ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-43714/20 от 28.09.2022 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А53-43714/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2022 года

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николюк О.В., при участии в судебном заседании, проводимом с помощью систем видеоконференц-связи, от истца – муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» (ИНН 6164268488, ОГРН 1076164011010) – Власенко Т.Н. (доверенность от 11.01.2022), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Элитспецстрой» (ИНН 0608040896, ОГРН 1160608050382) – Нор-Симавонца В.Н. (доверенность от 08.07.2022), Совмиз Ф.А. (доверенность от 29.08.2022), в отсутствие третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «ПСК ЦИТ»рассмотрев, извещенного надлежащим образом в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022 по делу № А53-43714/2020, установил следующее.

МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону»
(далее – учреждение) обратилось к ООО «Элитспецстрой» (далее – общество)
с требованиями: обязать выполнить работы по объекту: «Строительство детского
сада 190 мест в I мкр в районе Ростовского моря (с. п. 1 – 21), предусмотренные графиком выполнения строительно-монтажных работ к муниципальному контракту
от 19.05.2020 № 16 в редакции дополнительных соглашений от 11.06.2020 № 1,
от 29.09.2020 № 2, от 06.11.2020 № 3, от 18.11.2020 № 4; взыскать 9 002 148 рублей
02 копейки неустойки с 26.07.2020 по 28.01.2021 (измененные требования).

Решением от 17.03.2021, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 20.05.2021, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на момент рассмотрения спора согласованный сторонами общий срок выполнения работ не истек, следовательно, основания для привлечения подрядчика к ответственности за просрочку выполнения работ отсутствуют. Судебные инстанции отклонили доводы заказчика о нарушении подрядчиком графика выполнения работ, которым установлены промежуточные сроки выполнения работ, со ссылкой на то, что стороны дополнительными соглашениями от 11.06.2020 № 1, от 29.09.2020 № 2, от 06.11.2020 № 3, от 18.11.2020 № 4 изменили порядок оплаты, виды и объемы подлежащих выполнению работ. Суды сделали вывод о том, что график выполнения работ (с учетом дополнительных соглашений) не содержит этапы выполнения работ.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.2021 решение от 17.03.2021 и постановление от 20.05.2021 в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки отменены, дело в указанной части передано на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции признал преждевременным выводы судов о том, что график выполнения работ (с учетом дополнительных соглашений) не содержит этапы выполнения работ, поскольку стороны в приложениях к контракту прямо определили 6 отдельных этапов, включающих в себя отдельные виды работ, сроки их выполнения, конкретизировали их стоимость и срок оплаты в 6 этапов, то есть фактически согласовали поэтапное (промежуточные сроки) выполнение работ и стоимость каждого этапа работ. Вопреки выводам судов первой и апелляционной инстанций, применение ответственности за нарушение промежуточных сроков (этапов) выполнения работ допускается законом. При новом рассмотрении дела судам надлежало исследовать вопрос о нарушениях сроков выполнения работ и оснований начисления неустойки с учетом дополнительных соглашений к контракту.

При повторном рассмотрении дела учреждение изменило исковые требования и просило взыскать с общества 3 327 860 рублей 46 копеек неустойки с 27.07.2020
по 28.01.2021 за нарушение срока производства работ по первому и второму этапам работ.

Определением от 09.09.2021 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена проектная организация ООО «ПСК ЦИТ».

Решением от 26.01.2022 с общества в пользу учреждения взыскано 1 141 813 рублей 79 копеек неустойки, в остальной части иска отказано. Также, с общества в доход федерального бюджета взыскано 13 600 рублей 14 копеек государственной пошлины.

Постановлением от 21.06.2022 решение от 26.01.2022 изменено. Суд апелляционной инстанции взыскал 102 789 рублей 37 копеек неустойки по первому этапу, в остальной части иска отказал. Кроме того, взыскал с общества в доход федерального бюджета 1224 рубля государственной пошлины, а с учреждения в пользу общества – 3 тыс. рублей расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.

В кассационной жалобе учреждение просит решение от 26.01.2022 и постановление от 21.06.2022 отменить и удовлетворить иск в полном объеме. Податель жалобы полагает, что при разрешении спора по существу не учтены первичные документы, подтверждающие отсутствие препятствий у общества соблюсти график выполнения работ, вина учреждения в нарушении обществом сроков выполнения работ по первому и второму этапам отсутствуют, условия дополнительных соглашений не влияли на возможность обществом следовать графику этапов работ. Также суды не исследовали заключение контрольно-счетной палаты города Ростова-на-Дону о выявленных нарушениях, допущенных обществом, при производстве работ по первому и второму этапам.

В отзыве на жалобу общество сослалось на несостоятельность ее доводов.

В судебном заседании представители сторон изложили доводы жалобы и отзыва на нее соответственно.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом апелляционной инстанции установлено, что учреждение (заказчик)
и общество (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 19.05.2020 № 16,
по условиям которого подрядчик обязуется выполнить своими силами и с привлечением третьих лиц в соответствии с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных правовых актов, действующих в строительстве, в установленные контрактом сроки работы по объекту: «Строительство детского сада 190 мест в I мкр. в районе Ростовского моря (с. п. 1 – 21)» (далее – объект), сдать работы и их результат (объект) в состоянии, обеспечивающем его нормальную эксплуатацию, а также устранить любые дефекты в полном соответствии с положениями контракта, а муниципальный заказчик обязуется принять работы и результат выполненных работ и оплатить подрядчику обусловленную контрактом цену на условиях контракта.

Пунктом 2.1 контракта стороны согласовали, что цена контракта
составляет 325 851 336 рублей.

Пунктом 2.2.1 контракта определено, что приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта (приложение № 2), графика выполнения
строительно-монтажных работ (приложение № 1) и графика оплаты выполненных работ (приложение №1.1), условиями контракта, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Расчеты муниципального заказчика с подрядчиком производятся в безналичном порядке платежными поручениями с лицевого счета, открытого муниципальному заказчику в территориальном органе Федерального казначейства, на отдельный счет, открытый подрядчиком в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта в течение 30-ти дней с даты подписания муниципальным заказчиком акта о приемке выполненных работ. Расчеты за выполненные работы осуществляются муниципальным заказчиком поэтапно, на основании сметы контракта (приложение № 2), графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 1) и графика оплаты выполненных работ (приложение № 1.1) с учетом коэффициента, определенного по результатам проведенного аукциона в электронной форме (пункт 2.2.8 контракта).

Согласно пункту 1.2 контракта содержание выполнения работ определяется проектной документацией, рабочей документацией, сметой контракта (приложение № 2). Согласно пункту 3.1 контракта срок выполнения работ по контракту составляет 11 месяцев с даты передачи муниципальным заказчиком подрядчику по акту строительной площадки.

В соответствии с пунктом 3.2 контракта сроки выполнения подрядчиком этапов выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ установлены графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 1).

В силу пунктов 1.3 и 5.1 контракта сроки выполнения работ по контракту определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 1), составляющим неотъемлемую часть контракта. Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением № 1 к контракту и его неотъемлемой частью.

В приложении № 1 к контракту стороны установили следующие сроки выполнения этапов работ: 1 этап – начало этапа: с даты приема-передачи строительной площадки, окончание этапа: 2 месяца с даты приема передачи строительной площадки; 2 этап – начало этапа: с даты завершения 1 этапа, окончание этапа: 3 месяцев с даты завершения 1 этапа; 3 этап – начало этапа: с даты завершения 2 этапа, окончание этапа: 2 месяца с даты завершения 2 этапа; 4 этап – начало этапа: с даты завершения 3 этапа, окончание этапа: 2 месяца с даты завершения 3 этапа; 5 этап – Начало этапа: с даты завершения 4 этапа, окончание этапа: 1 месяц с даты завершения 4 этапа; 6 этап – начало этапа: с даты завершения 5 этапа, окончание этапа: 1 месяц с даты завершения 5 этапа.

Графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 1 контракту) определены виды работ по локальным сметным расчетам (ЛСР), которые подлежат выполнению в рамках каждого этапа.

Первый этап включает в себя следующие виды работ:

ЛСР 01-01 Вырубка деревьев

ЛСР 02-01-01 Конструктивные решения.

раздел 1. Земляные работы (1-6);

раздел 2 Армоэлементы под фундаментной плитой (7-13)

ЛСР 07-06. Подпорные стены

Второй этап:

ЛСР 02-01-01 Конструктивные решения.

раздел 3. Железобетонные контракции (14-193).

Третий этап:

ЛСР 02-01-02 Система электроснабжения

ЛСР 02-01-03 Система водоснабжения

ЛСР 02-01-04 Система водоотведения

ЛСР 02-01-06 Вентиляция

ЛСР 02-01-08 Узел учета

Четвертый этап:

ЛСР 02-01-02 Конструктивные решения:

раздел 4 Стены (194-224) раздел 5 Кровля и вентшахты (225-309) раздел 9 Фасад (760-771) раздел 10 Входы (772-840) раздел 11 прочие работы (841-897)

ЛСР 02-01-05 Отопление

ЛСР 02-01-07 Кондиционирование

ЛСР 02-01-09 Сети связи

ЛСР 02-01-10 Автоматизация комплексная

ЛСР 02-01-11 Автоматическая пожарная сигнализация

ЛСР 02-01-14 Охранно-защитная дератизационная система

ЛСР 02-01-15 Технологические решения бассейнов

ЛСР 02-01-16 Лифты

ЛСР 09-01 ПНР Лифты

Пятый этап:

ЛСР 02-01-02 Конструктивные решения:

раздел 6 Отдельные работы (309-374) -потолок -стены утепление перекрытия подвала раздел 7 Полы (692-691) раздел 8 Проемы (692-759)

ЛСР 02-01-02 Технологические решения

ЛСР 02-01-13 ОДИ

ЛСР 04-01 Наружное электроснабжение и электроосвещение

ЛСР 05-01 Наружные сети связи

ЛСР 06-01 Наружное водоснабжение

ЛСР 06-02 Наружные сети канализации

ЛСР 06-03 Тепловая сеть

Шестой этап:

ЛСР 07-02 Вертикальная планировка

ЛСР 07-03 Озеленение

ЛСР 07-04 МАФы

ЛСР 07-05 Ограждение, в т.ч. утилизация грунта.

Приложением № 2 к контракту согласована смета к контракту согласно этапам работ:

1 этап: 60464,333 тыс. рублей

2 этап: 58732,671 тыс. рублей

3 этап: 28553,215 тыс. рублей

4 этап: 68740,162 тыс. рублей

5 этап: 74789,483 тыс. рублей

6 этап: 34571,472 тыс. рублей.

В пункте 5.1 контракта определено, что подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: «Строительство детского сада 190 мест в I мкр. в районе Ростовского моря (с.п. 1 – 21)» в сроки, предусмотренные контрактом, с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 1 к контракту).

Пунктом 9.5 контракта предусмотрено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком. 26.05.2020 по акту приема-передачи строительная площадка передана ответчику.

После того, как ответчик приступил к выполнению работ, сторонами заключены дополнительные соглашения к контракту от 11.06.2020 № 1, от 29.09.2020 № 2,
от 06.11.2020 № 3, от 18.11.2020 № 4, которыми изменялось содержание этапов (отдельные виды работ переносились и одного этапа в другой), уточнялась смета (сметная стоимость работ по этапам). Данные изменения, в том числе затронули спорные этапы (первый и второй), за нарушение срока выполнения работ по которым заявлены требования.

Дополнительным соглашением № 1 определены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, внесены изменения в некоторые положения контракта.

Дополнительным соглашением от 29.09.2020 № 2 изменен график выполнения работ, порядок оплаты работ и смета к контракту, а именно, по первому этапу:

ЛСР 01-01 Вырубка деревьев (вид работ оставлен без изменений)

ЛСР 02-01-01 Конструктивные решения (виды работ изменены):

раздел 1. Земляные работы (1-4) (объем по данному виду работ изменен, исключены пункты 5, 6 сметного расчета) раздел 2 Армоэлементы под фундаментной плитой (7-13) (объем работ изменен, определен процент выполнения – 84,15%)

ЛСР 07-06. Подпорные стены (объем работ изменен, определен процент
выполнения – 73,79%)

ЛСР 07-01 Вертикальная планировка. Утилизация грунта (вид работ включен в первый этап)

ЛСР 02-01-01 Железобетонные конструкции (п. 14 - 17) (дополнен этап видом работ, перенесенным из второго этапа в первый этап).

Второй этап:

ЛСР 02-01-01 Железобетонные контракции (18-193) (объем работ изменен, исключены позиции 14, 15, 16, 17, которые перенесены в первый этап)

ЛСР 02-01-01 Земляные работы (вид работ перенесен из первого этапа) Армоэлементы под фундаментной плитой – 15,85% (дополнен этап видом работ, перенесенным из первого этапа во второй этап)

ЛСР 07-06 Подпорные стены – 26,21% (виды работ перенесены из первого этапа).

Дополнительным соглашением от 06.11.2020 № 3 сторонами согласованы новые график выполнения работ (приложение № 1) и смета к контракту (приложение № 2), которыми в том числе внесены изменения в содержание спорных этапов (по видам работ).

Так, в первом этапе:

ЛСР 01-01 Вырубка деревьев (вид работ оставлен без изменений по сравнению с первоначальной редакций контракта)

ЛСР 02-01-01 Конструктивные решения:

раздел 1. Земляные работы (1-4) (виды и объем работ оставлены в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2020 № 2)

раздел 2. Армоэлементы под фундаментной плитой (7-13) (внесены изменения в планируемый объем выполнения, а именно, уменьшен объем выполнения с 84,15% изменено на 83,21244%)

ЛСР 07-06. Подпорные стены (внесены изменения в планируемый объем выполнения, а именно, увеличен объем выполнения с 73,79% % на 73,8137%)

ЛСР 07-01 Вертикальная планировка. Утилизация грунта (объем работ изменен, определен процент выполнения – 79,4638%)

ЛСР 02-01-01 Железобетонные конструкции (п. 14 - 17) (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2020 № 2)

ЛСР 02-01-01 Горизонтальная гидроизоляция (28-36) – 53,92% (этап работ дополнен видом работ, ранее не предусмотренным к выполнению на первом этапе графиком выполнения работ) Утилизация – 24216,5 т (этап дополнен видом работ, выполнение которого ранее предполагалось в рамках шестого этапа)

Второй этап:

ЛСР 02-01-01 Железобетонные контракции (18-27,37-193) (вид работ изменен, исключены позиции с 28 по 36, которые были предусмотрены изначально при согласовании графика)

ЛСР 02-01-01 Земляные работы (5-6) (внесены изменения в объем подлежащих выполнению работ, объем выполнения уменьшен)

ЛСР 02-01-07 Армоэлементы под фундаментной плитой (16,78776%) (внесены изменения в объем подлежащих выполнению работ, объем выполнения увеличен с 15,85% до 16,78776%)

ЛСР 07-06 Подпорные стены – 26,1863% (внесены изменения в объем подлежащих выполнению работ, объем выполнения уменьшен с 26,21% до 26,1863%)

ЛСР 02-01-01 Горизонтальная гидроизоляция (28-36) - 46,08% (этап работ дополнен видом работ, ранее не предусмотренным к выполнению на первом этапе графиком выполнения работ) ЛСР 07-05 Ограждения – 50,69103% (этап работ дополнен видом работ, выполнение которого ранее было предусмотрено в рамках шестого этапа).

Приложением № 2 (смета к контракту) также изложено в новой редакции в части суммы работ, подлежащих выполнению в рамках этапа, а именно:

1 этап: 60464,333 тыс. рублей (сумма осталась неизменной)

2 этап: 68281,999 тыс. рублей (сумма увеличена с 58732,671 тыс. рублей)

3 этап: 19003,887 тыс. руб. (сумма уменьшена с 28553,215 тыс. рублей)

4 этап: 101424,249 руб. (сумма увеличена с 68740,162 тыс. рублей)

5 этап: 51654,705 руб. (сумма уменьшена с 74789,483 тыс. рублей)

6 этап: 25022,163 рублей (сумма уменьшена с 34571,472 тыс. руб.)

Дополнительным соглашением от 18.11.2020 № 4 согласованы график выполнения работ (приложение № 1) и смета к контракту (приложение № 2).

Первый этап:

ЛСР 01-01 Вырубка деревьев (вид работ оставлен без изменений по сравнению с первоначальной редакций контракта)

ЛСР 02-01-01 Конструктивные решения: раздел 1. Земляные работы (1-4) (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2020 № 2)

раздел 2 Армоэлементы под фундаментной плитой (7-13) (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3)

ЛСР 07-06. Подпорные стены (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 N 3)

ЛСР 07-01 Вертикальная планировка (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3)

ЛСР 02-01-01 Железобетонные конструкции (п. 14 - 17) (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 29.09.2020 № 2).

ЛСР 02-01-01 Горизонтальная гидроизоляция (28-36) – 53,92% (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3, уточнение в проценте выполнения до 53,9148%) Утилизация – 24216,5 т (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3)

Второй этап:

ЛСР 02-01-01 Железобетонные контракции (18-27,37-193) (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3)

ЛСР 02-01-01 Земляные работы (5-6) (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3)

ЛСР 02-01-07 Армоэлементы под фундаментной плитой (16,78776%) (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3)

ЛСР 07-06 Подпорные стены (внесены изменения в объем подлежащих выполнению работ, вместо 26,1863% указаны пункты сметного расчета – с 17 по 22, 41)

ЛСР 02-01-01 Горизонтальная гидроизоляция (28-36) – 46,08% (внесены изменения в объем подлежащих выполнению работ, увеличен объем до 46,0852%)

ЛСР 07-05 Ограждения – 50,69103% (объем работ оставлен в редакции дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3) Приложением № 2 (смета к контракту) изложено в редакции, повторяющей редакцию дополнительного соглашения от 06.11.2020 № 3.

Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020 № 4), ответчик обязался в течение двух месяцев, с даты передачи строительной площадки (26.05.2020), то есть до 26.07.2020, выполнить первый этап работ, включающий:

ЛСР 01-01. Вырубка деревьев

ЛСР 02-01-01 (п. 1 - 4) Земляные работы

ЛСР 02-01-01 (п. 7 - 13) Армоэлементы под фундаментной плитой – 83,21224%

ЛСР 07-06 (1-16, 23-40) Подпорные стены – 73,8137%

ЛСР 07-01 (1-5) Вертикальная планировка – 79,4638%

ЛСР 02-01-01 (п. 14 - 17) Железобетонные конструкции

ЛСР 02-01-01 (28-36) Горизонтальная гидроизоляция – 53,9148% Утилизация грунта 24216,5 т.

В течение трех месяцев, с даты завершения первого этапа, ответчик обязался выполнить работы по второму этапу, включающие:

ЛСР 02-01-01 (18-27, 37-193) Железобетонные конструкции

ЛСР 02-01-01 (5-6) Земляные работы

ЛСР 02-01-01 (п. 7 - 13) Армоэлементы под фундаментной плитой – 16,78776%

ЛСР 07-06 (1-16, 23-40) Подпорные стены – 26,1863%

ЛСР 07-06 (17-22, 41) Подпорные стены

ЛСР 02-01-01 (28-36) Горизонтальная гидроизоляция – 46,0852%

ЛСР 07-05 Ограждение – 50,69103%.

Первый этап строительно-монтажных работ на объекте выполнен 18.11.2020, о чем свидетельствует акт № 1 о приемке выполненных работ на сумму 60 464 333 рубля.

Второй этап завершен 05.07.2021, о чем сторонами подписан акт выполненных работ № 2 на сумму 68 281 999 рублей.

Ссылаясь на то, что общество нарушило промежуточные сроки выполнения этапов работ в рамках первого и второго этапов, учреждение начислило
3 327 860 рублей 46 копеек неустойки исходя из следующего расчета: первый этап –
с 27.07.2020 по 18.11.2020 по одной трехсотой ставке рефинансирования (7,5%)
от сметной стоимости работ 60 464 333 рубля, согласованной при заключении контракта, сумма которой составила 1 723 233 рубля 49 копеек; второй этап –
с 27.10.2020 по 28.01.2021 по одной трехсотой ставке рефинансирования (7,5%)
от сметной стоимости работ по этапу – 68 281 999 рублей, согласованной при заключении дополнительного соглашения от 18.11.2020 № 4 к контракту, сумма которой составила 1 604 626 рублей 97 копеек.

Письмами от 16.09.2020 № 59.46-4447, от 18.11.2020 № 59.46-5417 учреждение потребовало от общества оплатить пени.

Поскольку претензии оставлены без финансового удовлетворения, учреждение обратилось в суд с иском.

При разрешении спора суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

Правоотношения сторон по государственному контракту регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее – Гражданский кодекс), а также нормами Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача результата работ подрядчиком заказчику (статьи 711, 720 Гражданского кодекса).

В силу пункта 1 статьи 711 Гражданского кодекса, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.

Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Положения статей 309 и 310 Гражданского кодекса определяют, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса одним из способов обеспечения обязательств является неустойка. В пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Частью 4 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Как следует из части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Согласно пункту 9.4 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пунктом 9.5 контракта сторонами определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком, в том числе за несоблюдение сроков, указанных в пункте 7.6 контракта.

Повторно проверяя доводы иска и обоснованность начисления учреждением неустойки с учетом указаний суда кассационной инстанции, суд апелляционной инстанции изучив содержание дополнительных соглашений, изменяющих объем и стоимость работ по первому и второму этапу, пришел к выводу о том, что поскольку датой определения сторонами содержания и стоимости первого и второго этапов работ является 06.11.2020, то начало течения 3-х месячного срока выполнения работ по второму этапу должно определяться с 07.11.2020. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что при изменении объема работ по первому и второму этапам имела место просрочка кредитора в связи с чем, произошло соразмерное продление срока выполнения работ по второму этапу, поэтому основания для начисления неустойки за просрочку выполнения работ по второму этапу отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины заказчика в нарушении срока выполнения работ по второму этапу, а также о том, что условия дополнительных соглашений не влияли на возможность обществом следовать графику этапов работ, в полном объеме проверены судом апелляционной инстанции и им дана оценка.

Ссылка подателя жалобы на то, что суды не исследовали заключение
контрольно-счетной палаты города Ростова-на-Дону о выявленных нарушениях, допущенных обществом, при производстве работ по первому и второму этапам, несостоятельна, поскольку суд апелляционной инстанции оценивал все представленные в дело доказательства в совокупности.

Доводы жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, были предметом рассмотрения и получили полную и надлежащую правовую оценку судом
с исчерпывающим описанием в судебном акте мотивов их отклонения, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ссылки заявителя жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта.

Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.

Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.

Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 ? 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2022
по делу № А53-43714/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Е.В. Артамкина

Судьи Е.И. Афонина

И.И. Фефелова