СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Томск Дело № А45-12647/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2022 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БРИК» (№07АП-8407/2022) на решение от 21.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-12647/2022 (судья Полякова В.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «БРИК» (<...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (<...>, кабинет 23, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона,
третье лицо общество с ограниченной ответственностью «ОМЬ» (630010, <...>).
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «БРИК» (далее – ООО «БРИК») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – Министерство) от 28.02.2022 № 13 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером 54:25:000000:91 (ранее присвоенный кадастровый номер 11504415), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - уточнить границы земельного участка, описание местоположения земельного участка, внести сведения о частях земельного участка в единый государственный реестр недвижимости, провести таксацию, принять решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, расположенного в границах земель лесного фонда на территории Убинского лесничества Новосибирской области, Аникинского лесохозяйственного участка, лесные кварталы № 112, 113, 139-144, 177-181, 196-202, 219-225, 238- 246, 261-266, 277-280, 294-300 площадью 80 665 га, вид использования «заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, заготовка древесины», срок использования 49 лет, в течение трёх дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ОМЬ» (далее – ООО «ОМЬ»)
Решением от 21.07.2022Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «БРИК» обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает на отсутствие у него права на выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков, единственным уполномоченным лицом, осуществляющим проектирование лесных участков, на ком лежит обязанность по уточнению его границ для последующей организации аукциона, является Министерство.
Отсутствие достаточных финансов или отсутствие плана работ у государственного органа не может быть основанием для отказа в проведении таких работ, поскольку нарушает баланс государственных и предпринимательских интересов.
Министерство возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, 01.02.2022 ООО «БРИК» обратилось в министерство с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
Заявитель просил провести аукцион на право заключения договора аренды части лесного участка с кадастровым номером 11504415, расположенного в границах земель лесного фонда на территории Убинского лесничества Новосибирской области Аникинского лесохозяйственного участка, лесные кварталы № 112, 113, 139-144, 177-181, 196-202, 219-225, 238-246, 261- 266, 277-280, 294-300 площадью 80 665 га, вид использования «заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, заготовка древесины», срок использования 49 лет.
Министерством 28.02.2022 отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка № 13 по следующим основаниям: заявление о проведении аукциона подано в отношение лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как лесной участок, в отношении которого испрашивается проведение аукциона на право заключения договора аренды, не образован, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости, о лесном участке не позволяют определить данный лесной участок в качестве индивидуально-определённой вещи и определить характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое заявителем решение принято Министерством в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в регулируемой сфере правоотношений и не нарушает прав и законных интересов ООО «БРИК» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с судебным актом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно части 6 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
Положения, регулирующие порядок подготовки и организации аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплены в статье 78 ЛК РФ.
В части 6 статьи 78 ЛК РФ установлено, что решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях: 1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу; 2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу; 3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с ЛК РФ не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона; 5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 статьи 78 ЛК РФ.
По смыслу части 2 статьи 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учёт.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Кадастровый учёт лесного участка в случае его образования (уточнения границ) осуществляется на основании проектной документации лесного участка, что следует из части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В силу части 16 статьи 78 ЛК РФ документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию лесного участка.
Поскольку границы испрашиваемого обществом лесного участка не определены, проектная документация лесного участка отсутствует, Министерством правомерно отказано заявителю в проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Согласно пункту 1 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтённых лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленным Законом №218-ФЗ.
ООО «БРИК» правообладателем испрашиваемого лесного участка не является, соответственно лишено возможности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ такого участка.
Правом на внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка обладает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков (орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений).
Само по себе поступление обращения ООО «БРИК» не порождает у органа государственной власти субъекта Российской Федерации обязанности по определению границ лесного участка для его последующего выставления на торги посредством проведения аукциона.
Положения части 2 статьи 70.1, части 16 статьи 78, части 2 статьи 72 ЛК РФ предполагают:
необходимость проектной документации лесного участка, которая оформляется по результатам таксации и в которой определена площадь проектируемого лесного участка, приведено описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешённого использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики;
использование этой документации как для образования такого участка, так и для проведения по поводу него аукциона и последующего предоставления в аренду;
постановку на кадастровый учёт такого участка как обязательного условия для существования объекта такой аренды.
В условиях существенной неопределённости характеристик участка лесного фонда, предоставление которого в аренду предполагает специфические виды лесопользования и изъятие природного ресурса будущим арендатором, предполагается невозможность проведения указанного аукциона без актуальных результатов лесной таксации, связанных прежде всего с описанием такого особо ценного природного ресурса как лес.
При такой неопределённости сама возможность заготовки древесины при наличии в лесном законодательстве некоторых запретов и ограничений, виды и объёмы рубок различных видов древесины не известны и не могут быть в обязательном порядке установлены одновременно с проведением соответствующих аукционных мероприятий, влекущих в конечном итоге возможное предоставление лесного участка.
Иной подход к применению норм права в регулируемой сфере правоотношений влечёт за собой нарушение баланса частных и публичных интересов, не устраняет имеющиеся недостатки характеристик земельного участка и не учитывает его особую специфику.
У Министерства отсутствовали правовые основания для проведения аукциона по заявлению ООО «БРИК», поскольку его предметом не может быть несформированный лесной участок, достоверные характеристики которого отсутствуют.
Согласно заявлению от 01.02.2022 № 751/37 ООО «БРИК» просило провести аукцион в отношении земельного участка с ранее присвоенным кадастровым номером 11504415 площадью 80 665 га, в то время как согласно сведениям государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 11504415 является в настоящее время земельным участком с кадастровым номером 54:25:000000:91 площадью 21 674, 64 га, то есть почти в четыре раза меньше, чем указано ООО «БРИК» в заявлении о проведении аукциона.
Таким образом, ООО «БРИК» заявлено о проведении аукциона в отношении несуществующего земельного участка. Граница как испрашиваемого заявителем земельного участка, так и земельного участка с кадастровым номером 54:25:000000:91 площадью 21 674, 64 га не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 18.04.2022, от 30.06.2022.
Согласно пункту 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Лесной участок, в отношении которого испрашивается проведение аукциона на право заключения договора аренды, не образован.
Требование общества о понуждении Министерства провести таксацию лесов предъявлено к ненадлежащему лицу.
С 01.01.2022 мероприятия по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществляет орган государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений – Федеральное агентство лесного хозяйства (часть 22 статьи 81 ЛК РФ).
Цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны интенсивности такого освоения определяются в лесном плане субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 86 ЛК РФ).
Лесным планом Новосибирской области на период 2019-2028 годы, утверждённым Постановлением Губернатора Новосибирской области от 10.01.2019 № 4, не предусмотрено предоставление лесных участков для использования в целях заготовки древесины на территории Убинского лесничества (приложение 23 к Лесному плану).
Права заявителя не могут быть признаны нарушенными, поскольку при имеющихся место по делу обстоятельствах все юридические лица и граждане, потенциально претендующие на испрашиваемый обществом лесной участок, находятся в равном положении, так как лесной участок не может быть предметом аукциона в испрашиваемых целях по указанным выше причинам.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение принято Министерством в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в регулируемой сфере правоотношений, и не нарушает прав и законных интересов ООО «БРИК» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правовых оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, для признания решения от 28.02.2022 № 13 об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка незаконным не имеется
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
решение от 21.07.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-12647/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «БРИК» - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «БРИК» (<...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 16.08.2022 № 5795.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Председательствующий И.И. Бородулина
Судьи: С.В. Кривошеина
С.Н. Хайкина