ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А04-5943/2021 от 23.09.2021 АС Амурской области

Арбитражный суд Амурской области

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Дело №

А04-5943/2021

23 сентября 2021 года

В соответствии с ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение изготовлено 23.09.2021.

Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2021.

Арбитражный суд Амурской области в составе судьи О.А. Шишова,

при ведении протоколирования без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания: Н.А. Голубенко,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

акционерного общества «Коммунальные системы БАМа»

ОГРН <***>

ИНН <***>

к

администрации Юкталинского сельсовета

ОГРН <***>

ИНН <***>

о взыскании 7 272 руб. 13 коп.,

третье лицо: председатель ликвидационной комиссии администрации Юкталинского сельсовета ФИО1;

при участии в заседании: стороны и третье лицо не явились, извещены, в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ;

установил:

акционерное общество «Коммунальные системы БАМа» (далее – истец, АО «КСБ») обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Юкталинского сельсовета (далее – ответчик, администрация) о взыскании основного долга за фактические услуги теплоснабжения, водоснабжения содержание общего имущества (далее – СОИ) за период с 01.02.2021 по 31.03.2021 в размере 7 272 руб. 13 коп., предоставленные в отношении жилого помещения расположенного по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9, в соответствии со ст.ст. 309, 310, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ); судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб., в соответствии со ст.ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исковые требования обоснованы наличием у ответчика перед истцом задолженности за оказанные в спорные периоды времени коммунальные услуги (теплоснабжение и водоснабжение СОИ) в отношении муниципального жилого помещения, как бесхозяйного имущества – квартиры № 9 расположенной по адресу: <...> Октября, д. 2.

Ответчик уклоняется от обязанности по оплате оказанных услуг, в связи, с чем образовалась задолженность.

Истец направил ответчику претензию об оплате задолженности за оказанные услуги, поскольку претензия в добровольном порядке ответчиком не удовлетворена, истец обратился с настоящим иском в суд.

Арбитражный суд определением от 30.07.2021 в силу ст. 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора для выяснения необходимых обстоятельств по делу: председателя ликвидационной комиссии администрации Юкталинского сельсовета ФИО1.

Истец в настоящее судебное заседание не явился, направил в суд пояснения (от 20.09.2021 вх. № 63150) по иску. Указал, что непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорной квартиры не лишает этот объект признаков бесхозяйственной вещи. Бремя содержания имущества п. Юктали Тындинского района Амурской области, в том числе и бремя оплаты оказанных коммунальных услуг, возложено на администрацию. Расчет стоимости услуг произведен исходя из тарифов установленных приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен, запрошенных определениями суда документов и письменный отзыв на иск, с обоснованием своих возражений по существу заявленных требований с учетом норм материального права – ГК РФ и АПК РФ, либо признания иска в порядке ст.131 АПК РФ, в суд не представил.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено, в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.

Дело рассматривалось в судебном разбирательстве в порядке ст. 156 АПК РФ, по имеющимся в деле доказательствам, протоколирование с использованием средств аудиозаписи не производилось.

Арбитражный суд рассмотрев и исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ранеев Арбитражный суд Амурской области обратилось АО «КСБ» с исковым заявлением к администрации Юкталинского сельсовета о взыскании 38 016 руб. 54 коп. долга за оказанные за период с 01.07.2019 по 31.05.2020 услуги по теплоснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 (делу присвоен № А04-6093/2020).

Решением Арбитражного суда Амурской области от 11.12.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 08.02.2021) по делу № А04-6093/2020 исковые требования удовлетворены, с администрации в пользу АО «КСБ» взыскана задолженность за оказанные услуги по теплоснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 за период с 01.07.2019 по 31.05.2020 в размере 38 016 руб. 54 коп.

При рассмотрении дела № А04-6093/2020 судом были установлены следующие обстоятельства.

10.01.1997 по договору № 1895 квартира, расположенная по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9, Тындинским отделением БАМ ж.д. была передана гражданам: ФИО2, ФИО3, ФИО4. Подпись покупателя в договоре отсутствует.

16.05.2001 решением № 150/134 отделения дороги совместно с Дополнительным комитетом в лице администрации села Юктали и Советом народных депутатов Тындинского района от 06.08.2001 выдан ордер на жилое помещение серии № 9 на имя ФИО5.

В соответствии с договором социального найма № 60 от 24.09.2009, заключенным главой Юкталинского сельсовета действующего от имени собственника жилого помещения Юкталинского сельсовета (наймодатель) и ФИО5 (наниматель) квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 передана в бессрочное владение и пользование ФИО5 и членам его семьи на основании решения Тындинского отделения дороги № 150/134 от 16.05.2001.

В соответствии с договором социального найма от 26.09.2016 № 8, заключенным между администрацией Юкталинского сельсовета (наймодатель) и ФИО6 (наниматель), квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9, передана в бессрочное владение и пользование ФИО6 и членам ее семьи.

Постановлением от 07.05.2020 № 52 договора социального найма № 8 от 26.09.2016 признан недействительным.

На запрос АО «Коммунальные системы БАМа» в администрацию об обосновании законности составления вышеуказанного постановления № 52 о признании договора социального найма № 8 от 26.09.2016 недействительным, получен ответ от 20.05.2020 исх. № 325, согласно которому квартира по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9 не является муниципальной собственностью. В 1999 указанная квартира была сдана взамен сертификата на переселение из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей в Тындинское отделение дороги, которое в дальнейшем и предоставило ее для проживания своему работнику ФИО5 После чего с ФИО5 был заключен ордер на жилое помещение, на основании которого заключен договор социального найма, который в сентябре 2016 на основании заявления ФИО5 был переоформлен на ФИО6 В этой связи, администрация Юкталинского сельсовета своим постановлением признала договор социального найма от 26.09.2016 № 8 недействительным. В ходе приватизации, в момент передачи жилого помещения из муниципальной собственности в собственность граждан, стало выясняться, что на некоторые квартиры, которые ранее были сданы в ОАО «РЖД» (Тындинское отделение дороги) по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей взамен сертификатов на приобретение жилья на территории Российской Федерации, переход права не оформлен должным образом и они до сих пор являются частной собственностью граждан. (Ответ ОАО КСБ по данной квартире предоставлялся в мае 2020 года). Каких-либо документов о передаче спорной квартиры в собственность Юкталинского сельсовета не было.

Согласно уведомлению от 29.09.2020 № 99/2020/350951486 в Едином государственном реестре недвижимости право собственности на указанный объект не зарегистрировано (также по состоянию на 30.08.2021 информация не изменилась, согласно сведениям представленным в суд от филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Амурской области).

В соответствии со ст.ст. 124, 125 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 209 ГК РФ указано, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

В силу ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 225 ГК РФ определено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226), о находке (ст.ст. 227 и 228), о безнадзорных животных (ст.ст. 230 и 231) и кладе (ст. 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, бесхозяйные вещи находятся на содержании у муниципального образования до приобретения права собственности на них.

Пунктами 3-5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, зарегистрированного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В п. 1 ст. 14 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ст. 155 ЖК РФ).

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Следовательно, непринятие органами местного самоуправления мер по учету спорной квартиры не лишает этот объект признаков бесхозяйной вещи (п. 1 ст. 225 ГК РФ). Бремя содержания имущества посёлка Юктали Тындинского района Амурской области, в том числе и бремя оплаты оказанных коммунальных услуг, возложено на администрацию Юкталинского сельсовета.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст.ст. 541, 544 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно п. 13 утвержденных Постановлением Правительства Российской Феде-рации от 06.05.2011 № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» (далее – Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14) предусмотрено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-рации, данным в п. 3 Информационного письма от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений с организацией, электропотребляющие установки которой присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.

В силу п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее – иной специализированный потребительский кооператив).

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 38 Правил № 354, установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя является регулируемым видом деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), установленным органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Расчет стоимости услуг теплоснабжения произведен истцом, исходя из тарифов, установленных приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 07.12.2018 № 141-пр/т.

Ответчик возражений относительно периода начисления задолженности, объема и качества оказанных услуг, а также стоимости услуг и применённых в расчете тарифов не заявил.

Решение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу.

Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.

Таким образом, поскольку судебный акт по делу № А04-6093/2020 является обязательным в силу ст. 16 АПК РФ, обстоятельства, установленные судебным актом, не требуют доказывания в силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ.

В рамках настоящего дела истцом заявлены требования о взыскании задолженности за фактические услуги теплоснабжения, водоснабжения СОИ за период с 01.02.2021 по 31.03.2021 в размере 7 272 руб. 13 коп., в отношении квартиры по адресу: <...> Октября, д. 2, кв. 9.

Для оплаты стоимости оказанных услуг истцом был выставлен счет – фактура № 2966 от 15.03.2021 на сумму 7 272 руб. 13 коп.

Ответчик возражений относительно объёма и качества оказанных услуг, а также стоимости услуг и применённых в расчете тарифов не заявил.

Суд, проверив произведенный истцом расчет, признаёт его верным, а требования обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании вышеперечисленных норм права.

Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, т.е. с ответчика.

В соответствии с под. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) государственная пошлина по делу составляет 2 000 руб.

Истец уплатил в доход федерального бюджета государственную пошлину по платежному поручению № 5259 от 14.07.2021 в размере 2 000 руб.

По смыслу п. 2 ст. 126 и ч. 1 ст. 128 АПК РФ уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. Уплаченная государственная пошлина поступает в бюджет. Следовательно, отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком лицом, обращающимся в суд, и государством.

В силу под. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.

Иными словами, после прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 167-171, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с администрации Юкталинского сельсовета (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» (ОГРН <***>, ИНН <***>) основной долг за фактические услуги теплоснабжения, водоснабжения содержание общего имущества за период с 01.02.2021 по 31.03.2021 в размере 7 272 руб. 13 коп., предоставленные в отношении жилого помещения расположенного по адресу: <...> Октября, 2, кв. 9, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 2 000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 9 272 руб. 13 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.

Судья О.А.Шишов