ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А66-14095/2021 от 27.09.2022 Суда по интеллектуальным правам

[A1]



СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ПРАВАМ

Огородный проезд, д. 5, стр. 2, Москва, 127254
http://ipc.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2022 года.  Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2022 года.  

Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Сидорской Ю.М.,
судей Булгакова Д.А., Погадаева Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Улубаевой И.С. 

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу  индивидуального предпринимателя Ибатуллина Азамата Валерьяновича  (Республика Башкортостан, ОГРНИП 311028012400084) на решение  Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2022 по делу   № А66-14095/2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.06.2022 по тому же делу 

по иску индивидуального предпринимателя Ибатуллина Азамата  Валерьяновича к индивидуальному предпринимателю Ташрифову  Зайниддину Бахридиновичу (г. Тверь, ОГРНИП 315547600084049)  о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные  знаки. 

В судебном заседании принял участие индивидуальный  предприниматель Ибатуллин Азамат Валерьянович (личность удостоверена  на основании паспорта). 

Суд по интеллектуальным правам

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Ибатуллин Азамат Валерьянович  обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к индивидуальному  предпринимателю Ташрифову Зайниддину Бахридиновичу о взыскании  компенсации в размере 600 000 рублей за нарушение исключительных прав 




[A2] на товарные знаки по свидетельствам Российской Федерации № 299509,   № 647502 (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в  порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Решением Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2022,  оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.06.2022, в удовлетворении исковых требований  отказано. 

Не согласившись с принятыми по делу судебным актами, истец  обратился в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в  которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и  процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить,  направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

В обоснование поданной кассационной жалобы, Ибатуллин А.В.  указывает на ошибочность выводов судов об отсутствии сходства  обозначения, используемого ответчиком, со знаками обслуживания истца, а  также о низкой степени однородности услуг ответчика, оказываемых под  спорным обозначением, с услугами, в отношении которых зарегистрированы  знаки обслуживания истца. 

Ташрифов З.Б. отзыв на кассационную жалобу не представил.

В судебном заседании Ибатуллин А.В. поддержал доводы, изложенные  в кассационной жалобе, просил ее удовлетворить. 

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте  судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на  официальном сайте Суда по интеллектуальным правам http://ipc.arbitr.ru, явку  своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3  статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его  отсутствие. 

Законность обжалуемых решения суда первой инстанции  и постановления суда апелляционной инстанции проверена арбитражным  судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284  и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. 

Как следует из материалов дела и установлено судами первой  и апелляционной инстанций, предприниматель Ибатуллин А.В. является  правообладателем следующих средств индивидуализации: 

знака обслуживания « » по свидетельству Российской  Федерации № 299509, зарегистрированного 14.12.2005 с приоритетом  от 05.03.2004 по заявке № 2004704708 в отношении услуг  35-го класса Международной классификации товаров и услуг для 


[A3] регистрации знаков (далее – МКТУ); 

знака обслуживания « » по свидетельству Российской  Федерации № 647502, зарегистрированного 13.03.2018 с приоритетом  от 14.05.2015 по заявке № 2015714242 в отношении услуг  35, 36, 41, 43-го классов МКТУ. 

Ибатуллину А.В. стало известно, что Ташрифов З.Б. использует  сходное с принадлежащими ему знаками обслуживания обозначение  для индивидуализации магазина, расположенного по адресу: г. Набережные  Челны, просп. Вахитова, д. 8, что подтверждается видеозаписью  приобретения товара в названном магазине. 

Ссылаясь на отсутствие у Ташрифова З.Б. разрешения на  использование упомянутых знаков обслуживания, а также на то, что его  действия по использованию сходного с данными знаками обозначения для  индивидуализации магазина нарушают исключительные права на спорные  знаки обслуживания, Ибатуллин А.В. обратился в Арбитражный суд  Тверской области с исковым заявлением. 

Установив принадлежность истцу исключительных прав на  поименованные выше знаки обслуживания, суд первой инстанции отказал в  удовлетворении исковых требований, исходя из недоказанности нарушения  ответчиком исключительных прав на эти знаки, по причине отсутствия  угрозы смешения используемого ответчиком обозначения «ПЛАНЕТА  ОДЕЖДЫ ОБУВИ» со знаками обслуживания истца. 

Суд первой инстанции, в частности, установил, что сравниваемые  обозначения производят разное общее зрительное впечатление, не  ассоциируются друг с другом в целом из-за наличия в обозначении ответчика  «ПЛАНЕТА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ» других слов («одежды», «обуви»). Суд  первой инстанции отметил, что анализ обозначений показал, что они  существенно отличаются внешней формой акцентирующих на себе внимание  изобразительных элементов, их цветовым исполнением и смысловым  значением, характером этих изображений в составе соответствующих  композиций, графическим исполнением шрифтовых единиц, их цветом,  количеством и составом. 

Проанализировав осуществляемую деятельность ответчика, а также  услуги, в отношении которых зарегистрированы знаки обслуживания истца,  суд первой инстанции пришел к выводу о наличии низкой степени  однородности деятельности ответчика услугам 35-го класса МКТУ, для  индивидуализации которых зарегистрированы знаки обслуживания истца,  поскольку описание вида деятельности ответчика содержит указание на  способ обеспечения товарами (через специализированные магазины) и на  конкретный вид товаров (одежда и обувь). 

При этом суд первой инстанции отметил, что ответчик и лицензиаты 


[A4] истца осуществляют деятельность по продаже разного вида товаров  (лицензиаты реализуют продукты питания, а ответчик –  непродовольственные товары), доказательств использования самим истцом  знаков обслуживания после их приобретения для индивидуализации  каких-либо товаров или услуг материалы дела не содержат, что в данном  случае свидетельствует об отсутствии угрозы смешения сравниваемых  обозначений. 

Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело на  основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, поддержал выводы суда первой инстанции об отсутствии  оснований для удовлетворения иска, признав при этом некоторую степень  сходства сравниваемых обозначений. 

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные  в кассационной жалобе, выслушав мнение Ибатуллина А.В., проверив  в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой  и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права,  соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и  установленным фактическим обстоятельствам, Суд по интеллектуальным  правам приходит к следующим выводам. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин или юридическое лицо,  обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной  деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель),  вправе использовать такой результат или такое средство по своему  усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель  может распоряжаться исключительным правом на результат  интеллектуальной деятельности, если указанным Кодексом  не предусмотрено иное. 

Согласно пункту 1 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого  зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит  исключительное право использования товарного знака в соответствии  со статьей 1229 того же Кодекса любым не противоречащим закону способом  (исключительное право на товарный знак), в том числе способами,  указанными в пункте 2 данной статьи. 

В силу пункта 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать  без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком  обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный  знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого  использования возникнет вероятность смешения. 

Запрет на использование в гражданском обороте обозначения, 


[A5] тождественного или сходного до степени смешения с зарегистрированным  товарным знаком, действует во всех случаях, за исключением  предоставления правообладателем соответствующего разрешения любым  способом, не запрещенным законом и не противоречащим существу  исключительного права на товарный знак. 

Как установлено частью 3 статьи 1250 ГК РФ, предусмотренные меры  ответственности за нарушение интеллектуальных прав подлежат  применению при наличии вины нарушителя, если иное не установлено этим  Кодексом. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим  интеллектуальные права. 

Если иное не установлено ГК РФ, предусмотренные подпунктом 3  пункта 1 и пунктом 3 статьи 1252 данного Кодекса меры ответственности  за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем  при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат  применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет,  что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие  непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных  условиях обстоятельств. 

Исходя из положений части 1 статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений,  изложенных в пунктах 57, 154, 162 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление   № 10), в предмет доказывания по требованию о защите права на товарный  знак входят факт принадлежности истцу указанного права и факт его  нарушения ответчиком путем использования товарного знака либо  обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении товаров  (услуг), для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован,  или однородных товаров (услуг), одним из способов, предусмотренных  пунктом 2 статьи 1484 ГК РФ. В свою очередь ответчик обязан доказать  выполнение им требований закона при использовании наименования места  происхождения товара либо сходного с ними до степени смешения  обозначения. 

Установление указанных обстоятельств является существенным  для дела, от них зависит правильное разрешение спора. При этом вопрос  оценки представленных на разрешение спора доказательств на допустимость,  относимость и достаточность является компетенцией суда, разрешающего  спор по существу. 

Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет  законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой 


[A6] и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм  материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела  и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся  в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не  предусмотрено данным Кодексом. 

Как следует из обжалуемых судебных актов, суды первой  и апелляционной инстанций установили факт принадлежности  Ибатуллину А.В. исключительных прав на знаки обслуживания  по свидетельствам Российской Федерации № 299509, № 647502, в защиту  которых он обратился с настоящим иском. Данные выводы судов ответчиком  не оспариваются. 

Изложенные в кассационной жалобе Ибатуллина А.В. доводы сводятся  к оспариванию выводов судов первой и апелляционной инстанций об  отсутствии вероятности смешения обозначений, используемых ответчиком в  своей деятельности для индивидуализации оказываемых им услуг, со  знаками обслуживания истца, ввиду низкой степени сходства обозначений и  низкой степени однородности деятельности (услуг), для индивидуализации  которой ответчиком используется спорное обозначение, с услугами, для  которых зарегистрированы знаки обслуживания истца. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции указал на то, что в глазах среднего российского потребителя знаки  обслуживания истца и обозначение, используемое ответчиком, не могут  вызывать у потребителя ассоциации об их принадлежности одному  источнику и восприниматься потребителем как названия,  индивидуализирующие услуги, оказываемые одни и тем же лицом, поскольку  обозначение Ташрифова З.Б. представляет собой комбинированное  обозначение, состоящее из трех слов «ПЛАНЕТА», «ОДЕЖДЫ», «ОБУВИ»  и одного союза «И», а также графического элемента в виде полумесяца. 

При этом суд первой инстанции отметил, что слово «ПЛАНЕТА» само  по себе является общеупотребительным и ассоциируется у потребителя, в  первую очередь, с небесным телом, а не с деятельностью определенного  юридического лица, в связи с чем существенное значение для  идентификации приобретают иные, используемые совместно с указанным  обозначением, элементы. 

В абзаце пятом пункта 162 Постановления № 10 разъяснено, что  установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения  товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и  смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств  по своему внутреннему убеждению. Специальных знаний для установления  степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется. 


[A7] Таким образом, установление сходства сравниваемых обозначений  относится к вопросам факта и подлежит установлению судом первой  инстанции. 

Суд кассационной инстанции проверяет не результаты оценки  фактических обстоятельств, а соблюдение судом первой инстанции  методологии установления однородности, сходства и вероятности смешения  (аналогично подходу, изложенному в Определении Верховного Суда  Российской Федерации от 02.02.2017 № 309-ЭС16-15153 по делу   № А60-44547/2015). 

Суд кассационной инстанции не может признать выводы судов первой  и апелляционной инстанций об отсутствии вероятности смешения  сравниваемых обозначений основанными на правильном применении норм  материального права и на установлении всех имеющих значение  обстоятельств. 

 Независимо от того, что вопрос сходства (или его отсутствия)  сравниваемых обозначений является вопросом факта, суды не могут  подходить к рассмотрению этого вопроса произвольно. 

При оценке тождественности или сходства до степени смешения между  противопоставляемыми обозначениями и товарными знаками следует  руководствоваться не только положениями статей 1229, 1252, 1477, 1484  ГК РФ, но и нормами, регулирующими вопросы сравнения обозначений,  предусмотренными Правилами составления, подачи и рассмотрения  документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых  действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков  обслуживания, коллективных знаков, утвержденными приказом  Министерства экономического развития Российской Федерации  от 20.07.2015 № 482 (далее – Правила № 482), а также разъяснениями  высшей судебной инстанции, содержащимися в Постановлении № 10. 

Так, в соответствии с пунктом 41 Правил № 482 обозначение считается  сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком),  если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. 

В силу пункта 42 названных Правил словесные обозначения  сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными  обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.  Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим),  графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам. 


[A8] совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава  гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей  обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение; 

Признаки, указанные в этом пункте, учитываются как каждый  в отдельности, так и в различных сочетаниях. 

Согласно пункту 43 Правил № 482 изобразительные и объемные  обозначения сравниваются с изобразительными, объемными  и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят  изобразительные или объемные элементы. 

Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется  на основании следующих признаков: 1) внешняя форма; 2) наличие  или отсутствие симметрии; 3) смысловое значение; 4) вид и характер  изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому  подобное); 5) сочетание цветов и тонов. 

Признаки, указанные в этом пункте, учитываются как каждый  в отдельности, так и в различных сочетаниях. 

Пунктом 44 Правил № 482 установлено, что комбинированные  обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми  видами обозначений, которые входят в состав проверяемого  комбинированного обозначения как элементы. 

При определении сходства комбинированных обозначений  используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 данных Правил № 482,  а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным  или сходным элементом в заявленном обозначении. 

В пункте 162 Постановления № 10 и пункте 37 Обзора судебной  практики по делам, связанным с разрешением споров о защите  интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда  Российской Федерации от 23.09.2015 (далее – Обзор от 23.09.2015),  разъяснено, что при выявлении сходства до степени смешения используемого  ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее 


[A9] впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая  неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих  товаров или услуг. 

При определении сходства комбинированных обозначений исследуется  значимость положения, занимаемого тождественным или сходным  элементом в заявленном обозначении. 

При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется  сходство – сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения.  Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается. 

Специальных знаний для установления степени сходства обозначений  и однородности товаров не требуется, а следовательно, экспертиза по таким  вопросам не проводится. 

Для установления факта нарушения достаточно уже самой опасности,  а не реального смешения обозначения и товарного знака обычным  потребителем соответствующих товаров. 

Обозначение считается сходным до степени смешения с конкретным  товарным знаком, если обычные потребители соответствующего товара  ассоциируют обозначение с товарным знаком в целом, несмотря  на отдельные отличия. 

Вероятность смешения имеет место, если обозначение может  восприниматься в качестве конкретного товарного знака или если  потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом  или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак. 

Вероятность смешения зависит от степени сходства обозначений  и степени однородности товаров для обычных потребителей  соответствующих товаров. При этом такая вероятность может иметь место  и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров,  а также при низкой степени однородности товаров, но тождестве  (или высокой степени сходства) обозначения и товарного знака. 

При этом вероятность смешения зависит не только от степени сходства  обозначений и степени однородности товаров для обычных потребителей  соответствующих товаров, но и от иных факторов, в том числе от того,  используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных  товаров, длительности и объема использования товарного знака  правообладателем, степени известности, узнаваемости товарного знака,  степени внимательности потребителей (зависящей в том числе от категории  товаров и их цены), наличия у правообладателя серии товарных знаков,  объединенных общим со спорным обозначением элементом. При этом при  выявлении вероятности смешения также могут учитываться представленные  лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения  обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных 


[A10] потребителей соответствующего товара. 

Обстоятельства, связанные с определением сходства товарных знаков,  в защиту исключительных прав на которые обращается истец, и обозначения,  используемого ответчиком, имеют существенное значение для установления  факта нарушения исключительных прав на товарные знаки, при этом суд  должен учитывать представленные сторонами доказательства. 

С учетом приведенных правовых норм и подходов  правоприменительной практики в первую очередь подлежит разрешению  вопрос о наличии или отсутствии сходства сравниваемых обозначений. 

Для его установления производится анализ обозначений на основании  вышеприведенных критериев, после чего с учетом приведенного анализа  осуществляется сравнение обозначений в целом. 

В случае установления отсутствия сходства дальнейший анализ  не производится. 

При этом суд кассационной инстанции обращает внимание,  что вхождение одного обозначения (например, словесного элемента,  являющегося единственным элементом в защищаемом товарном знаке истца)  в другое исключает вывод о несходстве таких обозначений. 

В случае установления сходства осуществляется анализ возможности  смешения сравниваемых обозначений. 

При анализе возможности смешения учитывается не только степень  сходства сравниваемых обозначений, однородность товаров и услуг,  но и различительная способность защищаемых товарных знаков. 

Судами первой и апелляционной инстанций не учтено,  что в используемом ответчиком для индивидуализации магазина  обозначении со словесными элементами «ПЛАНЕТА ОДЕЖДИ и ОБУВИ»  использован сильный элемент «ПЛАНЕТА», поскольку словесные элементы  «ОДЕЖДА ОБУВЬ» указывают на реализуемые в магазине товары,  а следовательно, они не несут основную индивидуализирующую функцию,  выполняя лишь информационную функцию (информируют потребителя о  том, какие товары предлагаются к продаже в данном магазине). 

При этом словесный элемент «ПЛАНЕТА» в знаках обслуживания  истца является либо единственным (знак обслуживания по свидетельству  Российской Федерации № 647502), либо доминирующим (знак обслуживания  по свидетельству Российской Федерации № 299509). 

Наличие в сравниваемых обозначениях тождественного словесного  элемента, и к тому же образующего серию знаков обслуживания истца,  свидетельствует о том, что как минимум определенная степень сходства  сравниваемых обозначений имеется. 

В соответствии с пунктом 45 Правил № 482 при установлении  однородности товаров определяется принципиальная возможность 


[A11] возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров  одному изготовителю. 

При этом принимаются во внимание род, вид товаров,  их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала,  из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо  взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место  продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей  и другие признаки. 

Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа  перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или  услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены  потребителями к одному и тому же источнику происхождения  (изготовителю). 

Согласно разъяснению, данному в пункте 162 Постановления № 10,  однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной  возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего  товара представления о принадлежности этих товаров одному  производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение,  вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг  потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие  обстоятельства. 

Аналогичные положения применяют при оценке однородности услуг.

Выводы судов первой и апелляционной инстанции о низкой степени  однородности услуг 35-го класса МКТУ, для которых зарегистрированы  знаки истца, и осуществляемой ответчиком деятельности по торговле  розничной одеждой и обувью в специализированных магазинах, также не  могут быть признаны основанными на правильном применении норм  материального права, полном и всестороннем исследовании товаров и услуг,  в отношении которых зарегистрированы знаки обслуживания истца. 

Анализ обжалуемых судебных актов позволяет прийти к выводу о том,  что суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на низкую степень  однородности осуществляемой ответчиком деятельности и услуг 35-го класса  МКТУ, в отношении которых зарегистрированы знаки обслуживания истца,  не учли, что, несмотря на то, что деятельность ответчика направлена на  реализацию одежды и обуви, на торговлю через специализированные  магазины, данная деятельность представляют собой услугу «розничной  торговли, магазинов», относящуюся к услугам 35-го класса МКТУ. 

При этом суд кассационной инстанции отмечает, что отсутствие  регистрации знаков обслуживания истца в отношении реализуемых  ответчиком товаров (одежды и обуви) не может являться основанием для  отказа в защите исключительных прав на эти знаки обслуживания, поскольку 


[A12] по смыслу статьей 1484 и 1515 ГК РФ незаконным использованием знаков  обслуживания признается использование спорного обозначения  при выполнении работ и оказании услуг. 

Суд по интеллектуальным правам обращает внимание на то, что  названные услуги соотносятся как род/вид, а именно: реализация (розничная  и дистанционная) одежды и обуви является разновидностью таких услуг, как  услуги оптовой и розничной продажи, услуги магазинов, оптовой и  розничной продажи. Потребителем соответствующих услуг являются  рядовые потребители (покупатели). 

В связи с этим суд кассационной инстанции приходит к выводу о том,  что при исследовании на предмет однородности осуществляемой  ответчиком деятельности по продаже товаров (одежды и обуви) в магазине  с услугами 35-го класса МКТУ суды не правильно применили  Правила № 482 и разъяснения, сформулированные высшей судебной  инстанции. 

При этом, как разъяснено в пункте 162 Постановления № 10, для  установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального  смешения товарного знака и спорного обозначения обычными  потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно,  если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может  восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного  знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется  тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит  товарный знак. 

Вместе с тем, несмотря на данное обстоятельство, суды первой и  апелляционной инстанций проигнорировали доводы о наличии угрозы  смешения используемого ответчиком обозначения со знаками обслуживания  истца. 

Таким образом, выводы судов об отсутствии вероятности смешения  таких обозначений представляются не в достаточной степени  мотивированными. 

Суд по интеллектуальным правам также обращает внимание судов на  то обстоятельство, что указанное в обжалуемом постановлении суда  апелляционной инстанции постановление Суда по интеллектуальным правам  от 10.03.2022 по делу № А41-88615/2019 не имеет преюдициального  значения для рассматриваемого дела. В рамках дела № А41-88615/2019  установлены отличные от настоящего дела обстоятельства, в том числе:  ответчиком по данному делу использовалось иное обозначение; в материалы  дела представлены доказательства (видео-опрос граждан, аналитический  отчет по результатам изучения общественного мнения по теме: «Оценка  целевой аудиторией восприятия названия «Торговый центр «Планета»), 


[A13] свидетельствующие об отсутствии вероятности смешения обозначений. 

В соответствии с пунктами 1–3 части 4 статьи 170 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части  решения должны быть указаны: 1) фактические и иные обстоятельства дела,  установленные арбитражным судом; 2) доказательства, на которых основаны  выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения;  мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял  или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений  доводы лиц, участвующих в деле; 3) законы и иные нормативные правовые  акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы,  по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты,  на которые ссылались лица, участвующие в деле. 

Согласно пункту 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда  апелляционной инстанции должны быть указаны: обстоятельства дела,  установленные арбитражным судом апелляционной инстанции;  доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах;  законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд  при принятии постановления; мотивы, по которым суд отклонил те или иные  доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты,  на которые ссылались лица, участвующие в деле. 

Нарушение процессуального закона в части требований,  предъявляемых к мотивировочной части решения суда первой инстанции  и постановления суда апелляционной инстанции, и игнорирование любого  необходимого элемента мотивировочной части судебного акта дает повод  усомниться в его законности, препятствует надлежащей проверке  обжалуемого акта в суде кассационной инстанции. 

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения,  выразившиеся в неисследовании обстоятельств, имеющих существенное  значение для дела, свидетельствуют о наличии неустранимых сомнений  относительно исследования судами материалов дела. 

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не может признать  содержащийся в обжалуемых судебных актах выводы об отсутствии  опасности смешения товарных знаков истца и используемого ответчиком  обозначения основанными на правильном применении норм материального  права и полном выяснении всех фактических обстоятельств дела. 

Принимая во внимание общеправовое требование определенности,  ясности и недвусмысленности судебных актов, которое вытекает  из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом  (постановление Конституционного Суда Российской Федерации  от 25.04.1995 № 3-П), необходимость определения объектов сравнения 


[A14] и соблюдения методологии сравнения обозначений является условием  правильного применения норм материального права и принятия законных  судебных актов. 

Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что в  настоящем деле судами не были установлены все юридические значимые  обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу, а  также не дана надлежащая оценка представленным доказательствам. 

На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает,  что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной  инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального  права, а выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют  фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам,  в связи с чем данные судебные акты не могут быть признаны законными  и подлежат отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела  на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть  изложенное в настоящем постановлении, устранить допущенные нарушения  норм материального и процессуального права и по результатам оценки  доводов сторон, установления значимых обстоятельств и исследования  имеющихся в материалах дела доказательств принять законный и  обоснованный судебный акт, а также распределить судебные расходы. 

При этом Суд по интеллектуальным правам отмечает, что настоящее  постановление суда кассационной инстанции не предопределяет выводы суда  первой инстанции, которые будут сделаны при новом рассмотрении дела,  а лишь указывает на необходимость полноценного рассмотрения доводов  лиц, участвующих в деле, и имеющихся в материалах дела доказательств. 

В силу абзаца второго части 3 статьи 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта  с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных  расходов за подачу кассационной жалобы разрешается судом, вновь  рассматривающим дело. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2022 по делу   № А66-14095/2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 14.06.2022 по тому же делу отменить. 

Дело № А66-14095/2021 направить на новое рассмотрение в  Арбитражный суд Тверской области. 


[A15] Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в двухмесячный срок. 

Председательствующий Ю.М. Сидорская 

судья  Судья Д.А. Булгаков 

Судья Н.Н. Погадаев 

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 26.01.2022 5:31:07
Кому выдана Сидорская Юлия Михайловна
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 26.01.2022 5:31:47
Кому выдана Погадаев Никита Николаевич
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 26.01.2022 5:32:02

 Кому выдана Булгаков Дмитрий Александрович