ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2727/22 от 24.05.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2727/22

Екатеринбург

25 мая 2022 г.

Дело № А50-32034/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Полуяктова А.С.,

судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экспертпроектстрой» на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.08.2021 по делу № А50-32034/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭкспертПроектСтрой» (далее – общество «ЭкспертПроектСтрой») обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление технического заказчика» (далее – учреждение  «УТЗ») о признании недействительными односторонних отказов от исполнения муниципального контракта № 22 на выполнение работ по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинная, 15 от 04.06.2020 и муниципального контракта № 21 на выполнение работ по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. ФИО1, 20а от 10.06.2020.

Решением суда от 02.08.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Экспертпроектстрой» просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Заявитель указывает на то, что у ответчика отсутствовали основания для расторжения муниципальных контрактов, ссылается, что условиями контрактов было предоставлено право на детализацию графика производства работ, в части изменения сроков выполнения этапов работ по контракту. Заявитель утверждает, что до момента принятия ответчиком решений об одностороннем расторжении контрактов,   истец добросовестно исполнял свои обязательства по контракту,  не нарушал такие существенные  условия контракта, как срок и качество  выполнения работ,  работы были выполнены и сданы в тех объемах, которые были предусмотрены контрактами. Общество «Экспертпроектстрой» указывает, что  между сторонами были подписаны дополнительные соглашения к контрактам об изменении доведенных лимитов по источникам финансирования работ, тем самым заказчик изменил существенные условиях контрактов, и нарушил законодательство Российской Федерации о контрактной системе и сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, заявитель  полагает, что ответчиком была нарушена процедура расторжения контрактов, предусмотренная законом о контрактной системе.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение «УТЗ» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

 Как следует из материалов дела, между обществом «ЭкспертПроектСтрой» (подрядчик) и учреждением «УТЗ» (заказчик) заключен муниципальный контракт № 22 от 04.06.2020 на выполнение работ по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинной, 15, по условиям  которого подрядчик обязуется на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинной, 15, в соответствии с техническим заданием заказчика (Приложение № 1), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и сметой контракта (Приложение № 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3), проектной и рабочей документацией (Приложение № 4), перечнем возможных видов и объемов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (Приложение № 6), являющимися неотъемлемой частью контракта, техническими регламентами, а заказчик обязуется обеспечить контроль за ходом выполнения работ, произвести приемку и оплату выполненных надлежащим образом работ в размере и сроки, установленные настоящим контрактом.

Результатом выполненных работ по настоящему контракту является законченный строительством объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального экологического надзора в случаях предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, готовый к вводу в эксплуатацию и в отношении которого подписан акт приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме № КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а, Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 (пункт 1.3 контракта).

В пункте 2.1. контракта № 22 стороны согласовали следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ: с даты заключения настоящего контракта, окончание выполнения работ: не более 793 (семьсот девяносто три) календарных дня с даты заключения контракта.

При этом, сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Срок исполнения контракта может быть изменен по основаниям, предусмотренным статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Согласно пункту 3.1. контракта № 22 цена контракта составляла                       290 728 525 руб. 81 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов 48 454 754 руб. 30 коп.

В соответствии с пунктом 4.1.1  контракта № 22 подрядчик  обязан в установленные настоящим контрактом сроки выполнить работы, предусмотренные техническим заданием, в соответствии с проектной и рабочей документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ, требованиями настоящего контракта и действующих на момент выполнения работ правовых и нормативных актов, строительных норм и правил, технических регламентов и сдать заказчику результат выполненных работ; обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией; обеспечить поставку необходимых для строительства или реконструкции материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение.

 В соответствии с подпунктом 5.1.2. контракта в обязанности заказчика входило передать подрядчику по акту приема-передачи в течение 5 рабочих дней с даты подписания настоящего контракта: строительную площадку для производства работ на объекте; утвержденную проектную документацию; рабочую документацию со штампом «в производство работ»; копию разрешения на строительство Объекта; копию приказа о назначении уполномоченного представителя.

Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ к контракту № 22 работы по выносу наружных сетей водоснабжения, демонтажные работы, вывоз отходов ТБО должны были быть выполнены в течение 2 месяцев после заключения контракта, то есть до 03.08.2020.

 После выполнения указанных работ подрядчик обязан был приступить к выполнению общестроительных работ, работам устройству теплосети.

К работам по устройству тепломеханической части ИТП подрядчик обязан был приступить с 04.09.2020.

 Работы по устройству наружных сетей водоснабжения, наружных сетей канализации, наружных сетей электроснабжения подрядчик обязан был выполнить в период сентября по ноябрь 2020 года.

Подрядчик 30.06.2020 направил в адрес заказчика график строительно-монтажных работ с сопроводительным письмом № 622 от 29.06.2020.

Подрядчик 15.07.2020 направил заказчику откорректированный график производства работ, что подтверждается письмом от 13.07.2020 № 701.

Согласно протоколам совещаний  от 21.07.2020, 23.07.2020, 28.07.2020, 31 07.2020, 04.08.2020, 06.08.2020 срок выполнения работ переносился в связи с тем, что они не были завершены подрядчиком.

Сторонами к контракту № 22 подписано дополнительное соглашение № 1  от 04.08.2020, согласно которому контракт дополнен пунктом 7.19, регламентирующим порядок согласования расходования резерва средств на непредвиденные работы. Пункт 3.5. контракта изложен в новой редакции, на основании которой размеры средства на дополнительные затраты на производство строительно-монтажных работ в зимнее время, дополнительные затраты на временные здания и сооружения, учтены в стоимости конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ сметы контракта по нормативам, в соответствии с законодательством. Смета контракта принята в новой редакции, при этом общая стоимость работ не изменилась, определен размер непредвиденных затрат 2% - 4 750 466 руб.                  11 коп.

Заказчик 05.08.2020 направил подрядчику письмо № 059-34/1-01-09-1-1606 о соблюдении сроков по объекту, что подготовительные работы должны быть завершены до начала строительно-монтажных работ, то есть до 04.08.2020. При этом подрядчиком не завершены демонтажные работы, не выполнено устройство временных дорог, не закончена расчистка территории от мусора, отсутствует освещение строительной площадки, отсутствует оснащение строительной площадки противопожарным инвентарем, не закреплены знаки геодезической разбивочной основы. Заказчик потребовал устранить нарушение сроков выполнения работ.

Сторонами к контракту № 22 подписано дополнительное соглашение № 2 от 06.08.2020 в связи с изменением банковских реквизитов подрядчика, а также дополнительное соглашение № 3 от 13.08.2020 в связи с изменением юридического адреса, номера телефона подрядчика.

Согласно письму от 24.08.2020 № 059-34/1-01-09-1-1774 заказчик предложил подрядчику представить документы, подтверждающие устранение замечаний, указанных в письме от 17.08.2020 № 807.

Стороны 31.08.2020 подписали акт о приемке выполненных работ за август 2020 на сумму 3 499 278 руб. 82 коп., согласно которому подрядчик выполнил часть демонтажных работ.

Подрядчик в письмах от 25.08.2020 № 850 и от 27.08.2020 № 860 сообщил заказчику, в том числе, о повреждении в пятне застройки кабеле 6 кВ, что не позволяет продолжить выполнение строительно-монтажных работ.

В письме № 059-34/1-01-09-1-1861 от 02.09.2020 заказчик уведомил подрядчика о том, что наличие охранной зоны кабеля 6 кВ в пятне застройки блока Б, до момента его выноса на основании подписанного Соглашения о компенсации, позволяет погрузить не менее 50% свай, при соблюдении требований нормативных документов. В связи с чем, приостановление выполнения работ не допустимо. Предоставление узла демонтажа колонн не оказывает влияния на выполнение оставшихся демонтажных работ (ребристые плиты покрытия, металлические фермы, прогоны), которые должны быть продолжены.

Заказчик 02.09.2020 выдал подрядчику предписание № 1 для устранения нарушений.

Стороны  подписали дополнительное соглашение № 5 от 17.09.2020 на основании пункта 4.1.24 контракта № 22, которым определили перечень и объемы работ, подлежащих выполнению силами подрядчика без привлечения других лиц.

Заказчик 18.09.2020 уплатил подрядчику денежную сумму в размере 3 499 278 руб. 82 коп. по  платежному поручению № 312662.

Согласно  акту осмотра строительной площадки, составленному  18.09.2020, работы не ведутся.

В письме от 21.09.2020 № 059-34/1-01-09-1-2051 заказчик указал подрядчику, что не начаты работы по наружным сетям водоснабжения, канализации и электроснабжения, не ведутся работы по устройству теплосети и тепломеханической части ИТП, не закончен вынос сетей водоснабжения, не закончены демонтажные работы и вывезен мусор, ориентировочное невыполнение составляет 14,5 млн. руб. Потребовал устранить нарушения, в том числе в части сроков выполнения работ, установленных графиком производства работ.

Стороны заключили дополнительное соглашение № 4 от  28.09.2020 к контракту № 22, изложив пункты 9.2.2. и 9.7 контракта, касающиеся начисления неустойки за нарушение подрядчиком сроков исполнения обязательств, в новой редакции.

Стороны заключили дополнительное соглашение № 6 от 28.09.2020 к контракту № 22, изложив пункт 3.2. контракта, в котором указаны объемы финансирования выполняемых работ в 2020 и в 2021 годах, в новой редакции.

Согласно письму от 28.09.2020 № 059-34/1-01-09-1-2097 заказчик сообщил о том, что документация, подтверждающая устранение подрядчиком замечаний, указанных в предписании № 1 от 02.09.2020, не направлена в адрес заказчика.

Подрядчик представил в материалы дела акт рабочей комиссии по фиксации объемов выполненных работ от 09.10.2020, который со стороны заказчика не подписан. Данный акт направлен в адрес заказчика с сопроводительным письмом от 12.10.2020 № 1002.

Заказчик принял решение № 059-34/1-01-09-1-2137 от 19.10.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 22, указав, что подрядчиком неоднократно нарушались условия контракта, что подтверждается письмами, предписанием № 1, протоколами совещаний. Меры по устранению выявленных замечаний и допущенных нарушений подрядчиком не приняты. Согласно акту обследования строительной площадки объекта от 18.09.2020  установлено, что работы не ведутся. Сроки выполнения работ по выносу наружных сетей водоснабжения, по демонтажным работам, по вывозу отходов ТБО нарушены. Подрядчик не приступил к выполнению общестроительных работ, работ по устройству наружного электроснабжения, теплосети, наружных сети водоснабжения, наружных сети канализации, тепломеханической части ИТП.

Информация о расторжении контракта размещена на интернет-сайте zakupki.gov.ru 06.11.2020.

Подрядчик  в письме от 13.11.2020 № 1086  предложил заказчику  расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю приняло решение № РНП-59-536 от 18.11.2020 о включении сведений об истце в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия пришла к выводу о том, что подрядчиком нарушены условия контракта, не представлены доказательства совершения подрядчиком всех необходимых действий для исполнения условий контракта, подрядчик нарушает права заказчика относительно условий и срока выполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, нарушает обеспечение публичных интересов в правоотношениях. По мнению комиссии, действия подрядчика являются недобросовестными.

В письме от 19.11.2020 № 059-34/1-01-09-1-2582 заказчик  сообщил подрядчику о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта № 22, о вступлении данного решения в законную силу с 06.11.2020, о прекращении обязательств по контракту.

Между обществом «ЭкспертПроектСтрой» (подрядчик) и учреждением «УТЗ» (заказчик) заключен муниципальный контракт № 21 от 10.06.2020 на выполнение работ по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. ФИО1, 20а, в соответствии с которым  подрядчик обязуется на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. ФИО1, 20а, в соответствии с техническим заданием заказчика (Приложение № 1), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и сметой контракта (Приложение № 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3), проектной и рабочей документацией (Приложение № 4), перечнем возможных видов и объемов работ, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту (Приложение № 6), являющимися неотъемлемой частью Контракта, техническими регламентами, а Заказчик обязуется обеспечить контроль за ходом выполнения работ, произвести приемку и оплату выполненных надлежащим образом работ в размере и сроки, установленные настоящим Контрактом.

В пункте 2.1. контракта № 21 стороны согласовали следующие сроки выполнения работ: начало выполнения работ: с даты заключения настоящего контракта, окончание выполнения работ: не более 420 календарных дня с даты заключения контракта.

При этом, сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

Срок исполнения Контракта может быть изменен по основаниям, предусмотренным статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Согласно пункту 3.1. контракта № 21 цена контракта составляла 206 699 120 руб. 00 коп., в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20  процентов 34 412 441 руб.54 коп.

Остальные условия контракта № 21, аналогичны условиям контракта              № 22.

Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ к контракту № 21 подрядчик обязан был выполнить работы по разбивке осей зданий и сооружений (вынос сетей в натуру) в течение месяца с момента заключения контракта, приступить к выполнению строительно-монтажных работ с 10.07.2020.

Работы по наружным сетям канализации подрядчик обязан был выполнить в период с июня по ноябрь 2020 года.

Приступить к выполнению работ по наружным сетям электроснабжения, канализации, теплоснабжения, наружному освещению подрядчик обязан был с 10.10.2020.

Стороны также подписали дополнительные соглашения № 1 - № 6 к контракту № 21 с условиями, аналогичными условиям в дополнительных соглашениях № 1 - № 6 к контракту № 22.

В июне 2020 года заказчик передал подрядчику строительную площадку.

Подрядчик  30.06.2020 направил в адрес заказчика график строительно-монтажных работ с сопроводительным письмом № 623 от 29.06.2020.

В протоколах оперативных совещаний, подписанных обеими сторонами, от 30.06.2020, от 02.07.2020, 07.07.2020, 14.07.2020, 21.07.2020, 23.07.2020, 28.07.2020, 31.07.2020, 04.08.2020, 06.08.2020, 13.08.2020 стороны указывали на подлежащие выполнению подготовительные работы, в том числе сроки их выполнения, на повторный перенос сроков выполнения работ в связи с их несоблюдением подрядчиком.

Подрядчик 15.07.2020 направил заказчику откорректированный график производства работ, что подтверждается письмом от 13.07.2020 № 701.

Заказчик 20.07.2020 направил подрядчику чертежи измененной рабочей документации.

Заказчик в письме № 05934/1-01-09-1-1604 от  05.08.2020 сообщил, что подготовительные работы должны быть завершены до начала строительно-монтажных работ, то есть до 10.07.2020. При этом подрядчиком не выполнены работы по выносу сетей водоснабжения, не закончена расчистка территории от мусора, отсутствует освещение строительной площадки, не обеспечено оснащение строительной площадки противопожарным инвентарем, не закреплены знаки геодезической разбивочной основы, отсутствует видеонаблюдение. Строительно-монтажные работы не начаты. Потребовал устранить нарушение сроков выполнения работ.

В акте осмотра строительной площадки от 14.08.2020 указано на выполнение работ по погружению контрольных свай, вывоз порубочных остатков. Также указано, что отсутствует пункт мойки колес, видеонаблюдение.

Согласно актам осмотра строительной площадки, составленным  18.08.2020, 26.08.2020, 01.09.2020, 04.09.2020, 08.09.2020, 10.09.2020, 15.09.2020, 17.09.2020,  работы на объекте не ведутся.

В акте осмотра строительной площадки 21.08.2020 указано, что выполняются работы по динамическому испытанию свай, срезке плодородного слоя. Также указано на отсутствие системы видеонаблюдения, плана пожарной защиты объекта.

В соответствии с актом о приемке выполненных работ от 31.08.2020 № 1 подрядчик выполнил работы по выносу осей в натуру на сумму 56 183 руб. 08 коп.

Заказчик 14.09.2020 оплатил подрядчику 56 183 руб. 08 коп. по платежному поручению № 305415.

В письме № 05934/1-01-09-1-2030 от 18.09.2020 заказчик потребовал выполнить работы по устройству системы видеонаблюдения по периметру строительной площадки.

Согласно письму от 21.09.2020 № 05934/1-01-09-1-2052 заказчик сообщил подрядчику о нарушении графика строительно-монтажных работ, требований охраны труда и техники безопасности, требований по организации строительного производства, требований пожарной безопасности, требований содержания строительной площадки и культуры производства на объекте. Строительно-монтажные работы не ведутся, ориентировочное невыполнение составляет 29,9 млн. руб. Потребовал устранить нарушения, в том числе в части сроков выполнения работ, установленных графиком производства работ.

В письме от 28.09.2020 № 05934/1-01-09-1-2101 заказчик потребовал представить исполнительную документацию на выполненные работы.

Подрядчик представил в материалы дела акт рабочей комиссии по фиксации объемов выполненных работ от 09.10.2020, который со стороны заказчика не подписан. Данный акт направлен в адрес заказчика с сопроводительным письмом от 12.10.2020 № 1002.

Заказчик принял решение № 059-34/1-01-09-1-2134 от 19.10.2020 об одностороннем отказе от исполнения контракта № 21, указав на то, что подрядчиком неоднократно нарушались условия контракта. Заказчик ссылается на письма от 05.08.2020 № 05934/1-01-09-1-1604, от 18.09.2020 № 05934/1-01-09-1-2030, от 21.09.2020 № 05934/1-01-09-1-2052, от 28.09.2020 № 05934/1-01-09-1-2101, протокол оперативного совещания от 17.09.2020. Также заказчик указывает на то, что подрядчик к выполнению строительно-монтажных работ не приступил, рабочей комиссией установлено, что работы на объекте не ведутся, на строительной площадке отсутствует пункт мойки колес, видеонаблюдение, нет плана пожарной защиты объекта, не исполняются сроки протоколов оперативных совещаний. Меры по устранению выявленных замечаний и допущенных нарушений Подрядчиком не приняты.

Информация о расторжении контракта размещена на интернет-сайте zakupki.gov.ru 06.11.2020.

Подрядчик  в письме  от 13.11.2020 № 1087 предложил заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю приняло решение № РНП-59-537 от 18.11.2020 о включении сведений об истце в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия пришла к выводу о том, что не представлены доказательства совершения подрядчиком всех необходимых действий для исполнения условий контракта, подрядчик нарушает права заказчика относительно условий и срока выполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, нарушает обеспечение публичных интересов в правоотношениях. По мнению комиссии, действия подрядчика являются недобросовестными.

Стороны также сообщили следующую информацию об исполнении контрактов.

Истец представил в материалы дела письма от 23.07.2020 № 736, от 04.08.2020 № 782, от 04.08.2020 № 783, от 11.08.2020 № 792, от 11.08.2020 № 793 свидетельствующие о том, что уведомлял ответчика о привлечении к выполнению работ субподрядных организаций, которые являются субъектами малого предпринимательства.

Истец 03.08.2020 передал ответчику с сопроводительным письмом акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, исполнительную документацию по временным ограждениям и сооружениям, наружным сетям водопровода, по демонтажным работам.

Подрядчик 09.10.2020 направил заказчику с сопроводительным письмом от 08.10.2020 № 997 следующую документацию по контрактам: акты о приемки выполненных работ за сентябрь 2020, справки о стоимости выполненных работ, ведомости объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, счета на оплату, исполнительную документацию (по объекту ул. Целинная, 15: схему временной дороги, организация пункта мойки колес, устройство временного ограждения, снос зеленых насаждений, демонтажные работы, геодезическая разбивка основы для здания, в отношении объекта ул. ФИО1 20а: геодезическая разбивка основы для здания, схему временной дороги, организация пункта мойки колес, устройство временного ограждения, расположение пробных свай, наружные сети водоснабжения, снос зеленых насаждений).

Подрядчик 20.10.2020 с сопроводительным письмом № 1020  передал заказчику следующую документацию по контрактам: по объекту ул. ФИО1, 20а - акты о приемки выполненных работ за сентябрь 2020 (вынос осей в натуру, общестроительные работы на сумму 165 594 руб. 00 коп., наружные сети водопровода, испытание свай, устройство въездной группы), справки о стоимости выполненных работ, ведомости объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, по объекту ул. Целинная, 15 - акты о приемки выполненных работ за сентябрь 2020 (демонтажные работы на сумму 916 447 руб. 20 коп., общестроительные работы на сумму 1 461 246 руб. 00 коп., испытание свай, устройство въездной группы, вынос сетей в натуру), справки о стоимости выполненных работ, ведомости объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ. Также направлена исполнительная документация. Подрядчик предложил заказчику передать проекты соглашений о расторжении контрактов.

Заказчик в письме № 05934/1-01-09-1-2362  от 26.10.2020 сообщил подрядчику о замечаниях к представленной исполнительной документации, об отсутствии справки о стоимости выполненных работ и затрат на сумму                   146 317 руб. 19 коп., предложил откорректировать представленную исполнительную документацию.

Подрядчик 06.11.2020 направил в адрес заказчика исправленную исполнительную документацию в отношении объектов по ул. Целинная, 15 и ФИО1, 20а.

Согласно уведомлению о вручении почтового отправления                                № 800806530033104 решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов получены подрядчиком 26.10.2020.

При этом, истец сообщил, что согласно отчету отслеживания почтовых отправлений с сайта почты России решения об односторонних отказах доставлены истцу 28.10.2020. Подрядчик имел право устранить нарушения в течение 10 рабочих дней. В связи с чем, исправленная исполнительная документация направлена ответчику (06.11.2020) в пределах срока устранения нарушений.

Истец 15.02.2021 направил в адрес ответчика претензии № 109 и № 110 с требованием уплатить задолженность за выполненные по контрактам работы и штраф.

По мнению истца, ответчик допустил просрочку исполнения своих обязательств по контрактам в части неоплаты выполненных работ, несвоевременного предоставления исправленной проектной документации, уменьшения объема финансирования на 2020 года без увеличения сроков выполнения работ. Ответчик не вернул истцу некорректную исполнительную документацию.

Истец также указывает, что работы не были выполнены в срок в связи с недобросовестным поведением ответчика.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с исковым заявлением о признании решений ответчика от 19.10.2020 № 059-34/1-01-09-1-2134 и № 059-34/1-01-09-1-2137 об одностороннем отказе от исполнения контрактов № 21 и № 22 недействительными.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу о том, что отказ заказчика от исполнения муниципальных контрактов соответствует закону, поскольку обусловлен регулярным нарушением со стороны подрядчика сроков выполнения работ по контракту.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Суды верно исходили из того, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о договоре подряда и  Законом № 44-ФЗ.

Согласно статьям 309, 310  ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, установленных законом или предусмотренных договором.

Исходя из статей 702, 740, 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

На основании пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

На основании пунктов 1, 2 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

Если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.

Пунктом 3 статьи 723 ГК РФ установлено, что в случаях, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно статье 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).

Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).

Согласно пункту 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 10.3. контрактов заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в случаях: нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, в том числе этапов работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3), в том числе этапов работ, по его вине более чем на 10 рабочих дней, а также прекращения или приостановления выполнения работ при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный настоящим контрактом срок объект не будет передан заказчику (подпункт 10.3.1 контрактов); неисполнения подрядчиком требования заказчика и/или надзорных органов устранить недостатки результата работ (подпункт 10.3.2. контрактов).

         Судами установлено, что  по контракту № 22 от 04.06.2020 подрядчик принял на себя обязательство на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по реконструкции здания под размещение общеобразовательной организации по ул. Целинной, 15. При  этом срок исполнения контракта составляет 793 дня, то есть до 06.08.2022. Сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

         По контракту № 21 от 10.06.2020 подрядчик принял на себя обязательство на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по строительству плавательного бассейна по адресу: ул. ФИО1, 20а, в срок не более 420  календарных дней с даты заключения контракта, то есть до 04.08.2021. Сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по контракту определяются в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью контракта.

         Исследовав  и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе переписку сторон, пояснения заказчика, требования об устранении нарушений, протоколы совещаний по объектам, подписанных обеими сторонами, судами установлено, что подрядчиком регулярно нарушались сроки выполнения работ, заказчиком  неоднократно переносились сроки выполнения работ по причине их невыполнения подрядчиком.

Доказательства того, что работы выполнялись в соответствии с подписанными сторонами графиками производства работ, в материалы дела истцом не представлены (статья 65 АПК РФ).

         Представленные ответчиком детализированные сетевые графики выполнения строительно-монтажных работ по контрактам в соответствии с подпунктом 4.1.25 контрактов  были аннулированы заказчиком, поскольку последним  при  сопоставлении сроков по детализированным сетевым графикам с графиками выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3) к контрактам было выявлено несоответствия по окончательному сроку выполнения строительно-монтажных работ по контрактам. Кроме того, детализированные графики выполнения отдельных этапов работ по контрактам № 21, 22 были подписаны неуполномоченным лицом заказчика, заказчик согласие на изменение сроков выполнения работ не направлял в адрес подрядчика, дополнительные соглашения об изменении сроков выполнения этапов работ по контрактам не заключались.

При изложенных обстоятельствах, установив факт нарушения  обществом «Экспертпроектстрой» обязанности по выполнению работ по контрактам, в соответствии с графиками выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 3), являющиеся неотъемлемой частью контрактов, что является существенным нарушением условий контрактов,  суды пришли к выводу о том, что отказ заказчика от исполнения контрактов является законным и обоснованным.

С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований судами отказано правомерно.

            Довод подрядчика о том, что на сроки выполнения работ повлияли заключенные сторонами дополнительные соглашения к контрактам,  был исследован судами и отклонен, поскольку упомянутые дополнительные соглашения не касались изменения сроков выполнения работ. Суд апелляционной инстанции отметил, что в данном случае в связи с  внесением  изменений расходной части бюджета, 28.09.2020 между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 6 об изменении сумм доведенных лимитов по источникам финансирования по годам. Судом апелляционной инстанции учтено, что условиями контрактов авансирование не предусмотрено, работы подлежат оплате только после их приемки заказчиком. Доказательств того, что работы были выполнены и приняты заказчиком, но не оплачены именно ввиду отсутствия необходимых денежных средств, что повлекло за собой невозможность продолжения исполнения контрактов со стороны подрядчика, в материалы дела не представлено. Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждено, что нарушение подрядчиком промежуточных сроков  выполнения работ, являющееся основанием для отказа от контрактов, допущено еще до изменения сумм доведенных лимитов по источникам финансирования и до подписания соответствующих дополнительных соглашений об изменении лимитов и не связано с изменением объемов финансирования на 2020 год, а по существу обусловлено ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязанностей по контрактам.

           Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций,  не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права,  нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда  подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 02.08.2021 по делу № А50-32034/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Экспертпроектстрой» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               А.С. Полуяктов

Судьи                                                                            М.В. Торопова

                                                                                             Т.В. Сулейменова