ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А72-6589/2023 от 25.01.2024 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-12519/2023

г. Казань Дело № А72-6589/2023

25 января 2024 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Хисамов А.Х.,

судей Бубнова Е.Н., Махмутова Г.Н.,

в отсутствие лиц участвующих в деле и их представителей, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023

по делу №А72-6589/2023

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный выбор» к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска о взыскании,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный выбор» (далее - ООО «УК Свободный выбор», истец) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к Управлению муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (далее – Управление, ответчик) о взыскании 49 263 руб. 56 коп. долга.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2023, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.

По мнению заявителя жалобы, обязанность по оплате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорные периоды должна быть возложена на нанимателей, поскольку нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования «город Ульяновск» переданы по договорам аренды и безвозмездного пользования третьим лицам. Также считает неправомерным взыскание задолженности с Управления. Имущество, за которое судом были взысканы денежные средства, является казной Муниципального образования «город Ульяновск», следовательно, обязанность по оплате расходов за поставленные энергоресурсы в отношении муниципальных жилых помещений должна быть возложена на казну Муниципального образования «город Ульяновск».

Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2023 кассационная жалоба Управления принята к производству суда, судебное разбирательство по делу назначено на 25.01.2024 на 10 часов 40 минут.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителя кассационной жалобы, суд округа приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 01.06.2020 в соответствии с решением собственников помещений, оформленным протоколом от 16.04.2020 № 1 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, находится в управлении ООО «УК Свободный Выбор».

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в вышеуказанном многоквартирном доме расположено нежилое помещений общей площадью 539,7 кв. м (кадастровый номер: 73:24:041810:1637).

Содержащиеся в материалах дела выписки из ЕГРН подтверждают, что данное помещение приобретено частично в частную собственность:

1. Общество с ограниченной ответственностью «Поволжский центр трехгорной мануфактуры», - доля 3615/10000 (195,1 кв. м)

2. ФИО1 - доля 2571/10000 (площадь 138,76 кв. м)

3. ФИО1 - доля 1136/10000 (площадь 61,31 кв. м)

4. ФИО1 - доля 1668/10000 (площадь 90,02 кв. м)

Не находящаяся в собственности указанных лиц доля составляет 1010/10000, что соответствует 54,5 кв. м.

Исходя из представленных собственниками документов (свидетельство о государственной регистрации права от 21.01.2011, свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2015, свидетельство о государственной регистрации права от 24.04.2015) выкуп ими помещений осуществлялся у Муниципального образования «город Ульяновск».

Соответственно, сохранившаяся у Муниципального образования «город Ульяновск» доля в праве общей долевой собственности составляет 1010/10000.

В адрес Управления был направлен договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ул. Минаева, д. 15, также были направлены дополнительные соглашения № 1, которые были возвращены без подписи заказчика.

Общество с ограниченной ответственностью «УК Свободный выбор» управляло многоквартирным домом на основании договора управления от 16.04.2020, подписанного от имени всех собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...> членами совета многоквартирного дома, в связи с наделением их соответствующими полномочиями протоколом от 16.04.2020 № 1 (вопрос N 11).

Согласно пункту 1.2 договора управления управляющая организация по заданию, от имени и за счет собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, в течение срока действия настоящего договора за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в границах эксплуатационной ответственности сторон, обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам и иным лицам, пользующимися помещениями в многоквартирном доме, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.

Согласно пункту 2.6.1 договора управления многоквартирным домом от 21.07.2020 собственники (пользователи) обязаны ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, полностью вносить платы за жилищно-коммунальные услуги, дополнительные услуги и платежи для создания резервов на ремонт общего имущества (резерва на выполнение непредвиденных неотложных работ), в том числе установленные по решению общего собрания собственников помещений, в размере и порядке, определенных условиями настоящего договора, через пункты приема платежей в адрес управляющей организации.

В соответствии с актом сверки взаимных расчетов между ООО «УК Свободный выбор» и Управлением у собственника нежилого помещения имеется задолженность за период с 01.06.2020 по 28.02.2023 в размере 49 263 руб. 56 коп.

Протоколом № 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...> от 16.04.2020 установлен размер платы с 01.06.2020 в размере 25 руб. 4 коп. за кв. м (содержание и ремонт жилья – 19 руб. 21 коп. с кв. м, текущий ремонт общего имущества – 5 руб. 19 коп. с кв. м, вознаграждение председателю совета дома - 1 руб. с кв. м).

С 01.06.2020 в отношении собственника нежилого помещения установлен тариф в размере 24 руб. 96 коп. (исключена услуга «Услуги паспортного стола» - 44 коп. с кв. м)

Ежемесячная сумма по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества с 01.06.2020 рассчитывалась следующим образом: 54,5 кв. м (площадь нежилого помещения) * 24 руб. 96 коп. (тариф с 01.06.2020) = 1360 руб. 32 коп. (сумма ежемесячного платежа).

Протоколом № 076/л общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...> от 20.06.2022 установлен размер платы с 01.06.2022 в размере 27 руб. 11 коп. за кв. м (содержание и ремонт жилья – 19 руб. 21 коп. с кв. м, текущий ремонт общего имущества – 5 руб. 19 коп. с кв. м, вознаграждение председателю совета дома - 1 руб. с кв. м)

С 01.06.2022 в отношении собственника нежилого помещения установлен тариф в размере 27 руб. 11 коп. (исключена услуга «Услуги паспортного стола» - 44 коп. с кв. м)

Ежемесячная сумма по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества с 01.06.2022 рассчитывалась следующим образом: 54,5 кв. м (площадь нежилого помещения) * 27 руб. 11 коп. (тариф с 01.06.2022) = 1477 руб. 50 коп. (сумма ежемесячного платежа).

В связи со снятием полномочий председателя совета дома и прекращением начислений по строке «Вознаграждение председателя совета дома» установлен размер платы с 01.02.2023 в размере 26 руб. 11 коп. за кв. м.

С 01.02.2023 в отношении собственника нежилого помещения установлен ежемесячная сумма по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества рассчитывалась следующим образом: 54,5 кв. м (площадь нежилого помещения) * 26 руб. 11 коп. (тариф с 01.06.2022) = 1423 руб. (сумма ежемесячного платежа).

Обществом с ограниченной ответственностью «УК Свободный выбор» в целях урегулирования спора в адрес Управления направлена претензия от 14.04.2023 № УКСВ-1120/ОЗКС-А.

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд в рамках настоящего дела.

Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствуясь статьей 210, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришли к выводу о возникновении у ответчика, как у собственника спорных нежилых помещений, в силу прямого указания закона обязанности внесения истцу, в управлении которого находится многоквартирный дом, платы за содержание и ремонт общедомового имущества.

Суд округа с выводами судов первой и апелляционной инстанций и их правовым обоснованием соглашается.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Положениями частей 1, 2 статьи 39, частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно статье 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.

Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона (статьей 210, 249 ГК РФ, статьи 158 ЖК РФ) обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.

Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом (правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10).

На основании пункта 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ, муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.

Из положений пункта 28 Правил № 491 следует, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.

Ответчиком не оспаривалось, что муниципальное образование не оплатило расходы управляющей организации за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно акту сверки взаимных расчетов между ООО «УК Свободный выбор» и Управлением у собственника нежилого помещения имеется задолженность за период с 01.06.2020 по 28.02.2023 в размере 49 263 руб. 56 коп.

Доводы заявителя жалобы о том, что плату за содержание и ремонт помещения должны нести наниматели муниципального имущества, судом округа отклоняются, поскольку доказательств заключения договоров социального найма в отношении спорных помещений, сведений о нанимателях в дело не представлено.

В отсутствие заключенных между пользователями муниципального имущества и исполнителем жилищно-коммунальных услуг договоров довод жалобы заявителя о том, что расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома в период действия договоров аренды и безвозмездного пользования имуществом должны нести пользователи, не может быть признан обоснованным, независимо от наличия в договорах, заключенных ответчиком с пользователями имущества условий о принятии последними на себя обязательств по расчетам с управляющей либо ресурсоснабжающей организациями.

Указанный вывод обусловлен тем, что договоры аренды и безвозмездного пользования регулируют отношения только собственника и лица, использующего имущество в соответствии с условиями заключенных соглашений, в связи с этим само по себе приведенное выше условие договоров не создает у пользователя обязанности по внесению платы за услуги по содержанию третьим лицам, оказывающим данные услуги (исполнитель/ресурсоснабжающая организация), не являющимся стороной договора аренды.

Обязанность арендатора по оплате соответствующих услуг исполнителю по смыслу действующего законодательства, с учетом позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 16646/10 и отраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2015), влечет только наличие соответствующего договора, заключенного между арендатором/пользователем нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг/ресурсоснабжающей организацией, о наличии которых в настоящем делу ответчиком не заявлялось.

При таком положении обязанность оплачивать расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в рассматриваемом случае не может быть возложена на арендаторов помещений/пользователей по договорам безвозмездного пользования.

Суд округа также отклоняет довод заявителя жалобы о том, что взыскание следовало производить за счет казны.

На основании пункта 1 статьи 126, статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.

Согласно пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 3 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской городской Думы от 23.09.2014 № 119, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть Муниципальное образование «город Ульяновск».

В соответствии с Положением об Управлении муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления, в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Муниципального образования «город Ульяновск» (пункт 1.1).

Управление осуществляет полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну Муниципального образования «город Ульяновск» (пункт 4.1.1), бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с БК РФ (пункт 4.8)

Принимая во внимание разъяснения, изложенные в пунктах 13, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», надлежащим ответчиком по настоящему иску является именно Управление, при этом, взыскание за счет казны публично-правового образования в данном случае не производится.

Материалами дела подтверждается и заявителем не опровергнуто, что в исковой период ответчиком плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома не вносилась.

При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.

Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.

Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.08.2023 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 по делу № А72-6589/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Х. Хисамов

Судьи Е.Н. Бубнова

Г.Н. Махмутова