ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-3264/17 от 30.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

06 февраля 2018 года

Дело № А42-3264/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Сомовой Е.А.

судей  Протас Н.И., Юркова И.В.

при ведении протокола судебного заседания:  Волковой Т.В.

при участии: 

от истца (заявителя): Василенко Н.В. по доверенности от 09.01.2018

от ответчика (должника): Романов Д.С. по доверенности от 04.05.2017

от 3-го лица: Дубчак И.В. по доверенности от 17.04.2017

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30143/2017 ) Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска на решение Арбитражного суда  Мурманской области от 28.09.2017 по делу № А42-3264/2017 (судья Кушниренко В.Н.), принятое

по заявлению Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска

к Комитету государственного и финансового контроля Мурманской области

3-е лицо: Управление финансов администрации города Мурманска

о признании незаконным предписания в части

установил:

Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска (далее – заявитель, КРГХ) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области (далее – ответчик, КГФК) № 23-03/281-ВМ от 27.03.2017 в части возложения на КРГХ обязанности по возмещению в доход областного бюджета средств субсидии, использованных не по целевому назначению, в размере 105 741,87 руб. на счёт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и в размере 46 446,51 руб. на счёт Министерства строительства и территориального развития Мурманской области.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление финансов администрации города Мурманска (далее – третье лицо, Управление).

Решением суда первой инстанции от 28.09.2017 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с вынесенным по делу решением, заявитель обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, оспариваемое в указанной части предписание незаконно возлагает на комитет обязанность по возврату в доход областного бюджета средства, уже перечисленные заявителем в качестве неустоек по муниципальным контрактам в доход муниципального бюджета.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва. Представитель третьего лица поддержал позицию заявителя.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 571-ПП утверждена государственная программа Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» (далее – Государственная программа).

Государственная программа включает подпрограмму 2 «Обеспечение комплексного благоустройства территорий муниципальных образований Мурманской области» (далее - Подпрограмма), целью которой является содействие повышению уровня благоустроенности территорий региона.

Задачей Подпрограммы, в том числе, является осуществление городом Мурманском функций областного центра субъекта Российской Федерации - Мурманской области.

Целевым показателем Подпрограммы, среди прочих, является доля исполненных городом Мурманском функций областного центра субъекта Российской Федерации - Мурманской области, запланированных в ежегодно заключаемых соглашениях о предоставлении субсидии.

Законом Мурманской области от 19.12.2014 № 1809-01-ЗМО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в рамках реализации Подпрограммы предусмотрено предоставление бюджету муниципального образования город Мурманск субсидии на осуществление городом Мурманском функций административного центра области в общей сумме 197 979 294,02 руб.

Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Мурманской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2015 год (приложение № 11 к Закону Мурманской области от 19.12.2014 № 1809-01-ЗМО) предоставление бюджету муниципального образования город Мурманск субсидий на осуществление городом Мурманском функций административного центра области осуществляется:

-   Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области по КБК 806 0409 0727058 500 в размере 169 657 773,46 руб.;

-   Министерством строительства и территориального развития Мурманской области по КБК 807 0503 0727058 500 в размере 28 321 520,56 руб.

28.08.2015 между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и КРГХ заключено соглашение № АЦ-15 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра области (с дополнительным соглашением от 09.12.2015 № 1), согласно которому Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области производит перечисление субсидии в 2015 году в размере 177 627 273,89 руб. в бюджет муниципального образования город Мурманск; софинансирование расходного обязательства муниципального образования за счет средств местного бюджета составляет 76 126 067,31 руб.; субсидия предоставляется на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Мурманск и расходуется на условиях софинансирования мероприятий в соответствии с утвержденным планом мероприятий, являющимся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

28.08.2015 между Министерством строительства и территориального развития Мурманской области и муниципальным образованием город Мурманск в лице администрации города Мурманска заключено соглашение № 25м/2015 о предоставлении в 2015 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования город Мурманск на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра области (с дополнительным соглашением от 09.12.2015 № 1), согласно которому Министерство строительства и территориального развития Мурманской области обязуется предоставить в 2015 году муниципальному образованию субсидию на софинансирование расходных обязательств на осуществление городом Мурманском функций административного центра области в рамках Подпрограммы в размере                      20 352 020,13 руб., а муниципальное образование обязуется принять указанные средства субсидии, использовать их по целевому назначению, определенному настоящим      соглашением; обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере 8 722 232,69 руб.; субсидия предоставляется на организацию благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Субсидии бюджету муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра области перечислены из областного бюджета в общей сумме 194 249 259,33 руб., в том числе по соглашению от 28.08.2015 № АЦ-15 в сумме 174 821 667,94 руб., по соглашению от 28.08.2015 № 25м/2015 в сумме 19427 591,39 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ КГФК осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 1.2. Положения о КГФК, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 27.12.2013 № 775-ПП, КГФК является органом, осуществляющим функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; внутреннего государственного финансового контроля.

На основании Плана контрольных мероприятий КГФК на 1 полугодие 2017 года, утвержденного Губернатором Мурманской области 08.12.2016, приказа КГФК от 09.01.2017 № 1-од проведена проверка соблюдения требований законодательства органами местного самоуправления города Мурманска при использовании средств субсидии, предоставленной из областного бюджета в 2015 году бюджету муниципального образования город Мурманск на осуществление функций административного центра области в КРГХ.

В ходе проверочных мероприятий установлено нецелевое использование средств субсидии из областного бюджета в результате направления средств субсидии, полученной из бюджета Мурманской области, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашениями от 28.08.2015 № АЦ-15 и от 28.08.2015 № 25м/2015, выразившееся в перечислении указанных средств в доход бюджета муниципального образования город Мурманск по кодам бюджетной классификации дохода бюджета 958 1 16 46000 04 0000 140 (поступления сумм в возмещение ущерба в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственных контрактов или иных договоров, финансируемых за счет средств муниципальных дорожных фондов городских округов, либо в связи с уклонением от  заключения таких контрактов или  иных договоров) и             958 1 16 90040 04 0000 140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов), соответственно.

Результаты проверки оформлены актом от 16.02.2017 № 1п/1-од/2017, подписанным с возражениями.

По результатам проверки КГФК в адрес КРГХ направлено предписание от 27.03.2017 № 23-03/281-ВМ.

В предписании № 23-03/281-ВМ от 27.03.2017 КГФК отразил, что проверкой, проведенной в КРГХ, установлено:

1. На реализацию мероприятий в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Мурманск муниципальному образованию город Мурманск предоставлена субсидия из областного бюджета на основании соглашения от 28.08.2015 № АЦ-15, заключенного между КГРХ и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области.

При реализации вышеуказанных мероприятий КРГХ допущено нецелевое расходование средств субсидии, полученной из бюджета Мурманской области на общую сумму 105 741,87 руб. в результате направления вышеуказанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением от 28.08.2015 № АЦ-15, выразившееся в перечислении указанных средств в доход бюджета муниципального образования город Мурманск по коду бюджетной классификации дохода бюджета 958 1 16 46000 04 0000 140 (поступления сумм в возмещение ущерба в связи с нарушением исполнителем (подрядчиком) условий государственных контрактов или  иных договоров, финансируемых за счет средств муниципальных дорожных фондов городских округов, либо в связи с уклонением от заключения таких контрактов или иных договоров), в том числе:

- по муниципальному контракту от 06.08.2015 №0849300004915000941-0217495-01, заключенному с ООО «Научно-исследовательский и проектный институт «Саратовзапсибниипроект-2000», в сумме 21 471,45 руб.;

- по муниципальному контракту от 02.06.2015 №0849300004915000518-0217495-02, заключенному с ООО «Фортуна», в сумме 2 529,18 руб.;

- по муниципальному контракту от 14.08.2015 №0849300004915001143-0217495-01, заключенному с ООО «СЕВЕРСТРОЙ», в сумме 38 653,85 руб.;

- по муниципальному контракту от 13.05.2015 №0849300004915000410-0217495-01, заключенному с ООО «Фортуна», в сумме 6 001,67 руб.;

- по муниципальному контракту от 08.06.2015 №0849300004915000637-0217495-02, заключенному с ООО «Фортуна», в сумме 37 085,72 руб.

3. На реализацию мероприятий в части обеспечения комплексного благоустройства территории муниципальному образованию город Мурманск предоставлена субсидия из областного бюджета на основании соглашения от 28.08.2015 № 25м/2015, заключенного между администрацией муниципального образования город Мурманск и Министерством строительства и территориального развития Мурманской области.

При реализации вышеуказанных мероприятий КРГХ допущено нецелевое расходование средств на общую сумму 46 446,51 руб. в результате направления средств субсидии, полученной из бюджета Мурманской области, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением от 28.08.2015 № 25м/2015, выразившееся в перечислении указанных средств в доход бюджета муниципального образования город Мурманск по коду бюджетной классификации дохода бюджета 958 1 16 90040 04 0000 140 (прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов), в том числе:

- по муниципальному контракту от 20.05.2015 №0849300004915000444-0217495-02, заключенному с ЗАО «СТРОЙТЕХТОРГ», в сумме 22 655,72 руб.;

- по муниципальному контракту от 27.05.2015 №0849300004915000525-0217495-02, заключенному с ЗАО «СТРОЙТЕХТОРГ», в сумме 12 982,75 руб.;

- по муниципальному контракту от 27.05.2015 №0849300004915000585-0217495-01, заключенному с ООО «Полар-Строй», в сумме 9 794,22 руб.;

- по муниципальному контракту от 26.11.2015 №0849300004915001811-0217495-02, заключенному с ООО «Осия», в сумме 373,05 руб.;

- по муниципальному контракту от 23.09.2015 №0849300004915001439-0217495-01, заключенному с ООО «Кольская строительная компания Мурман», в сумме 640,77 руб.

Руководствуясь статьей 270.2 БК РФ КГФК обязал КРГХ в срок до 02.05.2017:

1. Возместить в доход областного бюджета средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в размере 105 741,87 руб. и средства, использованные с нарушением законодательства, в сумме 189 973,74 руб. по реквизитам Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области

2. Возместить в доход областного бюджета средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в размере 46 446,51 руб. и средства, использованные с нарушением законодательства, в сумме 75 418,54 руб. по реквизитам Министерства строительства и территориального развития Мурманской области

3.  Представить в адрес КГФК копии документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Посчитав предписание КГФК в части возложения на КРГХ обязанности по возмещению в доход областного бюджета 105 741,87 руб. на счет Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и 46 446,51 руб. на счет Министерства строительства и территориального развития Мурманской области не соответствующим действующему законодательству, КРГХ обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным в указанной части.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Согласно части 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Частью 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

По результатам проверки КГФК установлено нецелевое использование КРГХ средств субсидии из областного бюджета в результате направления средств субсидии, полученной из бюджета Мурманской области, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашениями от 28.08.2015 № АЦ-15 и от 28.08.2015 № 25м/2015, в связи со следующим.

Как усматривается из материалов дела, в рамках реализации соглашений от 28.08.2015 №АЦ-15 и от 28.08.2015 №25м/20158 КРГХ заключил муниципальные контракты, в том числе:

с ООО «Научно-исследовательский и проектный институт «Саратовзапсибниипроект-2000» № 0849300004915000941-0217495-01 от 06.08.2015 на выполнение работ по разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории  линейного объекта «Реконструкция улицы Октябрьской, участок от пр.Ленина до Нижне-Ростинского шоссе»;

с ООО «Фортуна» № 0849300004915000518-0217495-02 от 02.06.2015,                             № 0849300004915000410-0217495-01 от 13.05.2015, №0849300004915000637-0217495-02 от 08.06.2015 на выполнение работ по ремонту улицы Беринга, улицы Профсоюзов, пр.Ленина, участок от пр. Кольского до дома № 37 по пр. Ленина, выборочно;

с ООО «СЕВЕРСТРОЙ» № 0849300004915001143-0217495-01 от 14.08.2015 на выполнение работ по ремонту пр. Кольского, участок от ул. Полярный Круг до пер.Якорного, выборочно;

с ЗАО «СТРОЙТЕХТОРГ» № 0849300004915000444-0217495-02 от 20.05.2015,               № 0849300004915000525-0217495-02 от 27.05.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту (устройству) сети наружного освещения дворовой территории домов №№ 18/20, 20 по ул. Челюскинцев, №№ 21/22, 23, 25 по ул. Карла Либкнехта, №№22, 24 по                ул. Октябрьской, №№ 26/1, 28, 32, 34, 38, 40, 42 по ул. Октябрьской, №№ 27, 31 по                   ул. Карла Либкнехта, № 3 по пер. Терскому;

с ООО «Полар-Строй» № 0849300004915000585-0217495-01 от 27.05.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту (устройству) сети наружного освещения дворовых территорий домов  №№ 17, 19, 21/4 по ул. Фрунзе, № 2/18 по ул. имени Генералова, № 16 по ул. Халтурина, №№ 2/12, 17/14 по ул. М. Горького;

с ООО «Осия» № 0849300004915001811-0217495-02 от 26.11.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту (устройству) наружного освещения дворовых территорий домов №№ 90, 92 по пр. Ленина, №№ 4, 6/1, 8/2 по ул. Карла Маркса, № 4 по пер.Рыбному, № 7 по ул. Челюскинцев, № 1 по пер. Флотскому, №№ 3, 7 по ул.Володарского;

с ООО «Кольская строительная компания Мурман» № 0849300004915001439-0217495-01 от 23.09.2015 на выполнение работ по капитальному ремонту пешеходной лестницы в районе дома № 16 по пр. Северному.

Положения перечисленных муниципальных контрактов предусматривали:

- финансирование за счет средств муниципального бюджета (30%) и бюджета субъекта (70%), что отражено в пунктах 3.4. или 3.6. контрактов;

- право муниципального заказчика на основании акта приемки выполненных работ, содержащего сведения о размере неустойки и итоговой сумме, подлежащей оплате, осуществить вычет неустойки при оплате работ, исполнив при этом за подрядчика обязанность по перечислению неустойки в муниципальный бюджет (пункты 3.2. и 8.4. контрактов).                                                                                                                           

В связи с нарушениями, допущенными подрядчиками при исполнении (сдаче) работ по указанным муниципальным контрактам и зафиксированными в актах о приемке выполненных работ, справках-расчетах, КРГХ исчислил неустойку и произвел подрядчикам оплату по перечисленным муниципальным контрактам на сумму, уменьшенную на размер неустойки. Денежные средства, удержанные с подрядчиков, в качестве неустойки перечислены КРГХ в доход бюджета муниципального образования город Мурманск.

При этом КРГХ руководствовался статьями 125, 126, 313 ГК РФ, 40, 41 БК РФ, письмами Минфина России № 02-22-00/5959 от 26.12.2011, №02-04-10/68167 от 24.11.2015.

Между тем, согласно пункту 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 571-ПП (приложение № 12 к государственной программе Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона») утверждены Правила предоставления субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Мурманск на осуществление городом Мурманском функций административного центра области.

В соответствии со статьей 6 БК РФ расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Пунктом 2 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что субсидия предоставляется из областного бюджета в целях софинансирования следующих расходных обязательств муниципального образования город Мурманск:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Мурманск, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;

-     создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Мурманск;

- организация благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);

- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования город Мурманск, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования город Мурманск;

- создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования город Мурманск и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Согласно пункту 7 Правил предоставления субсидий субсидия расходуется на условиях софинансирования расходного обязательства муниципального образования город Мурманск, установленного Правилами в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования город Мурманск за счет средств субсидии из областного бюджета не может быть установлен выше 70 процентов (пункт 9 Правил предоставления субсидий).

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии между главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования город Мурманск (пункт 10 Правил предоставления субсидий).

По условиям соглашения от 28.08.2015 № 25м/2015, заключенного Министерством строительства и территориального развития Мурманской области с администрацией города Мурманска, субсидия предоставляется на организацию благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм.

По условиям соглашения от 28.08.2015 № АЦ-15, заключенного  Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области с КРГХ, субсидия предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства муниципального образования город Мурманск на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Мурманск, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

При этом, КРГХ перечислил средства субсидии, поступившие из областного бюджета в рамках соглашений от 28.08.2015 №АЦ-15 и от 28.08.2015 №25м/2015, в общей сумме 152 188,38 руб. в доход бюджета муниципального образования город Мурманск в качестве неустоек по муниципальным контрактам, по сути, увеличив доходную часть муниципального бюджета, то есть использовал их на цели, не предусмотренные указанными соглашениями и Правилами представления субсидий.

КРГХ в обоснование своей позиции ссылается на возможность (обязанность) взыскания с подрядчиков неустойки за несвоевременное исполнение условий договора (муниципального контракта) и перечисления её в доход бюджета муниципального образования путем удержания денежных средств, подлежащих оплате за работы, осуществленные в рамках муниципальных контрактов, на основании статей 125, 126, 313 ГК РФ, статей 40, 41 БК РФ.

Пункт 3 статьи 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относит, в том числе, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 313 ГК РФ предусматривает случаи, когда у кредитора возникает обязанность  принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

В рассматриваемом случае, при ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств по муниципальному контракту, кредитором в части взыскания неустойки выступает муниципальное образование город Мурманск.

Учитывая, что оплата подрядчикам за выполненные работы осуществлялась за счет средств бюджетов различных уровней (местного - 30% и субъекта Российской Федерации - 70%), исполнение обязанности должника (подрядчика) по перечислению неустойки была в пропорциональном соотношении (в общей сумме 152 188,38 руб., что составляет 70% от общей суммы, перечисленной в бюджет муниципального образования в качестве неустоек) исполнена за счет средств областного бюджета.

Данный факт подтверждается платежными поручениями № 677903 от 29.12.2015, № 375373 от 30.11.2015, № 303646 от 19.11.2015, № 351302 от 26.11.2015, № 374157 от 30.11.2015, № 246706 от 11.11.2015, № 246711 от 11.11.2015, № 517037 от 16.12.2015,               № 649764 от 28.12.2015, № 517035 от 16.12.2015, в которых в назначении платежа в качестве источника поступления указаны КБК 958 0409 7617058 414 226, КБК 958 0409 7617058 243 225, КБК 958 0503 7617058 243 225 (согласно Ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования город Мурманск на 2015 год - приложение № 10 к решению Совета Депутатов города Мурманска от 17.12.2014 № 5-70 «О бюджете муниципального образования город Мурманск на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» данные средства являются субсидией из областного бюджета).

Таким образом, КРГХ в доход бюджета муниципального образования город Мурманск перечислен неиспользованный остаток средств субсидий из областного бюджета, предназначенный для оплаты работ в рамках муниципальных контрактов.

Пунктом 3.1.6 соглашения от 28.08.2015 № 25м/2015 и пунктом 3.1.11 соглашения от 28.08.2015 № АЦ-15 на муниципальное образование и КРГХ, соответственно, возложена обязанность осуществить возврат в доход областного бюджета остатка неиспользованной в текущем финансовом году субсидии.

Довод КРГХ о том, что в момент подписания сторонами муниципального контракта акта о приемке выполненных работ, в котором отражена сумма неустойки, подлежащая взысканию с подрядчика в связи с ненадлежащим (несвоевременным) исполнением обязательств, средства субсидии, предназначенные для оплаты соответствующих работ, утрачивают свою природу и становятся неустойкой, правомерно отклонен судом первой инстанции.

В силу пункта 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик должен был предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Такой порядок был определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Постановление № 196) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 196 заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 196 предусмотрено, что если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 3 настоящего постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (пункт 5 Постановления № 196).

Указанный порядок списания был утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 № 98н (далее - Порядок № 98н).

В силу подпункта «а» пункта 2 Порядка № 98н в случае если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта, задолженность подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком.

Списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности (пункт 3 Порядка № 98н).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 98н  в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 2 настоящего Порядка, при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной задолженности, основанием для принятия решения о списании задолженности является исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 году, подтвержденное актом приемки или иным документом.

Судом установлено, что исчисленные суммы неустоек не превышают 5% от стоимости муниципальных контрактов.

При этом списание неуплаченной неустойки (штрафов, пеней), общая сумма которой не превышает 5% цены контракта, является обязанностью, а не правом заказчика.

Как верно указал суд, в рассматриваемом случае неустойка, начисленная подрядчикам по спорным муниципальным контрактам, подлежала списанию.

Вместе с тем, КРГХ перечислило исчисленную неустойку в доход бюджета муниципального образования город Мурманск, исполнив обязанность подрядчиков, в том числе, за счет средств субсидии из областного бюджета.

С учетом изложенного следует признать, что КГФК правомерно установлено нецелевое использование средств субсидии из областного бюджета в результате направления средств субсидии, полученной из бюджета Мурманской области, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашениями от 28.08.2015 № АЦ-15 и от 28.08.2015 № 25м/2015

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности вынесенного в отношении КРГХ предписания; оснований для отмены и признания предписания недействительным в оспариваемой части суд не усматривает.

Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм права, этим доводам судом первой инстанции дана полная оценка, оснований для переоценки не имеется.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Мурманской области   от 28.09.2017 по делу №  А42-3264/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Сомова

Судьи

Н.И. Протас

 И.В. Юрков