АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-16935/2022
г. Казань Дело № А72-15763/2021
07 апреля 2022 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хисамова А.Х.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022
по делу № А72-15763/2021
по иску товарищества собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск, к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск, о взыскании неосновательного обогащения, возникшего вследствие неуплаты расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости «Товарищество собственников жилья «Ульяновский проспект № 2» (далее – ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2», истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию (МО) «город Ульяновск» в лице администрации города Ульяновска (администрация) о взыскании 39 367 руб. 69 коп. неосновательного обогащения, возникшего вследствие неуплаты расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома (МКД) за август 2021 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.12.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, указывая, что является ненадлежащим ответчиком; полагает, что расходы по содержанию общего имущества должны нести арендаторы нежилых помещений.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в управлении ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» находится МКД, расположенный по адресу: <...>. Данный МКД был передан в управление истца по акту приема-передачи от 01.11.2006 № 158.
ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» создано для совместного управления общим имуществом в МКД, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такою имущества, предоставления коммунальных услуг, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД, расположенным по адресу: <...>, владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
В указанном МКД находятся нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности МО «город Ульяновск». Так, в период с 01.08.2021 по 31.08.2021 МО «город Ульяновск» в доме на праве собственности принадлежали нежилые помещения общей площадью 1671,8 кв. м, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом нежилое помещение общей площадью 356,8 кв. м передано ответчиком в оперативное управление МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска», что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от 16.10.2013 серии 73-АА № 669064.
Ссылаясь на то, что ответчик не оплатил расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества за август 2021 года, истец просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение, которое рассчитал исходя из принадлежащей ответчику площади нежилых помещений в размере 1315 кв. м, то есть за вычетом помещений, переданных МБУ «Управление гражданской защиты города Ульяновска».
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 158 ЖК РФ, согласно которым собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также в пунктах 28‑29 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
В соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ и пунктов 12, 16, 17 вышеуказанных Правил собственникам помещения в МКД предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждение перечня работ и услуг, условия их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пунктам 31 и 33 указанных Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления МКД, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу прямого указания закона собственник нежилого помещения, расположенного в МКД, обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. При этом содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества МКД, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Отсутствие между истцом и ответчиком договорных отношений не освобождает последнего от несения бремени расходов по содержанию общего имущества МКД и уплаты соответствующих платежей.
Протоколом от 26.12.2020 № 001/20 внеочередного общего собрания членов ТСН «ТСЖ «Ульяновский проспект № 2» в форме очно-заочного голосования установлен обязательный ежемесячный платеж на содержание и ремонт общего имущества МКД на 2021 год в размере 29 руб. 90 коп. за 1 кв. м.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в МКД.
Сумма неосновательного обогащения ответчика в виде платы на содержание и ремонт общего имущества, за август 2021 года составляет 39 318 руб. 50 коп. (29,90 руб. х 1315 кв. м).
Истцом ко взысканию с ответчика заявлена также плата за энергоресурсы, потребленные при содержание общего имущества в МКД (ОДН) за июнь 2021 года, исходя из принадлежащей МО «город Ульяновск» площади нежилых помещений.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнителем коммунальных услуг в отношении потребителей - собственников и пользователей помещений в МКД является лицо, осуществляющее в соответствии с жилищным законодательством управление в данном доме.
Из содержания пункта 13 Правил № 354 следует, что предоставление коммунальных услуг собственникам всех помещений в МКД обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Как следует из пункта 40 Правил № 354, потребитель коммунальных услуг в МКД (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД.
Расчет платы за коммунальные услуги ОДН произведен истцом в соответствии с тарифами, установленными:
- приказом Министерства экономики и развития конкуренции Ульяновской области от 18.12.2019 № 06-395 в редакции приказов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 27.06.2019 № 06-100, от 17.12.2019 № 06-352 и приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 10.12.2020 № 147-П - в отношении ОДН на холодное водоснабжение;
- приказом Министерства экономики и развития конкуренции Ульяновской области от 19.12.2019 № 06-497 в редакции приказов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 27.06.2019 № 06-129, от 19.12.2019 № 06-464, от 26.12.2019 № 06-489 и приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 23.01.2020 № 87-П, приказом Министерства экономики и развития конкуренции Ульяновской области от 19.12.2019 № 06-492 в редакции приказов Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 27.06.2019 № 06-125, от 19.12.2019 № 06-465 и приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 17.12.2020 № 330-П - в отношении ОДН на горячее водоснабжение;
- приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18.12.2020 № 3445-П - в отношении ОДН на электроэнергию.
Подробный расчет размера обязательного ежемесячного платежа на содержание и ремонт общего имущества МКД, а также ОДН за электроэнергию, ХВС и ГВС, приходящийся на ответчика согласно принадлежащей ему площади, приведен истцом в исковом заявлении и признан судом правильным.
Ответчик не оспорил правильность расчета неосновательного обогащения, своего контррасчета платы ежемесячного платежа суду не представил.
В силу статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно требованиям пункта 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
МО «город Ульяновск», не оплачивая расходы управляющей организации, неосновательно обогащалось за ее счет в виде сбереженных денежных средств по оплате за содержание и ремонт общего имущества МКД, а также коммунальных услуг за ОДН.
Таким образом, исковые требования о взыскания неосновательного обогащения правомерно удовлетворены судом.
Пунктом 1 статьи 126 и статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что МО отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава МО «город Ульяновск», утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 23.09.2014 № 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть МО «город Ульяновск».
Согласно подпункту 1 статьи 36 Устава администрация является исполнительно-распорядительным органом МО «город Ульяновск» и наделяется Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Пунктом 3 статьи 38 Устава предусмотрено, что к полномочиям администрации по решению вопросов местного значения относится решение вопросов от имени МО «город Ульяновск» по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Устава МО «город Ульяновск» к бюджетным полномочиям администрации относится осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета МО «город Ульяновск».
Принимая во внимание разъяснения, приведенные в пунктах 13, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», суд первой инстанции взыскал в пользу истца денежные средства с администрации без указания на казну МО «город Ульяновск».
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08.12.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по делу № А72-15763/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи Г.Н. Махмутова
А.Х. Хисамов