Арбитражный суд Калужской области
248600, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 505-957, 599-457;
http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: Kaluga.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А23-1362/2022
11 сентября 2023 года г. Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 04 сентября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Микиной О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жарковой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия "Калугатеплосеть" г. Калуги (ОГРН <***>, ИНН <***>) 248016, <...>
к муниципальному образованию «Город Калуга» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги (ОГРН <***>, ИНН <***>) 248000, <...>
о взыскании 201 402 руб. 56 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца - представителя ФИО1 по доверенности 09.01.2023,
У С Т А Н О В И Л:
муниципальное унитарное предприятие «Калугатеплосеть» г. Калуги (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Городской Управе города Калуги о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 01.08.2015 по 30.11.2021 в размере 201 402 руб. 56 коп.
Определением суда от 26.08.2022 произведена замена ненадлежащего ответчика - Городской Управы города Калуги на надлежащего - Муниципальное образование «Город Калуга» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.
Определением суда от 09.03.2023 произведена замена судьи Семчуковой М.М. на судью Микину О.В.
Представитель истца в судебном заседании в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поддержала заявление от 03.08.2023 об уточнении исковых требований, просила суд взыскать с ответчика задолженность за по внесению платы за тепловую энергию за период с 14.10.2019 по 22.09.2021 в размере 18 354 руб. 45 коп. Пояснила, что в период с 14.10.2019 по 22.09.2021 истцом была поставлена тепловая энергия в кв. №7 многоквартирного дома №6 по ул. П. Семенова п. Куровской; при этом материалы дела не содержат документов, подтверждающих возникновение у иных лиц в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной в данную квартиру.
На основании ст. 49 АПК РФ судом принимается уточнение истцом исковых требований от 03.08.2023, поскольку указанное не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Дело рассмотрено судом в пределах уточнённых исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ.
Ответчик в судебное заседание своих представителей не направил. О времени и месте проведения судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
На основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца в судебном заседании, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком по правилам ст. 65 АПК РФ, истец является теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования г. Калуги и осуществляет деятельность по поставке тепловой энергии в соответствии с установленными для него тарифами.
В период с 14.10.2019 по 22.09.2021 истцом на спорный объект (г. Калуга, <...>) была поставлена тепловая энергия на общую сумму 18 354 руб. 45 коп. (согласно уточненным требованиям от 23.08.2023), что подтверждается актами, счетами и счет-фактурами за указанный период и не оспорено ответчиком по правилам ст. 65 АПК РФ ни по праву, ни арифметически.
Спорная квартира в период с 14.10.2019 по 22.09.2021 находилась в собственности МО «Город Калуга».
Решением Городской Думы г. Калуги от 27.12.2011 № 258 «Об учреждении управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги» учреждено управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги; утверждено Положение Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.
Согласно п. 3.8 Положения Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги осуществляет функции наймодателя муниципальных жилых помещений, в том числе и заключает договоры социального найма муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 3.6 Положения Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги осуществляет учет муниципального жилья.
Согласно информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на праве собственности МО «Город Калуга» на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, находящееся в спорном многоквартирном доме.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Статья 153 ЖК РФ обязывает граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У собственников такая обязанность возникает с момента возникновения права собственности.
Доказательств предоставления спорного объекта в период с 14.10.2019 по 22.09.2021 тому или иному лицу на том или ином праве, обязывающем в силу положений ст. 153 ЖК РФ оплачивать поставленную тепловую энергию, в материалы дела не представлено.
В силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно разъяснениям, данным в п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, учитывая при этом, что в силу норм ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно несет риск наступления последствий совершения или несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Факт поставки истцом тепловой энергии в количестве, указанном в актах и счетах, ее стоимость подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорены.
Доказательств погашения образовавшейся задолженности ответчиком в материалы дела не представлено, как не представлено возражений в отношении объема, стоимости и качества поставленной истцом тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, в силу норм ст. 309, 310, 539, 544, 548 ГК РФ требование истца о взыскании с ответчика задолженности за фактически поставленную в период с 14.10.2019 по 22.09.2021 тепловую энергию в размере 18 354 руб. 45 коп. являются обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно абз. первому п. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В силу п.п. 2, 3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно п. 1.3 Порядка оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги муниципальных жилых помещений в многоквартирном доме до их заселения, утвержденного постановлением Городской Управы г. Калуги от 26.07.2010 № 235-п, главным распорядителем бюджетных средств является уполномоченный орган управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.
В соответствии с п. 3.19 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, утвержденного решением Городской Думы г. Калуги от 27.12.2011 № 258, управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в соответствии с его задачами участвует в содержании и капитальном ремонте муниципального жилищного фонда.
Так как главным распорядителем бюджетных средств является Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, то взыскание подлежит с него за счет средств казны.
Как следует из материалов дела, обращаясь с настоящим иском в суд, истцом была оплачена государственная пошлина в размере 7 028 руб.
Вместе с тем, при цене иска 18 354 руб. 45 коп. размер государственной пошлины составляет 2 000 руб., в связи с чем, государственная пошлина в размере 5 028 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета как излишне уплаченная.
На основании ст. 104, 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. относятся на ответчика исходя из размера удовлетворенных уточненных исковых требований, излишне перечисленная истцом государственная пошлина в размере 5 028 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 112, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги за счет казны муниципального образования «Город Калуга» в пользу муниципального унитарного предприятия "Калугатеплосеть" г. Калуги задолженность в размере 18 354 руб. 45 коп. и расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Калугатеплосеть" г. Калуги из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 028 руб., перечисленную по платежному поручению № 467 от 03.02.2022.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
Судья О.В. Микина