ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 сентября 2018 года
Дело №
А74-7587/2017
г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2018 года
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2018 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Споткай Л.Е., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица - Министерства финансов Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от «11» июля 2018 года по делу № А74-7587/2017, принятое судьёй ФИО1
установил:
Администрация муниципального образования Ширинский район (далее-администрация, истец) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - госкомитет) о взыскании 8 950 500 рублей субсидии.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 июня 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрации муниципального образования Ширинский район (далее - управление), Министерство финансов Республики Хакасия (далее - министерство финансов).
Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 января 2018 года произведена замена госкомитета его правопреемником - министерством экономического развития Республики Хакасия (далее -министерство экономического развития), к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 июля 2018 года исковые требования удовлетворены, с Республики Хакасия в лице министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия в пользу администрации муниципального образования Ширинский район взыскана невыплаченная субсидия в сумме 8 950 500 рублей. В удовлетворении исковых требований к Республике Хакасия в лице министерства экономического развития Республики Хакасия отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство финансов Республики Хакасия обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указало, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-истцом нарушены условия соглашения о предоставлении субсидии о выполнении мероприятий по модернизации насосного оборудования на объектах муниципальной собственности.
-работы по модернизации насосного оборудования должны выполняться на объектах муниципальной собственности.
-представленные истцом документы не могут являться надлежащими доказательствами существования зарегистрированного права собственности за Администрацией МО Жемчужненский сельсовет и Администрацией МО Ширинский сельсовет на объекты капитального строительства (котельные), в которых проводилась модернизация насосного оборудования и как следствие доказательствами соблюдения муниципальным образованием условий предоставления субсидии,
-поскольку условием предоставления субсидии является осуществление мероприятий направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на объектах муниципальной собственности и истец не представил документы, подтверждающих право муниципальной собственности на объекты, на которых выполнялись мероприятия по модернизации насосного оборудования в целях реализации государственной программы, то имеет место нарушение условий предоставления субсидии и как следствие отсутствие оснований для предоставления субсидии.
-представленные истцом акты осмотров не могут являться надлежащими доказательствами, подтверждающими соответствие фактически выполненных работ условиям муниципального контракта.
-теплоснабжение п. Колодезный и п. Жемчужный децентрализовано и происходит от нескольких котельных, при этом тепловые сети данных населенных пунктов между собой не сообщаются.
-акты осмотра от 14.12.2017 и от 13.04.2018 подготовленные и составленные по результатам осмотра котельной № 1 п.Жемчужный, представленные истцом в подтверждение выполнение работ согласно условий Соглашения о предоставлении субсидии - не являются доказательствами соблюдения условий Соглашения о предоставлении субсидии.
-место исполнение обязательства по соглашению о предоставлению субсидии - не соблюдено, работы фактически выполнены на ином объекте.
-действующим законодательством предусмотрена процедура по взысканию денежных средств с субъекта Российской Федерации и определено, кто в этом случае должен представлять интересы субъекта Российской Федерации в суде.
-в случае наличия законных оснований для вынесения решения суда о взыскании задолженности по соглашению о предоставлении субсидии - взыскание должно производиться непосредственно с Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, так как ему в законе о республиканском бюджете Республики Хакасия на эти цели предусмотрены соответствующие лимиты.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2018 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 21.09.2018.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в сети «Интернет»).
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступали.
От истца поступил отзыв, согласно которому существование задолженности в сумме 8 950 500 рублей 00 копеек Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия ранее было признано в рамках направленного в адрес истца письма исх. № ГКТЭ-230/Ц от 03.02.2017. Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия как юридическое лицо прекратило деятельность путём реорганизации в форме присоединения, его правопреемником является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия. Со стороны администрации муниципального образования Ширинский район все работы по исполнению Контракта выполнялись в сроки, о чём предоставлялись отчёты в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия, сумма денежных средств из местного бюджета на софинансирование (обязательное условие Соглашения) по Контракту № 1/ЭК от 08.08.2016 составила 90 409 рублей 00 копеек. Данная сумма была оплачена администрацией муниципального образования Ширинский район на счёт ООО фирма «Синтез-Н» 29.11.2016, что подтверждается платёжным поручением № 220056. В декабре 2016 года администрацией муниципального образования направлены заявки в адрес Государственного комитета по тарифам и энергетики Республики Хакасия на оплату суммы субсидии в размере 3 596 717 рублей 00 коп., и соответственно 5 353 783 рубля 00 коп. = 8 950 500 рублей 00 коп. Итого, запрашиваемая сумма субсидии составила 8 950 500 рублей, что соответствует суммам субсидии из республиканского бюджета, указанной в иных документах. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, осуществляет функции главного администратора расходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на него полномочий в рамках рассматриваемой программы, следовательно, субсидия в размере 8 950 500 рублей подлежит взысканию с Республики Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, за счет казны Республики Хакасия. Заявка на предоставление субсидии из республиканского бюджета подана в установленные сроки, оформлена надлежащим образом, содержала все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о финансировании соглашения N2-16. Взыскиваемая в данном деле субсидия включена в состав субсидий из республиканского бюджета, подлежащих распределению муниципальному образованию Ширинскнй район на софинансирование расходов муниципальных образований в границах указанного района по соглашению N 12, заключенному Минстроем Хакасии и администрацией 09.04.2018. Факт наличия задолженности по соглашению о предоставлении субсидии на проведение работ по модернизации насосного оборудования котельных в размере 8 950 500 рублей подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В целях реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Хакасия постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.12.2012 № 858 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Энергосбережение и повышение энергоэфффективности в Республике Хакасия на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года» (далее - государственная программа), в рамках которой предусмотрено предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на энергосбережение и повышение энергетической эффективности. На реализацию данной программы в 2016 году Законом Республики Хакасия от 21.12.2015
№ 115-ЗРХ «О республиканском бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрено 70 000 000 рублей.
В соответствии с государственной программой постановлением администрации от 08.12.2014 № 792 утверждена муниципальная программа ««Повышение энергетической эффективности экономики Ширинского района и сокращение энергетических издержек на 2010-2020 годы» (далее - муниципальная программа).
Между госкомитетом и администрацией 29.04.2016 заключено соглашение № 12-16 (далее - соглашение о предоставлении субсидии, соглашение № 12-16) о предоставлении в 2016 году бюджету муниципального образования Ширинский район субсидии из бюджета Республики Хакасия на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (т.1 л.д.20-37).
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения № 12-16 госкомитет обязуется предоставить субсидию на реализацию мероприятий муниципальной программы, в размере 10 393 500 рублей, а муниципальный район - принять субсидию и обеспечить софинасирование программных мероприятий в размере 104 985 рублей.
По смыслу пункта 1.2 соглашения № 12-16 расходное обязательство муниципального района, на исполнение которого предоставляется субсидия, устанавливается в соответствии с муниципальной программой.
Перечисление субсидии осуществляется на основании направленной муниципальным образованием в госкомитет заявки по форме Приложения № 6 к соглашению и документов, указанных в пункте 2.1.8. соглашения (пункт 1.3 соглашения№ 12-16).
В силу пункта 2.1.8 соглашения № 12-16 администрация обязалась предоставлять в госкомитет ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о расходах бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, согласно приложению № 4 к соглашению. Предоставить в 1 экземпляре заверенные копии документов: муниципальный контракт с подрядной организацией, счета-фактуры, транспортные накладные, акты о приёмке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ (КС-2, КС-3) по мере поступления.
В пункте 3.1 соглашения № 12-16 установлены основания для приостановления (прекращения) перечисления субсидии (остатка), в том числе непредставление муниципальным образованием отчетности по форме, в порядке и сроки, установленные соглашением.
Пункт 3.3. соглашения предусматривает порядок приостановления (прекращения) предоставления субсидии, с уведомлением с указанием срока для устранения причин, послуживших для приостановления (прекращения) предоставления субсидии.
Неотъемлемой частью соглашения № 12-16 являются Приложения:
- Приложение № 1 - «Перечень мероприятий муниципальной программы «Повышения энергетической эффективности экономики Ширинского района и сокращение энергетических издержек на 2010-2020 годы», осуществляемых за счёт средств субсидии в 2016 году;
- Приложение № 2 - «Объёмы и источники финансирования мероприятий муниципальной программы «Повышения энергетической эффективности экономики Ширинского района и сокращение энергетических издержек на 2010-2020 годы», осуществляемых за счёт средств субсидии в 2016 году;
-Приложение № 3 - «Перечень показателей реализации в 2016 году мероприятий муниципальной программы «Повышения энергетической эффективности экономики Ширинского района и сокращение энергетических издержек на 2010-2020 годы»;
-Приложение № 4 - «Отчёт о расходах бюджета муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, источником финансового обеспечения которых является субсидия из республиканского бюджета Республики Хакасия;
-Приложение № 5 - «Перечень объектов муниципального образования Ширинский район, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
-Приложение № 6 - «Заявка на финансирование субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на мероприятия в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
-Приложения № 4, № 5, № 6 подписываются главой муниципального образования и иными уполномоченными лицами муниципального образования.
Приложением I государственной программы определены Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее - Правила № 858).
Согласно пункту 1.3 Правил № 858 субсидии предоставляются муниципальным образованиям, определенным по результатам отбора, а также достигшим наилучших показателей по результатам комплексной оценки деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного потенциала местных бюджетов.
Пунктом 2.1 Правил № 858 установлено, что госкомитет, принявший приказ о проведении отбора муниципальных образований для предоставления субсидий, осуществляет сбор представленных заявок и отбор муниципальных образований, претендующих на получение субсидии.
Пунктами 1.2, 5.1, 3.5 Правил № 858 установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в том числе на модернизацию насосного оборудования с целью экономии энергоресурсов (пункт «д»), а также в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке исполнительному органу. Распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия утверждается постановлением Правительства Республики Хакасия.
Субсидии перечисляются в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты. Перечисление средств субсидии в местный бюджет осуществляется на основании заявки органа местного самоуправления муниципального образования о перечислении субсидии по форме и в срок, которые установлены исполнительным органом (п.5.2. Правил).
В силу пункта 3.1 Правил № 858 субсидия предоставляется муниципальному образованию, отобранному для получения субсидии, при соблюдении им следующих условий:
наличие в местном бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из республиканского бюджета Республики Хакасия в размере, обеспечивающем достижение значений показателей результативности использования субсидий, устанавливаемых в соглашении между Исполнительным органом и органом местного самоуправления муниципального образования о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - соглашение);
наличие муниципальной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
наличие муниципального правового акта, утверждающего мероприятия, на софинансирование которых предоставляются субсидии;
для мероприятий, указанных в подпунктах "д" - "ж" и "к" пункта 2.3 Правил № 858, -наличие утвержденной проектной документации на строительство новых объектов муниципальной собственности, на подлежащие реконструкции объекты муниципальной собственности либо обязательства органа местного самоуправления, предусматривающего обеспечение разработки и (или) проведения государственной экспертизы (в случае, если проведение этой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным) проектной документации на эти объекты без использования субсидий для разработки и (или) проведения государственной экспертизы указанной документации.
Согласно пункту 3.2 Правил № 858 первоочередное право на получение субсидий имеют муниципальные образования, выполнившие в отчетном финансовом году программные мероприятия на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В случае соблюдения муниципальным образованием уровня софинансирования в отчётном финансовом году объем субсидии муниципальному образованию, имеющему первоочередное право на её получение, определяется как разница объёмов выполненных и оплаченных в отчетном финансовом году программных мероприятий (в том числе за счет софинансирования, произведенного муниципальным образованием по мероприятию в отчетном финансовом году). В случае несоблюдения муниципальным образованием условий софинансирования объем субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия в текущем финансовом году должен быть уменьшен на размер не исполненных в отчетном финансовом году обязательств муниципального образования в части софинансирования за счет средств местного бюджета.
В силу пункта 5.6 Правил № 858 не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года субсидии подлежат возврату в доход республиканского бюджета Республики Хакасия в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
В соответствии с решением исполнительного органа о наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидии средства в объеме, не превышающем остатка, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета муниципального образования и использованы на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, для осуществления расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия.
Перечисление средств субсидии осуществляется на основании направленной муниципальным образованием в госкомитет заявки о перечислении субсидии по форме Приложения Б к соглашению и представленных документов, указанных в пункте 2.1.8 соглашения: копии муниципального контракта (договора), копий счетов-фактур, транспортных накладных, актов о приёмке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ (КС-2, КС-3) (пункт 1.3 соглашения № 12-16).
Согласно пункту 2.1.8 соглашения администрация обязуется предоставлять в госкомитет ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о расходах бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, согласно Приложению № 4 к соглашению. Предоставить в 1 экземпляре заверенные копии документов: муниципальный контракт с подрядной организацией, счета-фактуры, транспортные накладные, акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ (КС-2, КС-3) по мере поступления (пункт 2.1.8).
25.04.2016 постановлением Правительства Республики Хакасия утверждено распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2016 год. Муниципальному образованию Ширинский район предусмотрено 10 393 500 руб., в числе прочего на мероприятия: замена насосного оборудования на энергосберегающее на котельной № 3 с. Шира и на котельной № 1 п. Жемчужный.
13.10.2016 между госкомитетом и администрацией заключено дополнительное соглашение № 1/12-16 к соглашению № 12-16, в котором установлен срок реализации мероприятий государственной программы - 01,12.2016, указан перечень объектов муниципального образования Ширинский район, источником финансового обеспечения которых является субсидия: замена насосного оборудования на энергосберегающее на котельной № 3 с. Шира - за счёт средств субсидии из республиканского бюджета 3 596 717 руб., средства местного бюджета - 36 330 руб. 02 коп.; замена насосного оборудования на энергосберегающее на котельной № 1 п. Жемчужный - за счёт средств субсидии из республиканского бюджета 5 353 783 руб., средства местного бюджета -54 078 руб. 98 коп.
09.12.2016 между госкомитетом и администрацией заключено дополнительное соглашение № 2/12-16 к соглашению № 12-16. Соглашением от 09.12.2016 внесены изменения в Приложение № 5 к соглашению № 12-16 в части перечня объектов муниципального образования Ширинский район, источником финансового обеспечения которых является субсидия: замена насосного оборудования на энергосберегающее на котельной № 3 с. Шира - сумма за счёт средств субсидии 3 596 717 руб., средства местного бюджета 52 569 руб. 50 коп; замена насосного оборудования на энергосберегающее на котельной № 1 п. Жемчужный - сумма за счёт средств субсидии 5 353 783 руб., средства местного бюджета 37 839 руб. 50 коп.
Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 09.12.2016 подписано главой муниципального образования, в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что по указанным объектам и видам работ субсидия из республиканского бюджета составила 8 950 500 рублей.
Из материалов дела следует, что со стороны администрации выполнены все действия для надлежащего исполнения обязательств в связи с заключением соглашения о предоставлении субсидии: в установленные сроки подрядчику произведена оплата суммы по муниципальному контракту № 1/ЭК от 08.08.2016 за счёт средств бюджета муниципального образования (90 409 руб.); все работы по муниципальному контракту проводились в соответствие с его условиями, с предоставлением отчетов в госкомитет; в установленные сроки поданы заявки в госкомитет на финансирование муниципального контракта в виде субсидии из средств республиканского бюджета на общую сумму 8 950 500 руб.; госкомитетом подана соответствующая заявка в министерство финансов.
В рамках контракта подрядной организацией выполнены работы по замене насосного оборудования на энергосберегающее на котельной № 3 с. Шира; замене насосного оборудования на энергосберегающее на котельной № 1 п. Жемчужный, что подтверждается актом приёма-передачи оборудования № 1 от 08.10.2016 по контракту № 1/ЭК от 08.08.2016 на сумму 9 040 909 руб., счетом на оплату № 180 от 08.10.2016, счетом-фактурой от 08.10.2016, товарной накладной № 694 от 08.10.2016, актами о приёмке выполненных работ от!6.12.2016№2, от26.12.2016№ 1.
Претензий к качеству выполненных подрядной организацией работ администрацией не заявлено. Вместе с тем, оплата за выполненные работы подрядчику не произведена.
Как следует из материалов дела, мероприятия, направленные на обеспечение сбережения энергоресурсов (в соответствии с соглашением № 12-16), входили в перечень мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования Ширинский район в рамках государственной программы.
Во исполнение обязательств, предусмотренных соглашением № 12-16, в 2016 году произведена замена насосного оборудования на энергосберегающее на муниципальных объектах - котельной № 3 с. Шира и котельной № 1 п. Жемчужный.
В нарушение условий соглашения № 12-16 в 2016 году госкомитетом субсидия в общей сумме 8 950 500 рублей истцу не перечислена. При этом подрядчик взыскал с администрации денежные средства по муниципальному контракту в судебном порядке.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес госкомитета направлено претензионное письмо от 26.01.2017 № 377 о выполнении принятых в рамках соглашения № 12-16 обязательств и об оплате произведённых работ (т.1 л.д.64-65).
Согласно ответу госкомитета от 03.02,2017 № ГКТЭ-230/ц 29.12.2016 министерством финансов профинансировано 1 176 041 руб. в бюджет муниципального образования Ширинский район. Непрофинансированные в 2016 году средства субсидий в объёме 8 950 500 руб. подлежат перераспределению в 2017 году на основании Правил
№ 858. Администрация в 2017 году может принять участие в отборе муниципальных образований на право получения субсидий и обладает первоочередным правом. Распределение субсидий планируется осуществить в 1 квартале 2017 года, оплата выполненных работ будет произведена по мере финансирования (т.1 л.д. 66-67).
Поскольку оплата выполненных работ путём предоставления субсидии из бюджета Республики Хакасия в полном объёме не произведена, расходы истца на произведённые работы по модернизации котельных не компенсированы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу положений статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьёй 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на представление субсидии – формы предоставления юридическому лицу бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Цели, условия и порядок предоставлении субсидии юридическим лицам, критерии отбора для предоставления субсидии устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке, в отсутствие на то установленных законом оснований.
В силу положений статьи 5, пункта 3 статьи 242, пункта 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательства по перечислению истцу спорной субсидии должны были быть исполнены до 31.12.2016.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
Нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
Согласно абзацу второму пункта 1, пункта 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и(или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором-пятом пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.12.2012 № 858 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года», которой предусмотрено выделение субсидий из бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных районов и городских округов на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры по двум направлениям: капитальный ремонт, модернизация основного и вспомогательного котельного оборудования и тепловых сетей, систем водоотведения, водозаборных сооружений и сетей водоснабжения, а также строительство и реконструкция объектов коммунального комплекса.
Приложением 2 к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных районов и городских округов на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Судом обоснованно указано, что спорная субсидия предоставлена в соответствии с условиями указанных Правил, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается. В результате администрацией и госкомитетом заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета. Муниципальный контракт во исполнение мероприятий по модернизации насосного оборудования с целью экономии энергоресурсов фактически исполнен.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Расходы по замене насосного оборудования на энергосберегающее на муниципальных объектах администрации, не возмещённые истцу из бюджета Республики Хакасия, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно признаны судом первой инстанции убытками администрации, которые на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счёт казны Республики Хакасия.
В материалы дела истцом представлены доказательства принятия мер для обеспечения финансирования проведённых работ за счёт средств республиканского бюджета, однако бюджетные средства к получателю бюджетных средств (уполномоченному органу по соглашению) в нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации не поступили.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 23) в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечёт возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Данные разъяснения подлежат применению к спорным правоотношениям по аналогии.
Согласно пункту 2 Постановления № 23, рассматривая иски, предъявляемые согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
В рассматриваемом случае на основании соглашения № 12-16 возникли расходные обязательства у субъекта Российской Федерации - Республики Хакасия.
В соответствии с государственной программой в редакции на дату рассмотрения настоящего дела (т.8 л.д.84-98), ответственным исполнителем по программе, в том числе главным распорядителем бюджетных средств, является Минстрой Хакасии.
Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование - Республика Хакасия как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе Минстрой Хакасии.
Таким образом, с учётом перечисленных норм действующего законодательства, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени Республики Хакасия, в настоящем деле является Минстрой Хакасии.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворения требований к субъекту Российской Федерации в лице его финансового органа.
Доводы о несоблюдении администрацией условий проектной документации в части монтажа отдельных элементов оборудования (иные датчики давления) и недостижении в связи с этим показателей эффективности и результативности использования республиканских бюджетных средств, отклоняются как документально неподтвержденные, опровергаются представленными истцом в материалы дела документами (т.9 л.д.74-75).
Невозможность достижения в связи с названным обстоятельством целей государственной программы, в частности энергосбережения, не подтверждена заявителем жалобы документально вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и, кроме того, не может быть определяющим фактором при решении вопроса о выплате субсидии, поскольку ее выплата не поставлена в зависимость от конкретных результатов энергосбережения.
Как следует из разъяснений Постановления № 23, в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
Из материалов дела следует, что администрацией выполнены все необходимые условия для получения субсидии. Заявка на предоставление субсидии из республиканского бюджета подана в установленные сроки, оформлена надлежащим образом, содержала все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о финансировании соглашения № 12-16; выполнена в соответствии с условиями действующей государственной программы.
Следовательно, основания для отказа в выполнении заявки администрации и госкомитета о финансировании соглашения № 12-16 у Республики Хакасия отсутствовали.
Кроме того обязательства по оплате спорной суммы приняты Республикой Хакасия, предполагаются к исполнению после поступления денежных средств в республиканский бюджет. Взыскиваемая в данном деле субсидия включена в состав субсидий из республиканского бюджета, подлежащих распределению муниципальному образованию Ширинский район на софинансирование расходов муниципальных образований в границах указанного района по соглашению № 12, заключенному Минстроем Хакасии и администрацией 09.04.2018 (т.3 л.д.101-102, т.7 л.д.4-18).
В связи обращениями подрядчика уполномоченными органами проведены многочисленные проверки исполнения муниципального контракта от 08.08.2016М» 1/ЭК, в рамках которого установлено спорное насосное оборудование.
По результатам проверок каких-либо нарушений в части несоответствия работ, выполненных по контракту, условиям этого контракта, в том числе техническому заданию, а также целям мероприятий государственной программы, не установлено
(т.10 л.д.50-57).
Акты, составленные заявителем и прокуратурой (т.6 л.д.4-12, т.7 л.д.19-22) подтверждают установку насосного оборудования на котельных № 1 и № 3 согласно условиям муниципального контракта, заключенного в рамках реализации соглашения.
Довод заявителя жалобы о нарушении условий соглашения о предоставлении субсидии о выполнении мероприятий по модернизации насосного оборудования на объектах муниципальной собственности, подлежит отклонению, поскольку истцом в соответствии со статьей 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены документы, подтверждающие принадлежность котельных, на которых установлено спорное оборудование, муниципальным образованиям Ширинского района -Жемчужненскому сельсовету и Ширинскому сельсовету (т.7 л.д.1-3).
Доводы жалобы о несоответствии объекта, указанного в акте № 1 о приемке выполненных работ от 26.12.2016, объекту, указанному в соглашении о предоставлении субсидии (приложение № 5, т1 л36, т2 л77, 82), подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку наличие неточностей в адресе объекта не означает, что замена насосного оборудования произведена на ином объекте муниципальной собственности, нежели указанный в соглашении о предоставлении субсидии (котельная
№ 1).
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что участие администрации в отборе муниципальных образований для предоставления субсидий с намерением заменить насосное оборудование на указанной котельной, последующая установка насосного оборудования на указанном объекте, подтверждены материалами дела и лицами, участвующими в деле, в установленном порядке не оспорена.
Довод заявителя жалобы об отсутствии допусков СРО при приемке оборудования по муниципальному контракту, обоснованно отклонен судом первой инстанции как документально неподтвержденный, противоречащий представленным в материалы дела доказательствам (т.9 л.д.71-73, т.9 л.д.92-100).
Поскольку госкомитет свои обязательства по соглашению о предоставлении субсидии не выполнил, факт наличия задолженности по соглашению о предоставлении субсидии на проведение работ по модернизации насосного оборудования котельных в размере 8 950 500 рублей подтверждается материалами дела, иск о взыскании указанной суммы обоснованно удовлетворен судом первой инстанции.
Поскольку в рассматриваемом случае спорные обязательства возникли у Республики Хакасия, иск подлежит удовлетворению за счёт средств казны Республики Хакасия.
Заявленное истцом требование о компенсации затрат в связи с проведением работ по модернизации котельных также обоснованно удовлетворено, поскольку указанные затраты подлежали возмещению в порядке субсидирования.
Бюджетные полномочия по организации исполнения бюджета посредством финансирования соглашения о предоставлении субсидии возложены на Минстрой Хакасии. Материалами дела подтверждается, что финансирование рассматриваемого мероприятия в рамках государственной программы уполномоченным лицом не произведено.
Поскольку главным распорядителем средств республиканского бюджета в части расходов на государственную программу Республики Хакасия «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года» является указанное министерство, задолженность по предоставлению субсидии из бюджета Республики Хакасия обоснованно взыскана с Республики Хакасия в лице Минстроя Хакасии.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, осуществляет функции главного администратора расходов бюджета, главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на него полномочий в рамках рассматриваемой программы, следовательно, субсидия в размере 8 950 500 рублей подлежит взысканию с Республики Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия., за счет казны Республики Хакасия.
Иное толкование заявителем положений бюджетного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Хакасия освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «11» июля 2018 года по делу № А74-7587/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В. Петровская
Судьи:
Л.Е. Споткай
Д.И. Шелег