ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-52/2018 от 02.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

09 июля 2018 года

Дело № А70-52/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5612/2018) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2018 по делу № А70-52/2018 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению публичного акционерного общества «Фортум» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным отказа от 24.10.2017 № 72/001/083/2017-735, 72-0-1-86/3802/2017-920, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права заявителя на тепловую сеть, протяженностью 41 м., расположенную по адресу: <...>

при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества «Фортум» ФИО1 по доверенности от 06.12.2016 сроком действия по 11.07.2019,

в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,

установил:

публичное акционерное общество «Фортум» (далее - ПАО «Фортум», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Управление Росреестра по Тюменской области, Управление, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 24.10.2017 № 72/001/083/2017-735, 72-0-1-86/3802/2017-920, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права заявителя на тепловую сеть протяженностью 41 м, расположенную по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2018 по делу № А70-52/2018 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Росреестра по Тюменской области от 24.10.2017 № 72/001/083/2017-735, 72-0-1-86/3802/2017-920. На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Фортум» путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на тепловую сеть протяженностью 41 м, расположенную по адресу: <...> после вступления судебного акта в законную силу. Этим же судебным актом с Управления в пользу Общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Тюменской области просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.

В обоснование жалобы апеллянт указывает на правомерность вынесенного Управлением Росреестра по Тюменской области решения, ссылаясь на непредставление Обществом документов, предусмотренных положениями законодательства о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.

В письменном отзыве на жалобу ПАО «Фортум» просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Управление Росреестра по Тюменской области, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, заявив ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. На основании статей 156, 266 АПК РФ ходатайство удовлетворено, суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем ПАО «Фортум» поддержана позиция, изложенная в письменном отзыве на жалобу заинтересованного лица.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что ПАО «Фортум» создан подземный объект недвижимости – тепловая сеть протяженностью 41 м, расположенная по адресу: <...>. Внутренний диаметр созданной тепловой сети – 219 мм.

10.07.2017 Общество обратилось в Управление с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении созданного объекта.

25.07.2017 Управлением приостановлено осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект.

24.10.2017 Обществом получено уведомление Управления об отказе в осуществлении государственного учета, государственной регистрации права собственности на объект № 72/001/083/2017-735, № 72-0-1-86/3802/2017-920 от 24.10.2017 на основании статьи 27 Закона о регистрации в связи с истечением срока приостановления, указанного в Уведомлении о приостановлении и не устранением приведенных в данном уведомлении всех причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, а именно:

- на государственную регистрацию ПАО «Фортум» не представлены документы, устанавливающие права на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0217002:7144, 72:23:0217002:60,

- на государственную регистрацию не представлены разрешения на использование вышеуказанных земельных участков для строительства тепловой сети.

Полагая решение регистрирующего органа незаконным, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Судом первой инстанции требования ПАО «Фортум» удовлетворены, что послужило поводом для подачи Управлением настоящей апелляционной жалобы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ, Закон о государственной регистрации).

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Частью 7 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ предусмотрено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Статьей 18 Федерального закона № 218-ФЗ определен перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц, что следует из пункта 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации.

В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В рассматриваемом случае требования заявителя направлены на учет и регистрацию прав в отношении созданного линейного объекта - сети протяженностью 41 м, расположенной по адресу: <...>.

Как следует из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В части 17 статьи 51 ГрК РФ приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство. При этом приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать иные случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ).

Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2012 № 131-п утвержден перечень случаев, в которых получение разрешения на строительство объекта не требуется.

В соответствии с пунктами 14, 14.1 поименованного Перечня не требуется разрешение на строительство для строительства самостоятельно (и (или) с привлечением подрядных организаций) тепловых сетей, предназначенных для транспортировки водяного пара или горячей воды с внутренним диаметром до 500 мм включительно; реконструкции самостоятельно (и (или) с привлечением подрядных организаций) тепловых сетей, предназначенных для транспортировки водяного пара или горячей воды, вне зависимости от диаметра сети: теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий; лицами, осуществляющими в качестве исполнителя мероприятия по подключению к системам теплоснабжения в соответствии с пунктом 6 Порядка подключения к системам теплоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307.

Представленное в материалы дела выполненное ООО «СтройГеодезия» заключение об условиях прокладки свидетельствует об отсутствии необходимости в получении разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию спорного линейного объекта, а также о возможности размещения созданного сооружения без предоставления земельного участка на объект капитального строительства. Согласно заключению исследуемая тепловая сеть является подземным линейным сооружением трубопроводного транспорта с внутренним диаметром 219 мм, протяженностью 41 м (в двухтрубном исчислении).

Таким образом, в силу пункта 5 части 17 статьи 51, статьи 55 ГрК РФ, а также пункта 14 Перечня случаев, для которых разрешение на строительство не требуется, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2012 № 131-п, для строительства спорной тепловой сети с внутренним диаметром 219 мм получение разрешения на строительство и, следовательно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Следовательно, для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на такой объект заявителем должны быть представлены технический план объекта недвижимости, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект, или документ, подтверждающий в соответствии с ЗК РФ возможность размещения созданного объекта без предоставления земельного участка (установления сервитута).

В обоснование правомерности оспариваемого решения регистрирующий орган ссылается на отсутствие у Общества правоустанавливающих документов на земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0217002:7144, 72:23:0217002:60, под которыми проходит спорная тепловая сеть.

Материалы дела свидетельствуют о том, что спорная сеть является подземным линейным объектом. До прокладки тепловой сети разрешительная документация была согласована в установленном законом порядке. Земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0217002:7144, 72:23:0217002:60 принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ ТО «Управление капитального строительства» и Государственному автономному учреждению культуры Тюменской области «Тюменское концертно-танцевальное объединение».

По смыслу положений статей 23, 78, 89, 90 ЗК РФ прохождение линейного объекта (в данном случае теплосети) под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.

Пунктом 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Таким образом, земельные участки над подземными объекты трубопроводного транспорта для их обслуживания и эксплуатации не формируются и не оформляются на каком-либо виде права (титуле) в обязательном порядке, за исключением размещения инфраструктуры в соответствии с пунктом 2 статьи 91 ЗК РФ.

Учитывая правила статьи 51 ГрК РФ, приведенные выше положения ЗК РФ, а также то, что теплотрассы могут располагаться, в том числе, под земельными участками иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними, Управление Росреестра по Тюменской области не вправе требовать от заявителя предоставления правоустанавливающих документов на земельные участки, в границах которых расположен спорный линейный объект, поскольку в силу закона ПАО «Фортум», создавая тепловую сеть, обладало возможностью использовать указанные земельные участки без получения специального правового титула в отношении таковых.

Принимая во внимание правила статьи 40 Федерального закона № 218-ФЗ, статьи 90 ЗК РФ, суд апелляционной инстанции отмечает, что право использования земельного участка без предоставления земельного участка (статьи 39.33, 39.36 ЗК РФ) при сооружении линейного подземного объекта не тождественно и не аналогично тому правовому титулу, для подтверждения которого оформляются и представляются правоустанавливающие документы. В рассматриваемом случае, исходя из представленных в дело материалов, указывающих на то, что созданный объект является подземным объектом трубопроводного транспорта, заявитель подтвердил возможность использовать земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0217002:7144 и 72:23:0217002:60, как того требуют положения части 10 статьи 40 Закона о государственной регистрации.

Иное не обосновано регистрирующим органом со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства спора.

Таким образом, решение Управления Росреестра по Тюменской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации права собственности, содержащееся в уведомлении от 24.10.2017 № 72/001/083/2017-735, 72-0-1-86/3802/2017-920 обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и подлежит отмене.

При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции на Управление Росреестра по Тюменской области правомерно возложена обязанность после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО «Фортум» путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права заявителя на тепловую сеть протяженностью 41 м, расположенную по адресу: <...> после вступления в законную силу судебного акта по делу.

В связи с указанными обстоятельствами суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном характере оспариваемого решения регистрирующего органа, в связи с чем заявление ПАО «Фортум» обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.

Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не распределяются в связи с освобождением регистрирующего органа от обязанности по уплате таковой.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.03.2018 по делу № А70-52/2018 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Л.А. Золотова

Н.А. Шиндлер