ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-9704/18 от 01.12.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 декабря 2020 года

Дело № А70-9704/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2020 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зориной О.В.

судей Бодунковой С.А., Котлярова Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бойченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7927/2020) финансового управляющего ФИО1 на определение Арбитражного суда Тюменской области от 09 июля 2020 года по делу № А70-9704/2018 (судья Пронина Е.В.), вынесенное по заявлению финансового управляющего ФИО1 об обязании возвратить пенсию на счет должника в конкурсную массу, об обязании переводить пенсию должника на счет должника в конкурсную массу до окончания реализации имущества должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>),

при участии в судебном заседании:

от Прокуратуры Свердловской области через поручение в порядке взаимодействия Прокуратуре Омской области - представитель ФИО3, предъявлено удостоверение № 256401, поручение от 16.09.2020;

установил:

определением Арбитражного суда Тюменской области от 18.09.2018 (резолютивная часть объявлена 11.09.2018) заявление индивидуального предпринимателя ФИО4 признано обоснованным, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее - ФИО2, должник) введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1 (далее – ФИО1, финансовый управляющий).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.01.2019 (резолютивная часть объявлена 18.01.2019) ФИО2 признан несостоятельным (банкротом) с введением в отношении него процедуры реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден ФИО1

В Арбитражный суд Тюменской области обратился финансовый управляющий с ходатайством, в котором просил обязать Прокуратуру Свердловской области, Прокуратуру Тюменской области, федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Свердловской области (далее – ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области) возвратить пенсию ФИО2 с 01.09.2019 по настоящий день на счет должника (в конкурсную массу); обязать Прокуратуру Свердловской области, Прокуратуру Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области переводить пенсию ФИО2 на счет должника (в конкурсную массу) до завершения в отношении должника процедуры банкротства по реквизитам, указанным в заявлении.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 05.06.2020 к участию в рассмотрении заявления в качестве заинтересованного лица привлечено публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк России»).

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2020 в удовлетворении ходатайства финансового управляющего отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, финансовый управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемое определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указал, что в настоящее время ФИО1, в нарушение положений пункта 6 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), лишен возможности распоряжаться денежными средствами должника в виде пенсии.

Оспаривая доводы апелляционной жалобы, Прокуратура Свердловской области, Прокуратура Тюменской области представили отзывы на апелляционную жалобу, ФИО2 – возражения на апелляционную жалобу, в которых просили обжалуемое определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением суда апелляционной инстанции от 13.10.2020 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 29.10.2020; Прокуратуре Свердловской области предложено письменно обосновать, каким образом ФКУ ИК-13 ГУФСИН РФ по Свердловской области, получая пенсию должника на лицевой счет в Уральском ГУ Банка России г.Екатеринбург, обеспечивает учет доходов и расходов на конкретного осужденного (в данном случае ФИО2), каким образом обеспечивается соблюдение законной очередности списания платежей по каждому конкретному должнику, обосновать нормативный порядок ведения лицевых счетов исправительных колоний, обосновать нормативный порядок ведения учетных (лицевых) счетов конкретных осужденных, нормативную степень возможности самостоятельного распоряжения денежными средствами осужденными, в порядке прокурорского надзора обязать ФКУ ИК-13 ГУФСИН РФ по Свердловской области представить выписку по учетному (лицевому) счету осужденного ФИО2 с момента его доставки в учреждение и по настоящее время. Информация об отложении размещена на информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.

До начала заседания суда апелляционной инстанции, назначенного на 29.10.2020, от Прокуратуры Свердловской области поступили письменные пояснения.

Определением суда апелляционной инстанции от 20.10.2020 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 01.12.2020. Информация об отложении размещена на информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.

В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 01.12.2020, представитель Прокуратуры Свердловской области указала, что считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельными, просила оставить определение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В целях правильного рассмотрения спора судом также исследованы материалы смежного обособленного спора по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019 об исключении из конкурсной массы денежных средств (тома 33, 59, 60), к которому приобщены документы, связанные с выплатой пенсии осужденному ФИО2.

Прокуратура Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, ФИО2, финансовый управляющий, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не считает определение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2020 по настоящему делу подлежащим изменению или отмене.

Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются главой Х Закона о банкротстве. Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.

По смыслу разъяснений, данных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», заявление финансового управляющего должником о возложении на подателя жалобы обязанности перечислять начисленные пенсионные выплаты в виде пенсии должника на основной специальный счет должника подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 60 Закона о банкротстве.

На основании пункта 1 статьи 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.

Данное определение может быть обжаловано в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Как следует из письма Прокуратуры Тюменской области исх. № 611-04-2020 от 07.04.2020 (том 56, лист дела 13), письма Прокуратуры Свердловской области исх. № 10/2-100-2020 от 18.03.2020 (том 56, лист дела 16)), письма Прокуратуры Тюменской области исх. № 10-06-2020/102 от 27.05.2020 (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019 об исключении из конкурсной массы денежных средств, том 59, лист дела 29), письма Прокуратуры Тюменской области исх. № 611-03-0519 от 19.11.2019 (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019, том 59, лист дела 39) в период с 01.05.2004 по 30.09.2019 ФИО2 являлся получателем пенсии за выслугу лет в размере 38 688 руб. 79 коп. в месяц в Прокуратуре Тюменской области (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019, том 59, лист дела 40), в период с 01.05.2004 по 30.09.2019 ФИО2 являлся получателем пенсии за выслугу лет в Прокуратуре Тюменской области.

Однако в связи с тем, что ФИО2 был осужден и направлен для отбывания наказания в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области (том 56, листы дела 68-71), руководствуясь статьей 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) и пунктом 4.5 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников, военнослужащих органов и организаций прокуратуры и членов их семей (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 04.12.2009 № 374) (далее – Инструкция № 374), Прокуратура Тюменской области с 01.10.2019 прекратила выплату пенсии за выслугу лет ФИО2 и 19.11.2019 направила пенсионное дело ФИО2 в Прокуратуру Свердловской области (письмо Прокуратуры Тюменской области исх. № 10-07-2019/3-6 от 18.09.2019, письмо Прокуратуры Тюменской области исх. № 611-03-0519 от 19.11.2019, письмо Прокуратуры Тюменской области исх. № 10/2-98-2020 от 18.03.2020 от 19.11.2019, письмо Прокуратуры Тюменской области исх. № 611-03-2020 от 25.03.2020) (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019, том 59, листы дела 38-41, 54-57).

Прокуратура Свердловской области с октября 2019 года по январь 2020 года осуществляла выплату пенсии ФИО2 на счет ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области.

Впоследствии в Прокуратуру Свердловской области от финансового управляющего поступили сведения о признании ФИО5 банкротом с требованием передавать пенсию должника ФИО6 на основной счет должника, в связи с чем за февраль 2020 года пенсия ФИО2 выплачена в полном объеме ФИО6 (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019, том 59, листы дела 42-43) как финансовому управляющему должника на основной счет должника, а пенсионное дело для продолжения выплат направлено в Прокуратуру Тюменской области в связи с тем, что счет для зачисления пенсии открыт в Тюменском отделении ПАО «Сбербанк России», ФИО2 зарегистрирован в г. Тюмень (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019, том 59, листы дела 44-49, 52-55).

В дальнейшем со ссылкой на часть 2 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), согласно которой выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных, пенсионное дело ФИО2 было 25.03.2020 возвращено в Прокуратуру Свердловской области для выплаты пенсии с 01.03.2020 (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019, том 59, листы дела 56-57, 66-67).

Из письма Прокуратуры Свердловской области исх. № 10/2-130-2020 от 03.04.2020 (том 56, лист дела 14) следует, что ею на основании статей 98, 107 УИК РФ, статьи 62 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выдано разрешение на выплату ФИО2 с 01.03.2020 пенсии по месту отбывания им наказания (ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области) (обособленный спор по заявлению ФИО2 вх. № СОЗб-128752/19 от 11.11.2019, том 59, листы дела 41, 58, 66-67).

Прокуратура Тюменской области в отзыве на апелляционную жалобу финансового управляющего на определение Арбитражного суда Тюменской области от 09.07.2020 по настоящему делу исх. № 8-22-2020 от 21.09.2020 указала, что в настоящее время пенсионное дело находится в Прокуратуре Свердловской области, выплата пенсии осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 98 УИК РФ, пунктом 4 Инструкции № 374 на счет исправительного учреждения.

Как указал финансовый управляющий, Прокуратура Тюменской области, Прокуратура Свердловской области и ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Тюменской области, обеспечивая поступление пенсии ФИО2 не на специальный счет, открытый в деле о его банкротстве, а на счет исправительного учреждения по месту отбывания должником наказания, в нарушение положений пункта 6 статьи 213.24 Закона о банкротстве незаконно удерживают денежные средства ФИО2, препятствуют ФИО1 исполнять обязанности финансового управляющего в рамках настоящего дела о банкротстве.

Кроме того, с пенсии ФИО2 по решению мирового судьи Ленинского района города Тюмени от 07.11.2019 по делу № 2-16805/2019 подлежат удержанию алименты в размере 25% от пенсии в пользу несовершеннолетнего сына ФИО2, однако финансовый управляющий в силу поступления пенсии должника на иной, чем открыт в деле о банкротстве, счет ФИО2, не имеет возможности перечислять алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, в связи с чем нарушаются права и законные интересы последнего.

Требования финансового управляющего о перечислении спорных денежных средств на специальный счет в деле о банкротстве ФИО2 (том 56, листы дела 14 – оборотная сторона – 19) Прокуратурой Тюменской области, Прокуратурой Свердловской области и ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Тюменской области не исполняются.

В связи с изложенными обстоятельствами финансовый управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об обязании Прокуратуры Свердловской области, Прокуратуры Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области возвратить пенсию ФИО2 с 01.09.2019 по настоящий день на счет должника (в конкурсную массу); обязании Прокуратуры Свердловской области, Прокуратуры Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области переводить пенсию ФИО2 на счет должника (в конкурсную массу) до завершения в отношении должника процедуры банкротства по реквизитам, указанным в заявлении.

Отказывая в удовлетворении требований финансового управляющего, суд первой инстанции исходил из того, что Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и Инструкция № 374 предусматривают выплату пенсии за выслугу лет по месту жительства (пребывания), следовательно, поскольку ФИО2 отбывает наказание в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, пенсия должна выплачиваться на лицевой счет ФИО2 в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области; поскольку пенсия была выплачена должнику, арбитражный суд не может возложить обязанность по ее возврату на Прокуратуру Тюменской области, Прокуратуру Свердловской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН по Свердловской области.

Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.

Финансовым управляющим заявлено требование об обязании Прокуратуры Свердловской области, Прокуратуры Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области возвратить пенсию ФИО2 с 01.09.2019 по настоящий день на счет должника (в конкурсную массу).

Данное требование, исходя из его содержания, может быть квалифицировано двояко.

Так, указанное требование может быть квалифицировано как требование о взыскании с Прокуратуры Свердловской области, Прокуратуры Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области убытков в сумме выплаченной не на основной счет должника в деле о банкротстве, а на счет ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области пенсии ФИО2

Между тем такое требование о возмещении вреда причиненного государственными органами и их должностными лицами конкурсной массе (статья 1069 ГК РФ) не подлежит рассмотрению в деле о несостоятельности (банкротстве).

В то же время спор о полномочиях распоряжаться денежными средствами должника при условии, если эти деньги в наличии имеются, относится к спору, который подлежит рассмотрению в порядке статья 60 Закона о банкротстве в деле о банкротстве.

Поэтому суд первой инстанции правильно рассмотрел требование о возврате денежных средств в деле о несостоятельности (банкротстве) ФИО2 как требование о возврате контроля за выплаченными денежными средствами и правильно проверил фактические наличие у органа исполнения наказания и органов прокуратуры денежных средств, выплаченных в виде пенсии.

Между тем из материалов дела следует, что пенсия за выслугу лет на дату обращения финансовым управляющим с требованием, была перечислена в пользу ФИО2, поступила на его лицевой в ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области и, была израсходована должником.

То есть денежные средства (пенсия за выслугу лет) поступили в имущественную массу ФИО2, а значит, органы прокуратуры и орган исполнения наказания не могут возвратить финансовому управляющему контроль над этими денежными средствами.

При таких обстоятельствах, независимо от того, допущены ли ответчиками нарушения действующего законодательства, на которые финансовый управляющий указывает в заявлении, требование финансового управляющего об обязании Прокуратуры Свердловской области, Прокуратуры Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области возвратить пенсию ФИО2 с 01.09.2019 по настоящий день на счет должника (в конкурсную массу) удовлетворению не подлежит.

Относительно требования ФИО1 об обязании Прокуратуры Свердловской области, Прокуратуры Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области переводить пенсию ФИО2 на счет должника (в конкурсную массу) до завершения в отношении должника процедуры банкротства по реквизитам, указанным в заявлении, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.

На основании части 7 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 98 УИК РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 98 УИК РФ выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

Согласно статье 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468/1 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится за текущий месяц.

Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется в сроки, устанавливаемые соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами по согласованию с публичным акционерным обществом «Сбербанк России» или иными банками, определенными в соответствии с настоящей статьей, либо организациями федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

В соответствии с пунктом 2.1 Инструкции № 374 пенсии прокурорам, следователям, военнослужащим, научным и педагогическим работникам и членам их семей назначаются пенсионными службами прокуратур субъектов Российской Федерации по месту жительства или по месту увольнения.

На основании пункта 4.5 Инструкции № 374 при изменении пенсионером места жительства в течение трех дней со дня получения данных из учреждения Сберегательного банка Российской Федерации о прекращении выплаты пенсии пенсионное дело на основании письменного заявления пенсионера пересылается в пенсионную службу по новому месту жительства.

В случае осуждения пенсионера к лишению свободы пенсионная служба направляет пенсионное дело в пенсионную службу прокуратуры субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение, исполняющее наказание. После отбытия пенсионером наказания его пенсионное дело направляется в пенсионную службу прокуратуры по месту жительства (пребывания) пенсионера.

Согласно пункту 4.6 Инструкции № 374 при получении пенсионного дела из другой пенсионной службы пенсионная служба в 10-дневный срок проверяет правильность назначения пенсии и наличие всех необходимых документов, регистрирует его в книге регистрации пенсионных дел и выдачи пенсионных удостоверений, составляет заключение о постановке на учет, после чего в 7-дневный срок высылает разрешение на выплату пенсии в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации по новому месту жительства пенсионера.

Как следует из материалов дела, 23.01.2008 между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и ПАО «Сбербанк России» было заключено соглашение о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат лицам, проходившим службу в органах прокуратуры, и членам их семей в редакции дополнительного соглашения от 05.05.2014 № 6 (том 56, листы дела 36-46), согласно подпунктам 2.1.1 и 2.1.2 которого Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет перечисление денежных средств на корреспондентский счет Сбербанка в соответствии с заявкой на средства, необходимые для выплаты пенсий, представленной Сбербанком в разрезе субъектов Российской Федерации, а пенсионные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации представляют в Центры сопровождения клиентских операций Сбербанка или в подразделения Сбербанка России, уполномоченных на прием/выдачу документов по пенсионным выплатам от пенсионных органов, расположенных в субъектах Российской Федерации, разрешения на выплату пенсий.

На основании пункта 2.2.3 соглашения ПАО «Сбербанк России» обязуется обеспечить перечисление территориальными органами Сбербанка России отделениям Сбербанка России полученных денежных средств не позднее следующего рабочего дня после поступления указанных средств на счета территориальных банков Сбербанка России; зачисление отделениями Сбербанка России, в том числе отделениями Сбербанка России г. Москвы, денежных средств на счета получателей в Сбербанке России, а также оформление переводов указанных денежных средств получателям через организации федеральной почтовой связи на основании документов, оформленных пенсионными органами, в течение трех рабочих дней со дня поступления денежных средств на счета отделений Сбербанка России.

В случае нахождения получателя в исправительном учреждении или стационарном учреждении социального обслуживания, пенсионные выплаты, причитающиеся получателю, по указанию пенсионного органа Федерального органа перечисляются на счет данного учреждения, наименование, адрес и банковские реквизиты которого указываются в строке «Условия выплаты» разрешения на выплату пенсии.

Таким образом, прокуратура направляет разрешение на выплату пенсии по месту жительства пенсионера, а непосредственно перечисление и зачисление пенсии осуществляет ПАО «Сбербанк России».

Учитывая изложенное, согласно действующему законодательству, регулирующему порядок назначения и доставки пенсии за выслугу лет работникам прокуратуры, в случае осуждения пенсионера к лишению свободы пенсионная служба направляет пенсионное дело в пенсионную службу прокуратуры субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение, исполняющее наказание, пенсия выплачивается на счет исправительного учреждения и учитывается последним на лицевом счете осужденного, которым тот распоряжается самостоятельно, в пределах, ограниченных уголовно-исполнительным законодательством.

Финансовый управляющий считает, что приведенный порядок выплаты пенсии за выслугу лет не применим в случае возбуждения в отношении пенсионера дела о банкротстве, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в пункте 1 Постановления от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», по общему правилу, в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе заработная плата и иные доходы должника.

Согласно абзацу 2 пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях, открывает и закрывает указанные счета в кредитных организациях, принимает меры по блокированию операций с банковскими картами должника по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.

По общему правилу пенсия, выплачиваемая должнику - гражданину после введения процедуры реализации имущества гражданина, является имуществом, приобретенным гражданином после признания его банкротом, и в силу пункта 1 статьи 213.25 статьи 213.25 Закона о банкротстве подлежит включению в конкурсную массу.

При этом в целях обеспечения сохранности имущества гражданина, соблюдения баланса прав должника и кредиторов, финансовый управляющий обязан использовать один (основной) счет для финансовых операций должника (статьи 133, 213.9, 213.25 Закона о банкротстве).

Другие известные на момент открытия процедуры реализации имущества гражданина, а также обнаруженные в ходе указанной процедуры счета должника в кредитных организациях (с учетом исключений в указанном пункте), подлежат закрытию финансовым управляющим по мере их обнаружения.

В связи с этим, по мнению ФИО1, пенсия за выслугу лет, причитающаяся ФИО2, подлежит выплате на специальный счет, открытый в деле о банкротстве должника, а не на счет ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области, где он отбывает наказание.

Между тем согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2020 № АКПИ20-65 требование финансового управляющего о выплате страховой пенсии гражданина-банкрота на основной счет должника, которая в дальнейшем под контролем арбитражного суда подлежит распределению с выплатой должнику прожиточного минимума, сводится к требованию об обязании осуществить нормативное регулирование, однако в силу действующего законодательства вопрос о принятии каких-либо нормативных правовых актов или внесении в них дополнений относится к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти, а не к компетенции суда.

То есть Верховный суд Российской Федерации отметил имеющуюся в законодательстве междисциплинарную рассогласованность в регулировании, однако посчитал, что ее устранение не может быть отнесено к компетенции судов.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2019 № 307-ЭС19-9805(2)) указано, что пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.10.2020 № Ф04-4071/2020 по делу № А70-18893/2018, заявление финансового управляющего об обязании органа, осуществляющего доставку пенсии, перечислять таковую на основной счет в деле о банкротстве пенсионера удовлетворению не подлежит, поскольку перечисление сумм пенсии и иных выплат на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться фондом только по заявлению самого пенсионера или по заявлению его представителя по доверенности.

Аналогичная правовая позиция, поддержана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2020 № 304-ЭС20-13969.

Суд апелляционной инстанции считает, что приведенная правовая позиция подлежит распространению на отношения по выплате пенсии за выслугу лет бывшему работнику прокуратуры, которые, как и отношения по выплате страховой пенсии по старости, регулируются пенсионным законодательством, хотя и отраслевым.

При ином подходе должники-граждане, получающие страховую пенсию по старости, будут поставлены в неравное правовое положение с должниками, получающими пенсию за выслугу лет, при сходной экономической и социальной природе отношений по пенсионному обеспечению.

При таких обстоятельствах заявление финансового управляющего об обязании Прокуратуры Свердловской области, Прокуратуры Тюменской области, ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области переводить пенсию ФИО2 на счет должника (в конкурсную массу) до завершения в отношении должника процедуры банкротства по реквизитам, указанным в заявлении, удовлетворению не подлежит.

В то же время согласно частям 1 и 2 статьи 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Поэтому финансовый управляющий не лишен возможности обращаться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, за выдачей исполнительных листов, необходимых для расчетов в ходе дела о несостоятельности (банкротстве) в целях последующего предъявления к лицевому счету должника, ведя общий учет поступления и расходования денежных средств конкурсной массы совместно с учетом движения денежных средств по основному счету должника.

Кроме того, должнику следует дать согласие на распоряжение его лицевым счетом финансовому управляющему или распоряжаться денежными средствами, поступающими на лицевой счет, путем их направления на основной счет должника.

В отсутствие содействия в этом вопросе должник может быть признан недобросовестным, последствием чего является неосвобождение должника от исполнения его обязательств по итогам дела о несостоятельности (банкротстве).

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения Арбитражного суда Тюменской области.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Определение Арбитражного суда Тюменской области от 09 июля 2020 года по делу № А70-9704/2018 (судья Пронина Е.В.), вынесенное по заявлению финансового управляющего ФИО1 об обязании возвратить пенсию на счет должника в конкурсную массу, об обязании переводить пенсию должника на счет должника в конкурсную массу до окончания реализации имущества должника, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7927/2020) финансового управляющего ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

О.В. Зорина

Судьи

С.А. Бодункова

Н.Е. Котляров