ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-33204/2016
13 декабря 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего – судьи Т.Н. Телегиной,
судей О.В. Лыткиной, М.Г. Цуцковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.О. Повивкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 сентября 2017 года по делу № А57-33204/2016, принятое судьей М.Е. Медниковой,
по иску общества с ограниченной ответственностью «Липовское», с. Липовка Энгельсского района Саратовской области, (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, (ОГРН <***>, ИНН <***>), Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании 9594373 руб.,
при участии в заседании: от истца – ФИО1, представителя, доверенность от 10.01.2017, ФИО2, ФИО3, представителей, доверенность от 18.10.2017 (ксерокопии в деле), от ответчика – ФИО4, консультанта отдела правовой работы Министерства сельского хозяйства Саратовской области, доверенность от 15.05.2017 № 03-03-02-2742 (ксерокопия в деле), Министерство финансов Саратовской области извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 121, части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов от 27.10.2017, 30.11.2017,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Липовское» с иском к Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области о взыскании за счет средств казны Саратовской области 9594373 руб. убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора на предоставление субсидий из бюджета Саратовской области, из них 127051 руб. на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие животноводства по договору на открытие невозобновляемой кредитной линии, 310166 руб. на возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства по договору на открытие невозобновляемой кредитной линии, 6398742 руб. на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети, 2758414 руб. на компенсацию затрат за подачу воды электрофицированными насосными станциями на полив сельскохозяйственных культур.
Определением от 26 июня 2017 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-33204/2016 в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Саратовской области.
При рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с ходатайством об уменьшении размера исковых требований и просил суд взыскать с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области 9556963 руб., убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договора на предоставление субсидий из бюджета Саратовской области, из них 127051 руб. на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие животноводства по договору на открытие невозобновляемой кредитной линии, 272756 руб. на возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства по договору на открытие невозобновляемой кредитной линии, 6398742 руб. на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети, 2758414 руб. на компенсацию затрат за подачу воды электрофицированными насосными станциями на полив сельскохозяйственных культур.
Решением от 15 сентября 2017 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-33204/2016 исковые требования удовлетворены частично: с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу истца взыскано 6798549 руб. убытков, а также 50355 руб. в возмещение судебных расходов по уплаченной государственной пошлине, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: проведение кассовых операций сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств по указанным истцом направлениям было невозможно, Министерство сельского хозяйства Саратовской области не являлось стороной соглашения о предоставлении из федерального бюджета бюджету Саратовской области средств, заключенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Саратовской области, указанные в решении действия по корректировке объемов средств субсидий в целях уменьшения софинансирования при отсутствии средств в бюджете области в полном объеме должны были быть предприняты Министерством финансов Саратовской области, как главным распорядителем денежных средств, вина Министерства сельского хозяйства Саратовской области в возникших у истца убытках не доказана.
Общество с ограниченной ответственностью «Липовское» представило отзыв на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, поскольку ни по одному из направлений субсидирования, заявленному в исковом заявлении, объявления о прекращении или приостановлении приема документов на получение субсидий в связи с отсутствием финансирования либо исчерпанием лимитов бюджетных обязательств не публиковалось, истец соответствует критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, имеющего право на получение субсидий, главным распорядителем денежных средств по предоставлению субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства является именно Министерство сельского хозяйства Саратовской области, незаконное бездействие ответчика по невыплате в установленный срок субсидий привело к возникновению у истца убытков, связанных с невозможностью возмещению понесенных в 2013-2014 годах затрат.
В соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен для представления и получения дополнительных доказательств перерыв до 6 декабря 2017 года до 12 час. 45 мин. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11-13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 99 «О процессуальных сроках», на официальном сайте арбитражного суда в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права (пункт 10 раздела «Разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Судебная коллегия по гражданским делам. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 года № 1 (2015).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерство сельского хозяйства Саратовской области (министерство) и общество с ограниченной ответственностью «Липовское» (получатель) заключили соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства от 1 декабря 2014 года № 5, по условиям которого Министерство предоставляет получателю субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства по направлению на возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети в соответствии с Положением о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановление Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года № 183-П, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы предоставления данной субсидии.
Права и обязанности сторон определены в разделе 2 заключенного договора, ответственность сторон – в разделе 3, порядок разрешения споров – в разделе 4, заключительные положения – в разделе 5 договора.
В системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Эффективная судебная защита нарушенных прав может быть обеспечена своевременным заявлением возражений или встречного иска. Арбитражный суд, рассматривающий дело о взыскании по договору, оценивает обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора независимо от того, заявлены ли возражения или встречный иск. При подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства о соблюдении правил его заключения, наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших (пункты 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 57 «О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств»).
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения.
Свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами.
В порядке пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, толкуется судом исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в ней слов и выражений, но и те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая данное правило (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора и ее пределах»).
Полагая, что ненадлежащим исполнением Министерством сельского хозяйства Саратовской области возложенных на него обязанностей по предоставлению субсидий из бюджета Саратовской области на государственную поддержку сельского хозяйства истцу были причинены убытки в виде понесенных расходов на оплату процентной ставки по договору на открытие невозобновляемой кредитной линии и товара, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для удовлетворения иска о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением договорных обязательств, на основании статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит доказыванию совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения лица к данному виду гражданско-правовой ответственности, а именно: наличие и размер убытков, факт ненадлежащего исполнения договорных обязательств контрагентом (вина контрагента), причинно-следственная связь между наступлением убытков и ненадлежащим исполнением обязательств контрагентом.
Недоказанность хотя бы одного обстоятельства является основанием для отказа в иске.
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на истце. На ответчике лежит бремя доказывания отсутствия его вины в причинении убытков.
Гражданское законодательство исходит из принципа полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено их ограничение.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться, как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежат возмещению Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Обязанность по возмещению вреда за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания убытков в связи с доказанностью совокупности условий причинения убытков ответчиком.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает расходы бюджета в виде бюджетных ассигнований в виде предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что субсидии юридическим лицам – производителям товаров, работ и услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, работ, услуг. Субсидии из областных бюджетов предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Федерации. Такие нормативные акты должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации не устанавливает ни обязательности
заключения договора на получение субсидий из средств бюджетов субъектов Федерации, ни специальных правил определения момента возникновения бюджетного обязательства по выплате субсидии.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации могут возникать непосредственно из законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, такие обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Постановлением Правительства Саратовской области от 19 февраля 2013 года № 73-П было утверждено Положение о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства.
В рамках указанного постановления сельскохозяйственным производителям было предоставлено право в заявительном порядке получить субсидии на возмещение затрат по ряду приоритетных направлений деятельности в области растениеводства и животноводства, в том числе субсидии в рамках реализации: ведомственной целевой программы «Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в Саратовской области на 2013 год»; долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области» на 2013-2020 годы (Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» на 2013-2020 годы, Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» на 2013 - 2020 годы).
При этом под сельскохозяйственным производителем признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год (пункт 4 Положения).
В рамках указанного Положения Министерство сельского хозяйства Саратовской области утверждает реестры получателей на предоставление субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства по соответствующим направлениям финансирования в разрезе получателей, формы справок-расчетов на предоставление субсидий из областного бюджета, а также иные формы представляемых документов и ставки субсидий, за исключением случаев, установленных приложением к настоящему Положению; осуществляет перечисление субсидий согласно бюджетному законодательству.
В соответствии с пунктом 6 названного положения получатели субсидий представляют в Министерство сельского хозяйства Саратовской области справки-расчеты на выплату субсидий, письма, подтверждающие отсутствие процедуры ликвидации или решений арбитражных судов о признании получателя субсидий несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, подписанные получателем субсидий, и иные документы, предусмотренные приложением к настоящему положению. Форма справки-расчета устанавливается министерством.
В декабре текущего года получатели субсидий представляют в министерство справки-расчеты на выплату субсидий, письма, подтверждающие отсутствие процедуры ликвидации или решений арбитражных судов о признании получателя субсидий несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, подписанные получателем субсидий, и документы согласно приложению к настоящему положению по 25 декабря 2013 года включительно (при выделении лимитов бюджетных обязательств позднее указанного срока – включая дату выделения лимитов бюджетных обязательств), если приложением к настоящему положению не предусмотрено иное.
В силу пункта 7 положения субсидии предоставляются в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований и бюджетных обязательств по направлениям, предусмотренным разделами I, II, III приложения к настоящему положению, в течение 45 рабочих дней, по направлениям, предусмотренным подпунктом 1.8 пункта 1, подпунктом 2.12 пункта 2 и подпунктами 3.1 и 3.2 пункта 3 раздела I приложения к настоящему положению, в течение 15 рабочих дней, а по направлениям, предусмотренным разделом IV приложения к настоящему положению, в течение 10 рабочих дней со дня представления получателями документов, предусмотренных приложением к настоящему положению, путем перечисления средств субсидий на расчетные счета получателей, открытые ими в кредитных организациях, если приложением к настоящему положению не предусмотрено иное.
Субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в министерство необходимых документов, предусмотренных настоящим положением и приложением к нему.
Порядок приема и регистрации документов, представленных для получения субсидий, устанавливается министерством.
Статьей 1.4 раздела I положения предусмотрена выплата субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам,
полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, предоставляются по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 года на срок до 1 года по кредитам (займам), предусмотренным подпунктом «б» настоящего пункта, в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством молока, в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, а сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота, в размере 1 процентного пункта сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации.
Средства на возмещение части процентной ставки предоставляются заявителям
(заемщикам) при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части процентной ставки, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
В текущем финансовом году субсидия в целях выполнения условий софинансирования также предоставляется заявителям (заемщикам), не получившим соответствующую субсидию по принятым министерством документам в предыдущем финансовом году.
Статьей 10 раздела V положения регламентирован порядок предоставления субсидий в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в Саратовской области на 2013 год».
Субсидии в рамках реализации ведомственной целевой программы «Развитие мелиоративных систем общего и индивидуального пользования в Саратовской области на 2013 год» предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение до 50 процентов затрат в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные
трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети, в том числе в размере до 30 процентов от стоимости за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет в форме субсидии, при условии фактически произведенных расходов в 2013 году согласно справкам-расчетам, заверенным руководителем и главным бухгалтером получателя субсидий (при наличии соответствующих должностей), копиям документов: акта обследования орошаемого участка согласно утвержденному министерством образцу, накладных на получение, документов на отпуск со склада (накладная, требование-накладная или др.), акт сдачи-приемки пусконаладочных работ (или иной акт, подтверждающий ввод оборудования в эксплуатацию), счета-фактуры (или иного документа, подтверждающего приобретение), платежных документов, заверенным получателем субсидий.
Субсидии, указанные в части третьей настоящей части предоставляются по документам, принятым в течение 7 рабочих дней со дня выделения лимитов бюджетных обязательств и опубликования информации о дате начала приема документов на официальном сайте mcx@saratov.gov.ru (включая дату выделения лимитов бюджетных обязательств) (при выделении лимитов бюджетных обязательств позднее 23 декабря 2013 года – в течение 2 рабочих дней), в равном процентном отношении к причитающимся суммам субсидий, указанным в справках-расчетах, в пределах лимитов бюджетных обязательств по направлению финансирования.
Части затрат за подачу воды на полив сельскохозяйственных культур насосными станциями (электрифицированными, дизельными), при условии произведенных расходов в 2013 году в размере 70 процентов от стоимости затрат согласно справкам-расчетам, заверенным руководителем и бухгалтером получателя субсидий (при наличии соответствующих должностей) по установленной форме, акту подачи воды на полив сельскохозяйственных культур, копиям документов: счета-фактуры, платежных документов, заверенным получателем субсидий.
Право на возмещение части затрат в 2014 году было предоставлено сельскохозяйственным товаропроизводителям постановлением Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года № 183-П «Об утверждении Положения о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства».
Пунктом 3 положения закреплено, что субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета, а также за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, при условии заключения соглашения между министерством и получателем субсидий о предоставлении субсидий по форме, установленной министерством.
Получатели субсидий в срок по 25 декабря 2014 года включительно (при выделении лимитов бюджетных обязательств позднее указанного срока, включая дату выделения лимитов бюджетных обязательств) представляют в министерство справки-расчеты на выплату субсидий, письма, подтверждающие отсутствие процедуры ликвидации или решений арбитражных судов о признании получателя субсидий несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, подписанные получателем субсидий, и иные документы, предусмотренные приложением к настоящему положению, если приложением к настоящему положению не предусмотрено иное.
Субсидии предоставляются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в течение 30 рабочих дней за счет средств областного бюджета, за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет, в течение 10 рабочих дней со дня представления получателями документов, предусмотренных приложением к настоящему Положению, путем перечисления средств субсидий на расчетные счета получателей, открытые ими в кредитных организациях, если приложением к настоящему Положению не предусмотрено иное.
Субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в министерство необходимых документов, предусмотренных настоящим Положением и приложением к нему. Порядок приема и регистрации документов, представленных для получения субсидий, устанавливается министерством.
Статьей 2.8 приложения к положению предусмотрен порядок предоставления субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукцией животноводства.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.8 приложения к положению субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукцией животноводства по инвестиционным кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 года, в размере 20 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации, а по указанным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), занимающимися производством мяса крупного рогатого скота и молока, в размере 0,5-процентного пункта сверх ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального Банка Российской Федерации.
Министерство осуществляет проверку представленных заемщиком документов,
регистрирует заявление заемщика в порядке поступления заявлений в журнале регистрации, который нумеруется, прошнуровывается и скрепляется печатью, и направляет заемщику в течение 10 дней со дня регистрации принятых документов письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причины отказа.
Представленные заявителем (заемщиком) документы для получения субсидий рассматриваются министерством в течение 10 рабочих дней. В случае отказа в предоставлении заявителю (заемщику) субсидии министерство делает соответствующую запись в журнале регистрации, при этом заемщику в течение 10
дней направляется соответствующее письменное уведомление.
Средства на возмещение части процентной ставки, предоставляемые заявителям
(заемщикам), не должны превышать фактические затраты заявителей (заемщиков) на уплату процентов по кредитам (займам).
Средства на возмещение части процентной ставки предоставляются заявителям (заемщикам) при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов. Средства на возмещение части процентной ставки, начисленных и уплаченных вследствие нарушения обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов, не предоставляются.
Статьей 5 приложения к положению утвержден порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках строительства, реконструкции, технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке.
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат за счет средств областного бюджета в размере до 20 процентов и за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, в размере до 50 процентов от стоимости, при условии фактически произведенных расходов в 2014 году в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети, согласно справкам-расчетам по установленной форме, копиям документов: акта обследования орошаемого участка согласно утвержденному министерством образцу, накладных на получение, документов на отпуск со склада (накладная, требование-накладная или др.), акта сдачи-приемки пусконаладочных работ (или иного акта, подтверждающего ввод оборудования в эксплуатацию), счета-фактуры (или иного документа, подтверждающего приобретение), платежных документов, заверенным получателем субсидий.
Субсидии предоставляются по документам, принятым в течение 7 рабочих дней со дня опубликования информации о дате начала приема документов на официальном сайте mcx@saratov.gov.ru, в равном процентном отношении к максимальным суммам выплат (20 процентов за счет средств областного бюджета и 50 процентов за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета), указанным в справках-расчетах, в пределах лимитов бюджетных обязательств по направлению финансирования.
Факт обращения истца в Министерство сельского хозяйства Саратовской области с надлежащим образом оформленными заявками на предоставление субсидий по программам «возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам на развитие животноводства», «возмещение процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства, «возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках строительства, реконструкции и технического перевооружения мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за приобретенные новые поливные и распределительные трубопроводы, новые дождевальные машины и установки, насосно-силовое оборудование, электросиловое оборудование, запорно-регулирующую арматуру оросительной сети» подтвержден материалами дела и апеллянтом не опровергнут.
Подателем жалобы не представлены доказательства не соблюдения истцом порядка подачи заявок на субсидии и отказа по этим основаниям в предоставлении субсидий.
Кроме того, на основании представленных в материалы дела заявлений, справок-расчетов обществом с ограниченной ответственностью «Липовское» были получены субсидии за счет средств федерального бюджета и частично областного, что также заявителем апелляционной жалобы не опровергнуто.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области при наличии утвержденных бюджетных ассигнований на очередной финансовый год, при условии выделения денежных средств на выплату субсидий за счет средств федерального бюджета в полном объеме, в отсутствие принятого решения о сокращении объема субсидий либо решения о прекращении принятия документов на выплату обязано было выполнить свои обязательства по софинансированию предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе истцу.
Ссылка апеллянта на то, что исковые требования к Министерству сельского хозяйства Саратовской области удовлетворены необоснованно, поскольку полномочиями по корректировке объемов средств субсидий в целях уменьшения софинансирования при отсутствии средств в бюджете области в полном объеме обладало Министерство финансов Саратовской области, не принимается арбитражным судом апелляционной инстанции.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Из пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что от имени Российской Федерации по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено понятие главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Подпункт 12.1. пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В силу разъяснений, данных в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при принятии искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как главный распорядитель бюджетных средств, должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) – соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Министерство сельского хозяйства Саратовской области согласно Закону Саратовской области «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения затрат в рамках реализации государственной программы Саратовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы» (пункт 2 постановления Правительства Саратовской области от 27 марта 2014 года № 183-П «Об утверждении Положения о предоставлении в 2014 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства»).
С учетом вышеизложенного, арбитражным судом первой инстанции правомерно определено, что надлежащим представителем Саратовской области в рассматриваемом споре является именно Министерство сельского хозяйства Саратовской области, а взыскание должно производиться за счет средств казны Саратовской области, т.к. должником в обязательстве является субъект Российской Федерации, а не его органы. При этом недопустимо ограничение источников взыскания, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»).
Арбитражный суд апелляционной инстанции также не принимает доводы об отсутствии вины апеллянта в непредставлении субсидий истцу в вышеназванные сроки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В соответствии с положениями статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на представление доказательств, участие в их исследовании, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, оказывает содействие в реализации лицами, участвующими в деле, их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
В силу закрепленного в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации принципа состязательности задача лиц, участвующих в деле, собрать и представить в суд доказательства, подтверждающие их правовые позиции, арбитражный суд не является самостоятельным субъектом собирания доказательств.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд не может обязать сторону спора представлять доказательства, как в обоснование своей позиции, так и в обоснование правовой позиции другой стороны, поскольку в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, самостоятельно доказывает обстоятельства, на которых основывает свои требования и возражения.
В ходе рассмотрения спора арбитражный суд первой инстанции предоставил сторонам достаточно времени для подготовки своей позиции по делу, представлении доказательств в обоснование своих требований и возражений.
Процессуальные права лиц, участвующих в деле, определены в части 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Апеллянт не доказал отсутствие своей вины в допущенных нарушениях порядка и сроков предоставления субсидий, не представил надлежащих доказательств в обоснование своих доводов в нарушение положений части 1 статьи 65, части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные истцом доказательства не опроверг.
Поскольку на основании части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, то непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно, как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года № 12505/11).
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно несогласия с решением Арбитражного суда Саратовской области в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 2758414 руб. убытков, составляющих невыплаченную субсидию на компенсацию затрат за подачу воды электрофицированными насосными станциями на полив сельскохозяйственных культур. Истец в судебном заседании подтвердил, что у него отсутствуют доказательства подачи соответствующих документов на получение субсидий по данному основанию.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, арбитражный суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 62 «О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации» считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
В порядке пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, какие законы и иные нормативные правовые акты подлежат применению в конкретном спорном правоотношении (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 8467/10, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 марта 2013 года № ВАС-1877/13).
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15 сентября 2017 года Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-33204/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области без удовлетворения.
Направить копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями части 4 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Телегина
Судьи О.В. Лыткина
ФИО5