ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А58-646/2021 от 29.03.2022 АС Восточно-Сибирского округа

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ул. Чкалова, дом 14, Иркутск, 664025, www.fasvso.arbitr.ru

тел./факс (3952) 210-170, 210-172; e-mail: info@fasvso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Иркутск

29 марта 2022 года

Дело №А58-646/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  29 марта 2022 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Ананьиной Г.В.,

судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Счетной палаты Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
от 15 июня 2021 года по делу № А58-646/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2021 года по тому же делу,

установил:

Администрация муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Администрация
МО «Мирнинский район», Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее - Счетная палата) о признании недействительным представления № 01/01-08/65 от 11.12.2020, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации путем отзыва уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 12.12.2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство), Администрация муниципального образования «Город Мирный» (далее – Администрация МО «Город Мирный»).

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2021 года, заявленное требование удовлетворено. В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Администрации МО «Мирнинский район» на Счетную палату возложена обязанность отзыва из Министерства финансов Республики Саха (Якутия) уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 12.12.2020.

Счетная палата обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами бюджетного законодательства, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об отказе удовлетворении заявленного требования.

В обоснование кассационной жалобы Счетная палата указывает, что судами неправомерно применены положения статьи 27 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)»; соглашение о предоставлении субсидии из государственного бюджета субъекта Российской Федерации муниципальному району, заключенное между Министерством и Администрацией МО «Мирнинский район», а также принятие на себя муниципальным районом обязательств по благоустройству территории отдельного муниципального поселения противоречит разграничению вопросов местного значения, установленному статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ); вопреки выводам судов Администрацией осуществлено направление бюджетных средств в размере 240 000 рублей на цели, не соответствующих целям соглашения.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация выражает несогласие с доводами Счетной палаты, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Иными лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» – kad.arbitr.ru), представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Счетной палатой в отношении Администрации МО «Мирнинский район» проведено контрольное плановое мероприятие: проверка соответствия заключенных в целях реализации государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», в том числе в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» соглашений гражданскому и бюджетному законодательству; проверка соблюдения условий, порядка предоставления и целевого использования межбюджетных трансфертов муниципальными образованиями в рамках государственной программы.

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт № 02-11/112 от 12.11.2020 и выдано представление № 01/01-08/65 от 11.12.2020, согласно которым проверкой установлены следующие нарушения:

- в нарушение пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), пункта 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ, статьи 10 Устава
МО «Мирнинский район» Администрацией неправомерно приняты расходные обязательства, не связанные с решением вопросов местного значения муниципального района, в виде субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований,
в том числе дворовых территорий и объектов общественного пространства на сумму
34 300 000 рублей.

- в нарушение пункта 1.2, пункта 4.3.1 Соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от 25.10.2018 № 70
с учетом дополнительного соглашения от 26.11.2018 № 111, заключенного
с Министерством, МО «Мирнинский район» допущено нецелевое использование бюджетных средств, в виде предоставления субсидии Администрации
МО «Город Мирный» на организационные мероприятия на благоустройство общественного пространства «Реконструкция площади памятника первооткрывателям алмазной трубки «Мир» на сумму 240 000 рублей.

Согласно представлению № 01/1-08/65 от 11.12.2020 Администрации необходимо выполнить следующие требования:

- провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Администрации, допустивших указанные нарушения;

- принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.

- Главе Администрации в срок до 25.01.2021 проинформировать Счетную палату в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов о принятых мерах по результатам выполнения представления.

Счетной палатой в рамках своих полномочий в адрес Министерства финансов Республики Саха (Якутия) 12.12.2020 направлено уведомление о применении в отношении Администрации бюджетных мер принуждения, в соответствии с которым Министерству предложено взыскать с заявителя сумму средств нецелевого использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 240 000 рублей, в том числе 216 300 рублей средств федерального бюджета и 23 700 рублей средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Несогласие Администрации с представлением № 01/01-08/65 от 11.12.2020 явилось основанием для обращения в суд с соответствующим требованием.

Удовлетворяя требование Администрации, суды исходили из недоказанности Счетной палатой указанных в представлении нарушений.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса установлены основания возникновения расходных обязательств муниципального образования, в том числе принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также заключение муниципальным образованием договоров (соглашений) по данным вопросам.

Позиция Счетной палаты по первому эпизоду обжалуемого представления
о нарушении Администрацией пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса сводится к тому, что заключение соглашения о предоставлении субсидии из государственного бюджета субъекта Российской Федерации между Министерством и Администрацией
МО «Мирнинский район» незаконно, поскольку расходные обязательства по программе благоустройства территории являются обязательствами поселений Мирнинского района Республики Саха (Якутия), и денежные средства напрямую подлежали перечислению муниципальным образованиям, а не из бюджета района.

В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса, предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона Республики Саха (Якутия)
от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» межбюджетные трансферты из государственного бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий местным бюджетам.

Частью 2 статьи 27 указанного Закона, действовавшей в редакции на момент заключения соглашения о субсидии (2018 год), установлено, что межбюджетные трансферты из государственного бюджета, предназначенные для бюджетов городских, сельских поселений, предоставляются бюджетам муниципальных районов для дальнейшего перечисления в бюджеты городских, сельских поселений.

Как следует из материалов дела, между Министерством и МО «Мирнинский район» заключено Соглашение № 11 от 17.04.2018 о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), к которому в дальнейшем заключено дополнительное Соглашение от 22.07.2018 № 57.

Предметом Соглашения № 11 от 17.04.2018 являлось предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2018 году муниципальному району субсидии на поддержку муниципальных программ формирование современной городской среды в рамках подпрограммы «Создание условий для повышения качества и комфорта территорий муниципальных образований Республики Саха (Якутия) государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы».

Из пунктов 2.2, 2.3 Соглашения № 11 от 17.04.2018 следует, что муниципальный район получает средства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и передает их бюджетам муниципальных образований поселений Мирнинского района Республики Саха (Якутия): МО «город Мирный», МО «Поселок Айхал» и
МО «город Удачный» на основании заключенных соглашений с указанными поселениями.

25.10.2018 Соглашение № 11 от 17.04.2018 утратило силу в связи с заключением между Министерством и МО «Мирнинский район» нового Соглашения № 70
«О предоставлении в 2018 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды», пунктом 3.3.3 которого предусмотрено, что муниципальный район получает средства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и передает их бюджетам муниципальных образований поселений Мирнинского района Республики Саха (Якутия): МО «город Мирный», МО «Поселок Айхал» и МО «город Удачный» на основании заключенных соглашений с указанными поселениями.

Судами установлено, что в 2018 году в рамках соглашений о предоставлении субсидии в доход бюджета МО «Мирнинский район» поступило 34 300 000 рублей, которые в полном объеме были перечислены в бюджеты поселений на основании заключенных МО «Мирнинский район» соглашений с МО «город Мирный»,
с МО «Поселок Айхал», с МО «город Удачный».

Согласно пункту 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Руководствуясь приведенными положениями, учитывая установленные обстоятельства, суды мотивированно и правомерно признали, что само по себе заключение соглашения о представлении субсидии из государственного бюджета субъекта Российской Федерации муниципальному району между Министерством и Администрацией для дальнейшего перечисления денежных средств в бюджеты городских, сельских поселений в 2018 году не являлось нарушением бюджетного законодательства. Администрация МО «Мирнинский район» действовала в соответствии со статьей 27 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-З № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)» в интересах поселений, входящих в состав Мирнинского района.

В рассматриваемом случае наличие в действиях (бездействии) Администрации каких-либо нарушений, за совершение которых главой 30 Бюджетного кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения, судами не установлено.

По эпизоду о нецелевом использовании бюджетных средств в виде предоставления субсидии Администрации МО «Город Мирный» на организационные мероприятия на благоустройство общественного пространства «Реконструкция площади памятника первооткрывателям алмазной трубки «Мир» на сумму 240 000 рублей суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установили суды и следует из материалов дела, Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 № 2094 утверждена государственная программа Республики Саха (Якутия) «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы», согласно которому финансирование программы осуществляется из федерального бюджета, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов в пределах средств, выделяемых на выполнение мероприятий в рамках реализации Программы.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 09.06.2018 № 184 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) муниципальным образованиям в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы» (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 10.1 указанных Правил средства субсидии могут быть направлены на организационные мероприятия в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» городскому округу «город Якутск» в сумме не более 700 000 рублей и по 300 000 рублей остальным муниципальным образованиям.

Организационные мероприятия на сумму 240 000 рублей средств субсидии были предусмотрены муниципальной целевой программой «Формирование современной городской среды на территории МО «Город Мирный» на 2018-2022 годы», утвержденной Постановлением Администрации МО «Город Мирный» от 23.03.2018 № 295.

Постановлением Администрации МО «Город Мирный» от 16.02.2018 № 135
было назначено рейтинговое голосование по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в период с 2018 по 2022 годы для утверждения муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории МО «Город Мирный» на 2018-2022 годы».

Рейтинговое голосование проведено 18.03.2018, что отмечено в протоколе заседания Межведомственной комиссии по обеспечению реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Республики
Саха (Якутия) от 29.03.2018 № 8-МВК.

Согласно как приложению № 1 к Соглашению № 11 от 17.04.2018, так приложению № 1 к  Соглашению № 70 от 25.10.2018 в общую сумму субсидии по указанной программе МО «Город Мирный» в размере 25 300 000 рублей изначально были включены
240 000 рублей на организационные мероприятия (направлены на проведение рейтингового голосования). В дополнительном Соглашении от 26.11.2018 к Соглашению № 70 от 25.10.2018 сумма субсидии осталась прежней в размере 25 300 000 рублей и указана единой строкой без выделения организационных мероприятий на сумму
240 000 рублей.

Материалами дела подтверждается перечисление в августе и сентябре 2018 году МО «Мирнинский район» субсидии МО «Город Мирный» в размере 25 300 000 рублей. Последующее внесение изменений в Соглашение не свидетельствует о неправомерных действиях Администрации МО «Мирнинский район», повлекших бюджетное нарушение в виде нецелевого использования районом бюджетных средств.

Кроме этого, внесенные изменения в Соглашение не исключают возможности расходования средств на организационные мероприятия как по пункту 10.1 указанных выше Правил, так и по доведенным статьям бюджетных расходов.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив обеспечение Администрацией предоставления субсидии в соответствии с Соглашением, заключенным с Министерством, осуществление расходования средств МО «Город Мирный», суды в данном случае мотивированно признали, что использование Администрацией бюджетных средств не по целевому назначению материалами дела не подтверждается.

Исходя из изложенного, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности в силу положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Счетной палатой законности оспариваемого представления и наличии оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций суд округа не усматривает.

Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.

Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2021 года
по делу № А58-646/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

Г.В. Ананьина

А.И. Рудых

М.М. Шелёмина