ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А85-345/19 от 28.02.2024 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
www.21
aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь Дело №А85-345/2019

06 марта 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2024.

Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2024.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучиной А.В.,

при участии:

от Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики – ФИО1, представитель на основании доверенности от 07.02.2023 № 33, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;

от Общества с ограниченной ответственностью «Фин Актив» – ФИО2, представитель по доверенности от 03.07.2023 № 8, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом о высшем юридическом образовании;

рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело №А85-345/2019 (5/200/345/2019, 5/200/2354/2018),

по исковому заявлению Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики

к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточный Бизнес Центр», Обществу с ограниченной ответственностью «Фин Актив»,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Государственной Регистрационной Палаты Министерства юстиции Донецкой Народной Республики

о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,

у с т а н о в и л:

Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики (далее – истец, Фонд, ФГИ ДНР) обратился в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Восточный Бизнес Центр» (далее – ООО «Восточный Бизнес Центр»), Обществу с ограниченной ответственностью «Фин Актив» (далее – ответчик, ООО «Фин Актив», общество) (вместе именуемые – ответчики) о признании за Донецкой Народной Республикой в лице Фонда государственного имущества ДНР права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – нежилые помещения, расположенные на двенадцатом этаже административного здания, литера А-17, площадью 1 840,9 кв.м., по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2019 года по делу № А85-345/2019 (5/200/345/2019, 5/200/2354/2018) исковые требования удовлетворены. Признано за Донецкой Народной Республикой в лице Фонда государственного имущества ДНР право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – нежилые помещения, расположенные на двенадцатом этаже административного здания, литера А-17, площадью 1 840,9 кв.м., по адресу: <...>.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью «Фин Актив» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы ООО «Фин Актив» указало, что суд первой инстанции рассмотрел настоящий спор в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о начатом судебном процессе. Кроме того, ответчик указал, что признание спорных помещений объектом бесхозяйного имущества осуществлено с нарушением установленной процедуры. Также общество указало, что является собственником спорного имущества.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.

Определением от 23.11.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по адресу данного юридического лица. Если иск вытекает из деятельности филиала или представительства юридического лица, такое извещение направляется также по адресу этого филиала или представительства. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 122 АПК РФ, копия судебного акта направляется арбитражным судом по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

Частью 1 статьи 123 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции. (часть 3 статьи 123 АПК РФ)

Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 17.12.2018 возбуждено производство по делу № 5/200/2354/2018.

21.12.2018 судом первой инстанции в адрес Начальника отдела информационных ресурсов и технологий Управления судебной статистики и информационных технологий Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики направлено письмо с просьбой опубликовать объявление о вызове в суд ООО «Фин Актив». (т. 1, л.д. 52)

Доказательств опубликования такого объявления материалы дела не содержат.

Из материалов дела не следует, что копия определения была направлена судом первой инстанции в адрес ООО «Фин Актив».

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют доказательств надлежащего извещения ответчика о судебном разбирательстве по настоящему делу, суд первой инстанции не предпринял каких-либо действий по установлению юридического адреса ООО «Фин Актив» с целью его уведомления о судебном разбирательстве и рассмотрел дело в отсутствие доказательств надлежащего извещения ответчика о судебном процессе.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что настоящее дело рассмотрено в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства.

В рассматриваемом случае в силу части 1 статьи 158 АПК РФ суд первой инстанции должен был отложить судебное заседание, поскольку при неявке ответчика, в отношении этого лица у суда отсутствовали сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции полагает, что отсутствие надлежащих сведений об извещении ответчика о судебном процессе, а также лишение другой стороны возможности представить свои возражения относительно исковых требований привело к процессуальному нарушению и принятию неправильного судебного акта.

Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела нарушены нормы процессуального права, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, для правильного и полного рассмотрения дела.

Рассмотрение дела откладывалось, в том числе для предоставления сторонами дополнительных доказательств.

В судебном заседании 26.02.2024 представитель истца просил исковые требования удовлетворить, представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлен перерыв до 28.02.2024.

После перерыва представители сторон поддержали ранее заявленные позиции.

Иные лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 23.12.2016 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики обратилось в Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики с письмом №7307/04 от 22.12.2016, согласно которому ходатайствовало о вынесении на рассмотрение межведомственной комиссии вопроса государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, вопроса по определению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики органом управления нежилых помещений расположенных на двенадцатом этаже административного здания по адресу: <...>. (т. 1, л.д. 13)

Согласно информационной справке о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их ограничениях (обременений) от 27.04.2017 № ЗИ-50/620, собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...> (помещение на 12 этаже), является Общество с ограниченной ответственностью «Восточный Бизнес Центр» (Код ЕДРПОУ 37253732, основание возникновения права собственности - договор купли-продажи 17.12.2010, выданный частным нотариусом Донецкого городского нотариального округа ФИО3 (л.д. 26).

Согласно выписке из протокола № 34/2017 заседания комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом от 28.04.2017 комиссией принято решение о введении государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, а именно, помещением, расположенным на двенадцатом этаже административного здания, по адресу: <...>, а также определен орган, уполномоченный управлять указанными объектами - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики. (т. 1, л.д. 14)

06 июня 2017 года приказом Фонда государственного имущества №1173 «О государственном управлении бесхозяйным недвижимым имуществом» (с учетом изменений, внесенных приказом Фонда государственного имущества ДНР от 05.09.2018 №2290) на основании протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом от 28.04.2017 №34/2017 введено государственное управление бесхозяйным недвижимым имуществом – нежилыми помещениями общей площадью 1840,9 кв.м., расположенными на 12 этаже административного здания лит. А-17 по адресу: ДНР, <...>; органом, уполномоченным управлять указанным недвижимым имуществом, определено Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики (л.д. 17-19).

17.08.2017 Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики передал, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики приняло объект недвижимого имущества, а именно – нежилые помещения, расположенные на 12 этаже административного здания общей площадью 1840,9 кв.м. по адресу: <...>, что подтверждается подписанным и скрепленным печатями актом приема-передачи №162 и дополнением к акту от 21.09.2018. (т. 1, л.д. 63-64)

12 июня 2017 года информация об объектах недвижимого имущества, в отношении которых введено государственное управление, в частности, нежилых помещений, расположенных на 12 этаже административного здания по адресу: ДНР, г. Донецк, пр-т. ФИО4, 102, размещена на официальном сайте пресс-центра Донецкой Народной Республики (dnr-online.ru) (л.д. 20).

14.06.2018 на официальном сайте пресс-центра Донецкой Народной Республики (dnr-online.ru) размещена информация об изменениях, в отношении, в том числе, нежилых помещений, расположенных на 12 этаже административного здания по адресу: ДНР, г. Донецк, пр-т. ФИО4, 102, указана площадь нежилых помещений - 1917,5 кв.м. (т. 1, л.д. 21)

11.09.2018 на официальном сайте пресс-центра Донецкой Народной Республики (dnr-online.ru) размещена информация об изменениях, в соответствии с которой площадь нежилых помещений, расположенных на 12 этаже административного здания лит. А-17 по адресу: ДНР, г. Донецк, пр-т. ФИО4, 102 составляет 1840,9 кв.м. (т. 1, л.д. 22)

В соответствии с актом осмотра объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <...> от 29.06.2017 в результате осмотра объекта недвижимого имущества, комиссией установлено, что здание находится в хорошем состоянии. (л.д. 23).

В соответствии с извлечением о постановке (взятии) на учёт бесхозяйного недвижимого имущества от 01.09.2017 серия ИЗ № 024666 (с учетом извлечений о несении изменений ИЗ №057991 от 09.07.2018 и ИЗ №070497 от 24.09.2018), недвижимое имущество – нежилые помещения, расположенные на 12 этаже административного здания лит. А-17 по адресу: <...> площадью 1840,9 кв.м., 22.08.2017 взято на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, номер записи в книге 6-9/160 (л.д. 27-29).

Согласно техническому паспорту, изготовленному Донецким отделом технической инвентаризации учёта и оценки недвижимого имущества Государственной Регистрационной палаты Министерства юстиции Донецкой Народной Республики по состоянию на 13.07.2018 общая площадь недвижимого имущества – нежилые здания, расположенные на 12 этаже административного здания лит. А-17 по адресу: <...> составляет 1840,9 кв.м. (л.д. 31-36).

27.03.2018 Министерство доходов и сборов ДНР письмом №3433/6/07-02-13 сообщило председателю Фонда госимущества ДНР о том, что сведения об ООО «Восточный Бизнес Центр» (ИК 37253732» по состоянию на 20.03.2018 в ЕГРЮЛ не внесены.

20 августа 2018 года Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики обратилось к Фонду государственного имущества Донецкой Народной Республики с письмом №5503/07.1, в котором просило Фонд обратиться в суд с исковым заявлением в отношении, в том числе безхозяйного недвижимого имущества – нежилых зданий, расположенных на 12 этаже административного здания лит. А-17 по адресу: <...>. (т. 1, л.д. 39)

12.12.2018 уведомление о подаче исковых заявлений Фондом госимущества ДНР опубликовано на официальном сайте пресс-центра Донецкой Народной Республики (dnr-online.ru). (т. 1, л.д. 46)

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда в суд с иском о признании права собственности на бесхозяйную вещь.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.

Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, предметом спора по настоящему делу являются требования Фонда о признании за государством - Донецкая Народная Республика права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Спор был рассмотрен до принятия Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики».

Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 № 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" Донецкая Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального конституционного закона №5-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Часть 2 статьи 2 Федерального конституционного закона №5-ФКЗ предусмотрено, что нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.

Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются. (часть 3 статьи 2 Федерального конституционного закона №5-ФКЗ)

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорные правоотношения регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно правовыми актами Донецкой Народной Республики в части не противоречащими Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу абзаца 2 п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Аналогичные нормы материального права закреплены в Гражданском Кодексе Донецкой Народной Республики (ст.284)

Как следует из материалов дела, с иском о признании права на бесхозяйную вещь обратился Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики, который руководствовался следующим.

В соответствии с частью 14-2 статьи 1642 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики, введённой в действие Законом Донецкой Народной Республики от 24.09.2020 № 194-ШС, до 1 января 2025 года выявление, учёт, хранение, оценка и распоряжение бесхозяйными недвижимыми вещами, за исключением жилых помещений, жилых домов, хозяйственных построек и хозяйственных сооружений, осуществляются в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики.

Согласно пункту 22 Порядка выявления, учёта, хранения, оценки и распоряжения бесхозяйными недвижимыми вещами, утверждённого Указом Главы Донецкой Народной Республики от 01.02.2021 № 25, при вступлении в силу решения суда Донецкой Народной Республики о признании за Донецкой Народной Республикой права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (или о передаче бесхозяйной недвижимой вещи в собственность Донецкой Народной Республики) Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики на основании решения Межведомственной комиссии о прекращении управления бесхозяйными недвижимыми вещами подаёт в соответствующий орган государственной регистрации вещных прав заявление о государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного недвижимого имущества. После государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного недвижимого имущества органы управления проводят работу по подготовке и согласованию проекта нормативного правового акта о закреплении такого имущества на соответствующем вещном праве согласно законодательству Донецкой Народной Республики.

В соответствии с частью 1 статьи 160 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики Донецкая Народная Республика выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 161 Гражданского кодекса Донецкой Народной Республики органы государственной власти, иные государственные органы от имени Донецкой Народной Республики могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно пункту 1 Положения о Фонде государственного имущества Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 12.09.2019 № 25-6 (далее - Положение о Фонде госимущества), Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики является республиканским органом исполнительной власти со специальными полномочиями, среди прочего, реализующим республиканскую политику, а также координирующим деятельность органов государственной власти в сфере управления объектами государственной собственности, в сфере управления бесхозяйным недвижимым имуществом и имуществом, обращённым в собственность государства, а также использования и отчуждения государственного имущества, в том числе путём приватизации.

В соответствии с пунктом 1.9 Положения о Фонде госимущества к основным задачам Фонда госимущества, в частности, отнесено управление бесхозяйным недвижимым имуществом и имуществом, обращённым в собственность государства.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Указа Главы Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах управления бесхозяйными недвижимыми вещами и имуществом, обращённым в собственность Донецкой Народной Республики» от 26.11.2020 № 412 Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики наделён полномочиями по выявлению, учёту, хранению, оценке и распоряжению бесхозяйными недвижимыми вещами (за исключением жилых помещений, жилых домов, хозяйственных построек и хозяйственных сооружений), а также по управлению имуществом, обращённым в собственность Донецкой Народной Республики, в том числе по обращению в суд с заявлением о признании права государственной или муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Из указанных норм следует, что Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики является органом, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества, а также органом, реализующим государственную политику, в том числе, в сфере бесхозяйного имущества.

Так, с целью разрешения вопросов по введению государственного управления на бесхозяйных объектах недвижимости, обеспечения его сохранности и определения оптимального способа управления им в соответствии с установленными нормами до объявления собственника (подтверждения им надлежащим образом права на данное имущество) или до установления формы собственности указанного имущества в судебном порядке Распоряжением Главы Донецкой Народной Республики от 30.09.2015 № 181 в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, создана межведомственная комиссия по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом (далее - Комиссия), утверждено положение о ней (далее - Положение).

Согласно пункту 4 Положения основными задачами Комиссии, среди прочего, являются: рассмотрение вопроса о введении государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом (объектов недвижимого имущества); определение, в частности, органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики органом управления бесхозяйным недвижимым имуществом на период действия процедуры государственного управления.

Пунктом 13 Положения определено, что решение, изложенное в протоколе Комиссии, является основанием для издания Фондом государственного имущества Донецкой Народной Республики соответствующего приказа по введению государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом.

Из указанного следует, что вопросы отнесения недвижимого имущества к бесхозяйному, введения государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, а также определения на период действия процедуры государственного управления органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики органом управления бесхозяйным недвижимым имуществом, законодательством Донецкой Народной Республики, отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, решение которой является основанием для издания Фондом государственного имущества Донецкой Народной Республики соответствующего приказа по введению государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом.

Пунктом 2.1 Временного порядка выявления, учёта, хранения, оценки бесхозяйного, конфискованного и другого имущества, которое переходит в собственность Донецкой Народной Республики, и распоряжения им, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 12.03.2015 № 3-16 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), установлено, что обязанности по выявлению, учёту, принятию мер по хранению, а также дальнейшему распоряжению бесхозяйным, конфискованным и другим имуществом, которое переходит в собственность Донецкой Народной Республики, возлагаются на Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики и его территориальные органы. Обязанности по управлению бесхозяйным недвижимым имуществом (кроме выморочного) возлагаются на Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики. Управление бесхозяйным недвижимым имуществом осуществляется в порядке, утверждённом Фондом государственного имущества Донецкой Народной Республики.

С целью реализации политики Донецкой Народной Республики в сфере государственного регулирования имущественных прав, повышения эффективности использования объектов недвижимого имущества, а также с целью упорядочения и усовершенствования учёта имущества, находящегося на территории Донецкой Народной Республики, 05 мая 2016 года Приказом Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики № 891 утверждён Порядок государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2, 3 Порядка государственное управление бесхозяйными объектами недвижимого имущества (целостными (едиными) имущественными комплексами предприятий, их структурных подразделений (филиалов, цехов, участков), а также недвижимого имущества в виде зданий, сооружений, помещений, их частей и иного индивидуально определённого имущества, необходимого для осуществления уставной деятельности), бесхозяйными объектами недвижимого имущества жилого фонда (кроме выморочного), собственник которого не выявлен, отсутствует, либо право которого на указанное недвижимое имущество не подтверждено согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики, осуществляет Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики. Под иным индивидуально определённым имуществом в настоящем порядке понимается имущество целостных (единых) имущественных комплексов, являющееся их неотъемлемой частью (механизмы, оборудование, материалы, основные средства) и необходимое для их нормального функционирования. Управление бесхозяйным недвижимым имуществом осуществляется в соответствии с приказом Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики по введению государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, изданным на основании решения межведомственной комиссии по вопросами государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом.

Согласно подпункту 10.1 пункта 10 Порядка после издания приказа о введении государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики направляет в республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере массовых коммуникаций, информацию об объекте недвижимого имущества, в отношении которого введено государственное управление, с целью размещения данной информации в средствах массовой информации Донецкой Народной Республики.

В соответствии с пунктами 7.1, 7.4, 7.8, 7.9 Порядка государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений (обременений) и предоставления информации, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17.12.2016 № 13-41 (далее - Порядок госрегистрации вещных прав), для постановки на учёт бесхозяйного недвижимого имущества Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики подаёт органу государственной регистрации прав заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, акт осмотра бесхозяйного недвижимого имущества с указанием характеристик данного объекта, выписку из протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом и приказ о государственном управлении бесхозяйным недвижимым имуществом и другие документы, предусмотренные настоящим Порядком.

По результатам рассмотрения заявления о постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества государственный регистратор прав принимает решение о постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества или решение об отказе в постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества. На основании принятого решения о постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества государственный регистратор прав вносит записи в Государственный реестр прав и открывает учётное дело.

Пунктом 7.13 Порядка госрегистрации вещных прав установлено, что одним из оснований принятия государственным регистратором прав решения об отказе в постановке на учёт бесхозяйного или выморочного недвижимого имущества является то, что в отношении объекта недвижимого имущества, подлежащего постановке на учёт как бесхозяйное, в органе государственной регистрации прав имеются сведения о зарегистрированных в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики вещных правах на недвижимое имущество и их ограничениях (обременениях) в Государственном реестре прав.

Из материалов дела следует, что 28.04.2017 Межведомственной комиссией по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, введено государственное управление на бесхозяйное недвижимое имущество – помещения нежилые площадью 1840,9 кв.м, расположенные на 12 этаже административного здания лит. А-17 по адресу: ДНР, <...>.

При этом 06.06.2017 Фондом государственного имущества ДНР издан приказ №1173 о введении государственного управления указанным бесхозяйным недвижимым имуществом, соответствующая информация о бесхозяйном объекте недвижимости 12.06.2017 размещена на официальном сайте пресс-центра ДНР (dnr-online.ru), в том числе 14.06.2018 и 11.09.2018 размещены сведения об изменениях в части указания площади помещений и лит. А-17.

Материалы дела не содержат сведений об отмене или оспаривании вышеуказанных решений межведомственной комиссии по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом, а также сведений об отмене в судебном порядке соответствующего приказа Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики.

Пунктом 15 Порядка в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, установлено, что по ходатайству органов государственной власти, органов местного самоуправления, Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики, Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральной прокуратуры Донецкой Народной Республики, государственных корпораций и государственных концернов, межведомственной комиссией по вопросам государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом может быть принято решение об обращении Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики в судебные органы с заявлением о признании за Донецкой Народной Республикой права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, в том числе объекты жилого фонда или с заявлением о передаче такого имущества в собственность Донецкой Народной Республики, либо об обращении Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики совместно с соответствующей районной (за исключением администраций районов в городах) либо городской администрацией, на территории, которой расположен объект бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе жилого фонда, в судебные органы с заявлением о признании права муниципальной собственности на такой объект бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе жилого фонда или с заявлением о передаче объекта бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе жилого фонда в муниципальную собственность, если собственник такого имущества не объявился по истечении 1 (одного) года после издания приказа Фондом государственного имущества Донецкой Народной Республики о введении государственного управления в отношении бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе объектов жилого фонда.

Таким образом, из содержания положений пункта 15 Порядка государственного управления бесхозяйным недвижимым имуществом следует, что в случае, если собственник недвижимого имущества в установленные сроки не объявился, в частности, не исполнял с момента введения государственного управления надлежащим образом обязанности по содержанию недвижимого имуществом, Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики при соблюдении установленной законодательством процедуры с учётом поступивших к нему сведений имеет право на принятие решения об обращении в органы с заявлением о признании за Донецкой Народной Республикой права собственности на такое бесхозяйное недвижимое имущество.

22.08.2017 Государственной регистрационной палатой Министерства юстиции Донецкой Народной Республики осуществлена постановка на учёт спорного недвижимого имущества в качестве бесхозяйного. (т. 1, л.д. 27)

Доказательства наличия решения об отказе в постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорного объекта в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств признания недействительными соответствующих решений государственного регистратора прав.

В материалы дела не представлены доказательства того, что в течение 1 (года) после издания Приказа Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики № 1173 от 06.06.2017 о введении государственного управления в отношении спорного объекта бесхозяйного недвижимого имущества и опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации, объявился собственник, исполнявший обязанность по его содержанию, и право которого на указанное недвижимое имущество подтверждено согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

Более того, материалы дела содержат доказательства несения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР расходов по содержанию спорного имущества (т. 1, л.д. 105-211)

Апелляционной коллегией при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции установлено, что 08.07.2019 право собственности на спорное имущество зарегистрировано за Донецкой Народной Республикой в лице ФГИ ДНР (на основании решения суда первой инстанции по данному делу)

Спорное имущество закреплено за Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР на праве оперативного управления на основании распоряжения Правительства ДНР от 24.09.2019 №106.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, в том числе путем признания права. Иск о признании права может быть заявлен собственником индивидуально­определенной вещи как владеющим, так и не владеющим ею, чьи права оспариваются, отрицаются или не признаются другим лицом, в связи с чем собственник лишен возможности определить юридическую судьбу вещи.

Избрание способа защиты своего нарушенного права является прерогативой истца, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, а также характеру нарушения.

Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастполя на эту вещь.

В то же время согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу изложенных правовых норм принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, а также последующее признание за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке на основании статьи 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможно только в случае отсутствия правопритязаний иных лиц на такое имущество.

Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимости в установленном порядке принят на регистрационный учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, анализируя исследованные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленный объект относится к бесхозяйному недвижимому имуществу, состоящему на учёте в Государственной регистрационной палате Министерства юстиции Донецкой Народной Республики; принят на учёт в установленном порядке, факт его постановки на учёт как бесхозяйного в установленном законом порядке не опровергнут, в связи с чем заявленные Фондом государственного имущества Донецкой Народной Республики в отношении указанного объекта недвижимости требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, ввиду наличия правопритязаний на спорное имущество со стороны ответчика, суд первой инстанции правомерно рассмотрел указанный спор в исковом порядке в арбитражном суде, с учетом наличия компетенции последнего.

Также подлежат отклонению доводы апеллянта о неправомерной передаче спорного имущества, поскольку указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не были подтверждены соответствующими доказательствами.

Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.

Поскольку суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2019 года по делу № А85-345/2019 (5/200/345/2019, 5/200/2354/2018) - отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Донецкой Народной Республикой в лице Фонда государственного имущества ДНР право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – нежилые помещения, расположенные на двенадцатом этаже административного здания, литера А-17, площадью 1 840,9 кв.м., по адресу: <...>.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.И. Сикорская

Судьи И.В. Евдокимов

Ю.В. Колупаева