Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А70-7721/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение от 06.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 18.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А70-7721/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский нефтехимический комбинат» (626150, Тюменская область, город Тобольск, территория Восточный промышленный район-квартал 9, дом 1/1, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным бездействия по непринятию в собственность Российской Федерации древесины.
Другие лица, участвующие в деле, - Федеральное агентство воздушного транспорта (125167, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Департамент лесного комплекса Тюменской области (625000, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>).
В заседании принял участие представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе -
ФИО1 по доверенности от 12.04.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский нефтехимический комбинат» (далее – ООО «ЗапСибНефтехим», общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее – управление, МТУ Росимущества) о признании незаконным бездействия по непринятию в собственность Российской Федерации древесины, обязании в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу реализовать свои властные полномочия, принять в собственность Российской Федерации и распорядиться древесиной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство воздушного транспорта (далее – Росавиация) и Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – Департамент лесного комплекса).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.07.2021, оставленным без изменения постановлением от 18.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, МТУ Росимущества просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, полномочиями по реализации древесины, помимо полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) МТУ Росимущества не наделено.
В отзывах на кассационную жалобу ООО «ЗапСибНефтехим» и Росавиация просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Департамент лесного комплекса Тюменской области отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО «ЗапСибНефтехим» в рамках исполнения подпункта «д» пункта 1 перечня поручений от 30.10.2013 № Пр-2546 Президента Российской Федерации по развитию аэропортовой и аэродромной инфраструктуры в городе Тобольске реализует инвестиционный проект «Строительство аэропорта в городе Тобольск» (далее – аэропорт).
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 970-р сформированные и поставленные ранее на кадастровый учет участки лесного фонда общей площадью 48,1039 га, переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее – земли промышленности) для строительства аэропорта.
22.09.2020 между Росавиацией и ООО «ЗапСибНефтехим» заключен договор аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности (кадастровые №№ 72:16:0000000:2028, 72:16:0000000:2030, 72:16:00000002029, 72:16:0000000:2040, 72:16:191008:149), с видом разрешенного использования: воздушный транспорт, для размещения и эксплуатации объекта регионального значения – аэропорт в городе Тобольске.
В связи с тем, что на арендованных земельных участках произрастал лес, который препятствовал использованию земельных участков по целевому назначению, общество осуществило рубку лесных насаждений, вследствие чего образовалось 8 074,458 куб.м древесины, в том числе пригодной к дальнейшей реализации и/или использования в производстве.
Письмом от 25.02.2021 общество обратилось к управлению с требованием о реализации полномочий по распоряжению древесиной, образовавшейся в результате сноса древесно-кустарниковой растительности на земельных участках.
Письмом от 07.04.2021 МТУ Росимущества отказало в принятии в собственность указанной древесины.
Полагая, что управлением допущено бездействие по принятию в собственность Российской Федерации древесины, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из наличия уМТУ Росимущества обязанности реализовать полномочия собственника в отношении спорной древесины.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (пункт 2 статьи 261 ГК РФ), при этом Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ из текста указанного пункта исключено указание на распространение права собственности на земельный участок на лес.
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заключенный между Росавиацией и обществом договор от 22.09.2020 не предусматривал передачу арендатору каких-либо прав на произрастающий на земельных участках лес, целевое назначение земельного участка не предполагало оставление за арендатором вырубленной древесины, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о сохранении права собственности на указанный лес за Российской Федерацией.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (пункт 1); Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).
В соответствии с Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденным приказом Росимущества от 19.12.2016 № 466, МТУ Росимущества осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (пункт 1); территориальный орган в установленной сфере деятельности самостоятельно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа (пункт 4.1.1).
Принимая во внимание, что в материалы дела не представлены доказательства наделения иного федерального органа исполнительной власти полномочиями по управлению спорным имуществом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у управления компетенции по реализации прав собственника в отношении спорной древесины.
При таких обстоятельствах суды обоснованно поддержали позицию общества о том, что МТУ Росимущества допущено бездействие по принятию в собственность Российской Федерации древесины, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.07.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-7721/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Ф. Дружинина
Судьи Ю.Н. Киричёк
С.Т. Шохирева