ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-12102/2017
г. Челябинск | |
24 октября 2017 года | Дело № А47-10456/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Бабиной О.Е. и Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Камалтдиновой А.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Энергосбыт Плюс» на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.08.2017 по делу № А47-10456/2015 (судья Мирошник А.С.).
Открытое акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (далее - истец, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация МО Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области) о взыскании задолженности в общей сумме 120 797 руб. 53 коп., в том числе за поставленную за период с апреля по июнь 2015 г. электрическую энергию в размере 115 020 руб. 89 коп., неустойку с 19.05.2015 по 17.12.2015 в сумме 5 776 руб. 64 коп., а также неустойку с 18.12.2015 по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.02.2016 исковые требования удовлетворены.
Решение суда вступило в законную силу. 07.06.2016 выдан исполнительный лист серии ФС 006639923 о взыскании с ответчика задолженности в общей сумме 120 797 руб. 53 коп.
Оригинал исполнительного листа направлен истцом в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области с заявлением об исполнении исполнительного документа.
В принятии к исполнению указанного документа было отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с преобразованием муниципальных образований.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.04.2015 №3228 принят Закон Оренбургской области «О преобразовании муниципальных образований Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области и Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области».
ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о замене должника – Администрации МО Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на Администрацию МО Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.08.2017 (резолютивная часть объявлена 01.08.2017) в удовлетворении заявления ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» отказано.
Не согласившись с вынесенным определением суда, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и разрешить вопрос по существу.
Как указывает истец, вновь созданный орган местного самоуправления несет ответственность по всем обязательствам правопредшественника. В рассматриваемом случае, вновь образованное муниципальное образование Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований. Поскольку преобразование муниципального образования произошло в порядке статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ, Закон о местном самоуправлении), положения статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о ликвидации юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, в рассматриваемом случае не применимы.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истцом представлено решение Совета депутатов муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 26.05.2015 №195 «О ликвидации администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области», письмо Администрации Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области от 21.012016 № 31, письмо общества с ограниченной ответственностью «Криница» от 26.01.2016 № 01 о заключении договора энергоснабжения на 2016 г., уведомление кредитору ОАО «Оренбургэнергосбыт» о начале ликвидации ответчика.
Представляя новые доказательства, истец обосновывает это необходимостью опровержения выводов суда первой инстанции.
С учетом части 2 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции посчитал возможным приобщить указанные документы к материалам дела для правильного разрешения спора. При этом, судом апелляционной инстанции учтено, что судом первой инстанции вопрос о наличии иных документов, подтверждающих позицию истца не выяснялся.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Отзывы на апелляционную жалобу в адрес суда не поступали.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 272 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции посчитал, что постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.04.2015 № 3228 не установлены пределы ответственности правопреемника по долгам прежнего муниципального образования; передаточный акт, который определял бы имущественные обязательства Администрации Фурмановского сельсовета, возникающие в силу правопреемства, отсутствуют; ликвидационные процедуры в отношении Администрации Тюльпанского сельсовета не завершены, ликвидационный баланс не утвержден, запись о прекращении деятельности ответчика в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена.
Данные выводы не могут быть признаны законными и обоснованными судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно статье 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В пункте 1 статьи 2 Закона №131-ФЗ дано понятие органов местного самоуправления: это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона о местном самоуправлении финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Как отмечалось выше, постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.04.2015 № 3228 принят Закон Оренбургской области «О преобразовании муниципальных образований Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области и Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области».
В соответствии со статьей 1 указанного Закона Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области и Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области преобразовываются путем объединения, влекущего за собой образование муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, которое наделяется статусом сельского поселения.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Фурмановский сельсовет в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Фурмановского сельсовета и Тюльпанского сельсовета по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
26.05.2015 Совет депутатов муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области принял решение № 195 «О ликвидации администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области», согласно которому администрация ликвидируется с 01.01.2016.
Этим же решением назначена ликвидационная комиссия.
Решением Совета депутатов муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области от 05.11.2015 № 23 создана Администрация Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области с правами юридического лица.
Пунктом 1 статьи 13 Закона № 131-ФЗ установлено, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 13 Закона №131-ФЗ). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, влечет создание вновь образованных муниципальных образований (пункты 3, 8 статьи 13 Закона №131-ФЗ). В силу части 10 статьи 85 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. Следовательно, вновь созданный орган местного самоуправления несет ответственность по всем обязательствам правопредшественника. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 903 утверждены Правила составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В пункте 1 названных Правил указано, что под имущественными обязательствами органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающими в силу правопреемства, понимается совокупность долговых обязательств муниципальных образований, включенных в объем муниципального долга в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и кредиторская задолженность муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1, подпункту 5 пункта 3 статьи 100 Бюджетного кодекса Российской Федерации структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным данной статьей видам долговых обязательств. В объем муниципального долга включается объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования. Таким образом, в рассматриваемой ситуации вновь образованное муниципальное образование – Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области является правопреемником по долговым обязательствам преобразованных муниципальных образований. Суд первой инстанции не учел, что согласно абзацу 2 пункта 4 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 903, такое наделение не является основанием для разграничения долговых обязательств между муниципальным районом и расположенными в его границах поселениями. Таким образом, наличие передаточного (разделительного) акта в данном случае не является необходимым. Поскольку преобразование муниципального образования произошло в порядке статьи 13 Закона о местном самоуправлении, положения статьи 61 ГК РФ о ликвидации юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, в рассматриваемом случае не применимы.
Следовательно, в рамках настоящего дела должником является МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в лице администрации, преобразованное в соответствии со статьей 13 Закона о местном самоуправлении путем объединения с иным муниципальным образованием с созданием вновь образованного МО Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, к которому, в свою очередь, перешли не только права на принадлежавшее преобразованным муниципальным образованиям имущество, но и их долговые обязательства.
Нахождение Администрации МО Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в стадии ликвидации не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о правопреемстве. Согласно решению от 26.05.2015 №195 Администрация МО Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области ликвидируется с 01.01.2016.
Судебный акт до настоящего времени не исполнен. Доказательств иного материалы дела не содержат.
По смыслу статьи 48 АПК РФ и статьи 52 Федерального закона от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в правоотношение, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны правоотношения, которую правопреемник заменил.
Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.
Ввиду фактического выбытия МО Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области из правоотношений по данному делу в связи с исполнением этапов преобразования, утратой статуса муниципального образования муниципальным образованием Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на основании Закона Оренбургской области от 22.04.2015 № 3228, заявление подлежит удовлетворению.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для процессуального правопреемства основан на неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ), что является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного определение суда следует отменить, апелляционную жалобу ОАО «ЭнергосбыТ Плюс»- удовлетворить, произвести процессуальное правопреемство.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.08.2017 по делу № А47-10456/2015 отменить.
Заявление открытого акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» о процессуальном правопреемстве удовлетворить.
Произвести замену ответчика по настоящему делу администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на администрацию муниципального образования Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья В.В. Баканов
Судьи: О.Е. Бабина
Н.В. Махрова