ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
672000, Чита, ул. Ленина 100б
тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85
Е-mail: info@4aas.arbitr.ru http://4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А78-2825/2009
“01” февраля 2010 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2010 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Э.П. Доржиева, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Забайкальской таможни, на решение арбитражного суда Забайкальского края от 05 ноября 2009 года по делу №А78-2825/2009, по заявлениям общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт” и общества с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос” о признании незаконными бездействия Забайкальской таможни по невыдаче перевозчику по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя товаросопроводительных документов, принятое судьей В.А. Сидоренко,
при участии:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”:ФИО1, представителя по доверенности от 01.10.2009г.;
общества с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос”: ФИО1, представителя по доверенности от 11.01.2008г.;
от заинтересованного лица, Забайкальской таможни: ФИО2, представителя по доверенности от 13.01.2010г., ФИО3, представителя по доверенности от 01.12.2009г.;
от третьего лица, ОАО "Российские железные дороги": не было;
и установил:
Заявители, общество с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт” и общество с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос”, обратились с требованием, уточненным 02 сентября 2009 года, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Забайкальской таможне о признании незаконными бездействия Забайкальской таможни по невыдаче перевозчику, ОАО "Российские железные дороги", по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя товаросопроводительных документов (оригинал железнодорожной накладной, оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ “Центр оценки качества зерна” в пункте пропуска поселка Забайкальск, оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР) управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск, оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР, оригинал коммерческого инвойса, оригинал отгрузочной спецификации КНР, оригинал качества КНР и карантинный сертификат КНР, необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ) на товар: арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки и фрукты сушеные в ассортименте, поступивший в период с 19.03.2009 по 02.06.2009 по контрактам ASG 99282 от 16.01.2006 и АSG 99274 от 25.03.1999 в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос” для ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт” в железнодорожных вагонах номер: 23146962, 22076145, 24402877, 23418262, 24263550, 22516587, 24115487, 23020910, 23133127, 24127664, 22990782, 23019086, 24494478, 22195929, 22193783, 24494478, 22195929, 22193783, 24397689, 26598193, 22361489, 24637613, 24399222, 24600074, 26330092, 22877872, 26884791, 24522955, 24603839, 26572792, 24420267, 26015198, 22710701, 24213340, 24304917, 24237653, 22899314, 24603839, 23050503, 22374359, 22770010, 24517443, 24516106, 24533010, 21016845, 22236517, 23453954, 22404131, 23241516, 24083651, 22600118, 22375109, 24283525, 24506057, 23333172, 22168876, 22806087, 21752423, 22431555, 24404626, 26519298, 22878169, 24486219, 22865869, 23441561, 24605420, 24398158, 22304638, 23179401, 24386450, 24570087, 26911495, 23280209, 23311244, 24139461, 24489635, 22023824, 24107476, 22905707, 26777094, 24215246, 22212526, 24262818, 24598310, 23854375, 24505562, 24526543, 26124693, 24094534, 23319684, 24576654, 24164659, 24644718, 22995963, 22865356, 24217200, 23110950, 24165284, 26785097, 24229940, 24093775, 24310658, 21777602 и 22341630.
Кроме того, ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” дополнительно заявлено требование к таможенному органу о взыскании судебных издержек в размере 15 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Читинской области от 28.07.2009 дела № А78-2825/2009 и А78-3516/2009 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А78-2825/2009.
Решением суда первой инстанции от 05 ноября 2009 года требования заявителя удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконными бездействия Забайкальской таможни по невыдаче перевозчику по окончанию первой процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя товаросопроводительных документов (оригинал железнодорожной накладной, оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ “Центр оценки качества зерна” в пункте пропуска поселка Забайкальск, оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР) управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск, оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР, оригинал коммерческого инвойса, оригинал отгрузочной спецификации КНР, оригинал качества КНР и карантинный сертификат КНР, необходимые для получения санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов соответствия в уполномоченных органах РФ) на товар: арахис для промышленной переработки, семена тыквы для промышленной переработки, фрукты сушеные в ассортименте, поступивший в период с 19.03.2009 по 02.06.2009 по контрактам ASG 99282 от 16.01.2006 и АSG 99274 от 25.03.1999 в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос”” для ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” в железнодорожных вагонах номер: 23146962, 22076145, 24402877, 23418262, 24263550, 22516587, 24115487, 23020910, 23133127, 24127664, 22990782, 23019086, 24494478, 22195929, 22193783, 24494478, 22195929, 22193783, 24397689, 26598193, 22361489, 24637613, 24399222, 24600074, 26330092, 22877872, 26884791, 24522955, 24603839, 26572792, 24420267, 26015198, 22710701, 24213340, 24304917, 24237653, 22899314, 24603839, 23050503, 22374359, 22770010, 24517443, 24516106, 24533010, 21016845, 22236517, 23453954, 22404131, 23241516, 24083651, 22600118, 22375109, 24283525, 24506057, 23333172, 22168876, 22806087, 21752423, 22431555, 24404626, 26519298, 22878169, 24486219, 22865869, 23441561, 24605420, 24398158, 22304638, 23179401, 24386450, 24570087, 26911495, 23280209, 23311244, 24139461, 24489635, 22023824, 24107476, 22905707, 26777094, 24215246, 22212526, 24262818, 24598310, 23854375, 24505562, 24526543, 26124693, 24094534, 23319684, 24576654, 24164659, 24644718, 22995963, 22865356, 24217200, 23110950, 24165284, 26785097, 24229940, 24093775, 24310658, 21777602 и 22341630, как противоречащие Закону Российской Федерации от 21.05.1992 № 5003-1 “О таможенном тарифе”.
Взыскать с Забайкальской таможни, находящейся по адресу: 674650, Забайкальский край, Забайкальский район, п. Забайкальск, Международный автомобильный пункт пропуска в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя в размере 12 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей суд отказал.
Суд взыскал с Забайкальской таможни, находящейся по адресу: 674650, Забайкальский край, Забайкальский район, п. Забайкальск, Международный автомобильный пункт пропуска в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт”” расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Суд первой инстанции взыскал с Забайкальской таможни, в пользу Общества с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос”” расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (пункт 1 статьи 65 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1статьи 79 Таможенного кодекса Российской федерации (далее – Таможенный кодекс) внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно пункту 2 данной статьи внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком (пункт 4 статьи 79 ТК РФ).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, товар в вышеуказанных железнодорожных вагонах перевозился таможенным перевозчиком – ОАО “РЖД”.
Согласно пункту 1 статьи 85 ТК РФ место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405).
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ТК РФ с момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении.
Внутренний таможенный транзит начинается и завершается путём совершения таможенным органом действий, указанных в статьях 80 и 92 ТК РФ.
Пунктами 1, 2, 3 и 4 статьи 92 ТК РФ установлено, что таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Для завершения внутреннего таможенного транзита перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию (статья 81), а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.
В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.
Размещение транспортных средств в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.
В рассматриваемом деле местом доставки был определён Борзинский таможенный пост Забайкальской таможни. По прибытии вагоны были размещены в постоянно зоне таможенного контроля станции Борзя. Таким образом, перевозчик обязанность по перемещению товара в место его доставки выполнил.
Согласно пункту 28 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите, утверждённой Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 № 793, после прибытия товаров в место доставки товаров для завершения ВТТ, указанного в пунктах 9 и 10 настоящей Инструкции, перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.
В силу пункта 28.2 указанной инструкции таможенный орган назначения оформляет завершение ВТТ товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
Оформление завершения ВТТ товаров производится путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита (приложения 6, 7).
Свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита регистрируется в журнале регистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита, форму и порядок ведения которого устанавливает ГТК России.
Кроме этого, в транзитной декларации и в транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товара, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати.
Приказом ГТК РФ от 05.12.2003 № 1400 утверждена Инструкция об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3 данной Инструкции при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой ВТТ:
таможенным органом назначения является таможенный орган, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция назначения, указанная в перевозочных документах;
подтверждение о прибытии транспортного средства и свидетельство о завершении ВТТ, форма и порядок выдачи которых утверждены Приказом ГТК России от 08.09.2003 № 973 “Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров”, выдается по просьбе перевозчика или иного лица, действующего от имени перевозчика. Завершение ВТТ осуществляется в установленные сроки путем проставления в транзитной декларации штампа о поступлении товара.
Пунктами 4 и 5 названной Инструкции установлено, что в местах регулярного проведения операций по погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке), а также хранения товаров, находящихся под таможенным контролем в транспортных средствах на железнодорожных путях (в местах прибытия, на железнодорожных станциях в местах общего пользования), кроме складов временного хранения, могут создаваться постоянные зоны таможенного контроля (ЗТК). В иных случаях для проведения операций по погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке) и хранения товаров создаются временные ЗТК.
Для помещения товаров в ЗТК используются документы, представленные в таможенный орган при завершении ВТТ.
Согласно пункту 37 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утверждённое Приказом ФТС РФ от 16.09.2004 № 50, после прибытия товаров в место доставки товаров и представления перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, в таможенный орган назначения в срок не позднее 12 часов с момента прибытия (п. 3 ст. 92 Кодекса) транзитной декларации, накладной и имеющихся у него других документов на товары уполномоченное должностное лицо обязано в течение двух часов с момента представления перевозчиком указанных документов (п. 2. ст. 92 Кодекса) зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки в журнале регистрации подтверждений о прибытии, ведущемся в электронном виде.
Пунктом 39 данной инструкции установлено, что: если при проведении указанной проверки и применении указанных форм таможенного контроля не выявлены признаки нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, уполномоченное должностное лицо:
регистрирует ТД в журнале учета поступления товаров по транзитным декларациям в таможенном органе назначения и ведущемся в установленном порядке в электронном виде;
проставляет на всех представленных экземплярах ТД и на двух листах накладной (оригинале накладной и дорожной ведомости) оттиск штампа “Товар поступил”, подпись и заверяет ее ЛНП;
оформляет по просьбе заинтересованного лица свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита согласно порядку, установленному пунктом 28.2 Инструкции о ВТТ и МТТ, а также регистрирует его в Журнале регистрации свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита в таможенном органе назначения, ведущемся в электронном виде (если перевозка осуществлялась по процедуре ВТТ);
оставляет в таможенном органе для последующей передачи в ОКТТ таможни назначения лист с обозначением “4” комплектов ТД1 и ТД2 или один из листов с обозначением “4/5” комплектов ТД3 и ТД4 ТД или комплект документов, использующихся в качестве ТД, а также два экземпляра свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита (если свидетельство оформлялось);
формирует электронное подтверждение о завершении ВТТ (МТТ) товаров;
обеспечивает в соответствии с установленным порядком передачу электронного подтверждения о поступлении товаров в ОКТТ таможни назначения;
изготавливает копии с лицевой и оборотной сторон ТД, а также одну копию накладной для целей проведения таможенного контроля и использования при декларировании товаров и передает их уполномоченному должностному лицу, ответственному за прием и регистрацию таможенных деклараций.
В случае выявления признаков нарушений таможенного законодательства Российской Федерации или иных правонарушений законодательства Российской Федерации уполномоченное должностное лицо информирует об этом начальника таможенного поста и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 указанной инструкции после завершения проведения проверки и указанных действий при завершении ВТТ уполномоченное должностное лицо возвращает перевозчику или экспедитору лист с обозначением “5” комплектов ТД1 и ТД2 или один из листов с обозначением “4/5” комплектов ТД3 и ТД4 ТД или комплект документов, использующихся в качестве ТД, с отметками о поступлении товара, экземпляр свидетельства о завершении ВТТ (если свидетельство оформлялось), если:
товары помещены согласно установленному порядку на временное хранение в месте доставки;
представлена накладная и таможенная декларация либо иные документы, предусмотренные и оформленные согласно установленному иными правовыми актами федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, порядку, в соответствии с которыми допускается выпуск (условный выпуск), с отметками о выпуске (условном выпуске) товаров;
перевозчику или экспедитору выдано новое разрешение на ВТТ, если товары будут доставляться в регион деятельности иного таможенного органа;
лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в месте доставки, отличном от места нахождения таможенного органа назначения, но находящемся в регионе деятельности таможенного органа назначения, выдано разрешение на ВТТ.
Исходя из анализа положений указанных правовых норм, в том числе статей 77, 79, 80 и 92 ТК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, суд пришёл к выводу, что таможенная процедура доставки перевозчиком – ОАО “РЖД” товаров в адрес ООО “Компания пищевого сырья “Гелиос”” для ООО “Пищевая компания “Руспродимпорт”” из места их прибытия в место доставки – постоянную зону таможенного контроля станции Борзя является отдельной законченной процедурой внутреннего таможенного транзита. Таможенный орган в данной ситуации обязан совершить все необходимые действия по завершению процедуры внутреннего таможенного транзита, предусмотренные указанными нормами права.
Все вышеприведённые нормы права не содержат конкретного указания на обязательность таможенного органа в указанном случае возвратить товаросопроводительные документы перевозчику, однако суд пришёл к выводу о наличии такой обязанности, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 403 ТК РФ таможенные органы в числе других функций осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу.
На основании изложенного, исходя из общих начал и смысла Таможенного кодекса Российской Федерации и его указанных норм права, суд, применяя аналогию права, пришёл к выводу, что в момент завершения процедуры внутреннего таможенного транзита таможенный орган, утрачивая право на удержание товаросопроводительных документов на ввозимый товар, обязан возвратить их перевозчику в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации.
По указанным мотивам отклоняются доводы таможенного органа о том, что у общества не было договора со складом временного хранения (далее – СВХ), и поэтому таможенный орган не мог поместить товары на СВХ, а, следовательно, у него не было оснований для выдачи документов перевозчику, так как они выдаются владельцу СВХ по его устному обращению.
На основании вышеуказанного также отклоняются доводы таможенного органа о том, что отношения между владельцами СВХ и лицами, помещающими товар на хранение, строятся на договорной основе (пункт 3 статьи 108 ТК РФ), владелец СВХ не может отказаться от заключения договора, поэтому таможенный орган не мог поместить товары на СВХ и поэтому не возвращал документы перевозчику, так как мог выдать их только владельцу СВХ.
Как установлено судом, подтверждено материалами дела и представителя сторон товаросопроводительные документы на 105 вагонов были переданы перевозчиком Борзинскому таможенному посту Забайкальской таможни для завершения процедуры внутреннего таможенного транзита. Внутренний таможенный транзит был завершён, о чём свидетельствуют отметки в виде штампа, проставленного на железнодорожных накладных “Товар поступил”. Перевозчик выполнил обязанность по перемещению товаров в место доставки, и при проверке документов и идентификации товаров на таможенном посту нарушений таможенного законодательства выявлено не было.
Однако товаросопроводительные документы на товар, перевозимый в указанных вагонах, таможенным органом перевозчику возвращены не были.
В силу требований, установленных статьей 406 ТК РФ таможенные операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств совершаются непосредственно в местах нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. По мотивированному запросу заинтересованного лица и с письменного разрешения начальника таможенного органа или лица, им уполномоченного, таможенные операции могут совершаться в других местах. Таможенные органы не препятствуют совершению таможенных операций в местах нахождения товаров и транспортных средств, если это не снижает эффективности таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 ТК РФ таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса.
В силу требований, установленных пунктом 1 статьи 62 ТК РФ таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов.
Согласно пункту 1 статьи 63 ТК РФ при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
В соответствии со статьей 123 ТК РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.
Согласно статье 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) (глава 15) по выбору декларанта.
В соответствии с пунктом 1 стать 129 ТК РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
Согласно пункту 1 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 № 536.
Указанные в заявлении товаросопроводительные документы, не выданные таможней перевозчику по завершении внутреннего таможенного транзита, являются обязательными документами, необходимых для таможенного оформления товаров, в силу вышеназванного Приказа ФТС РФ.
Кроме того, в силу требований статьи 102 ТК РФ, указанные документы также необходимы для помещения товаров на склад временного хранения.
Таким образом, в результате неправомерных действий таможни, декларант был лишен возможности своевременно произвести таможенное оформление ввозимых товаров, а также в случае необходимости поместить их на склад временного хранения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителей подлежат удовлетворению, поскольку в результате неправомерных действий Забайкальской таможни были нарушены права заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
Бездействия Забайкальской таможни по невыдаче перевозчику по окончанию процедуры внутреннего таможенного транзита от станции Забайкальск до станции Борзя товаросопроводительных документов, являются незаконными, несоответствующими Таможенному кодексу.
Забайкальская таможня, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснив следующее.
Суд первой инстанции не принял во внимание довод таможенного органа о том, что заявление в арбитражный суд подано ненадлежащим истцом. Оспариваются действия Забайкальской таможни по невыдаче перевозчику товаросопроводительных документов. Возникает закономерный вопрос: если действия таможни нарушают права именно перевозчика, то при чем здесь грузополучатели - ООО «Гелиос» и ООО «Руспродимпорт». В данном случае заявителем, истцом должен быть именно таможенный перевозчик - ОАО «Российские железные дороги». Таким образом, судом первой инстанции нарушены нормы статьи 198 АПК РФ, обозначающий круг лиц, которые имеют право на обращение в арбитражный суд об оспаривании действий (бездействий) государственных органов по данному делу.
В решении арбитражного суда Читинской области от 19.03.2009 года указано, что действия таможни нарушают права декларанта. При этом арбитражный суд не указывает, кто будет выступать в качестве декларанта - ООО «Гелиос» или ООО «Руспродимпорт». В соответствии с нормами ст. 16, 126 ТК РФ декларантом является лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку и иные лица, которые имеют право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ. Арбитражным судом не выяснено, от имени какого лица заключена внешнеэкономическая сделка, кто имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, кто является декларантом в данном случае, так как ТК РФ не предусмотрено выступление в качестве декларанта двух лиц одновременно.
С учетом сказанного, неправомерные действия таможенного органа могут нарушить права одного лица - декларанта, в рассматриваемом случае - ООО «Руспродимпорт» или ООО «Гелиос», но не двоих сразу одновременно.
По существу арбитражный суд в своем решении не установил процессуальный статус ни ООО «Руспродимпорт», ни ООО «Гелиос», ни ОАО «Российские железные дороги», рассмотрев спор заявителей, которые по существу ими не являются и удовлетворил заявленные требования о признании незаконными действий Забайкальской таможни, нарушающих непонятно каким образом непонятно какие и какого лица права.
Судом не учтено, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.
В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов. Таким образом, в соответствии с Федеральным законом обязанность по выгрузке товаров на СВХ лежала, во-первых, на грузополучателе, а во-вторых, на перевозчике.
В силу Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу. Вопрос «правовой судьбы» ввезенных товаров применительно к позиции, сформулированной в оспариваемых судебных актах, выходит за рамки компетенции таможенных органов, поскольку только лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (собственник, законный владелец) может решить «правовую судьбу» данного товара, т.е. поместить товар под какой-либо таможенный режим, таможенную процедуру и т.д.
Таким образом, судом неверно истолкованы нормы права, а как следствие, нарушение норм материального права, что привело к принятию неправильного решения.
Документы, представленные перевозчиком для завершения внутреннего таможенного транзита, остаются в подразделении таможенного органа для осуществления таможенного контроля (п. 14 приказа № 958).
Тем самым, в указанных правовых актах определен порядок последовательности произведения действий таможенным органом в отношении подконтрольных товаров и товаросопроводительных документов на них, а также определен момент, когда таможенный орган должен был передать документы перевозчику или владельцу СВХ. Исходя из фактических обстоятельств дела, документы были переданы перевозчику или владельцу СВХ в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых актов.
Представитель ООО «Гелиос», в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать таможенному органу в удовлетворении апелляционной жалобы.
Кроме того, представитель общества пояснил суду, что оспариваемыми бездействиями нарушаются его права как владельца адреса по которому приходили в адрес ООО «Руспродимпорт» вагоны, поскольку несвоевременная выдача указанных документов таможенным органом перевозчику, ОАО "Российские железные дороги", привело к тому что вагоны скапливались по адресу принадлежащему ООО «Гелиос» и не позволяли использовать его в своей деятельности.
Представитель ООО «Руспродимпорт» в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил в её удовлетворении отказать.
Представитель, ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №19230381.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из указанного следует, что требования заявителя могут быть удовлетворены, если им будет доказано, что оспариваемые бездействия государственного органа нарушают права или законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и одновременно не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из доводов представителя ООО «Гелиос» оспариваемые бездействия таможенного органа нарушают его права и законные интересы по использованию в коммерческой деятельности железнодорожных реквизитов.
Соглашением №4 между обществом с ограниченной ответственностью “Пищевая компания “Руспродимпорт” и обществом с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос” 30 декабря 2008 года (т.1, л/д.40) ООО КПС «Гелиос» разрешила использовать ООО «ПК Руспродимпорт» железнодорожные реквизиты для получения последним товара железнодорожным транспортом на ст. Борзя.
Бездействие Забайкальской таможни по невыдаче документов перевозчику по доставленному грузу для ООО «ПК Руспродимпорт» нарушает право ООО КПС «Гелиос» на использование указанных железнодорожных реквизитов в связи с большим скоплением вагонов.
Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что ООО КПС «Гелиос» не состоит в каких-либо правоотношениях с Забайкальской таможней либо с перевозчиком. Согласно материалам дела использование указанных реквизитов передано по гражданско-правовому соглашению ООО «ПК Руспродимпорт», в связи с чем данное общество и несет ответственность за надлежащее использование указанных железнодорожных реквизитов.
Скопление на указанных железнодорожных реквизитах большого числа вагонов с грузом, принадлежащим ООО «ПК Руспродимпорт», не подтверждается материалами дела и, также не может свидетельствовать о нарушении оспариваемыми бездействиями таможенного органа прав и законных интересов ООО КПС «Гелиос».
В связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью “Компания пищевого сырья “Гелиос” не представило доказательств нарушения прав и законных интересов оспариваемыми бездействиями таможенного органа, данному обществу в удовлетворении требований надлежало отказать полностью.
Согласно материалам дела, ООО «ПК Руспродимпорт» являлся получателем грузов находящегося в указанных вагонах поставленного ему по контрактам ASG99274 от 25 марта 199 года, ASG99282 от 16 января 2006 года, соглашения №3 от 03 июля 2008 года (т.1, л/д.27). Перевозчиком ввезенного товара в вышеуказанных вагонах является ОАО "Российские железные дороги".
Согласно ч. 2 ст. 69 Таможенного кодекса Российской Федерации после пересечения перевозчиком таможенной границы он обязан доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, указанные в пункте 1 настоящей статьи (места прибытия), и предъявить их таможенному органу. При этом не допускаются изменение состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Согласно ст.72 Таможенного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ) при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений.
Если документы, предусмотренные статьями 73 - 76 настоящего Кодекса, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме.
Перевозчик вправе представить документы и сведения таможенному органу до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации.
Перевозчик вправе представить документы (часть документов) в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом и в порядке, определенном федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела.
При представлении перевозчиком документов, составленных на иностранных языках, таможенные органы при необходимости вправе потребовать перевода на русский язык только тех сведений, которые предусмотрены статьями 73 - 76 настоящего Кодекса.
От имени перевозчика документы и сведения могут быть представлены любым иным лицом, действующим по его поручению.
Согласно ст. 76 Таможенного кодекса Российской Федерации при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:
1) наименование и адрес отправителя товаров;
2) наименование и адрес получателя товаров;
3) наименование станции отправления и станции назначения товаров;
4) о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
5) наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков;
6) вес брутто товаров (в килограммах);
7) идентификационные номера контейнеров.
Перевозчик сообщает сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, путем представления таможенному органу следующих документов:
1) железнодорожной накладной;
2) имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Согласно ст. 77 Таможенного кодекса Российской Федерации после прибытия товаров и представления таможенному органу соответствующих документов и сведений товары могут быть разгружены или перегружены (статья 78), помещены на склад временного хранения (глава 12), заявлены к определенному таможенному режиму либо к внутреннему таможенному транзиту (глава 10).
С момента предъявления товаров в месте их прибытия такие товары приобретают статус находящихся на временном хранении. По истечении предельного срока временного хранения (статья 103) таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса.
Если таможенные органы проводят проверку товаров, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение.
Согласно ст. 80 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления).
Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: - перевозчику.
При перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (статья 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с настоящим Кодексом в месте доставки. В этом случае указанное лицо выполняет обязанности и несет ответственность, которые определены настоящей главой для экспедитора, с учетом положений пункта 5 статьи 92 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 88 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
3) не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 92 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган, в котором завершается внутренний таможенный транзит (таможенный орган назначения), оформляет завершение внутреннего таможенного транзита товаров в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации прибытия транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Таможенный орган назначения обязан зарегистрировать прибытие транспортного средства в место доставки товаров в течение двух часов с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенному органу и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Для завершения внутреннего таможенного транзита перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, представить транзитную декларацию (статья 81), а также имеющиеся у него другие документы на товары в течение одного часа с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров, а в случае прибытия вне установленного времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа. При перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления указанных документов не может превышать 12 часов.
В месте доставки товаров до завершения внутреннего таможенного транзита транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля.
При перевозке товаров в место доставки товаров, не являющееся местом нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80), завершение внутреннего таможенного транзита может осуществляться без предъявления товаров таможенному органу назначения.
Лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязано принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с правилами, установленными настоящей главой. При этом товары должны быть размещены в отдельном помещении или на огражденной по периметру площадке, снабжены табличками с информацией, позволяющей их идентифицировать.
Для завершения внутреннего таможенного транзита в таможенный орган назначения наряду с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в течение суток после прибытия транспортного средства в место доставки товаров представляются документы, подтверждающие принятие товаров. В течение трех дней со дня представления указанных документов таможенный орган удостоверяет доставку товаров по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Оценивая указанные выше нормы, суд апелляционной инстанции усматривает, что обязательства по представлению в таможенный орган установленных документов, получение разрешения на внутренний таможенный транзит, получение свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита по форме возложено на перевозчика.
Кроме того, перевозчик, как лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит, обязан принять товары на хранение, обеспечить недопущение совершения операций, изменяющих состояние товаров, влекущих нарушение их упаковки, пользования и распоряжения ими до тех пор, пока таможенный орган не удостоверит доставку товаров на склад временного хранения, таможенный склад или в иное место, определенное как место доставки товаров в соответствии с установленными правилами.
При этом названные нормы не содержат каких-либо норм о выдаче перевозчику каких-либо документов и сроков такой выдачи.
Согласно ст. 93 Таможенного кодекса Российской Федерации, отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе.
Согласно ст.97 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный перевозчик обязан:
1) соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;
2) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров (статья 364);
3) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 90 настоящего Кодекса;
4) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Перевозчик может предоставлять грузополучателю по договору предварительную информацию о подходе в его адрес грузов.
Согласно статье 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Согласно статье 37 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации прибывшие на железнодорожную станцию назначения в вагонах и контейнерах грузы, находящиеся под таможенным контролем, должны быть по согласованию с таможенным органом своевременно выгружены грузополучателем.
В случае нарушения грузополучателем установленных сроков выгрузки грузов перевозчик в целях освобождения транспортных средств обеспечивает по согласованию с таможенным органом выгрузку грузов на склад временного хранения и в зоны таможенного контроля с обеспечением условий, необходимых для сохранности таких грузов.
Учитывая, что отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе, суд апелляционной инстанции считает, что отношения перевозчика с получателем груза также не основываются на нормах таможенного законодательства, поскольку Таможенный кодекс Российской Федерации не регулирует порядка передачи товаров от перевозчика (экспедитора) получателю груза.
Согласно ст. 129 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 286 и 293 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
При декларировании товаров представляются следующие основные документы:
договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок;
имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы;
транспортные (перевозочные) документы;
разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса;
платежные и расчетные документы;
документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 настоящего Кодекса.
Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия.
Из указанных норм следует, что перевозчик (экспедитор) обязан обеспечить возможность получателю груза в сроки установленные ст. 129 Таможенного кодекса Российской Федерации подать таможенную декларацию уведомив его о доставке груза в таможенном режиме и предоставив ему установленные действующим законодательством документы.
Из анализа названных норм, по мнению суда апелляционной инстанции, следует, что несвоевременное предоставление перевозчиком получателю груза, находящегося под таможенным режимом, документов установленных законом, не наделяет получателя груза правом требовать каких-либо документов от таможенного органа в пользу перевозчика, обосновывая тем, что перевозчик не предоставляет получателю груза надлежащие документы, необходимые ему для декларирования товара.
Материалами дела также не подтверждается, что таможенные органы не полностью или несвоевременно выдали перевозчику документы, истребованные ООО «ПК Руспродимпорт» у таможенного органа документы в пользу перевозчика.
Не подтверждается материалами дела, также факт того, что перевозчик не своевременно или не в полном объеме получил от таможенного органа какие-либо документы и что указанное привело к несвоевременному декларированию ООО «ПК Руспродимпорт» полученного товара, что в свою очередь привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Как следует из устных пояснений ООО «ПК Руспродимпорт», несвоевременное предоставление таможенным органом документов перевозчику привело к скоплению железнодорожных вагонов на станции г. Борзя предназначенных для общества, что повлекло неблагоприятные последствия для него.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие как о том, что перевозчику таможенным органом были несвоевременно выданы какие либо документы, так и о том, что в результате невыдачи таможенным органом перевозчику указанных документов по названным железнодорожным вагонам на станции г. Борзя по железнодорожным реквизитам ООО «Гелиос» произошло скопление вагонов по причинине несвоевременного декларирования товара поступивших в адрес заявителя.
Материалы дела не подтверждают довод общества о том, что таможенным органом были несвоевременно выданы какие либо документы по указанным вагонам, отсутствуют в деле какие-либо письма перевозчика в адрес получателя груза о том, что у него отсутствуют по вине бездействия таможенного органа какие-либо документы в связи с чем у него не имеется возможности предоставить их получателю груза.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, действующее законодательство не устанавливает конкретных сроков выдачи таможенным органом перевозчику после окончания внутреннего таможенного транзита, при том, что на основании п. 1 ст. 92 Таможенного кодекса Российской Федерации оформление завершения ВТТ товаров осуществляется путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении ВТТ, что и было делано таможенным органом.
Суд апелляционной инстанции также исходит из того, что заявителем, не указаны конкретные даты совершения таможенным органом обжалуемых бездействий по каждому железнодорожному вагону, что является существенным условием для признания оспариваемого бездействия незаконным, поскольку такое бездействие может быть признано незаконным только после истечения установленного законом срока для совершения действия.
Ссылка общества на Приказ ГТК РФ от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" (Зарегистрированного в Минюсте РФ 13.11.2003 N 5228) не имеет правового значения, поскольку не регламентирует порядка выдачи перевозчику каких-либо документов кроме как выдачи разрешения на ВТТ и свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита.
Ссылка общества на Приказ ГТК РФ от 05.12.2003 N 1400 (ред. от 28.03.2008) "Об утверждении Инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом" (Зарегистрированного в Минюсте РФ 09.01.2004 N 5393) также является не правомерным, поскольку данный приказ не регламентирует порядка выдаче перевозчику после завершения ВТТ каких-либо документов.
Ссылка общества на п. 40 Приказа ФТС РФ от 16.09.2004 N 50 (ред. от 29.05.2008) "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом" которым установлено, что после завершения проведения проверки и указанных действий при завершении ВТТ уполномоченное должностное лицо возвращает перевозчику или экспедитору лист с обозначением "5" комплектов ТД1 и ТД2 или один из листов с обозначением "4/5" комплектов ТД3 и ТД4 ТД или комплект документов, использующихся в качестве ТД, с отметками о поступлении товара, экземпляр свидетельства о завершении ВТТ (если свидетельство оформлялось), при соблюдении поименованных в нем условий, также не имеет значения, поскольку в данном случае речь идет о возврате ТД1 и ТД2 грузовых транзитных деклараций (добавочных листов к грузовым транзитным декларациям), а не тех документах, о которых указывает ООО «ПК Руспродимпорт» - оригинал железнодорожной накладной, оригинал сертификата качества товара, выданный Испытательной лабораторией Читинского филиала ФГУ “Центр оценки качества зерна” в пункте пропуска поселка Забайкальск, оригинал карантинного сертификата, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (РОССЕЛЬХОЗНАДЗОР) управлением по Читинской области в пункте пропуска поселка Забайкальск, оригинал сертификата происхождения товара, подтверждающий происхождение товара в КНР, выданный Торгово-промышленной палатой КНР, оригинал коммерческого инвойса, оригинал отгрузочной спецификации КНР, оригинал качества КНР и карантинный сертификат КНР.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что ООО «ПК Руспродимпорт» материалами дела не подтвердил факт бездействия таможенным органом, выразившемся в не выдаче перевозчику указанных документов, а также не подтвердил материалами дела, что оспариваемые бездействия таможенного органа нарушают права и законные интересы данного заявителя, а также не соответствуют какому-либо действующему законодательству.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными и неправильном истолковании закона. Апелляционная жалоба таможенного органа подлежит удовлетворению, в удовлетворении требований ООО «ПК Руспродимпорт» надлежит отказать.
Отнести судебные расходы на заявителей пропорционально заявленным требованиям.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Забайкальского края от «05» ноября 2009 года по делу №А78-2825/2009 отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
В удовлетворении требований ООО «Компания пищевого сырья «Гелиос» и ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» к Забайкальской таможне отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья Е.В. Желтоухов
Судьи Э.П. Доржиев
Д.Н. Рылов