ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Севастополь
24 ноября 2021 года Дело №А84-1992/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2021.
В полном объёме постановление изготовлено 24.11.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Колупаевой Ю.В., Остаповой Е.А.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Севастополя, общества с ограниченной ответственностью «Галеон», общества с ограниченной ответственностью «КСП «Память Ленина» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.09.2021 по делу №А84-1992/2020 (судья Ражков Р.А.)
по иску заместителя прокурора города Севастополя в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества по Республики Крым и г.Севастополю
к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, обществу с ограниченной ответственностью «КСП «Память Ленина», обществу с ограниченной ответственностью «Галеон», Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, городу федерального значения Севастополь в лице Правительства Севастополя
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя; департамент федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам
о признании сделки недействительной
при участии в судебном заседании:
прокурор – Махиня Виктория Валериевна;
от Межрегионального территориального управления Росимущества по Республики Крым и г.Севастополю – ФИО1, по доверенности от 12.11.2021 №91/4573;
от департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – ФИО2 вероника Александровна, по доверенности от 11.01.2021 №11;
от общества с ограниченной ответственностью «КСП «Память Ленина» - ФИО3, по доверенности от 15.01.2021;
от общества с ограниченной ответственностью «Галеон» – ФИО4, по доверенности от 15.02.2021;
от Правительства Севастополя – ФИО5, по доверенности от 21.09.2021 №8711/01-01-02.1-21/02/21,
у с т а н о в и л:
заместитель прокурора города Севастополя (далее – прокурор) в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества по Республики Крым и г.Севастополю (далее – управление) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – департамент), обществу с ограниченной ответственностью «КСП «Память Ленина» (далее – общества «КСП «Память Ленина»), обществу с ограниченной ответственностью «Галеон» (далее – общество «Галеон») о признании недействительным в силу ничтожности договора аренды земельного участка №706 от 02.08.2019, заключенного между департаментом и обществом «КСП «Память Ленина»; об обязании общества «КСП «Память Ленина» и общества «Галеон» освободить земельный участок с кадастровым номером 91:01:022001:126; о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности города федерального значения Севастополя на земельный участок с кадастровым номером 91:01:022001:126; о возложении на Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя обязанности снять земельный участок с кадастровым номером 91:01:022001:126 с кадастрового учёта. Исковые требования мотивированы тем, что заключенный договор был заключен с нарушением действующего законодательства, в связи с чем указанный выше договор имеет признаки ничтожности.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.09.2021 исковые требования частично. Суд первой инстанции признал недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка №706 от 02.08.2019, заключенный между департаментом и обществом «КСП «Память Ленина». Признал отсутствующим зарегистрированное право собственности города федерального значения Севастополь на земельный участок с кадастровым номером 91:01:022001:126. Суд первой инстанции руководствовался тем, что сведения о реке Ай-Тодорка не исключены из государственного водного реестра, в связи с чем река и пруд (как водоток реки), находящиеся на спорном земельном участке 91:01:022001:126 контур №12, являются поверхностными водными объектами и в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности. Законодательство не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право распоряжаться земельными участками под водным объектом отдельно от самого водного объекта. Земельный участок, на котором находится водный объект в силу требований статьёй 102 Земельного кодекса Российской Федерации, относится к землям водного фонда, на которых не осуществляется формирование земельных участков. Следовательно, соответствующий договор является недействительным в силу своей ничтожности.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Правительство Севастополя, общество «Галеон», общество «КСП «Память Ленина» обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянты полагают, что судом первой инстанции при принятии спорного решения не дана надлежащая правовая оценка вывода экспертного заключения от 17.02.2021 №1633/6-3, которым установлено отсутствие гидравлической связи между рекой Ай-Тодорка и прудом «ФИО6» в пределах земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:126, равно как и не дана оценка пояснению экспертов по данному выводу, принимавших участие в проведении указанного исследования. Кроме того, грунтовые воды не являются признаком поверхностного водотока. При этом в настоящее время реки и даже ручья, впадающего в ФИО6 пруд, не существует. Есть несколько эрозионных ложбин, образованным временными поверхностными водотоками в период обильного выпадения атмосферных осадков и таяния снега. Основное питание Терновского пруда осуществляется в результате разгрузки подземных (грунтовых) вод. Также апеллянты полагают, что ранее (до 01.10.2021) в границах земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:126 имелся водный объект - пруд «ФИО6», не имеющий гидравлической связи с рекой или иными водными объектами.
Кроме того, апеллянты ссылаются на то, что уже после принятия оспариваемого решения суда первой инстанции осуществлено образование самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:126 на основании распоряжения департамента от 27.09.2021 №4760-РДЗ. С обществом «КСП «Имени Ленина» заключено дополнительное соглашение от 01.10.2021 к договору аренды от 02.08.2019 №706. Суть этого дополнительного соглашения свелась к тому, что договор аренды от 02.08.2019 №706 изложен в новой редакции. Предметом договора стал земельный участок с кадастровым номером 91:01:022001:126 в измененных границах.
Прокурор, представители Правительства Севастополя, общества «Галеон», общества «КСП «Память Ленина», департамента, управления в судебном заседании поддержали свои доводы относительно апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Прокуратурой города Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации об охране водных ресурсов, об охране и рациональном использовании земель в охранной зоне реки Ай-Тодорка в районе водоема «ФИО6».
По результатам проверки с привлечением специалистов Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамента городского хозяйства города Севастополя, специалиста-геодезиста установлено, что 02.08.2019 между департаментом и обществом «КСП «Память Ленина» заключен договор аренды №706 земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:126 площадью 1 360 124 кв.м., расположенный по адресу: г.Севастополь, Балаклавский район, с.Терновка, КСП «Память Ленина», категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» (т. 1 л.д. 17-22).
В соответствии со статьёй 1 договора №706 от 02.08.2019 предметом договора является земельный участок 91:01:022001:126 площадью 1 360 124 кв.м., расположенный по адресу: г.Севастополь, Балаклавский район, с.Терновка, КСП «Память Ленина» (далее – участок).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок находится в собственности субъекта федерации - города федерального значения Севастополя, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование (т. 1 л.д. 26, 51-71).
Согласно выписке из ЕГРП от 17.05.2018 №91/ИСХ/18-91298 правообладателем земельного участка 91:01:022001:126 на праве постоянного (бессрочного) пользования является коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» (т. 1 л.д. 26, т. 2 л.д. 24-95) на основании государственного акта на право постоянного пользования землёй от 13.03.1997 серия I-КМ №005319 (т. 1 л.д. 28-35, 72-80, т. 2 л.д. 20-23), согласно выписке из ЕГРП от 22.04.2020 №91/001/050/2020-11656 – находится в аренде у общества «КСП «Память Ленина» с 28.08.2019 на 48 лет (т. 1 л.д. 53).
Указанный земельный участок является многоконтурным, состоящим из 17-ти разрозненных контуров. Общая площадь земельного участка составляет свыше 1,336 млн квадратных метров. Контур №12, площадью 206 492 кв.м.
Пруд «ФИО6» находится полностью в границах земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:126, контур №12.
В материалы дела представлен ответ департамента городского хозяйства города Севастополя, адресованный севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуре с приложением плана-схемы границ земельных работ с.Терновка, КСП «Память Ленина» (КН 9:01:022001:126/12) с указанием границ реки Ай-Тодорка, границ береговой полосы реки Ай-Тодорка, границ прибрежной защитной полосы реки Ай-Тодорка, границ водоохраной зоны реки Ай-Тодорка (т.1 л.д. 86).
С согласия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 17.03.2020 между обществом «КСП «Память Ленина» и обществом «Галеон» заключен договор субаренды земельного участка площадью 206 492 кв.м. №12, входящий в состав вышеуказанного земельного участка (т. 1 л.д. 47-50).
По информации Севприроднадзора в границах участка №12 находятся водные объекты общего пользования - река Ай-Тодорка и пруд «ФИО6», являющийся ее водотоком. Данные водные объекты согласно нормам Водного кодекса РФ, в силу прямого указания закона находятся в собственности Российской Федерации.
Река Ай-Тодорка включена в государственный водный реестр под №21010000312106300000880, тип водного объекта – река. Водоем «ФИО6» также включен в государственный водный реестр под №321299000000190, тип водного объекта – пруд (т. 1 л.д. 87-95), границы береговой линии реки Ай-Тодорка установлены приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севрпироднадзор) от 20.1.22019 №ПР/489 (т.3л.д. 34, 37-41).
В материалы дела представлены акты: от 16.1.02018 №1559 департамента обследования земельного участка 91:01:022001:126, согласно которого о неиспользовании земельного участка по целевому назначению (т. 1 л.д.41-45); от 18.02.2020 Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №60/1/13-2020-Р, согласно которому на земельном участке 91:01:022001:126 в границах прибрежной полосы реки Ай-Тодорка выявлен факт размещения отвалов размываемым грунтом (т.1л.д. 96-97); от 14.05.2021 департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №135/13-2021, подписанный государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области окружающей среды, представителями департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, межрайонной природоохранной прокуратуры, МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, согласно которому на момент обследования земельного участка 91:01:022001:126 в его границах расположен пруд «ФИО6», находящийся в руслу реки Ай-Тодорка, русло реки Ай-Тодорка характеризуется наличием водных ресурсов, течение в реке умеренное (т. 4 л.д. 59-64); от 14.05.2021 обследования территории, подписанный представителями общества «КСП «Память Ленина», общества «Галеон», согласно которому в пределах земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:126 (контур 12) имеется водный объект – пруд ФИО6, выше по рельефу, примерно в 100-150 метрах от пруда выявлено место высачивания грунтовых вод, питающих пруд «ФИО6», выше указанного места высачивания грунтовых вод какой-либо водоток отсутствует, русло реки также отсутствует; ниже пруда «ФИО6» имеется гидротехническое сооружение – плотина, оборудованная водовыпуском, в пределах гидротехнического сооружения наблюдается вытекание воды через водовыпуск (т. 4 л.д. 68-73).
Согласно письму Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгижромет) от 13.08.2021 №620, письма Севприроднадзора №4322/01-22-01-54/02/21 от 19.08.2021 гидрометеорологические наблюдения в бассейне реки Ай-Тодорка, являющейся правым притоком реки Черная, – не проводятся (т. 4 л.д. 114-121).
Полагая интересы неопределённого круга лиц и Российской Федерации нарушенными, прокурор обратился с иском в суд.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку апеллянтами являются ответчики и третьи лица, постольку суд апелляционный инстанции проверяет законность принятого решения в пределах доводов апелляционных жалоб. Прокурор решение суда об отказе в удовлетворении части его исковых требований не обжалует.
Таким образом, апелляционный суд проверяет законность, и обоснованность решения суда первой инстанции лишь по доводам апелляционных жалоб.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствие со статьёй 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, не осуществляется образование земельных участков.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ запрещается образование земельных участков, приводящее к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушению требования законов.
Как следует из подпункта 3 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в публичной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании пункта 3 части 2 статьи 5 ВК РФ водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища) относятся к поверхностным водным объектам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что согласно статье 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с ГОСТ 19179 «Гидрология суши. Термины и определения» река – это водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло; пруд – это мелководное водохранилище площадью не более 1 км; исток реки – начало реки, соответствующее месту, с которого появляется постоянное течение воды в русле. Примечание. Истоком реки часто является родник, болото, озеро или ледник; озеро – естественный водоем с замедленным водообменом.
Судом первой инстанции установлено, что по информации Севприроднадзора в границах участка 91:01:022001:126, контур №12 находятся водные объекты общего пользования – река Ай-Тодорка и пруд «ФИО6», являющийся ее водотоком. Данные водные объекты согласно нормам ВК РФ, в силу прямого указания закона находятся в собственности Российской Федерации.
Статья 31 ВК РФ определяет, что государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
Река Ай-Тодорка включена в государственный водный реестр под №21010000312106300000880, тип водного объекта – река. Водоем «ФИО6» также включен в государственный водный реестр под №321299000000190, тип водного объекта – пруд.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 1 статьи 8 ВК РФ).
Таким образом, исходя из совокупного толкования приведенных положений статей 1, 5, 8ВК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами.
Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале) с помощью водонапорного сооружения.
Суд первой инстанции принял меры к оценке вывода заключения судебной экспертизы от 17.02.2021 №1653/6-3 (т. 3 л.д. 84-110) о том, что в пределах земельного участка с кадастровым номером 91:01:022001:126 нет поверхностного водного объекта река Ай-Тодорка; координаты береговой линии реки Ай-Тодорка и пруда «ФИО6» имеющиеся в материалах дела, не соответствуют фактическим координатам.
Апелляционный суд соглашается с критической оценкой судом первой инстанции выводов судебной экспертизы в данной части.
Как верно указал суд первой инстанции, указанные в заключение эксперта выводы могут свидетельствовать о наличии оснований для проведения процедур, связанных с внесением в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта) и (или) об исключении из реестра сведений о водных объектах – в частности реки Ай-Тодорка (полностью или в части).
При этом как в заключении эксперта от 17.02.2021 №1653/6-3, так и в акте осмотра от 14.05.2021 обследования территории, подписанном представителями общества «КСП «Память Ленина», общества «Галеон», говорится о том, что примерно в 100-150 метрах от пруда выявлено место высачивания грунтовых вод, питающих пруд «ФИО6».
Таким образом, на протяжении 100-150 метров выше по рельефу от пруда «ФИО6» имеются признаки поверхностного водотока.
В акте от 14.05.2021 департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №135/13-2021, подписанном Государственным инспектором Города федерального значения Севастополя в области окружающей среды, представителями департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, межрайонной природоохранной прокуратуры, МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе, согласно которому на момент обследования земельного участка 91:01:022001:126 в его границах расположен пруд «ФИО6», находящийся в русла реки Ай-Тодорка, русло реки Ай-Тодорка характеризуется наличием водных ресурсов, течение в реке умеренное (л.д.59-64 т.4).
При этом предложение суда первой инстанции сторонам составить совместный акт осмотра – лицами, участвующими в деле не исполнено.
Учитывая, что содержание актов не является взаимоисключающим, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии поверхностного водотока, по крайней мере, на протяжении 100-150 метров выше по рельефу от пруда «ФИО6».
Наличие поверхностного водотока после пруда «ФИО6» вниз по рельефу – лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 14.06.2016 №583-ПП «Об утверждении паспортов туристского маршрута активного отдыха в городе Севастополе «Большая севастопольская тропа» - Река Айтодорка является правым притоком реки Черная. Протекая через малорастворимые мергели и глины, река имеет неравномерный режим: после снеготаяния или сильных ливней она переполняется, летом может местами пересыхать. Выше села Терновка на реке имеется водохранилище.
Указанное нормативное описание реки Ай-Тодорка соответствует выводам судебной экспертизы, проведённой в период с 12.08.2020 по 17.02.2021 – то есть в летний период до начала снеготаяния.
Суд первой инстанции отметил, что экспертом указано на проведение исследований «в период обильного выпадения атмосферных осадков, что исключает ошибочность или условность полученных выводов в связи с засушливостью местности, характерной для 2020 года».
В соответствии с частью 5 статьи 71 АПК РФ никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии с пунктами 9, 10 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 №377, для установления местоположения береговой линии (границы водного объекта) применяется картометрический способ определения координат береговой линии (границы водного объекта) с использованием актуального картографического материала наиболее крупного масштаба, а также данных дистанционного зондирования Земли, имеющихся в отношении соответствующей территории в федеральном или ведомственных картографо-геодезических фондах.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) водохранилищ, прудов и их частей осуществляется картометрическим способом на основе местоположения соответствующих объектов гидрографии, указанных на содержащихся в федеральном и ведомственных картографо-геодезических фондах топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории, а также сведений о нормальных подпорных уровнях воды, содержащихся в проектах соответствующих водохранилищ или правилах использования водных ресурсов водохранилищ (при наличии).
При этом установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.
При уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) поверхностных водных объектов: б) береговая линия (граница водного объекта) реки, ручья и канала определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, с учетом уровней воды при руслонаполняющем расходе воды и морфологических особенностей водного объекта; г) береговая линия (граница водного объекта) пруда, водохранилища определяется по нормальному подпорному уровню воды.
Согласно письму Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгижромет) от 13.08.2021 №620, письма Севприроднадзора №4322/01-22-01-54/02/21 от 19.08.2021 гидрометеорологические наблюдения в бассейне реки Ай-Тодорка, являющейся правым притоком реки Черная – не проводятся.
В материалах дела имеется письмо департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя от 30.03.2021 (л.д.39-44 том 6) в котором указанный орган государственной исполнительной власти указал, что «пойма реки Ай-Тодорка - часть дна речной долины, периодически заливаемая водами крупных паводков. Обычно пойму от русла реки отделяет естественный прирусловой вал или защитная дамба (СП 80.13330.2016)»
«Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Ай-Тодорка осуществлялось Севприроднадзором в рамках государственного контракта (исполнитель: ООО «Бюро технической инвентаризации «Техпаспорт») картометрическим (фотограмметрическим) способом на основании инженерно-геодезических изысканий. На реке Ай-Тодорка отсутствует гидропост и, соответственно, данные среднемноголетних уровней воды».
«Протяженность границ реки Ай-Тодорка с учетом правого и левого берегов реки составила по береговой линии - 30,4 км.
Согласно письму ФГБУ «РосИНИВХЦ» Росводресурсов от 30.01.2020 №ВР-0101-20 местоположение береговой линии реки внесено в государственный водный реестр (ГВР), представляющий собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (статья 31 Водного кодекса РФ)».
«В 2014-2015 годах Севприроднадзором в рамках государственного контракта определены границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Ай-Тодорка, которые внесены в ГВР и ЕГРН (письмо Севреестра от 18.01.2016 № 2016/236).
Пруд «ФИО6» также внесен в ГВР с кодом 21010000321299000000190: форма 1.9-гвр. Водные объекты. Изученность».
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя высказал мнение о том, что «В заключении эксперта указывается, что обследования пруда «ФИО6» и реки Ай-Тодорка проводились в январе-феврале 2021 года в период обильного выпадения атмосферных осадков, что исключает ошибочность или условность полученных выводов в связи с засушливостью местности, характерной для 2020 года».
«По данным ФГБУ «Крымское УГМС» за последние 5 лет сложились неблагоприятные гидрометеорологические условия - значительный недобор осадков, теплые зимы (не происходило накопление снежного покрова в горных районах), частые оттепели и значительный дефицит осадков в летний период в 2019 года привели к истощению запасов грунтовых и карстовых вод в верховьях основных рек юго-западного предгорья. В условиях малоснежной зимы 2019-2020 гг. и отсутствия тало-дождевого стока, на реках в зимний и весенний периоды продолжался режим межени, начавшийся с июля 2019 года, иногда прерываемый кратковременными повышениями уровней воды от выпадающих локальных сильных дождей и ливней.
Река Ай-Тодорка относится к реке с паводковым режимом крымского подтипа - паводки наблюдаются преимущественно в зимне-весенний период.
Таким образом, в уровнях рек выделяется 2 этапа: паводочный зимне-весенний и меженный летне-осенний. Питание реки смешанное - атмосферное и подземное».
«Севприроднадзором с целью получения детальной информации о качестве воды рек Кача, Бельбек, Черная с притоками, в 2016 году была создана Территориальная система наблюдений за загрязнением поверхностных водных объектов города Севастополя. На пунктах наблюдений Территориальной системы согласно по Программе наблюдений за загрязнением поверхностных водных объектов проводятся ежегодные мониторинговые наблюдения.
Пункты наблюдений организованы согласно РД 52.24.309-2011 «Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши».
«Пункт наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши №17 рек Ай-Тодорка - с. Черноречье (44°32'34.39" с.ш., 33°40'12.19" в.д.) расположен в 50 м. выше по течению от устья реки Ай-Тодорка при впадении ее в реку Черная. Ближайший населенный пункт - село Черноречье Балаклавского муниципального округа Балаклавского района города Севастополя».
«По данным обследований в период проведения мониторинга в первой и второй декаде марта 2021 года река Ай-Тодорка в месте наблюдения была пересохшей. Также по данным наблюдений в январе, марте, августе, ноябре 2020 года река была пересохшей. В 2019 году в феврале, декабре река была пересохшей, а в мае и июле 2019 года водоток был хотя и незначительный, но позволил сделать отбор проб воды. Достаточный для отбора проб воды расход воды в реке наблюдался в июле, августе, сентябре 2017 года. Все обследования оформлялись актами обследований».
«Согласно рабочему проекту «Паспорт реки Ай-Тодорка», Книга 7, выполненная институтом «Крымгипроводхоз» в 2005 году, река Ай-Тодорка - правый приток реки Черной, впадающей в нее на расстоянии 14 км от устья. Истоком реки является родник Ай-Тодорка, берущий начало на высоте 490 м между горами Бабулган и Казанчик-Кая, название которого и дало названию всей долины. Длина реки 15 км, общее количество прудов, регулирующих местный сток, составляет 4 шт., в том числе пруд «ФИО6». Источником информации при разработке проекта были материалы, полученные при комплексных полевых обследованиях, а также фондовые материалы различных организаций».
«В пределах бассейна выделяются два горизонта подземных вод в четвертичных и нижнемеловых отложениях. Подземные воды в четвертичных отложениях приурочены к аллювиальным-пролювиальным накоплениям русел и пойм реки и боковых балок. Мощность горизонта составляет 1,0-12,0 м. В нижней части долины реки, где мощность аллювиальных отложений достигает 20 и более метров, выделяются два горизонта подземных вод, разделенных слоем водоупорных глинистых пород: первый мощностью до 5 м., второй - до 12 м. Питание водоносного горизонта за счет атмосферных осадков и фильтрации из русел рек и балок. На данном водоносном горизонте находится скважина ГУПС «Водоканал» (ФИО6 водозабор), из которой осуществляется водоснабжение с.Терновка.
Водоносный горизонт в нижнемеловых отложениях приурочен к трещиноватым песчаникам. Мощность от 1,5 м. до 5 м., водоносность низкая. Практического значения горизонт не имеет. Коэффициент связи подземных вод с поверхностным стоком на территории водосборного бассейна реки Ай-Тодорка равен 0,2» (л.д.39-44 т.4).
Лицами, участвующими в деле, указанные выводы уполномоченного органа государственной власти не опровергнуты.
Апелляционный суд отмечает, что указанное мнение департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, также как и заключение эксперта, не является определяющим для арбитражного суда.
Однако лица, участвующие в деле, вправе опровергать имеющиеся в деле доказательства посредством, в частности, заявления ходатайств о проведении дополнительных (или повторных) судебных экспертиз с предложением конкретных вопросов для разрешения экспертом.
Ответчиками по делу соответствующие процессуальные ходатайства заявлены не были.
При указанных обстоятельствах выводы эксперта, в отсутствие сведений о результатах многолетнего гидрометеорологического наблюдения в бассейне реки Ай-Тодорка, принимаются судом лишь в части констатации того, что «на момент проведения исследования» поверхностного водного объекта реки Ай-Тодорка в границах, указанных в реестре – не обнаружено, а сами границы береговой линии реки Ай-Тодорка и пруда «ФИО6» имеющиеся в материалах дела, не соответствуют фактическим координатам.
Таким образом, с учётом того, что сведения о реке Ай-Тодорка не исключены из Государственного водного реестра, суд приходит к выводу, что река и пруд (как водоток реки), находящиеся на спорном земельном участке 91:01:022001:126 контур №12, являются поверхностными водными объектами и в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности.
Вне зависимости от указанного вывода в соответствии с ГОСТ 19179 «Гидрология суши. Термины и определения» исток реки – начало реки, соответствующее месту, с которого появляется постоянное течение воды в русле. Примечание. Истоком реки часто является родник, болото, озеро или ледник.
Как верно указал суд первой инстанции, в случае принятия доводов общества «КСП «Память Ленина» и общества «Галеон», а также заключения судебной экспертизы об отсутствии поверхностного водного объекта – реки Ай-Тодорка вверх по рельефу от пруда «ФИО6» в качестве основания для исключения советующих сведений из Реестра водных объектов, то в таком случае правовой режим пруд «ФИО6» как части водотока реки Ай-Тодорка может быть изменён на режим озера, являющего истоком реки. Такое изменение обстановки на момент рассмотрения иска с момента заключения оспариваемого договора не произошло.
Кроме того, такое изменение обстановки не изменяет правовой режим руслового пруда «ФИО6» в части касающейся отнесения поверхностного водного объекта, к объекту не являющемуся прудом, обводнённым карьером - озеру (истоку реки) – как объекту относящемуся в силу закона к собственности Российской Федерации.
Из приведенных норм права следует, что пруды состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии, поэтому если водный объект относится к федеральной собственности, то его составная часть – покрытая поверхностными водами земля в пределах береговой линии также является федеральной собственностью.
При этом земельный участок как объект земельных отношений не формируется и в этом качестве не может быть предоставлен в аренду. В пользование предоставляется водный объект на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (статья 11 ВК РФ).
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что действующее законодательство не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право распоряжаться земельными участками под водным объектом отдельно от самого водного объекта. Земельный участок, на котором находится водный объект в силу требований статьёй 102 ЗК РФ, относится к землям водного фонда, на которых не осуществляется формирование земельных участков.
В соответствии со статьями 209, 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду
9принадлежит его собственнику, а также лицам, управомоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункт 2 статьи 102 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 214 и пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 1, 5.2 Положения Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432, функции по управлению федеральным имуществом и полномочия собственника в отношении федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
На территории Республики Крым и г.Севастополя указанные функции и полномочия осуществляет Межрегиональное территориальное управление Росимущества по Республике Крым и г.Севастополю (пункты 1, 4.1.1 приказа Росимущества от 25.10.2018 №362 «О Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и г. Севастополе»).
Поскольку в границах спорного земельного участка расположены водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, субъект федерации – город федерального значения Севастополя в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не вправе был распоряжаться таким земельным участком в силу вышеуказанных положений закона.
Суд первой инстанции правильно руководствовался тем, что в силу пунктов 1, 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
На основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Следовательно, если орган власти, не обладающий необходимыми полномочиями собственника, предоставил в аренду хозяйствующему субъекту земельный участок земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящийся в федеральной собственности, такая сделка является недействительной (ничтожной) в силу статьи 168 ГК РФ, поскольку противоречит требованиям статей 1, 5, 8 ВК РФ, статьи 102 ЗК РФ, 209 ГК РФ, нарушает права Российской Федерации и посягает на публичные интересы неограниченного круга лиц.
То обстоятельство, что права ООО «КСП «Память Ленина» на соответствующий земельный участок были установлены Государственным актом на вечное пользование землёй колхозам №531327, Государственным актом на право постоянного пользования землёй I-КМ №005319 не меняет выводы суда о том, что земельный участок находится в федеральной собственности.
Таким образом, общество «КСП «Память Ленина» вправе рассчитывать на приведение своих отношений по поводу земельного участка 91:01:022001:126 в соответствие с российским законодательством в порядке, установленном Законом города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» –в части земельного участка не занятого объектами, находящимися в собственности Российской Федерации в силу закона; в отношении земельного участка в части занятого объектами, находящимися в собственности Российской Федерации в силу закона, – в порядке, установленном федеральным законодательством.
В соответствии со статьёй 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Вместе с тем, статья 1 договора аренды земельного участка №706 от 02.08.2019 определяет предмет договора – земельный участок 91:01:022001:126 в целом, без выделения контура №12, и без выделения в границах обособленного контура №12 части земельного участка, относящегося к землям Российской Федерации.
Иными словами, весь указанный участок является единой вещью.
Доказательств признания незаконным формирования земельного участка в качестве многоконтурного в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для применения положений статьи 180 ГК РФ.
Поскольку в данном случае формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует нормам действующего законодательства (пункт 2 статьи 102 ЗК РФ, пункт 1 статьи 130 ГК РФ), а владение общедоступным поверхностным водным объектом Российская Федерация не утратила, нарушенное право Российской Федерации подлежит восстановлению, в том числе, путем признания отсутствующим права собственности Города федерального значения Севастополя в отношении спорного земельного участка, что соответствует разъяснениям, приведенным в пункте 52 постановления от 29.04.2010 №10/22.
Дополнительно апелляционный суд отмечает следующее.
Представленное в материалы дела дополнительное соглашение от 01.10.2021 к договору аренды от 02.08.2019 №706 не может повлиять на вывод апелляционного суда о законности решения суда первой инстанции ввиду того, что данное соглашение отсутствовало на момент принятия оспариваемого решения.
При этом апеллянты не привели доводов в подтверждение действительности указанной сделки (дополнительного соглашения) в условиях, что она заключена в отношении земельного участка, являющегося объектом федеральной собственности.
Ничто не препятствует лицам, участвующим в деле, решать в установленном ЗК РФ порядке вопросы о разделе соответствующего земельного участка; соответствующие споры могут быть рассмотрены в суде.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.09.2021 по делу №А84-1992/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Севастополя, общества с ограниченной ответственностью «Галеон», общества с ограниченной ответственностью «Коллективное сельскохозяйственное предприятие «Память Ленина» - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А.Тарасенко
Судьи Ю.В. Колупаева
Е.А. Остапова