Арбитражный суд Амурской области
675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163
тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48
е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Благовещенск
Дело №
А04-2989/2011
“
13
“
сентября
2011 г.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 13.09.2011.
Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2011.
Арбитражный суд Амурской области в составе судьи Дорощенко Г.А.,
при ведении протокола и протоколировании с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Рябовой Ш.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Общества с ограниченной ответственностью «Заказчик» рабочего поселка (пгт) Прогресс
ОГРН <***>
ИНН <***>
к
Обществу с ограниченной ответственностью «Прогрессбизнесстрой»
ОГРН <***>
ИНН <***>
о взыскании 304 289 руб. 00 коп.
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «ТЕМБР-П»
ОГРН <***>
ИНН <***>
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 доверенность от 27.07.2011 сроком до 31.12.2011, ФИО2 доверенность от 11.01.2011 сроком до 31.12.2011 (до и после перерыва),
от ответчика: ФИО3, директор (до и после перерыва),
от третьего лица: не явилось, извещено заказным письмом № 27850, вручено 29.08.2011 (до и после перерыва),
установил:
В судебном заседании 05.09.2011 объявлялся перерыв до 12.09.2011 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ, информация о перерыве была размещена на официальном сайте суда.
Общество с ограниченной ответственностью «Заказчик» рабочего поселка (пгт) Прогресс (далее - ООО «Заказчик», истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Прогрессбизнесстрой» (далее - ООО «Прогрессбизнесстрой», ответчик) о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанностей по договору подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009 в размере 304 289 руб. 00 коп.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 24.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Общество с ограниченной ответственностью «ТЕМБР-П» (далее – ООО «ТЕМБР-П»).
Исковые требования обоснованы тем, что между ООО «Заказчик» и ООО «Прогрессбизнесстрой» был заключен договор подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009 (далее – договор), предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах № 54, ул. Заводской, № 10, ул. Ленинградской пгт. Прогресс.
В соответствии с данным договором Подрядчик обязуется выполнить с надлежащим качеством все работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим договором, и сдать работы Заказчику. Производить работы в полном соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами. Заказчик обязуется произвести оплату выполненных работ в соответствии с условиями договора.
На объекте, расположенном по ул. Ленинградская, 10 необходимо было выполнить капитальный ремонт крыши, стоимость работ составила 2 531 987 руб. В состав данных работ по ремонту крыши входили работы по замене вентиляции: восстановление кладки вентиляционного короба, с последующей установкой на них асбестоцементных труб.
Акт о приемке выполненных работ был подписан 22.12.2009, сумма за выполненные работы по капитальному ремонту была перечислена в полном объеме 13.05.2010.
После сдачи работ и подписания акта выполненных работ, в ООО «Заказчик» как управляющую компанию начали поступать жалобы собственников многоквартирного дома № 10 по ул.Ленинградская о плохой работе вентиляции либо о полном отсутствие вентиляции в жилых помещениях. Данный факт был подтвержден протоколами № 81, № 238 лабораторных исследований параметров микроклимата, а также актом № 1 государственной жилищной инспекции.
Раздел 9 договора предусматривает гарантийные обязательства Подрядчика, где подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями; срок нормальной эксплуатации объекта в течении 5 лет, с даты подписания сторонами акта приема-сдачи выполненных работ; устранение за свой счет недостатков, допущенных по вине Подрядчика.
Совместно с ответчиком, представителем дома по ул. Ленинградская, 10 и Администрацией пгт. Прогресс был составлен акт по факту осмотра кровли указанного дома, в результате осмотра которой было установлено: плохая работа вентиляции, вследствие чего, была необходима установка асбестоцементных труб диаметром не менее 400 мм, высотой не менее 4 м. каждая, всего труб 18 штук, а также поднятие кирпичной кладки вентиляционных коробов в срок до 01.07.2010.
Ответчик представил в адрес истца гарантийное письмо о производстве замены асбестоцементных труб диаметром 200 мм на диаметр 400 мм в срок до 10.06.2010, однако данные работы ответчик в указанные сроки не выполнил.
В виду того, что некачественно выполненные работы самостоятельно ответчиком не были устранены, собственники многоквартирного дома обратилось в суд. Решениями Райчихинского городского суда исковые требования собственников были удовлетворены. Данными решениями суд обязал ООО «Заказчик» устранить недостатки выполненных работ по ремонту системы вентиляции, взыскал с ООО «Заказчик» в пользу собственников 39 528 руб.
Пункт 10.2. договора определяет возможность Заказчика самостоятельно устранять недостатки выполненных работ, в случае уклонения Подрядчика от устранения выявленных недостатков выполненных работ. При несвоевременном устранении недостатков Подрядчиком, Заказчик вправе поручить исправление недостатков третьим лицам за счет Подрядчика.
29.03.2011 между истцом и подрядной организацией ООО «ТЕМБР-П» был заключен договор на выполнение работ по замене асбестоцементных треб диаметром 200 мм на 400 мм, стоимость выполнения работ составила 189 161 руб. Асбестоцементные трубы были приобретены ООО «Заказчик» в количестве 18 штук на сумму 75 600 руб., что подтверждается платежным поручением № 182 от 18.03.2011.
Работы ООО «ТЕМБР-П» были выполнены в полном объеме, акт приемки выполненных работ подписан 07.04.2011, акт с собственниками о выполненных работах и об отсутствии претензий по выполненным работам подписан 07.04.2011.
Таким образом, при устранении выявленных недостатков при выполнении ООО «Прогрессбизнесстрой» работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по ул. Ленинградская, 10, ООО «Заказчик» понесло убытки на общую сумму 304 289 рублей, из которых: расходы, понесенные ООО «Заказчик» в связи с обращением собственников многоквартирного дома по ул. Ленинградская, 10 в Райчихинский городской суд - 39 528 руб., стоимость выполнения работ по договору подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 - 189 161 руб., стоимость асбестоцементных труб диаметром 400 мм, приобретенных ООО «Заказчик» - 75 600 руб.
На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанностей по договору подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009 на капитальный ремонт в размере 304 289 руб.
Судом в судебном заседании 17.08.2011 приняты к рассмотрению уточненные исковые требования о взыскании с ответчика 150 380 руб., из которых расходы, понесенные в связи с обращением собственников многоквартирного жилого дома № 10 по ул. Ленинградская в Райчихинский городской суд в размере 39 528 руб., стоимость выполненных работ по договору подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 в размере 110 852 руб.
Истец в судебном заседании 12.09.2011 представил уточнение исковых требований, согласно которому просил взыскать с ООО «Прогрессбизнесстрой» убытки в размере 139 735 руб. 60 коп., указал, что ООО «Заказчик» понесло убытки на общую сумму 235 735 руб. 60 коп., в том числе: убытки, понесенные в связи с обращением собственников многоквартирного дома по ул. Ленинградская, 10 в Райчихинский городской суд - 39 528 руб., убытки, понесенные в связи с выполнением работ третьим лицом по договору подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 – 138 789 руб. 90 коп., убытки, понесенные в связи с приобретением асбестоцементных труб на сумму 57 417 руб. 66 коп. При этом между ООО «Прогрессбизнесстрой» и ООО «Заказчик» был произведен взаимозачет на сумму 96 000 руб.
Судом уточенные исковые требования приняты к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец на уточненных исковых требованиях настаивал в полном объеме, представил подробный письменный расчет заявленных требований.
Ответчик относительно заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном письменном отзыве на иск, в частности указал, что работы, предусмотренные договором, выполнены и приняты истцом как заказчиком, акт приемки подписан без возражений к качеству и объему выполненных работ.
Ответчик представил письменное ходатайство, в котором указал, что при заключении договора подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 с подрядчиком - ООО «ТЕМБР-П» на предмет производства капитального ремонта системы вентиляции был составлен акт от 01.04.2011 осмотра системы вентиляции дома № 10 по ул.Ленинградской с участием представителя подрядной организация ФИО4 В результате осмотра фактически необходимо было проведение следующих работ:
- снятие зонтов на асбестоцементных трубах системы вентиляции;
- снятие асбестоцементных труб с кирпичных коробов системы вентиляции;
- разборка кирпичной кладки вентиляционных коробов по чердачному перекрытию:
- очистка вентиляционных каналов от строительного мусора;
- восстановление кирпичной кладки вентиляционных коробов;
- установка асбестоцементных труб;
- установка зонтов на асбестоцементные трубы.
Работы подрядной организации были выполнены 07.04.2011, однако актом от 07.04.2011 подтверждены более расширенные виды работ. Акт составлен без участия представителя подрядной организации ООО «ТЕМБР-П».
Истцом подтверждается факт выполнения работ самостоятельно согласно акту от 01.04.2011. Стоимость выполнения работ подтверждается сметой по капитальному ремонту вентиляции в размере 110 852 руб. В ходатайстве об уменьшении размера исковых требований от 18.08.2011 истец указал, что стоимость выполнения работ в размере 110 852 руб. предусмотрена договором подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 с ООО «ТЕМБР-П». Однако договором подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 между Заказчиком и ООО «Тембр-П» на выполнение капитального ремонта вентиляции общая стоимость работ по смете составила 189 161 руб.
Третье лицо – ООО «ТЕМБР-П», извещенное согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, представило письменный отзыв на иск, в котором указало, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку ООО «Заказчик» обратилось в ООО «ТЕМБР-П» с предложением заключить договор подряда на выполнение работ по замене асбестоцементных вентиляционных труб системы вентиляции многоквартирного дома № 10 по ул. Ленинградской пгт Прогресс.
Для составления сметы в присутствии заказчика были произведены обследование и замеры вентшахт. В процессе обследования, установлено, что для замены труб необходимо снять часть кровельного покрытия, выполненного из профлиста, выпилить обрешетку, разобрать зонты над шахтами, разобрать кирпичную кладку, демонтировать трубы. Затем установить трубы диаметром 400мм, восстановить кладку шахт, обрешетку, кровельное покрытие, изготовить и установить новые зонты, уложить ходовые доски, очистить вентшахты и кровлю от строительного мусора. Общая стоимость работ по смете составила 189 161 руб.
ООО «ТЕМБР-П» обязательства по договору выполнило в полном объеме, о чем свидетельствует справка о выполненных работах формы КС № 3 и акт приемки выполненных работ КС № 2. ООО «Заказчик» рассчиталось полностью за выполненные работы.
ООО «ТЕМБР-П» считает, что ООО «Заказчик» при устранении недостатков после выполнения ООО «Прогрессбизнесстрой» работ по ремонту многоквартирного дома № 10 по ул. Ленинградской, понесло убытки, которые на основании статей 15, 393 Гражданского кодекса РФ, подлежат взысканию с ООО «Прогрессбизнесстрой».
Суд считает возможным провести судебное заседание в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, в соответствии с предписаниями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.
На основании решения общего собрания собственников от 23.04.2009 между ООО «Заказчик» и собственниками жилого помещения были заключены договоры управления многоквартирным жилым домом по адресу: ул. Ленинградская, 10, согласно которых собственники передали, а Управляющая компания приняла на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, а также управляющая компания обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме и лицам, которые пользуются помещениями в этом доме на законных основаниях.
31.08.2009 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: пгт. Прогресс, ул. Ленинградская, 10 принято решение об утверждении сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме № 10 по ул. Ленинградская на сумму 2 531 987 руб., что подтверждается Протоколом общего собрания собственников.
На основании Протокола заседания комиссионного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов от 10.09.2009, утвержденного 14.09.2009 между Обществом с ограниченной ответственностью «Заказчик» (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Прогрессбизнесстрой» (Подрядчик) заключен договор подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009 (далее – договор подряда), по условиям которого Заказчик, действующий в интересах собственников помещений многоквартирных домов, согласно, приложению № 1 и за их счёт поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с прилагаемыми сметами Заказчика, являющихся неотъемлемой частью Договора. Работы выполняются из материалов Подрядчика (п.п. 1.1., 1.2. договора подряда).
В Приложении № 1 к договору подряда определен адресный список многоквартирных домов, по которым будет осуществляться капитальный ремонт: ул. Заводская, 54 – ремонт крыши, утепление и ремонт фасада; ул. Ленинградская, 10 – ремонт крыши.
Пунктом 1.4. договора подряда предусмотрено, что сроки выполнения работ установлены в соответствии с приложением № 2. Промежуточные сроки выполнения работ устанавливаются по решению Заказчика. Изменение сроков выполнения работ должно быть оформлено дополнительным соглашением к настоящему договору. Допускается досрочное выполнение работ.
Согласно Приложению № 2 к договору подряда установлен следующий график производства работ: ул. Заводская, 54 – ремонт крыши: начало работ 22.09.2009, окончание работ 25.12.2009, утепление и ремонт фасада: начало работ 22.09.2009, окончание работ 01.11.2009; ул. Ленинградская, 10 – ремонт крыши: начало работ 22.09.2009, окончание работ 25.12.2009.
В соответствии с п. 2.1. договора подряда Подрядчик обязуется выполнить с надлежащим качеством все работы в объеме и сроки, предусмотренные договором, и сдать работы Заказчику. Производить работы в полном соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами.
Пунктом 4.1. договора подряда предусмотрено, что общая стоимость работ и затрат по настоящему договору включает в себя стоимость материалов и оборудования, и составляет 4 772 309 руб. Стоимость работ на каждый многоквартирный дом составляет: ул. Заводская, 54 – 2 240 322 руб., ул. Ленинградская, 10 – 2 531 987 руб.
Заказчиком выплачивается Подрядчику аванс в размере 30% от стоимости договора (п. 4.2. договора подряда).
Платежным поручением № 272 от 30.09.2009 ООО «Заказчик», перечислил ООО «Прогрессбизнесстрой» аванс в сумме 1 360 108 руб. 20 коп., что составляет 30% от общей стоимости контракта.
Заказчик оплачивает Подрядчику фактически выполненные работы по настоящему договору на основании актов приемки работ, подписанных сторонами, при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в установленный договором срок (п. 4.3. договора подряда).
Согласно п. 4.4. договора подряда оплата выполненных работ производится Заказчиком в размере, предусмотренном сметой путём перечисления денежных средств на расчётный счёт подрядчика на основании выставленных им счётов.
Разделом 7 договора подряда определен порядок сдачи-приемки работ: Заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента получения письменного уведомления Подрядчика о завершении работ принять выполненные работы, либо мотивированно отказаться от приемки выполненных работ. Работы считаются выполненными после подписания акта выполненных работ, с участием Органов технического надзора, а также справки о стоимости выполненных работ и передачи Подрядчиком Заказчику исполнительной документации по акту приема-передачи.
06.10.2009 между Заказчиком и Подрядчиком было заключено Дополнительное соглашение к договору подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009, в соответствии с которым раздел 7 договора подряда дополнен пунктом 7.9. следующего содержания: «7.9. Приемке и оплате подлежат законченные капитальным ремонтом многоквартирные дома на основании акта приемки в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом многоквартирного дома по форме согласно приложению № 5 к настоящему договору и Протокола общего собрания собственников помещений о принятии работ по капитальному ремонту (приложение № 6). Данные приложения являются неотъемлемой частью договора.».
Согласно Акту о приемки выполненных работ № 1 по смете № 2 от 18.09.2009 «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме № 10 по ул. Ленинградская», Справки о стоимости выполненных работ и затрат от 22.12.2009 Подрядчиком выполнены работы на сумму 2 531 987 руб., указанные документы подписаны ООО «Заказчик» и ООО «Прогрессбизнесстрой» без возражений.
ООО «Прогрессбизнесстрой» выставлена счет-фактура № 0000028 от 21.12.2009 на сумму 2 531 987 руб., в наименовании товара указано – выполненные работы.
Заказчиком платежными поручениями № 282 от 24.12.2009, № 2 от 27.01.2010, № 6 от 10.02.2010, № 7 от 27.02.2010, № 11 от 29.03.2010, № 12 от 22.04.2010, № 17 от 11.05.2010, № 18 от 13.05.2010 произведена оплата стоимости выполненных работ дома по ул. Ленинградская, 10, на общую сумму 2 531 987 руб.
Таким образом, Заказчиком обязательства по договору подряда в части оплаты выполненных работ исполнены в полном объеме.
Кроме того, разделом 9 договора подряда предусмотрены гарантийные обязательства Подрядчика: Качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями.
Гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта работ устанавливается в течение 5 лет, с даты подписания сторонами акта сдачи-приемки работ в соответствии с действующими нормативами (п. 9.1.3.).
Если в период гарантийной эксплуатации объектов обнаружатся недостатки, допущенные по вине Подрядчика, то Подрядчик обязан их устранить за свой счет в согласованные с Заказчиком сроки.
Заказчик должен письменно известить Подрядчика об обнаруженных в течение гарантийного срока недостатках. Для участия в составлении акта, фиксирующего недостатки, согласования порядка и сроков их устранения Подрядчик обязан направить своего представителя не позднее трех дней со дня получения письменного извещения Заказчика (п. 9.1.4.).
Пунктом 10.5. договора подряда определено, что при несвоевременном устранении недостатков Подрядчиком Заказчик вправе поручить исправление недостатков третьим лицам за счет Подрядчика.
14.02.2010 от жителей дома по ул. Ленинградской, 10 в адрес Совета народных депутатов рабочего поселка пгт. Прогресс, Государственной жилищной инспекции по Амурской области, ООО «Заказчик» была подана жалоба на некачественно проведенные работы по ремонту крыши, отсутствие вентиляции.
18.02.2010 по факту жалобы жильцов дома № 10 ул. Ленинградская на недостаточную работу системы вентиляции в квартирах после проведения капитального ремонта кровли дома комиссией в составе начальника градостроительного отдела Администрации рабочего посёлка (пгг) Прогресс, главного специалиста по вопросам ЖКХ Администрации рабочего посёлка (пгт) Прогресс, начальника производственного отдела ООО «Заказчик», руководителя ООО «Прогрессбизнесстрой» составлен Акт, в котором указано ООО «Прогрессбизнестрой» в срок до конца апреля 2011 провести работы по прочистки вытяжных каналов от строительного мусора, засорившего каналы, после проведения работ по разборке кирпичной кладки вентиляционных шахт, предоставить проект переустройства вентиляционных шахт (установка асбестоцементных труб вместо кирпичной кладки) с указанием точного диаметра труб (без явных исправлений) на чертеже.
ООО «Заказчик» 26.02.2010 направило в адрес ООО «Прогрессбизнесстрой» письмо, в котором указано, что ООО «Прогрессбизнесстрой» строительные работы по договору подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009 проведены некачественно; предложено обратиться в экспертное учреждение для проверки работы системы вентиляции в квартирах дома № 10 по ул. Ленинградская.
ООО «Прогрессбизнесстрой» направило в адрес ООО «Заказчик» гарантийное письмо от 14.04.2010 № 1, согласно которому гарантировало произвести замену вентиляционных асбесто-цементных труб диаметром 200-400 мм. до июня 2010 в жилом доме, расположенном по адресу: ул. Ленинградская, 10.
Кроме того, 24.05.2010 комиссией в указанном ранее составе был составлен Акт осмотра кровли дома № 10 по ул. Ленинградская, в котором указаны следующие недостатки: намокание стен во время дождя, отсутствие дверок на слуховых окнах, плохая работа системы вентиляции, поднять кирпичную кладку вентиляционных коробов на чердаке, которые предложено устранить до 01.07.2010.
Государственной жилищной инспекцией Амурской области 05.08.2010 был проведена проверка дома по адресу пгт. Прогресс, ул. Ленинградская, 10, по результатам которой составлены Предписание № 1 от 05.08.2010 и Акт № 1, в котором указано, что при проведении мероприятий по контролю установлено, что при выборочном обследовании системы вентиляции в жилых помещениях – отсутствие тяги в вентиляции, протекание кровли в квартирах № 6, 77, 78, 93, 100.
26.07.2010 собственники помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Ленинградская, 10 в адрес ООО «Заказчик» направили претензии, согласно которым при капитальном ремонте крыши нарушена работа общественной вентиляционной системы, согласно Акта от 24.05.2010 ООО «Прогрессбизнесстрой» обязалось устранить недостатки в срок до 01.07.2010, однако, работы по восстановлению вентиляционной системы не ведутся, указали, что в случае не устранения выявленных недостатков в срок до 15.08.2010, собственники помещений для урегулирования спора обратятся в суд.
ФИО5 (проживающая в квартире № 37), ФИО6 (проживающая в квартире № 11), ФИО7 (проживающая в квартире № 1), ФИО8 (проживающая в квартире № 78), ФИО9 (проживающая в квартире № 23), ФИО10 (проживающая в квартире № 79), ФИО11 (проживающий в квартире № 4), ФИО12 (проживающая в квартире № 55), ФИО13 (проживающая в квартире № 42), ФИО14 (проживающая в квартире № 62), ФИО15 (проживающая в квартире № 77), ФИО16 (проживающая в квартире № 84), ФИО17 (проживающая в квартире № 89), ФИО18 (проживающая в квартире № 50) обратились в Райчихинский городской суд Амурской области с исковыми заявлениями к ООО «Заказчик» о понуждении к безвозмездному устранению недостатков выполненной работы по ремонту многоквартирного дома, возмещении причиненного имущественного ущерба и компенсации морального вреда.
Райчихинским городским судом Амурской области приняты Решения от 11.11.2010, 15.11.2010, 17.11.2010 об обязании ООО «Заказчик» устранить недостатки выполненных работ по ремонту системы вентиляции, то есть установить асбестовую вентиляционную трубу диаметром 400 мм. высотой 3 метра, поднять кирпичную кладку вентиляционных коробов до высоты 370 мм, утеплить стекловатой короба квартир №№ 1, 4, 11, 23, 42, 55, 62, 77, 78, 79, 84, 89 дома 10 по ул. Ленинградской в пгт. Прогресс Амурской области; взыскании с ООО «Заказчик» в пользу заявителей компенсации морального вреда в сумме 24 000 руб. и взыскании в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 4 800 руб.
Определением Райчихинского городского суда Амурской области от 11.11.2010 между ФИО5 и ООО «Заказчик» производство по делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения, согласно которому ООО «Заказчик» обязался выполнить работы по ремонту системы вентиляции, то есть установка асбестовой вентиляционной трубы диаметром 400 мм. высотой 3 метра в срок до 01.03.2011, поднятие кирпичной кладки до высоты 370 мм, утепление стекловатой коробов в срок до 31.12.2010 в квартире 37 дома 10 по ул. Ленинградской; оплатить сумму расходов в размере 228 руб. путем проведения данной суммы в счет квартирной платы до 19.11.2010.
Райчихинским городским судом Амурской области по искуФИО18 к ООО «Заказчик» было принято Решение от 17.11.2010, которым суд обязал ООО «Заказчик» обеспечить работу вентиляции согласно требованиям пункта 4.1 СанПин| 2.1.2.2645-10 от 10.06.2010 «санитарно-эпидемиологические требования условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» обеспечивающей допустимые условия микроклимата в квартире 50 дома 10 по ул. Ленинградской в п. Прогресс Амурской области по нормативу: скорость движения воздуха 0,3 м/с (в жилых комнатах) и 0,2 м/с (в кухне и ванной). С ООО «Заказчик» в пользу ФИО18 взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб., судебные расходы в сумме 1 300 руб.; в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании заявлений ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17 Приказами ООО «Заказчик» № 34 от 21.02.2010, № 25 от 27.01.2011, № 32 от 17.02.2011, № 57 от 22.04.2011, № 62 от 27.04.2011 в счет квартирной платы и в счет оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого фонда были зачислены денежные средства, взысканные Райчихинским городским судом Амурской области, что подтверждается выписками с лицевых счетов указанных лиц.
Платежным поручением № 1 от 12.01.2011 ООО «Заказчик» оплатило ФИО18 сумму морального вреда и судебные расходы на сумму 11 300 руб.
Платежным поручением № 778 от 27.12.2010 на сумму 4 000 руб. ООО «Заказчик» оплатило государственную пошлину в доход местного бюджета по исполнительным листам № 2-702, № 2-703 от 15.11.2010, № 2-681, № 2-679, № 2-706, № 2-707, № 2-708, № 2-705, № 2-510, № 2-709 от 17.11.2010, выданным Райчихинским городским судом Амурской области.
05.05.2010 индивидуальный предприниматель ФИО19 и Общество с ограниченной ответственностью «Заказчик» (Заемщик) заключили Договор беспроцентного займа № 1-ю, согласно которому Кредитор обязуется предоставить Заемщику беспроцентный заем в размере 96 000 руб. в безналичном порядке платежным поручением путем перечисления необходимых денежных средств на расчетный счет Заемщика, а последний обязуется использовать его для производственных нужд и возвратить заем до 28.12.2010.
ООО «Заказчик» приобрело у Открытого акционерного общества «Управление производственно-технологической комплектации «Амурстрой» (ОАО «УПТК «Амурстрой») асбоцементные трубы 400 мм. 3,95 м. в количестве 18 шт. на общую сумму 75 600 руб., что подтверждается счет-фактурой № 3391 от 21.03.2011, платежным поручением № 182 от 18.03.2011 на сумму 75 600 руб.
12.07.2011 между Обществом с ограниченной ответственностью «Заказчик» (Сторона 1), Обществом с ограниченной ответственностью «Прогрессбизнесстрой» (Сторона 2) и Индивидуальным предпринимателем ФИО20 (Сторона 3) было заключено Соглашение о порядке взаимодействия между Сторонами при осуществлении взаимозачета по уменьшению суммы задолженности.
Согласно п. 2.1. Соглашения от 12.07.2011 Сторона 3 уменьшает сумму задолженности по договору беспроцентного займа № 1-ю от 05.05.2010 перед Стороной 1. Сумма задолженности по указанному договору составляет 96 000 руб. Сторона 1 уменьшает перед Стороной 2 сумму в размере 96 000 руб., за приобретение и доставку асбестоцементных труб (п. 2.2. Соглашения).
29.03.2011 между Обществом с ограниченной ответственностью «ТЕМБР-П» (Подрядчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Заказчик» (Заказчик) заключен договор подряда № 2/11-ю, согласно которого Подрядчик обязуется по поручению Заказчика выполнить работы по замене асбоцементных труб системы вентиляции многоквартирного дома № 10, ул. Ленинградской диаметром 200 мм на 400 мм, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы, согласно договору. Срок выполнения работ с 30.03.2011 по 07.04.2011.
Пунктом 3.1. договора подряда № 2/11-ю предусмотрено, что стоимость работ составляет 189 161 руб., согласно прилагаемой смете. Стоимость предоплаты составляет 20 000 руб. (п. 3.2. договора подряда № 2/11-ю).
По платежному поручению № 217 от 04.04.2011 ООО «Заказчик» внесло ООО «ТЕМБР-П» предоплату по договору подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 в размере 20 000 руб.
Согласно п. 3.4. договора подряда № 2/11-ю оплата Заказчиком производится на основании выставленной счет-фактуры, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, в течение одного месяца после подписания акта приема-сдачи работы Заказчиком и Подрядчиком.
Работы считаются выполненными после подписания акта выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и передачи Подрядчиком Заказчику исполнительной документации по акту приема-пердачи.
01.04.2011Комиссия в составе начальника производственного отдела ООО «Заказчик», начальника производственно-технического отдела ООО «ТЕМБР-П», главного специалиста по контролю за содержанием муниципального жилья Администрации рабочего посёлка (пгт) Прогресс, старшего по многоквартирному жилому дому (собственник квартиры № 50) ФИО18 составили Акт по факту осмотра системы вентиляции дома № 10 по ул. Ленинградская. Комиссия установила, что при проведении работ по ремонту системы вентиляции работниками ООО «ТЕМБР-П» в соответствии с заключенным договором подряда № 2/11-ю от 29.03.2011, было выявлено следующее:
- при разборке кирпичных вентиляционных коробов обнаружено: 50 % вентиляционных каналов забиты строительным мусором, в связи с чем система вентиляции функционировать не могла. В связи с этим, для проведения работ по восстановлению работы системы вентиляции необходимо проведение следующих работ: снятие зонтов на асбестоцементных трубах системы вентиляции; снятие асбестоцементных труб с кирпичных коробов системы вентиляции; разборка кирпичной кладки вентиляционных коробов по чердачному перекрытию; очистка вентиляционных каналов от строительного мусора; восстановление кирпичной кладки вентиляционных коробов; установка асбестоцементных труб; установка зонтов на асбестоцементные трубы.
07.04.2011 Комиссией в составе начальника градостроительного отдела Администрации рабочего посёлка (пгт) Прогресс, главного специалиста по вопросам ЖКХ Администрации рабочего посёлка (пгт) Прогресс, начальника производственного отдела ООО «Заказчик», собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: р.п. пгт. Прогресс, ул. Ленинградская, дом № 10 составили Акт по факту подтверждения работ по замене асбестоцементных труб системы вентиляции дома.
Согласно которого Комиссия подтвердила выполнение работ по договору между управляющей организацией - ООО «Заказчик» и ООО «ТЕМБР-П», претензий к выполненным работам не имеет, работа системы вентиляции по дому восстановлена.
Работы по утеплению вентиляционных коробов и асбестоцементных труб системы вентиляции дома по чердачному помещению, а также по оштукатуриванию вентиляционных коробов выполнены силами управляющей организации ООО «Заказчик». Утепление произведено матами минраловатными, толщиной не менее 6 см.
В соответствии с условиями договора подряда № 2/11-ю от 239.03.2011 ООО «ТЕМБР-П» и ООО «Заказчик» подписали Акт о приемки выполненных работ № 1 от 07.04.2011, Справку о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 07.04.2011 на сумму 189 161 руб.
ООО «ТЕМБР-П» выставлена счет-фактура № 00021 от 07.04.2011 на сумму 189 161 руб., в наименовании товара указано – замена асбестоцементных труб системы вентиляции жилого дома по ул. Ленинградская, 10.
ООО «Заказчик» оплатило стоимости выполненных работ дома по ул. Ленинградская, 10 по договору подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 на общую сумму 169 161 руб., что подтверждается платежными поручениями № 281 от 29.04.2011, № 309 от 31.05.2011 и квитанциями к приходно-кассовому ордерам от 12.05.2011 на сумму 20 000 руб., от 13.05.2011 на сумму 20 000 руб., от 16.05.2011 на сумму 20 000 руб., от 17.05.2011 на сумму 40 000 руб.
Таким образом, сторонами обязательства по договору подряда № 2/11-ю от 29.03.2011 исполнены в полном объеме.
На основании изложенного, исходя из условий заключенного ООО «Заказчик и ООО «Прогрессбизнесстрой» договора подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009, возникших обязательственно-правовых отношений между сторонами, суд в силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации расценивает данный договор как договор подряда, регулируемый главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 720 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Пунктом 1 статьи 721 ГК РФ определено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Кроме того, пунктом 1 статьи 754 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.
При реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т.п.) здания или сооружения на подрядчика возлагается ответственность за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части.
Данная позиция согласуется с положениями Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», в котором указано, что в силу статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда и в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом.
Статьей 722 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
Подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон (пункт 1 статьи 755 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
- безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
- соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
В соответствии со статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (упущенная выгода).
По правилам, предусмотренным статьей 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, в день предъявления иска.
На основании изложенного, факт ненадлежащего исполнения обязательств ООО «Прогрессбизнесстрой» по договору подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009 (некачественного проведения работ при капитальном ремонте крыши дома, нарушении работы общественной вентиляционной системы в связи с тем, что вентиляционные каналы после проведения работ были забиты строительным мусором) подтверждается материалами дела.
Довод ответчика о том что, договором № 88-ю от 18.09.2009 не предусмотрена обязанность подрядчика на уборку строительного мусора судом отклонен, поскольку администрацией Амурской области утверждены Территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы в Амурской области, согласно Сборнику № 58 «Крыши, кровли» ТЕРр-2001-58 в разделе техническая часть указано, что в расценках учтен весь комплекс операций по разборке, ремонту, смене и устройству основных крыш и кровель, включая: устройство ограждений по технике безопасности; уборка материалов, отходов и мусора; сортировку и штабелировку материалов (пункт 1.2.).
Коме того, убытки, понесенные ООО «Заказчик» в связи с обращением собственников жилого дома № 10 по ул. Ленинградской в пгт. Прогресс Амурской области, подтверждены решениями Райчихинского городского суда Амурской области, платежными поручениями, приказами о зачислении денежных средств в счет квартирной платы и в счет оплаты услуг по содержанию и ремонту жилого фонда собственников жилого дома, выписками с лицевых счетов указанных лиц.
Суд считает необходимым указать, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 16777/10 от 18.05.2011 компенсация морального вреда в пользу физического лица по решению суда общей юрисдикции или мирового судьи не исключает возможности предъявления лицом, выплатившим такую компенсацию, требования о взыскании на основании статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков в этой части как понесенных расходов к контрагенту, не исполнившему или ненадлежащим образом исполнившему обязательства.
При этом, расчет исковых требований, представленный истцом с учетом взаимозачета на сумму 96 000 руб., произведенного между ООО «Прогрессбизнесстрой» и ООО «Заказчик» в размере 139 735 руб. 60 коп. судом проверен и признан верным.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующие в деле, должно добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
На основании вышеизложенного, суд установив причинную связь между ненадлежащим исполнением подрядчиком – ООО «Прогрессбизнесстрой» обязательств по договору подряда на капитальный ремонт № 88-ю от 18.09.2009 и понесенными ООО «Заказчик» убытками, факт ненадлежащего исполнения обязательств ООО «Прогрессбизнесстрой» по указанному договору подряда, а также проверив размер убытков и их доказанность материалами дела, признает уточненные исковые требования истца о взыскании с ответчика убытков в размере 139 735 руб. 60 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер госпошлины по иску с уточненных требований 139 735 руб. составляет 5 192 руб.
При подаче искового заявления ООО «Заказчик» по платежному поручению № 328 от 17.06.2011 оплачена госпошлина в размере 500 руб.
В связи с удовлетворением исковых требований расходы, понесенные истцом по уплате госпошлины в сумме 500 руб. относятся на ответчика и взыскиваются с него в пользу истца, госпошлина в размере 4 692 руб. подлежит отнесению на ответчика и взыскивается с него в федеральный бюджет Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Прогрессбизнесстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Заказчик» рабочего поселка (пгт) Прогресс (ОГРН <***>, ИНН <***>) убытки в размере 139 735 руб. 60 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 500 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Прогрессбизнесстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 4 692 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.
Судья Дорощенко Г.А.