ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
10 июня 2022 года
Дело № А75-18341/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжиков О.Ю.
судей Иванова Н.Е., Лотов А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3160/2022) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.02.2022 по делу № А75-18341/2021. (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению акционерного общества «Россети Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) об оспаривании решения и предписания, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества «Самарский трансформатор», общества с ограниченной ответственностью «Сарапульский электромеханический завод», общества с ограниченной ответственностью «Элпроект», акционерного общества «Орский завод электромонтажных изделий», общества с ограниченной ответственностью «Элпро», общества с ограниченной ответственностью «КРМ-Системы»,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югры – ФИО1 по доверенности от 16.05.2022 № 4;
от акционерного общества «Россети Тюмень» - ФИО2 по доверенности от 26.05.2021 № 73666;
установил:
акционерное общество «Россети Тюмень» (далее - заявитель, АО «Россети Тюмень») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее -заинтересованное лицо, Управление, антимонопольный орган, Ханты-Мансийское УФАС России) о признании незаконными решения от 20.07.2021 по делу № 086/07/3-1075/2021 и предписания от 20.07.2021 № 68.
Определением суда от 23.11.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Самарский трансформатор» (далее - АО«СТ»),общество с ограниченнойответственностью«Сарапульский электромеханический завод» (далее- ООО «Сарапульский электромеханический завод»), общество с ограниченной ответственностью «Элпроект» (далее – ООО «Элпроект»), акционерное общество «Орский завод электромонтажных изделий» (далее – АО «Орский завод электромонтажных изделий»), общество с ограниченной ответственностью «Элпро» (далее –ООО «Элпро»), общество с ограниченной ответственностью «КРМ-Системы» (далее - ООО«КРМ-Системы»).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.02.2022 по делу № А75-18341/2021 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение от 20.07.2021 по делу № 086/07/3-1075/2021 и предписания от 20.07.2021 № 68; с антимонопольного органа в пользу АО «Россети Тюмень» взысканы судебне расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ханты-Мансийское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что установленные в пунктах 14 и 9 Приложения № 3 к документации о закупке обязательные требования к участникам закупки являются избыточными. Использование критерия «деловая репутация» в качестве отборочного, наличие судебных разбирательств участника закупочной процедуры, либо их отсутствие не гарантирует заказчику надлежащее исполнение победителем закупки обязательств по договору
АО «Россети Тюмень» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель АО «Россети Тюмень» возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
АО «Россети Тюмень» (заказчик) осуществляет закупку товаров (работ, услуг) в соответствии с Законом о закупках и Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» согласно протоколу от 17.12.2018 № 334 с изменениями в редакции протоколов от 28.05.2020 № 417, от 24.11.2020 № 440 и № 452 (далее - Стандарт закупок, Положение о закупках).
19.05.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru АО «Россети Тюмень» опубликовано извещение № 32110293812 о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку по единичным расценкам комплектных трансформаторных подстанций (без трансформаторов) для АО «Россети Тюмень» (далее - конкурс, закупка).
Требования к участником закупки установлены пунктом 1.4 документации о закупке. Согласно подпункту 1.4.3 документации о закупке для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части 2 «Информационная карта закупки» (далее - информационная карта).
Из пунктов 12, 13 информационной карты следует, что требования к участникам закупки, документам и сведениям, входящим в состав заявки на участие в конкурсе устанавливаются согласно приложению № 3 к документации о закупке.
Пунктом 9 приложения № 3 к документации о закупке установлен отборочный критерий «Деловая репутация», в соответствии с которым каждый участник закупки должен предоставить декларацию о своевременном и полномисполнениидоговоров,ранеезаключённыхс заказчиком (его филиалами, ДО, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами (в свободной форме).
Параметрами несоответствия отборочному критерию «Деловая репутация» является, в том числе, спорное требование: наличие за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств.
Пунктом 14 Приложения № 3 к документации о закупке установлен критерий «Предоставление информации о цепочке собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе конечных)». Непредставление участником списка лиц. зарегистрированных в реестре акционеров, с указанием доли владения в процентах. выданный не ранее, чем за 30 календарных дней до истечения срока окончания приема конкурентных заявок, влечет отклонение заявки такого участника от участия в закупке.Участник закупки должен раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).
С целью раскрытия информации о всей цепочке собственников (учредители, участники, акционеры и т.п.), включая бенефициаров (в том числе конечных). Участник/член коллективного участника представляет документы в отношении всех промежуточных организаций.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5.3.4 документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке.
В Управление в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба АО «СТ» на действия АО «Россети Тюмень» при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку по единичным расценкам комплектных трансформаторных подстанций (без трансформаторов) для АО «Россети Тюмень» (извещение № 32110293812)
В жалобе АО «СТ» указывал, что заказчик установил в документации необоснованные, избыточные требования к участникам закупки и неправомерно отклонил его заявку на участие в закупке, тем самым ограничил круг участников закупки и нарушил его права и законные интересы заявителя как потенциального участника закупки.
Решением от 20.07.2021 № 086/07/3-1075/2021 антимонопольный орган признал жалобу АО «СТ» обоснованной, указал на наличие оснований для выдачи предписания заказчику.
АО «Россети Тюмень» выдано предписание № 68 от 20.07.2021 об отмене закупки в срок до 10.08.2021.
Согласно решению , Управления закупочная документация заказчика содержит избыточные требования к участникам закупки, которые ограничивают количество участников, а действия заказчика нарушают часть 1 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Не согласившись с указанными решением и предписанием, АО «Россети Тюмень» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры решение от 03.02.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Законом № 223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке (часть 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ).
Регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется ими не произвольно, а с учетом вышеназванных принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о защите конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Требования к участникам такой закупки подлежат отражению в документации о конкурентной процедуре (пункт 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ).
Как следует из материалов дела, АО «Россети Тюмень» (заказчик) опубликовало 19.05.2021 в ЕИС извещение № 32110293812 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку по единичным расценкам комплектных трансформаторных подстанций (без трансформаторов) для АО «Россети Тюмень» (далее - закупка).
Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).
Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно распорядительными документами заказчика.
В соответствии с пунктом 1.2 Приложения № 2 к Положению о закупке заказчика («Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок участников утверждаются в составе документации о закупке.
Согласно пункту 22 таблицы Приложения № 1 к Типовым требованиям (Приложения № 2 к Стандарту закупок) одним из отборочных критериев при проведении закупок АО «Россети Тюмень» является «Деловая репутация участника», где «Своевременное и полное исполнение ранее заключенных с заказчиком (его филиалами, ДО, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами договоров, отсутствие вступивших в силу судебных решений не в пользу участника, либо признанных участником претензий, штрафных санкций заказчика (иных юридических лиц) вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров. Наличие/отсутствие факта уклонения от заключения договора по результатам закупочной процедуры за последние 3 года, предшествующие дате подачи заявки» определены как сведения, подлежащие проверке Заказчиком по данному критерию при проведении закупок.
Требования к участникам закупки установлены пунктом 1.4. Документации о закупке.
Так, согласно подпункту 1.4.3 Документации, для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части 2 «Информационная карта закупки» (далее - информационная карта).
Из пункта 13 Информационной карты также следует, что требования к участникам закупки устанавливаются согласно приложению № 3 к документации о закупке.
Приложение № 3 к документации о закупке содержит следующие сведения: требования к участникам закупки; документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке для подтверждения соответствия требованиям; критерии рассмотрения и оценки заявок участников.
В пункте 9 Приложения № 3 к документации о закупке указано, что участник закупки должен представить декларацию о своевременном и полном исполнении договоров, ранее заключенных с заказчиком (его филиалами, ДО, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами (в свободной форме). В качестве параметров признания несоответствия заявки установленному отборочному критерию «Деловая репутация» установлено, в том числе, спорное требование: наличие за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств.
Оценивая положения закупочной документации, антимонопольный орган расценил, что использование критерия «деловая репутация» в качестве отборочного не способствует целям регулирования Закона о закупках, в том числе расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признал выводы Управления необоснованными, исходя из того, что закупочная документация АО «Россети Тюмень» соответствует Закону о закупках и Стандарту закупок, а отборочный критерий «Деловая репутация участника» установлен в строгом соответствии с типовыми критериями Стандарта закупок.
В апелляционной жалобе Управление настаивает на том, что использование критерия «деловая репутация» в качестве отборочного не способствует целям регулирования Закона о закупках; требования Документации о деловой репутации необоснованно ограничивают участников закупки, обладающих положительным опытом выполнения работ, аналогичных предмету закупки; Закон о закупках не предусматривает возможности заказчика устанавливать любые ограничения для участия в закупках.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, полагая их ошибочными и сделанными без учета следующего.
Как было указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от 11.07.2018 № 305-ЭС17-7240, часть 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой указанным Законом, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного Закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий), свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3.1 Закона № 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона № 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.
Законом № 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом № 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).
Установление повышенных требований к участникам и (или) порядку исполнения договора не может быть квалифицировано как ограничение конкуренции и нарушение Закона о конкуренции, если антимонопольным органом не было доказано, что такое условие включено в документацию о закупке исключительно для того, чтобы обеспечить победу на торгах конкретному хозяйствующему субъекту, что в обжалуемом решении и не установлено.
Главной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого доступа к закупкам, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым будет в наибольшей степени отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказа (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009)
Таким образом, установленные заказчиком критерии отбора, при которых учитывается наличие фактов ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров, наличие решений судов о расторжении договоров, односторонних отказов от исполнения договоров не только в отношении контрактов, заключенных участником с АО «Россети Тюмень», но и с другими юридическими лицами, являются правомерными, а их соблюдение участниками закупки может разумно ожидаться заказчиком.
Установление критерия «Деловая репутация участника» в качестве отборочного критерия на основании Стандарта закупок ПАО «Россети» было уже предметом исследования Верховного Суда Российской Федерации. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 307-ЭС20-21060 по делу № А56-80725/2019 поддержаны выводы судов о том, что положения документации являются ясными и понятными, содержат прозрачные и измеряемые критерии.
Спорное требование установлено для всех участников закупки, следовательно, заказчик обеспечил равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам. Требования являются для заказчика типовыми, применялись/применяются ко всем участникам в равной степени при проведении всех закупок товаров, услуг, работ и составляют прямой интерес заказчика при реализации принципа на целевое и экономически эффективное расходование денежных средств и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленного статьей 3 Закона о закупках и пунктом 1.2.1 Единого стандарта, следовательно, не могут считаться избыточными.
Сам факт включения в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки. Ограничением конкуренции может быть признано не любое ограничение круга потенциальных участников путём установления определённых требований к участникам, а лишь незаконное ограничение путём установления требований, не соответствующих положениям Закона о закупках.
Вопреки позиции антимонопольного органа, установленный пунктом 14 Приложения № 3 к документации о закупке отборочный критерий: «Предоставление информации о цепочке собственников участник закупки, включая бенефициаров (в том числе конечных)» не является ограничивающим конкуренцию, а определен заказчиком в строгом соответствии с требованиями Единого стандарта, а именно пункта 27 таблицы Приложения № 1 к Типовым требованиям при проведении закупок (Приложения № 2 к Стандарту закупок).
Единый стандарт определяет, что заказчик вправе установить требование о необходимости включения в состав заявки документов, подтверждающих сведения о цепочке собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе конечных).
Параметром признания несоответствия заявки, как в Едином стандарте, так и в документации о закупке установлено непредставление сведений/документов, либо неполное или недостоверное представление сведений.
Единым стандартом предусмотрено, что данный критерий является исключительно отборочным критерием.
Таким образом, закупочная комиссия заказчика при определении требований в Приложении № 3 к документации о закупке не нарушала положения Единого стандарта и Закона о закупке.
Установление требований, предусматривающих обязанность для участников представления сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных), соответствует пункту 4 поручения Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 «О раскрытии контрагентами информации о собственниках», в соответствии с которым организации (крупнейшие инфраструктурные компании с государственным участием, в том числе и ОАО «Холдинг МРСК», по отношении к которому АО «Россети Тюмень» является дочерним зависимым обществом) в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности обязаны при проведении предконтрактной работы, в том числе по подготовке к подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия для заключения договора предусмотреть раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами.
Антимонопольныйорганошибочнополагает,чтотребуемые пунктом 14 Приложения № 3 к документации о закупке «сведения о владельцах, включая конечных
бенефициаров, до заключения договора не влияют на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, так как проверка заказчиком таких сведений реализует иную задачу, а именно обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, поставленную Правительством Российской Федерации.
Вывод антимонопольного органа о том, что информация о цепочке собственников, является для участника конфиденциальной (корпоративной) информацией, а как следствие, не подлежит предоставлению в обязательном порядке участником закупки в соответствии с Законом о персональных данных» обосновано отклонен судом первой инстанции, поскольку обработка персональных данных участников закупок в рамках Закона о закупках предусмотрена пунктом 2 и 11 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (относительно размещения в реестре договоров информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».
Таким образом, требования пункта 14 Приложения № 3 к документации о закупке не являются избыточными, так как служат в обеспечение исполнения требований части 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и не противоречат требованиям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (статья 3), направленным на предотвращение коррупции, недопущение конфликта интересов и других злоупотреблений.
Исходя из изложенного, оспариваемые решение и предписание правомерно признаны судом первой инстанции незаконными и нарушающими права и интересы АО «Россети Тюмень», поскольку повторное объявление закупки без спорных критериев приведет к ее несоответствию положениям и требованиям утвержденного Единого Стандарта закупок ПАО «Россети». Исключение требований по критерию «Предоставление информации о цепочке собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе конечных)» из документации о закупке АО «Россети Тюмень» может повлечь для заявителя негативные последствия, так как организация обязана разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (часть 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»), исполнять поручение Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 «О раскрытии контрагентами информации о собственниках» по включению в закупочную документацию оспариваемого требования.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 АПК РФ, апелляционная инстанция не усматривает.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы антимонопольного органа судом не распределяются по причине освобождения Управления от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.02.2022 по делу № А75-18341/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю. Рыжиков
Судьи
Н.Е. Иванова
А.Н. Лотов