ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А44-6155/2021 от 24.03.2022 АС Новгородской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30 марта 2022 года

г. Вологда

Дело № А44-6155/2021

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2022 года .

В полном объеме постановление изготовлено марта 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Колтаковой Н.А. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» на решение Новгородской области от 21 декабря 2021 года по делу № А44-6155/2021,

установил:

публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» в лице Новгородского филиала (адрес: 196247, Санкт-Петербург, дом 3, литерА А, помещение 16Н; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации Пестовского муниципального района (адрес: 174510, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Администрация) об отказе в установлении публичного сервитута, выраженного в уведомлении от 03.08.2021 № 2636,  возложении на Администрацию обязанности принять в предусмотренном законом порядке решение об установлении публичного сервитута в отношении земель и земельных участков в целях размещения и для безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства: «ВЛ-0,4 кВ ПС Пест д. Ивановское-Александрово»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Столбское»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151Ф № 1 д. Устье»;       «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф  № 2 д. Гусево (2)»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 5 д. Плави»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево д. Малашкино 2»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Пустошка»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Поселок»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 6 д. Бельково»; «ВЛ-0,4 кВ нп Креницы»; «ВЛ-0,4 кВ нп Маньково»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф  № 6 д. Варахино»; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 4 д. Тарасово».

К участию в деле в качестве заинтересованных  лиц привлечены: Администрация, Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области (далее – Министерство), государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (далее – Учреждение).

Решением судаот 21.12.2021 в удовлетворении требований  отказано.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Полномочия Министерства в сфере установления публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог ограничены земельными участками в границах полос отвода автодорог и не исключают полномочий Администрации устанавливать публичный сервитут в порядке главы V.7 для размещения и для безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. В отношении земельных участков, не пересекающихся с границами полос отвода автомобильной дороги, принятие решения об установлении публичного сервитута не может быть отнесено к полномочию Министерства как региональному органу исполнительной власти Новгородской области, осуществляющего функции по оказанию услуг и управлению имуществом Новгородской области в сфере дорожного хозяйства, распространяются только на земельные участки в границах автомобильных дорог. В отношении иных земельных участков такое полномочие у Министерства. Определить, в каких границах спорные земельные участки являются полосой отвода автомобильных дорог, не представляется возможным, поскольку отсутствуют установленные надлежащим образом границы полосы отвода. Обязательность указания на схеме территориального планирования линий электропередачи напряжением 0,4 кВ не предусмотрено. Согласно карте планируемого размещения объектов местного значения, размещенной на официальном сайте в разделе «архитектура и градостроительство» указаны линии электропередачи напряжением от 110 кВ. Объект электросетевого хозяйства, принадлежащий Обществу, относится к объектам местного значения Пестовского муниципального района.

От Общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания с целью обеспечения явки представителя в судебное заседание.

Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд отказал в его удовлетворении, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Учреждение в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Общество является собственником линий электропередач: в «ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрове» 1986 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Столбское» 1990 год; в «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Устье» 1990 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 2 д. Гусево (2)» 1989 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 5 д. Плави»; в 1991 году «ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2» 1990 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино» 1985 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Пустошка»                   1987 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Поселок» 1988 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 6 д. Бельково» 1982 году; «ВЛ-0,4 кВ нп Креницы»           1977 год; «ВЛ-0,4 кВ нп Маньково» 1977 году; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 6 д. Варахино» 1982 год; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 4 д. Тарасово» 1963 год.

При реорганизации открытого акционерного общества «Новгородэнерго» в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» к последнему перешли активы и пассивы присоединяемого общества, согласно инвентарным описям и бухгалтерской отчетности, составленных по состоянию на 30.06.2007.

В Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2021 внесена запись о смене наименования публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» изменено на публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад».

С целью оформления прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации линейных объектов, 30.03.2021, 31.03.2021, 01.04.2021 общество с ограниченной ответственностью «ГеоМакИнфо», действующее в интересах Общества, обратилось в Администрацию с ходатайствами об установлении публичного сервитута объектов электросетевого хозяйства: «ВЛ-0,4 кВ от ПС Пест д. Ивановское-Александрово» на 49 лет в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Столбское» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1801301:70, 53:14:1801301:46 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 1 д. Устье» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1801401:80, 53:14:1801401:81, 53:14:1801401:165, 53:14:1801401:85, 53:14:1801401:82, 53:14:1801401:83, 53:14:1801401:3, 53:14:1801401:160 в целях  размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 2 д. Гусево (2)» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0302201:84, 53:14:0302201:4, 53:14:0302201:102, 53:14:0302201:47, 53:14:0302201:101 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС 151 Ф № 5 д. Плави» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1802301:97, 53:14:1802301:42, 53:14:1802301:209 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС от Беззубцево д. Малашкино 2» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0301001:68, 53:14:0301001:155, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Аброс. Брякуново-Чепурино» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1702001:220, 53:14:1702001:119, 53:14:1702001:267, 53:14:1702002:270, 53:14:1702001:145, 53:14:1702001:25, 53:14:1702002:104, 53:14:1702001:59, 53:14:1702001:57, 53:14:1702002:236, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:233, 53:14:1702002:271, 53:14:1702002:187, 53:14:170200:269, 53:14:1702002:31, 53:14:1702002:388, 53:14:1702002:32, 53:14:1702002:45, 53:14:1702002:33, 53:14:1702001:252, 53:14:1702001:265, 53:14:1702002:43, 53:14:1702002:44, 53:14:1702002:26, 53:14:1702002:183, 53:14:1702002:25, 53:14:1702002:24, 53:14:1702002:22, 53:14:1702002:15, 53:14:1702002:14, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Пустошка» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0201801:42, 53:14:02018001:43, 53:14:0201801:3, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Абросово Ф № 3 д. Поселок» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0203301:44, 53:14:0203301:13, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Беззубцево Ф № 6 д. Бельково» на 49 лет в отношении земельного участка 53:14:0203301:43, в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; - «ВЛ-0,4 кВ нп Креницы» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:0203101:2, 53:14:0203201:58 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ нп Маньково» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1701201:41, 53:14:1701201:11, 53:14:1701201:107, 53:14:1701201:27 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 6 д. Варахино» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1700501:106, 53:14:1700501:86 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства; «ВЛ-0,4 кВ от ПС Безубцево Ф № 4 д. Тарасово» на 49 лет в отношении земельных участков 53:14:1702501:20, 53:14:1702002:105, 53:14:1700101:142 в целях размещения и безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства.

Администрация 03.08.2021 отказала в установлении публичного сервитута, ссылаясь на статью 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), определяя цель установления публичного сервитута как размещение объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, а также на пункт 2 статьи 39.38 ЗК РФ, в соответствии с которым публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ЗК РФ устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях. За установлением публичного сервитута Администрация рекомендовала обратиться в Министерство.

Полагая, что отказ Администрации  в установлении публичного сервитута является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их не обоснованными, отказал в удовлетворении требований.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Как правомерно указал суд первой инстанции, для признания арбитражным судом обжалуемого Обществом решения Администрации незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие данного ненормативного акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 4 статьи 23 ЗК РФ определяет случаи установления публичного сервитута.

Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 ЗК РФ. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

В соответствии со статьей 39.37 ЗК РФ к целям установления публичного сервитута, в частности, относится размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 ЗК РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств: ходатайство подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута для целей, указанных в ходатайстве; заявитель не является лицом, предусмотренным статьей 39.40 ЗК РФ; подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, не предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ; к ходатайству об установлении публичного сервитута не приложены документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи; ходатайство об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Из материалов дела видно, что отказ Администрации в установлении сервитута обусловлен отсутствием у нее соответствующих полномочий.

Статьей 39.38 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается: решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях; решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях; решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, - в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд; решениями органов местного самоуправления городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения; решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии с пунктом 19 статьи 23 ЗК РФ особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон         № 257-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 257-ФЗ под автомобильной дорогой следует понимать объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса; придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

В силу части 2 статьи 19 Закона № 257-ФЗ прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.

В соответствии с частью 4.2 статьи 25 Закона № 257-ФЗ допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

Суд первой инстанции установил, что на основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 25.11.1996 № 543 в оперативное управление Учреждению переданы автомобильные дороги: Староселье - Ивановское - Александрово; «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Столюское - Иваньково; Устюцкое - Устье; «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелибицы - Великие Луки - Невель» - Новое Муравьево; Беззубцево - Кресницы - Пустошка; Хвойная - Пестово, находящиеся в государственной собственности Новгородской области. Данные дороги относятся к дорогам регионального и межмуниципального значения.

Заявитель указывает на обращение в орган местного самоуправления - Администрацию с ходатайствами об установлении публичного сервитута, указанный орган отказал в установлении публичного сервитута в связи с нахождением земельных участков в границах полос отвода дорог регионального и межмуниципального значения, решение данного вопроса не входит в его компетенцию.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением правительства Новгородской области от 17.07.2020 № 332, Министерство осуществляет полномочия по распоряжению имуществом Новгородской области, земельными участками, находящимися в собственности Новгородской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, в пределах полномочий, установленных Областным законом от 26.12.2014 № 691-ОЗ «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде между органами местного самоуправления городского округа Великий Новгород и органами государственной власти Новгородской области».

Пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

В силу части 4.2 статьи 25 Закона № 257-ФЗ решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций.

В пункте 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, разъяснено, что в отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.08.2020 № 297 утвержден Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требований к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2021 № 62319; далее – Порядок).

Органы, уполномоченные на принятие данных решений, определены пунктом 2 указанного Порядка. Согласно данному пункту Порядка заявление об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации подается в виде электронного документа или документа на бумажном носителе владельцем инженерных коммуникаций или его уполномоченным представителем, согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении к настоящему Порядку, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог: в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения - в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения - в уполномоченный орган местного самоуправления.

В заявлении должны быть указаны: 1) наименование уполномоченного органа; 2) сведения о владельце инженерной коммуникации; 3) сведения о представителе заявителя; 4) кадастровые номера земельных участков (при их наличии), в отношении которых подано заявление, наименование автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой располагаются земельные участки, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков; 5) цель установления публичного сервитута; 6) испрашиваемый срок публичного сервитута; 7) обоснование необходимости установления публичного сервитута; 8) вид права, на котором инженерная коммуникация принадлежит заявителю (если подано заявление в целях переноса, переустройства или эксплуатации инженерного сооружения); 9) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты (при наличии), телефон для связи с заявителем.

В соответствии с пунктом 6 Порядка уполномоченный орган возвращает заявление без рассмотрения с указанием причины принятого решения в случае, если заявление подано в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, не уполномоченные на установление публичного сервитута в целях, предусмотренных настоящим Порядком.

Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения решение об установлении публичного сервитута принимает Министерство, заявление об установлении публичного сервитута, согласно образцу, прилагаемому к Порядку, в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в целях эксплуатации существующих объектов электросетевого хозяйства должно быть подано в Министерство в соответствии с вышеуказанным Порядком, с приложением документов, указанных в                  пункте 3.

Суд установил, что с заявлением об установлении публичного сервитута в Министерство Общество не обращалось, направило соответствующее ходатайство в Администрацию.

Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются  позицией Министерства, изложенной в отзыве на заявление Общества, представленном в суд первой инстанции, имеющимся в материалах дела.

В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Установив обстоятельства, свидетельствующие об эксплуатации заявителем объектов электросетевого хозяйства в границах полос отвода автомобильных дорог, нахождение дорог в областной собственности, обращение Общества с ходатайствами об установлении публичного сервитута в неуполномоченный орган, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежат.

Таким образом, в удовлетворении требований отказано правомерно.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции  у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря                   2021 года по делу № А44-6155/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

        А.Я. Зайцева

Судьи

        Н.А. Колтакова

        О.Б. Ралько