обязательств по соблюдению Графика выполнения мероприятий.
В этой связи средства в сумме 50 000 000 рублей 00 копеек подлежат возврату в доход федерального бюджета.
За совершение данного нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ, в соответствии с которой нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджегного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Основанием для издания оспариваемого приказа № 3112 явилось уведомление Федерального казначейства от 11.10.2018 № 07-04-04/09-21724.
Федеральным казначейством было направлено в Минфин России уведомление от 11.10.2018 № 07-04-04/09-21724 о применении к Правительству КБР (Министерству земельных и имущественных отношений КБР) бюджетных мер принуждения, в котором указана сумма бюджетного нарушения 50 000 000 рублей 00 копеек.
Выявленное бюджетное нарушение отражено именно в уведомлении от 11.10.2018 № 07-04-04/09-21724, которое Федеральное казначейство представило в Министерство финансов Российской Федерации, при этом, именно уведомление явилось основанием для принятия Минфином России о бесспорном взыскании с КБР средств, предоставленных из федерального бюджета, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет КБР, в общей сумме 50 000 000,00 рублей, в виде издания приказа № 3112.
Как указывалось выше, Правительством КБР (Министерством земельных и имущественных отношений КБР) было нарушено условие предоставления и расходования субсидии из федерального бюджета, предусмотренное Соглашением, что образует состав бюджетного нарушения, предусмотренного ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах приказ Минфина России № 3112, с учетом указанных бюджетных нарушений, выявленных выездной проверкой УФК по КБР, и нашедших отражение как в акте проверки от 17.08.2018, так и в Уведомлении Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 11.10.2018 № 07-04-04/09-21724, был издан обоснованно, в установленный 30-дневный срок и в соответствии с положениями статей 132, 306.1, 306.2, 306.8 БК РФ.
Следовательно, приказ от 07.11.2018 № 3112 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средствфедеральногобюджета»соответствуеттребованиямдействующего законодательства, регулирующим бюджетные правоотношения.
Поскольку заявитель не представил конкретные доводы, в чем оспариваемые им акты не соответствуют закону, а также не доказал нарушение этими актами прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.02.2019 по делу № А40-291093/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: И.В. Бекетова
Судьи: Т.Б. Краснова
ФИО1
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.