ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
08 декабря 2023 года
Дело №А56-40978/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Балакир М.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 29.11.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34950/2023) акционерное общество «Хэлп-Ойл» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2023 по делу № А56-40978/2023 (судья Корчагина Н.И.), принятое
по иску акционерного общества «Хэлп-Ойл»
к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
3-е лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; Общество с ограниченной ответственностью «Кириши лес»
о признании,
установил:
Акционерное общество «Хэлп-Ойл» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным ответ Администрации Киришского муниципального района Ленинградской области от 25.02.2022 № 01-01-16/168 об отказе в подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; об обязании Администрацию Киришского муниципального района Ленинградской области (далее – ответчик, администрация) организовать и провести аукцион на право аренды земельного участка площадью 93222 +/- 107 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, г. Кириши, с кадастровым номером: 47:27:0702005:260, в порядке, установленном статьей 39.11 ЗК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. привлечены Комитет по природным ресурсам Ленинградской области и общество с ограниченной ответственностью «Кириши Лес».
Решением от 21.08.2023 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал в удовлетворении искового заявления.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок площадью 93 222 кв.м. относится к категории земель – земли населенных пунктов, и имеет вид разрешенного использования – для размещения коммунальных, складских объектов.
Общество также указывает, что законодательством установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями лесного кадастра.
Кроме того, по мнению общества, исходя из категории земельного участка – для ведения сельскохозяйственного производства, заинтересованное лицо не доказало наличие законных оснований для отказа в согласовании заявления истца о проведении аукциона. Ответчик должен был подтвердить, что объектом права в данном случае являются земли категории – земли лесного фонда.
23.11.2023 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с возражениями против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, акционерное общество «ХЭЛП-ОЙЛ» (далее по тексту - АО «ХЭЛП-ОЙЛ», заявитель) обратилось в администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее по тексту - администрация Киришского муниципального района) с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 93222 +/- 107 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Киришское городское поселение, г. Кириши, с кадастровым номером: 47:27:0702005:260 в аренду в порядке, предусмотренном статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Указанное заявление было зарегистрировано администрацией Киришского муниципального района под вх. № 144 от 28.01.2022.
Письмом от 15.09.2022 года № 01-01-16/6000 администрация МО Киришский муниципальный район Ленинградской области повторно отказывает АО «ХЭЛП-ОЙЛ в организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
В своем повторном отказе Администрация приводит 2 основания, предусмотренные подпунктами 2, 7 пункта 8 ст. 39.11. Земельного кодекса РФ:
1) В связи с тем, что на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена;
2) По причине наличия зарегистрированного права аренды третьего лица на часть земельного участка с кадастровым номером 47:27:0000000:1, из которого образован испрашиваемый земельный участок.
Таким образом, по мнению заявителя, повторный отказ Администрации в организации аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка противоречит действующему законодательству, двум решениям суда, вступившим в законную силу, решению Росреестра о постановке земельного участка на кадастровый учет, а также ранее принятому Постановлению самой Администрации.
При таких обстоятельствах, ответ администрации Киришского муниципального района от 15.09.2022 № 01-01-16/6000 ограничивает права АО «ХЭЛП-ОЙЛ» на получение земельного участка, находящегося в государственной собственности, в аренду.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для их удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в подготовке и проведении аукциона в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, содержится в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ.
Информация о лесах в соответствии со ст. 91 Лесного кодекса и приказом Минприроды России от 27.07.2020 года № 491 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра» содержится в государственном лесном реестре. Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
На сайте Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, уполномоченного органа по ведению лесного реестра в Ленинградской области, размещена карта схема Киришского лесничества. Согласно данной карты земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702005:260 находится в 133 квартале Киришского участкового лесничества, что также подтверждается письмом КПР ЛО от 08.10.2021 № 02-22139/2021 и Выпиской из ЕГРН от 07.03.2022 года № КУВИ001/2022-20996710 (стр. 126,1001-1005).
Факт указанного пересечения подтверждается также решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 14.02.2020 года № 47/20-13384, письмом МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 01.06.2020 года № 78-МС-09/6899, согласно которому администрация Киришского муниципального района не является уполномоченным органом на распоряжение земельным участком 47:27:0702005:ЗУ1 (47:27:0702005:260), и перепиской между МТУ Росимущества и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, согласно письму последнего от 09.07.2020 года № 01- 16084/2020, земельный участок, а также земли лесного фонда, включенные в границы Киришского городского поселения, из государственного лесного фонда не исключались.
В отсутствие перевода территории, занятой спорным участком, из категории земель лесного фонда в иную категорию, администрация Киришского муниципального района не вправе осуществлять распоряжение данным участком, проводить торги по предоставлению его в собственность, либо аренду и заключать соответствующие договоры.
При этом на земельный участок с кадастровым номером 47:27:0000000:1, пересечение с которым имеет испрашиваемый участок, зарегистрировано право ООО «Кириши-Лес» по договору аренды лесного участка № 1/3-2009-06 от 06.07.2009 года.
Испрашиваемый Истцом земельный участок зарегистрирован на праве собственности РФ (категория земли лесного фонда) с кадастровым номером 47:27:0000000:1 в границах Киришского участкового лесничества в квартале 133 выдела 3,11,12,13 и части выделов 4,14,15.
Согласно пункту 16 статьи 81 ЛК РФ принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Приказом от 24.03.2023 № 541 Рослесхоза установлены границы Киришского лесничества.
Приказом от 15.02.2023 № 96 Рослесхоза установлены категории защитности лесов и выделены особо защитные участки лесов. Вышеназванные нормативные правовые акты размещены на сайте Рослесхоза.
До настоящего времени ни право собственности РФ на земельный участок из категории земель лесного фонда, ни приказы Рослесхоза, не изменены и не оспорены в установленном порядке.
То обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области , утвержденным решением Совета депутатов от 24.04.2012 года № 37/255, испрашиваемый участок включен в границы населенного пункта город Кириши муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, не является безусловным основанием для удовлетворения заявления, так как частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 данного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ); однако суду не представлено доказательств того, что при утверждении генерального плана муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области была соблюдена процедура согласования с Рослесхозом, предусмотренная ГрК РФ, письмом Комитета по природным ресурсам ЛО № 01-16084/2020 от 09.07.202 года подтверждается отсутствие согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, в связи с чем волеизъявление собственника, в данном случае - Российской Федерации, на осуществление передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, отсутствует.
Также суд учел, что земельный участок с кадастровым номером 47:27:0702005:260 включен в список земельных участков, в отношении которых необходимо выполнение мероприятий по устранению противоречий в сведениях ЕГШРН и государственного лесного реестра в порядке, установленном Постановлением Губернатора Ленинградской области от 18.01.2012 N 5-пг(ред. от 31.10.2022) «Об образовании межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра на территории Ленинградской области».
При таких обстоятельствах ответ Администрации, изложенный в письме от 25.02.2022 № 01-01-16/168, не нарушает права и законные интересы Общества, соответствует действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2023 по делу № А56-40978/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
М.В. Балакир
В.В. Черемошкина