ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-92932/2021 от 30.05.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

31 мая 2022 года

Дело №А56-92932/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от истца: представитель ФИО1, на основании доверенности от 03.09.2021,

от ответчика: представитель ФИО2, на основании доверенности от 15.12.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6983/2022) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2022 по делу № А56-92932/2021, принятое по иску:

истец: Государственное казенное учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (адрес: Россия, 187000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.12.2004, ИНН: <***>)

ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (адрес: Россия,191186, Санкт-Петербург, Гороховая улица, 2/6, лит. А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.05.2009, ИНН: <***>)

о признании незаконным бездействия,

установил:

Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - истец, ГКУ «Ленавтодор») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия по принятию в собственность Российской Федерации древесины в объеме 2 863 куб.м, образованной в результате вырубки лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером 47:05:0000000:5303 площадью 65 417 кв.м, адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское лесничество, Свирское участковое лесничество, кварталы 153, 154, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование для строительства линейного объекта «Строительство мостового перехода через р. Свирь у г. Подпорожье Ленинградской области» и обязании ответчика в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ГКУ «Ленавтодор» путем реализации прав собственника в отношении вырубленной древесины.

Решением от 11.02.2022 иск удовлетворен.

Не согласившись с указанным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, просит решение отменить, в иске отказать, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела;ссылается на то, что вопрос порядка реализации полученной в результате рубки древесины на предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование земельных участках из состава земель промышленности и иного специального назначения и земель населенных пунктов не урегулирован; в настоящее время нормативно установлен лишь порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в связи с чем ответчик лишен возможности реализации полномочий собственника по принятию в собственность такой древесины.

В судебном заседании ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, а истец просил в ее удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ГКУ «Ленавтодор» является заказчиком строительства линейного объекта регионального значения: «Строительство мостового перехода через р. Свирь у г. Подпорожье Ленинградской области» по государственному контракту от 09.12.2019 № 0380 с ООО «Евротрансстрой».

Распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области от 16.06.2020 № 78-283-р (далее - распоряжение) ГКУ «Ленавтодор» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 47:05:0000000:5303 площадью 65 417 кв.м, адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское лесничество, Свирское участковое лесничество, кварталы 153, 154 (запись о регистрации права № 47:05:0000000:5303-47/001/2020-4 от 19.06.2020).

Согласно пункту 1 указанного распоряжения и сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок принадлежит к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения объектов автомобильного транспорта.

В связи с проведением работ на объекте капитального строительства, а также с учетом того, что на предоставленном в бессрочное пользование для целей строительства земельном участке имелись лесные насаждения, которые препятствовали его использованию в соответствии с его целевым назначением, подрядчиком ООО «Евротрансстрой» произведена работа по рубке лесных насаждений.

В результате рубки лесных насаждений на земельном участке образовалась древесина общим объемом 2 863 куб.м.

Таким образом, на земельном участке, предназначенном для строительства линейного объекта, складирована древесина, ответственность за которую несет истец как владелец земельного участка и заказчик работ по строительству.

В связи с указанным ГКУ «Ленавтодор» письмами от 11.12.2020 № 17-3944/2020, от 25.02.2021 № 17-458/2022, от 23.03.2021 обращалось к ответчику с просьбой опубликовать информационное сообщение о проведении электронного аукциона по продаже древесины, полученной в рамках строительства линейного объекта, полагая, что порядок ее реализации должен быть определен по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда».

Ответчик письмом от 06.05.2021 № 78-ЕФ-09/7243 проинформировал ГКУ «Ленавтодор» о том, что в настоящее время имеется правовая неопределенность, вызванная отсутствием нормативно-правового акта о порядке вырубки зеленых насаждений и реализации полученной древесины на земельных участках, являющихся федеральной собственностью и предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям вне зависимости от категории земель земельных участков, в связи с этим обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с просьбой разъяснить данный порядок.

Письмом ответчик от 06.08.2021 № 78-13Р-09/12805 сообщил в адрес ГКУ «Ленавтодор» позицию Росимущества о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» урегулирован только вопрос вырубки лесных насаждений, вопрос их дальнейшей реализации в настоящее время действующим законодательством Российской Федерации не урегулирован, а также указал на необходимость решения вопроса о реализации древесины в судебном порядке.

Ссылаясь на то, что находящаяся на земельном участке древесина является собственностью Российской Федерации и не может быть реализована истцом самостоятельно, истец обратился в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

Из содержания статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.

Земельный участок находится в федеральной собственности и, согласно части 1 статьи 20, статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), статье 136, пункту 2 и 3 статьи 261 ГК РФ, право собственности Российской Федерации распространяется как на земельный участок, так и на находящиеся на нем насаждения.

Исходя из системного толкования статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6, 6.1 ЛК РФ, земельный участок, переданный в постоянное (бессрочное) пользование ГКУ «Ленавтодор», не относится к землям лесного фонда и на него не распространяются положения статьей 43-46 ЛК РФ и порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 604.

Как установлено пунктом 3 статьи 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Пунктом 4 указанного Положения определено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

На территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области органом, осуществляющим вышеуказанные полномочия собственника, является ответчик.

В свою очередь в соответствии с пунктами 5.3 и 5.4 Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.

Согласно пункту 5.2 Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности.

Как обоснованно отметил суд, тот факт того, что нормативными актами не урегулирован порядок реализации древесины данной категории, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку в рассматриваемой ситуации допускается использование ответчиком аналогии закона в целях определения порядка реализации древесины, принятой им в собственность в отсутствие утвержденного законодателем порядка.

При таком положении ответчик, не реализовывая свои полномочия собственника в части распоряжения древесиной, которая является собственностью Российской Федерации, образовавшейся в результате рубки лесных насаждений при строительстве линейного объекта, необоснованно бездействует. Такое бездействие напрямую затрагивает права и обязанности истца, влияет на исполнение принятых им обязанностей по государственному контракту от 09.12.2019 № 0380.

Оценив в совокупности и взаимной связи документы, представленные в материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.02.2022 по делу № А56-92932/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

Ю.С. Баженова

Н.С. Полубехина