ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-8112/14 от 12.03.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19825/2013

г. Казань Дело № А55-8112/2014

19 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования муниципального района Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2014 (судья Ануфриева А.Э.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Кузнецов С.А.)

по делу № А55-8112/2014

по иску общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная система», к Муниципальному образованию муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области, с привлечением третьего лица: Правительство Самарской области о взыскании 1 070 514,26 руб.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальная система» (далее ? ООО «Коммунальная система», истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному образованию муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании убытков, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, оказанные во втором полугодии 2013 года в размере 1 070 514,26 руб.

Определением от 28.05.2014 судом привлечено в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Правительство Самарской области.

Решением суда первой инстанции от 04.08.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 с Муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области за счет казны Муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная система» взыскано 1 070 514,26 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 23 705,14 руб.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих доводов заявитель ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем направления почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что жалоба удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Коммунальная система» по итогам проведенного конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами с 01.01.2012 осуществляет управление многоквартирными домами в муниципальном районе Волжский Самарской области.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ООО «Коммунальная система» в 2013 году оказывало услуги водоснабжения и водоотведения гражданам, проживающим в управляемых истцом многоквартирных домах.

Для оказания услуг водоснабжения и водоотведения для населения управляемых домов ООО «Коммунальная система» заключило соответствующие договоры:

- с МУП «Волжсксельхозэнерго» - договор на отпуск воды № 1/37 от 01.03.2013;

- с МУП «Курумоченский ПЖРТ» - договор на оказание услуг по отпуску питьевой воды многоквартирных домов № 679 от 30.12.2012. и договор на оказание услуг по приему сточных вод многоквартирных домов № 677 от 01.12.2012;

- с МУП «Петра-Дубравский ПЖРТ» - договор на оказание услуг по отпуску питьевой воды и приему сточных вод многоквартирных домов б/н от 01.01.2013.

В соответствии с указанными договорами ресурсоснабжающие организации (муниципальные предприятия) в 2013 году поставляли воду и принимали сточные воды, а ООО «Коммунальная система» (абонент) оплачивало потребленную воду и принятые сточные воды.

Расчеты с ресурсоснабжающими организациями за потребленную воду и принятые сточные воду в 2013 году истец производил по тарифам, установленным для МУП «Волжсксельхозэнерго», МУП «Курумоченский ПЖРТ» и МУП «Петра-Дубравский ПЖРТ» уполномоченным регулирующим органом. Объемы поставленной воды и принятых сточных вод подтверждаются актами оказания услуг и актами сверки взаимных расчетов, подписанных истцом с МУП «Волжсксельхозэнерго», МУП «Курумоченский ПЖРТ» и МУП «Петра-Дубравский ПЖРТ», копии которых имеются в материалах дела.

При расчете платы граждан тарифы на холодную воду и водоотведение и при взимании платы с населения за услуги холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Коммунальная система» руководствовалось льготными тарифами, установленными для населения постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 11.06.2013 № 2279.

Разница в тарифах на холодное водоснабжение и водоотведение, установленных Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для указанных муниципальных предприятий, и платой за коммунальные услуги, утвержденной для населения постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 11.06.2013 № 2279, оказанные ООО «Коммунальная система» за второе полугодие 2013 года составила 1 070 514,26 руб.

ООО «Коммунальная система» неоднократно обращалось в Администрацию муниципального района Волжский о предоставлении субсидий на возмещение недополученных доходов, возникших в связи с оказанием населению услуг водоснабжения.

Однако, за спорный период - второе полугодие 2013 года субсидии Администрацией муниципального района Волжский ООО «Коммунальная система» предоставлены не были, что послужило основанием настоящего иска.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по муниципальным образованиям.

Указанные предельные индексы и тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.

Тарифы на холодную воду и стоки, установленные для муниципальных предприятий Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в период с 01.07.2013, составили:

- для МУП «Волжсксельхозэнерго» по холодной воде - 41,96 руб./м3 (приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 13.11.2012 № 293);

- для МУП «Курумоченский ПЖРТ»:

- по холодной воде - 26,88 руб./м3;

- по водоотведению - 29,75 руб./м3 (приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 08.11.2012 № 282);

- для МУП «Петра-Дубравский ПЖРТ»:

- по холодной воде - 26,33 руб./м3;

- по водоотведению - 32,77 руб./м3 (приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 08.11.2012 № 283).

В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Основами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 № 708, предельный индекс устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Федеральной службы по тарифам России от 25.10.2012 № 250-э/2 «Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год» для Самарской области утверждены предельные индексы.

В целях недопущения превышения указанных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, Администрацией муниципального района Волжский Самарской области было издано постановление от 11.06.2013 № 2279 «Об оплате гражданами жилых помещений и коммунальных услуг в муниципальном районе Волжский Самарской области на II полугодие 2013 года», согласно которому для граждан были установлены следующие ставки платы за холодное водоснабжение (тарифы на услуги холодного водоснабжения) и водоотведение в период с 01.07.2013 по 31.12.2013:

Холодное водоснабжение:

с.п. Верхняя Подстепновка:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,88 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Воскресенка:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,88 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Дубовый Умет:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,88 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Просвет:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,88 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Подъем-Михайловка:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,88 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Рождествено:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 37,00 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Спиридоновка:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,88 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Черновский:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,65 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Черноречье:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,65 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

с.п. Лопатино:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 35,88 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 37,00 руб./м3;

г.п. Петра-Дубрава:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 26,28 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 26,33 руб./м3;

с.п. Курумоч:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 26,57 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 26,88 руб./м3;

Водоотведение (сточные воды):

с.п. Курумоч:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 29,39 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 29,75 руб./м3;

п.п. Петра-Дубрава:

- для проживающих в жилых помещениях с центральным отоплением - 32,52 руб./м3;

- для проживающих в жилых помещениях с газовым отоплением - 32,77 руб./м3.

В соответствии с подпунктами 1, 6 и 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 настоящей статьи, в частности: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области был установлен в Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608, в соответствии с которым пересмотр размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований, если фактический рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает установленный предельный индекс для соответствующего муниципального образования.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608 «Об утверждении порядка пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленными предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Самарской области» формирование средств на компенсацию расходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами производится за счет средств местных бюджетов.

Разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, и платой, приведенной органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствие с установленными предельными индексами, возмещается в виде субсидий товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям органом местного самоуправления муниципального образования.

Таким образом, в силу прямого указания нормативно-правовых актов орган местного самоуправления при утверждении льготного тарифа для населения был обязан обеспечить возмещение экономически основанных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

Во исполнение постановления Правительства Самарской области от 24.11.2010 № 608 постановлением Администрации муниципального района Волжский Самарской области от 26.01.2012 № 147 установлен порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных кооперативов, возникших в связи с оказанием населению жилищных услуг, услуг теплоснабжения и водоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Пунктом 2 указанного постановления установлено, что расходное обязательство муниципального района Волжский Самарской области, возникающее на основании настоящего, исполняется муниципальным районом Волжский за счет средств бюджета муниципального района Волжский в пределах бюджетных ассигнований.

Ставки платы (тариф на холодное водоснабжение) для населения на 2013 год установлены Администрацией муниципального района Волжский Самарской области постановлением от 11.06.2013 № 2279.

Кроме того, как указал суд апелляционной инстанции, Администрацией муниципального района Волжский принято постановление, утвердившее Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов, и именно в муниципальной казне муниципального района Волжский предусмотрены бюджетные ассигнования для целей компенсации недополученных доходов управляющих организаций.

Доводы заявителя жалобы не могут быть приняты, т.к. в соответствии со статьями 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования возникают, в том числе в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов. Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» также разъяснено, что по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.

Статья 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Возмещение причиненного вреда осуществляется по правилам, установленным статьями 15 и 1064 ГК РФ, включающим обязательные элементы состава правонарушения (вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда, размер ущерба и причинно-следственную связь).

В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о том, что отсутствие возмещения экономически обоснованных затрат ответчика является его убытками, в связи с чем исковые требования подлежали удовлетворению.

В силу статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 126 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Таким образом заявленная сумма убытков подлежит взысканию с муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области в лице Администрации муниципального района Волжский Самарской области за счет казны Муниципального образования муниципальный район Волжский Самарской области.

Согласно положениям статей 168, 268 АПК РФ полномочиями по оценке и переоценке фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.

Компетенция суда кассационной инстанции определена статьями 286, 287 АПК РФ, согласно которым суд кассационной инстанции проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным обстоятельствам и доказательствам, имеющимся в деле.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.

В силу части 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку были предметом всестороннего исследования судов первой и апелляционной инстанций, фактически направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального прав и не влияют на законность принятых судебных актов и не опровергают выводов судов

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 04.08.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу № А55-8112/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья Т.Н. Федорова

Судьи И.В. Арукаева

Э.Т. Сибгатуллин