ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-18598/2021
г. Челябинск
18 марта 2022 года
Дело № А47-3850/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2021 по делу № А47-3850/2021.
В судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области и Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, приняли участие представители:
от истца – Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области – ФИО1 (предъявлен паспорт, доверенность от 01.10.2021, диплом),
от ответчика – акционерного общества «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» – ФИО2 (предъявлен паспорт, доверенность от 12.01.2022, диплом),
Третье лицо – ФИО3, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. В судебное заседание представитель третьего лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя третьего лица.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее – истец, учреждение, пенсионный фонд, УПФР в г. Оренбурге) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» в лице филиала «Объединенная комплексная экспедиция № 127» (далее – ответчик, АО «Средневолжское АГП») о взыскании убытков в виде излишне выплаченной пенсии в размере 206386 руб. 97 коп.
В порядке, предусмотренном статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.
Определением от 05.04.2021 исковое заявление принято к производству в упрощенном порядке.
Определением от 28.04.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание.
Определением от 12.10.2021 произведено процессуальное правопреемство на стороне истца с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге, на Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее – ОПФР по Оренбургской области).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 08.11.2021) исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Акционерного общества «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» в лице филиала «Объединенная комплексная экспедиция № 127» в пользу Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области взысканы убытки в сумме 206386 руб. 97 коп. Кроме этого с Акционерного общества «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» в лице филиала «Объединенная комплексная экспедиция № 127» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7128 руб. 00 коп.
Не согласившись с вынесенным решением суда, АО «Средневолжское АГП» (далее – податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права. Апеллянт полагает, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения пенсионного фонда в суд с исковым заявлением к третьему лицу о взыскании убытков, оснований для удовлетворения заявленных в рамках настоящего дела требований также не имеется.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, истцом не доказана вся совокупность элементов, наличие которой необходимо для взыскания убытков с ответчика. Апеллянт указывает, что для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо установить виновное лицо, чьи действия повлекли перерасход на выплату трудовых пенсий. При этом согласно сложившейся судебной практике в случае, если вина работодателя не установлена и (или) отсутствует причинно-следственная связь между действиями работодателя и возникшими убытками, суды отказывают в удовлетворении требований о взыскании убытков. В данном случае вина АО «Средневолжское АГП» и причинно-следственная связь между предоставлением недостоверных сведений и причинением вреда истцу не доказана, а вывод суда первой инстанции об обратном не мотивирован и не подтвержден какими-либо доказательствами. Судом также не исследован вопрос о наличии заинтересованности третьего лица – ФИО3 в получении досрочной пенсии по старости и возникновению соответствующих убытков в бюджете фонда, а также о наличии признаков недобросовестного поведения указанного лица.
Помимо указанного, апеллянт ссылается на необоснованное отклонение судом первой инстанции довода ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Апеллянт отмечает, что в момент повторного обращения ФИО3 в пенсионный фонд последний должен был провести проверку представленных застрахованным лицом сведений в связи с наличием в них противоречий. С учетом изложенного, ответчик полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности подлежит исчислению с 31.03.2015.
В материалы дела также представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых общество указывает, что истцом не учтены положения пункта 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с которым при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона о страховых пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. Соответственно при исчислении стажа работы ФИО3 до 01.01.2015 подлежат применению Правила от 11.07.2002 № 516. Исходя из указанных правил подсчета стажа льготный стаж работы ФИО3 за период с 1978 года по 2013 год составляет 10 лет 6 месяцев и льготная пенсия должна быть назначена по достижении возраста 56 лет, то есть с 26.07.2015. Таким образом, сумма переплаты за период с 31.03.2015 по 26.07.2015 составляет 56115 рублей 64 копейки.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 14.03.2022.
ОПФР по Оренбургской области представило в материалы дела возражения от 19.01.2022 исх. № 4903-16/3815, в которых выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Возражения приобщены к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, ФИО3 (далее – ФИО3) 31.03.2015 обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), согласно которому страховая пенсия по старости назначается мужчинам ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет; если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (далее - Список № 2), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
В пункте «б» раздела II Списка № 2 указаны инженерно-технические работники экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах.
Согласно справке от 27.03.2015 № 1 (том 1 лист дела 33), уточняющей особый характер труда, выданной Объединенной комплексной экспедицией № 127 - филиалом ОАО «Средневолжское АГП», ФИО3 работал постоянно полный рабочий день в полевых партиях на полевых топографо-геодезических работах в периоды:
- с 14.08.1978 по 31.03.1983 техником-топографом, относящимся к инженерно-техническим работникам экспедиции, занятым на геологоразведочных работах, в Объединенной комплексной экспедиции № 127 Предприятия 18 ГУГК при СМ СССР;
- с 01.04.1983 по 30.04.1988 старшим техником-топографом, относящимся к инженерно-техническим работникам экспедиции, занятым на геологоразведочных работах, в Объединенной комплексной экспедиции № 127 Предприятия 18 ГУГК при СМ СССР;
- с 01.05.1988 по 31.03.1989 топографом, относящимся к инженерно-техническим работникам экспедиции, занятым на геологоразведочных работах, в Объединенной комплексной экспедиции № 127 Предприятия 18 ГУГК при СМ СССР;
- с 01.04.1989 по 24.08.1991 топографом, относящимся к инженерно-техническим работникам экспедиции, занятым на геологоразведочных работах, в Объединенной комплексной экспедиции № 127 Средневолжского АГП ГУГК при СМ СССР.
Таким образом, в соответствии с пунктом «б» раздела II Списки № 2 вышеуказанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В справке от 27.03.2015 № 1 перечислены также периоды отпусков без сохранения заработной платы, командировки, военных сборов, не подлежащие включению в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со Списком № 2: с 05.01.1979 по 05.02.1979, с 13.04.1981 по 18.04.1981, с 14.01.1982 по 16.01.1982, с 18.11.1985 по 30.11.1985, с 21.04.1987 по 22.04.1987, с 11.04.1988 по 16.04.1988, с 15.01.1989 по 28.02.1989.
Принимая во внимание сведения, указанные в справке от 27.03.2015 № 1 в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом «б» раздела II Списка № 2, Пенсионным фондом были включены следующие периоды: с 14.08.1978 по 04.01.1979, с 06.02.1979 по 12.04.1981, с 19.04.1981 по 13.01.1982, с 17.01.1982 по 17.11.1985, с 01.12.1985 по 20.04.1987, с 23.04.1987 по 10.04.1988, с 17.04.1988 по 14.01.1989, с 01.03.1989 по 24.08.1991.
С учетом указанных периодов стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом «б» раздела II Списка № 2, составил 12 лет 08 месяцев 24 дня, что дает мужчинам право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях по достижении 55-тилетнего возраста.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на дату предъявления заявления о назначении пенсии, (31.03.2015), ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения исполнилось 55 лет, ему была назначена досрочная страховая пенсия по старости с 31.03.2015.
Вместе с тем, в ходе проведения проверки документов, связанных с назначением ФИО3 пенсии, Пенсионным фондом было установлено несоответствие сведений, содержащихся в справке от 27.03.2015 № 1, сведениям, содержащимся в первичных документах, а именно в личной карточке формы Т-2, книгах приказов за период с 1978 года по 1991 год, карточках-справках по зарплате за период с 1978 года по 1991 год. По результатам указанной проверки был составлен акт от 27.11.2020 № 390 (д.д. 36 т. 1).
Принимая во внимание сведения, указанные в акте от 27.11.2020 № 390, в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом «б» раздела II Списка № 2, Пенсионным фондом ФИО3 были включены следующие периоды: с 17.10.1978 по 31.12.1978, 01.03.1979 по 08.01.1980, с 22.04.1980 по 22.12.1980, с 01.05.1981 по 31.08.1981, с 01.10.1981 по 13.01.1982, с 17.01.1982 по 31.01.1982, с 20.04.1982 по 31.07.1982, с 01.09.1982 по 31.12.1982, с 20.04.1983 по 30.11.1983, с 14.04.1984 по 30.06.1984, с 01.08.1984 по 31.08.1984, с 01.10.1984 по 31.12.1984, с 01.06.1985 по 30.09.1985, с 29.04.1986 по 23.10.1986, с 01.07.1987 по 31.08.1987, с 10.05.1988 по 30.11.1988, с 05.05.1989 по 31.10.1989, с 16.04.1990 по 31.12.1990, с 25.04.1991 по 24.08.1991.
Кроме того, к зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со списком № 2, был также принят период работы ФИО3 с 08.06.1977 по 13.10.1977 техником, принимавшем непосредственное участие в техническом процессе производства топографо-геодезических работ в Экспедиции № 6 Предприятия № 1 ГУГК при СМ СССР, указанном в справке от 20.04.2015 № 19/15, выданной ОАО «Красноярское аэрогеодезическое предприятие».
Пенсионный фонд в исковом заявлении указал, что с учетом названных периодов стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом «б» раздела II Списка № 2, составляет 7 лет 7 месяцев 12 дней, что дает право мужчинам на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях по достижении 57-тилетнего возраста.
С учетом изложенного пенсионный фонд установил, что поскольку ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 57 лет исполнилось 26.07.2016, досрочная пенсия по старости может быть ему назначена только с 26.07.2016.
Таким образом, пенсионный фонд пришел к выводу, что ФИО3 была излишне выплачена пенсия за период с 31.03.2015 г. по 25.07.2016 г. в размере 231535 руб. 96 коп
Однако в связи с повторным более поздним назначением ФИО3 пенсии увеличился размер индивидуального пенсионного коэффициента, влияющий на размер пенсии. Таким образом, ежемесячный размер пенсии с 26.07.2016 (с даты повторного назначения) был пересчитан истцом в сторону увеличения.
На основании изложенного, Пенсионный фонд установил, что за период с 26.07.2016 по 31.12.2020 ФИО3 была недоплачена пенсия в общей сумме 25148 руб. 99 коп.
Пенсионным фондом произведен перерасчет суммы излишне выплаченной ФИО3 пенсии, которая составила 206386 руб. 97 коп. (231535 руб. 96 коп. - 25148 руб. 99 коп.).
Установив, что при первоначальном назначении пенсии ФИО3 учитывались недостоверные сведения, содержащиеся в справке от 27.03.2015 № 1, выданной Объединенной комплексной экспедицией № 127 - филиалом ОАО «Средневолжское АГП», пенсионный фонд обратился к ответчику с требованием о возмещении ущерба в виде излишне выплаченной суммы досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 42 т. 1).
Ответчиком ущерб в добровольном порядке возмещен не был, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания убытков, при этом суд исходил из наличия вины ответчика в возникновении убытков истца в виде излишней выплаты пенсии.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Общие принципы возмещения убытков (вне зависимости от характера правонарушения) установлены статьей Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, представляющие собой меру гражданско-правовой ответственности, подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих факт нарушения ответчиком принятых по договору обязательств, причинение убытков, причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств и понесенными убытками, а также их размер.
По смыслу указанной правовой нормы истец, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должен представить доказательства, свидетельствующие о наличии совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): противоправность действий (бездействия) причинителя убытков, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, а также наличие и размер понесенных убытков.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 1 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное (абзац третий названного пункта).
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика убытков послужило то обстоятельство, что при первоначальном назначении пенсии ФИО3 ответчиком учитывались недостоверные сведения, содержащиеся в справке от 27.03.2015 № 1, выданной Объединенной комплексной экспедицией № 127 – филиалом ОАО «Средневолжское АГП», что повлекло переплату пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона № 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 2 статьи 25 Закон № 173-ФЗ установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 статьи 25 Закона № 173-ФЗ, выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи).
Аналогичная ответственность работодателя и пенсионера предусмотрена и положениями статьи 28 Закона № 400-ФЗ, согласно которым физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Названными положениями Закона № 173-ФЗ и Закона № 400-ФЗ не исключается ответственность работодателя по возмещению пенсионному фонду причиненного ущерба, если к возникновению названного ущерба привели виновные действия работодателя.
Таким образом, одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона № 173-ФЗ и статьи 28 Закона № 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер).
Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 15.02.2017 № 306-ЭС16-13489 по делу № А12-41251/2015.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н (далее – Порядок от № 258н), периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно подпункту «а» пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях) в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Закона о страховых пенсиях.
При этом пунктом 4 Порядка № 258н установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенной местности или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что при обращении ФИО3 с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях заявителем была представлена справка от 27.03.2015 № 1, уточняющая особый характер труда, выданная Объединенной комплексной экспедицией № 127 - филиалом Открытого акционерного общества «Средневолжское АГП», подтверждающая право заявителя на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии со Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173.
С учетом указанных в справке от 27.03.2015 № 1 периодов стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом «б» раздела II Списка № 2, составил 12 лет 08 месяцев 24 дня, что является одним из условий для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
Факт наличия недостоверных сведений, содержащихся в справке от 27.03.2015 № 1, представленной ФИО3 для назначения льготной пенсии, подтверждается актом от 27.11.2020 № 390, составленным Управлением по результатам проверки документов, связанных с назначением ФИО3 досрочной пенсии.
Доводы ответчика о том, что пенсионный фонд не проверил обоснованность выдачи справки от 27.03.2015 № 1 и не дал оценку, содержащимся в ней сведениям, что повлекло принятие ошибочного решения о досрочном назначении пенсии ФИО3, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Пунктом 20 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
В соответствии с пунктом 22 названных Правил при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Таким образом, проверка обоснованности выдачи документов, подтверждающих страховой стаж застрахованных лиц, претендующих на льготную пенсию, проводится сотрудниками Фонда лишь при наличии соответствующей необходимости.
Действия (бездействие) Управления пенсионного фонда не освобождают работодателя от ответственности за достоверность представленных сведений, на основании которых произведено начисление пенсии застрахованному лицу.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность Пенсионного фонда досконально проверять предоставленные для установления и выплаты пенсии документы на предмет соответствия действительности указанных в них сведений, а закреплено лишь право требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов (пункт 3 статьи 18 Федерального закона № 173-ФЗ). Проверка обоснованности выдачи документов, подтверждающих страховой стаж застрахованных лиц, претендующих на льготную пенсию, проводится сотрудниками Фонда лишь при наличии на это соответствующей необходимости.
При этом, как ранее указывалось, ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для установления и выплаты трудовой пенсии, несут работодатели (при отсутствии доказательств вины работника).
В данном случае справка Объединенной комплексной экспедиции № 127 от 27.03.2015 № 1 содержит все необходимые реквизиты, подписана директором филиала, главным бухгалтером и директором по кадрам, заверена печатью, ее внешний вид не вызывал сомнений в подлинности, следовательно, у пенсионного фонда не имелось оснований для проверки достоверности содержащихся в ней сведений.
Доводы ответчика том, что при исчислении стажа работы ФИО3 до 01.01.2015 подлежат применению Правила от 11.07.2002 № 516, исходя из которых льготный стаж работы ФИО3 за период с 1978 года по 2013 год составляет 10 лет 6 месяцев и льготная пенсия должна быть назначена по достижении возраста 56 лет, то есть с 26.07.2015, в связи с чем сумма переплаты за период с 31.03.2015 по 26.07.2015 составляет 56115 рублей 64 копейки, рассмотрены судебной коллегией и отклонены.
Как было указано выше, в соответствии с пунктами 3, 4 Порядка № 258н
периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В данном случае обществом в пенсионный фонд представлена справка от 27.03.2015 № 1, в которой содержатся сведения о том, что данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком № 2.
С учетом указанных в справке от 27.03.2015 № 1 периодов стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом «б» раздела II Списка № 2, составляет 7 лет 7 месяцев 12 дней, что дает право мужчинам на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях по достижении 57-тилетнего возраста.
При таких обстоятельствах, пенсионный фонд пришел к обоснованному выводу о том, что досрочная пенсия по старости может быть назначена ФИО3 только с 26.07.2016, то есть по достижении возраста 57 лет.
Какие-либо иные документы, в том числе заявление о назначении досрочной пенсии по старости, а также соответствующие справки, подтверждающие начисление льготного стажа работы, в пенсионный фонд не представлялись.
При этом как обоснованно отмечено представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции, обязанность подтвердить начисление льготного стажа соответствующей справкой по утвержденной форме, содержащей сведения о периодах льготного стажа работы, возложена на работодателя, поскольку указанная справка составляется на основании имеющихся в распоряжении работодателя первичных документов.
Кроме того, даже с учетом наличия справки работодателя, подтверждающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, в связи с особенностями расчета стажа по названному пункту пенсионный фонд обязан рассмотреть указанную справку только в том случае, если работодателем произведена разбивка на периоды фактической продолжительности работы в полевых условиях.
Ссылки ответчика на пункт 17 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» о дополнительной ответственности работодателя по отношению к ответственности работника, подлежат отклонению.
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 № 306-ЭС16-13489 по делу № А12-41251/2015, действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.
В данном случае недостоверные сведения, повлекшие неправомерную выплату досрочной пенсии, предоставлены именно ответчиком, а доказательств недобросовестных действиях самого работника в материалах дела не имеется.
Ссылаясь в апелляционной жалобе на возможную заинтересованность третьего лица – ФИО3 в получении досрочной пенсии по старости и возникновению соответствующих убытков в бюджете фонда, ответчик в нарушение требований, установленных статьей 65 АПК РФ, подтверждающих указанное обстоятельство доказательств в материалы дела не представил.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, взыскание с ФИО3 сумм излишне выплаченной пенсии в данном случае противоречит положениям пункта 3 статьи 1109 ГК РФ.
На основании изложенного доводы апеллянта о неправомерности заявленных в рамках настоящего дела требований, ввиду отсутствия доказательств обращения пенсионного фонда в суд с исковым заявлением к ФИО3 о взыскании убытков подлежат отклонению.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в рассматриваемой ситуации излишняя выплата пенсии в спорной сумме обусловлена действиями работодателя, выразившимися в предоставлении недостоверных сведений о работе ФИО3 содержащихся в справке от 27.03.2015 № 1.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ответчика в возникших у истца убытках в виде излишне выплаченной пенсии.
В апелляционной жалобе ответчик также ссылается на необоснованное отклонение судом первой инстанции довода ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Податель жалобы полагает, что в момент повторного обращения ФИО3 в пенсионный фонд последний должен был провести проверку представленных застрахованным лицом сведений в связи с наличием в них противоречий. С учетом изложенного, ответчик полагает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности подлежит исчислению с 31.03.2015.
Рассмотрев указанный довод апелляционной жалобы, судебная коллегия признает его необоснованным в связи со следующим.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что трудовая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату (статья 2 Федерального закона № 173-ФЗ.
Отклоняя заявление ответчика о пропуске срока исковой давности по требованию о взыскании убытков, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что о недостоверности сведений, содержащихся в справке от 27.03.2015 № 1, пенсионному фонду стало известно после проведения 27.11.2020 проверки документов, являющихся основанием ее выдачи.
Установив, что исковое заявление предъявлено пенсионным фондом 31.03.2021, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности истцом не пропущен.
Доводы апеллянта о необходимости исчисления срока исковой давности с 31.03.2015 – момент повторного обращения ФИО3 в пенсионный фонд, в связи с чем последний должен был провести проверку представленных застрахованным лицом сведений подлежат отклонению, поскольку как было указано выше, в соответствии с пунктами 20, 22 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 884н проверка обоснованности выдачи документов, подтверждающих страховой стаж застрахованных лиц, претендующих на льготную пенсию, проводится сотрудниками Фонда лишь при наличии соответствующей необходимости.
При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность Пенсионного фонда досконально проверять предоставленные для установления и выплаты пенсии документы на предмет соответствия действительности указанных в них сведений, а закреплено лишь право требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов (пункт 3 статьи 18 Федерального закона № 173-ФЗ).
Таким образом, оценив все представленные в материалы доказательства в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 АПК РФ, с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае материалами дела подтверждена вина ответчика в причинении ущерба истцу, поскольку излишняя выплата пенсии работнику ответчика возникла по причине наличия недостоверных сведений в отношении трудового стажа ФИО3, содержащихся в справке Объединенной комплексной экспедиции № 127 27.03.2015 № 1.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика убытков в виде излишне выплаченной пенсии в размере 206386 руб. 97 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.11.2021 по делу № А47-3850/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Средневолжское аэрогеодезическое предприятие» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья П.Н. Киреев
Судьи: Е.В. Бояршинова
А.П. Скобелкин