ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-28031/19 от 29.10.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;

информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05

www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-28031/2019

29 октября 2020 года

Резолютивная часть решения подписана 29 октября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапрыкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению муниципального образования «Мысковский городской округ» в лице муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (Кемеровская область-Кузбасс, г. Мыски, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Водоресурс» (Кемеровская область-Кузбасс, г. Мыски, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

- Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН <***>, ИНН <***>)

- Администрация Мысковского городского округа (Кемеровская область-Кузбасс, г. Мыски, ОГРН <***>, ИНН <***>)

- OOO «Управляющая компания «Центр» (Кемеровская область-Кузбасс, г. Мыски, ОГРН <***>, ИНН <***>)

- OOO «Управляющая компания «Томь-Сервис» (Кемеровская область-Кузбасс, г. Мыски, ОГРН <***>, ИНН <***>)

- МУП Мысковского городского округа «Томуса» (Кемеровская область-Кузбасс, г. Мыски, ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании убытков в размере 7 524 863,23 рублей

в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,

у с т а н о в и л :

муниципальное образование «Мысковский городской округ» в лице муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (далее по тексту – истец, муниципальное образование) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском с иском к ООО «Водоресурс», ООО «Управляющая компания «Центр», ООО «Управляющая компания «Томь-Сервис», МУП Мысковского городского округа «Томуса» о взыскании 5 843 780,40 рублей.

В ходе судебного разбирательства истцом в порядке ст. 49 АПК РФ первоначально были уточнены исковые требования, согласно которых последний просил взыскать с ООО «Водоресурс» 7 524 863,23 рублей, в случае отказа во взыскании указанной суммы с ООО «Водоресурс», взыскать ее с остальных участников в следующих размерах:

- с ООО УК «Центр» - 3 574 330,76 рублей (1 653 054,54 руб. по холодному водоснабжению + 1 921 276,22 рублей по водоотведению);

- с ООО УК «Томь-Сервис» - 760 626,09 рублей (327 506,70 рублей по холодному водоснабжению + 433 119,39 рублей по водоотведению);

- с МУП МГО «Томуса» - 3 189 906,38 рублей (880 853,54 рублей по холодному водоснабжению многоквартирных домов + 1 097 519,78 рублей по холодному водоснабжению частного сектора + 1 050 220, 07 рублей по водоотведению в многоквартирных домах + 161 312,99 рублей по водоотведению в частном секторе).

В последующем истец заявил отказ от исковых требований к управляющим компаниям ООО УК «Центр», ООО УК «Томь-Сервис», МУП МГО «Томуса», просил взыскать с ООО «Водоресурс» 7 524 863,23 рублей убытков.

Отказ от исковых требований к ООО «УК «Центр» о взыскании 3 574 330,76 рублей, к ООО УК «Томь-Сервис» о взыскании 760 626,09 рублей, к МУП МГО «Томуса» о взыскании 3 189 906,38 рублей судом принят, определением от 18.08.2020 производство по делу в указанной части прекращено.

Стороны и третьи лица уведомлены о проведении судебного заседания в порядке статей 121-123 АПК РФ надлежаще, возражений относительно невозможности рассмотрения дела в отсутствие своих представителей не заявили. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. РЭК КО представлены истребованные судом документы.

В порядке ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно искового заявления требования истца основаны на следующем. 20.06.2014 года Администрацией Мысковского городского округа (далее — Администрация) было принято постановление № 1263-нп, которым был утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа организациям на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение) в соответствие с установленным предельным индексом (далее - Порядок предоставления субсидии). Данное постановление утратило силу в связи с принятием 21.05.2019 года постановления Администрации № 648-нп, которым был утвержден новый Порядок предоставления субсидии. Согласно обоим Порядкам, выплату субсидии осуществляло и осуществляет муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (далее - МКУ «УЖКХ»), которое в соответствии с решениями о бюджете наделялось функциями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств на эти цели. В соответствии со схемой предоставления субсидии, утвержденной постановлением Администрации от 18.11.2015 года № 2577-п, по услугам холодного водоснабжения и водоотведения субсидия предоставлялась управляющим компаниям и товариществам собственников жилья. Последние, в свою очередь, перечисляли данные средства ресурсоснабжающим организациям в соответствии с заключенными договорами на поставку коммунальных ресурсов. На территории Мысковского городского округа единственным поставщиком услуг водоснабжения и (или) водоотведения является ООО «Водоресурс», для которого утверждаются экономически обоснованные тарифы Региональной энергетической комиссией Кемеровской области. Управляющими компаниями являются три организации: ООО «Управляющая компания «Центр» (ООО «УК «Центр»), ООО «Управляющая компания «Томь-Сервис» (ООО «УК «Томь- Сервис») и МУП Мысковского городского округа «Томуса» (МУП МГО «Томуса», ранее имело наименование МУП «УК «Наш Дом»). Между управляющими компаниями (принципалы) и ресурсоснабжающей организацией (агент) были заключены агентские договоры, согласно которым «Водоресурсу» были переданы полномочия (обязанности) по начислению населению, проживающему в многоквартирных домах (далее - МКД), обслуживаемых управляющими компаниями, сумм, подлежащих оплате за оказанные коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения, предъявлению к оплате платежных документов (счетов-квитанций) и сбору начисленных денежных средств с нанимателей и собственников помещений МКД, а также взысканию полной задолженности за оказанные коммунальные услуги. В течение 2018 года происходило начисление и предъявление населению, проживающему в МКД, платы за услуги водоснабжения и водоотведения, исходя из нормативов потребления этих коммунальных услуг, в размере той платы, которая была установлена решениями Совета народных депутатов Мысковского городского округа. Поскольку решения Совета ограничивали экономически обоснованные тарифы РЭК КО, которые использовались (должны были использоваться) в расчетах между управляющими компаниями и ООО «Водоресурс», между ТСЖ (ТСН) и ООО «Водоресурс», муниципальное образование «Мысковский городской округ» в лице МКУ УЖКХ» путем предоставления субсидии должно было возместить выпадающие (недополученные) доходы (т.е. расходы) управляющих компаний и (или) ТСЖ (ТСН). В связи с принятием постановления Администрации № 648-нп в 2019 году схема предоставления субсидии изменилась. Субсидия должна выплачиваться непосредственно ресурснабжающей организации - ООО «Водоресурс».

В течение 2018 года МКУ «УЖКХ» добросовестно выплачивало субсидию в адрес управляющих компаний г. Мыски и ТСЖ (ТСН). В 2019 году, в соответствии с поручением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, РЭК КО было проведено (осуществлено) контрольно-аналитическое мероприятие по проверке деятельности органов местного самоуправления Мысковского городского округа. В ходе проверки было установлено, что в мае 2019 года ООО «Водоресурс» в рамках тарифного регулирования на 2020 год обратилось в РЭК КО и представило информацию (данные) о том, что за 2018 год фактически отпустило населению на 183 815,541 куб.м, воды меньше, чем было предъявлено управляющими компаниями к получению субсидии, и на 240 381,537 куб.м, меньше пропустило воды (услуга водоотведения), о чем было указано в документах на получение субсидии. Согласно уточненных исковых требований и представленных суду расчетов ООО «Водоресурс» за 2018 год фактически отпустило населению на 184 815,54 куб.м, воды меньше, чем было предъявлено управляющими компаниями к получению субсидии (переплата составила 3 958 934,56 руб.), и на 240 381,54 куб.м, меньше пропустило воды (услуга водоотведения), о чем было указано в документах на получение субсидии (переплата составила 3 565 928,67 руб.). Таким образом, по мнению истца, общая сумма переплаты из бюджета Мысковского городского округа по услугам холодного водоснабжения и водоотведения составила 7 524 863,23 руб. (3958934,56 + 3565928,67).

Истец указывает, что переплата обнаружилась в связи с тем, что в РЭК КО ООО «Водоресурс» представил реальные (фактические) данные об объемах отпущенной отведенной воды, основанные на показаниях общедомовых приборов учёта, установленных в МКД. При этом фактически, в 2019 году, до подачи в рамках тарифного регулирования соответствующих документов, ООО «Водоресурсом» была произведена корректировка учета объемов отпущенных в 2018 году ресурсов, однако корректировок ни платы граждан, ни размеров задолженности по договорам поставки ресурсов, заключенным с управляющими компаниями и (или) ТСЖ (ТСН), ни размера субсидии осуществлено не было. Со своей стороны, МКУ «УЖКХ» доступа к материалам, предоставленным ООО «Водоресурс» в рамках тарифного регулирования, не имело, как и не имело сведений (доступа к информации) о показаниях общедомовых (коллективных) приборов учета, сведениями о которых располагали и располагают только управляющие компании и ресурсоснабжающие организации.

Истец считает, что в результате действий (бездействия) ООО «Водоканал» бюджету муниципального образования «Мысковский городской округ» был причинен ущерб на общую сумму 7 524 863,23 руб., которые истец считает убытками, а также расценивает как неосновательное обогащение ответчика. ООО «Водоресурс» является конечным получателем субсидии, и отказывается от ее возврата, что подтверждает ответ (исх. № 822 от 18.09.2019 года). Истец просит суд защитить права и законные интересы МО МГО в лице МКУ «УЖКХ» и взыскать причиненные убытки муниципального образования с ответчика.

Согласно отзыва на исковое заявление, ответчик считает исковые требования необоснованными. Ссылаясь на нормы ст.ст. 1064, 1080, 15 ГК РФ, ответчик считает, что истец не обосновал основания привлечения к гражданско-правовой ответственности, не проводит оснований и не предоставляет доказательств причинения вреда истцу. Также ответчик полагает, что истцом не доказано неосновательное обогащение ответчика, так как отсутствуют основания применения ст.ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ. Ответчик указывает, что на основании Постановления администрации Мысковского городского округа от 20.06.2014 г. № 1263-нп, был утвержден «Порядок предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа организациям, на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом». Субсидии предоставлялись на основании договоров (соглашений) заключенными между главным распорядителем бюджетных средств, в пределах установленных полномочий и иными лицами, в том числе с ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья из местного бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Между ООО «Водоресурс» и МКУ «УЖКХ» в 2018 году никакого соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Мысковского городского округа на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом по услугам водоснабжения и водоотведения, не заключалось. За услуги водоснабжения и водоотведения субсидии предоставлялись согласно схеме предоставления финансирования субсидий из местного бюджета МГО через управляющие компании и ТСЖ, с которыми МКУ «УЖКХ» на 2018 год заключил Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета МГО. По заключенным Соглашениям МКУ «УЖКХ» возмещало получателям субсидии затраты/убытки по окончанию месяца, на основании заявки, расчетов и согласованными сторонами актов-сверок. Размер субсидии определялся, согласно п.4 Порядка: по услугам холодного водоснабжения и водоотведения исходя из разницы между утвержденными в установленном порядке экономически обоснованными тарифами, принятыми государственным органом регулирования для населения и размером платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом. Сведения, согласно утвержденному Порядку, направлялись ООО «Водоресурс» в управляющие компании и ТСЖ, и те, в свою очередь проводили проверку правильности предоставленных сведений, согласовывали их, заверяли печатью и на основании заключенных Соглашений предоставляли в МКУ «УЖКХ». МКУ «УЖКХ» осуществляло проверку предоставленных документов, правильности проведенных расчетов, согласовывал, подписывал, закреплял печатью и производил оплату организациям, получателям субсидии. Таким образом, расчеты на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги (водоснабжения и водоотведения) в соответствий с установленным предельным индексом были признаны обоснованными, верными, были проверены в полном объеме как управляющими компаниями (ТСЖ), так и уполномоченными лицами главного распорядителя бюджетник средств (МКУ «УЖКХ»). В Постановлении Администрации Мысковского городского округа от 20.06.2014г. № 1263-нп не предусмотрены формы для корректировки расчетов размера субсидий в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. Таким образом, ответчик считает, что расчеты на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размеров платы граждан за коммунальные услуги (водоснабжения и водоотведения) в соответствий с установленным предельным индексом, обоснованы, были выполнены в точном соответствии с утвержденным Порядком и проверены в полном объеме МКУ «УЖКХ». Доказательств тому факту, что ответчик своими действиями причинил ущерб либо убытки истцу, в исковом заявлении не приведено и такие доказательства со стороны истца не представлены.

В отзывах, поступивших от привлеченных к участию в деле третьих лиц (ООО УК «Центр», ООО УК «Томь-Сервис», МУП МГО «Томуса»), данные организации указали, что Объемы полученных субсидий полностью соответствуют предъявленным объемам ООО «Водоресурс» к управляющим организациям, эти объемы были утверждены МКУ «УЖКХ» и оплачены конечному получателю субсидий -ресурсоснабжающей организации ООО «Водоресурс».

Более подробно доводы сторон и третьих лиц изложены в исковом заявлении, отзывах не него, представленных дополнениях.

Суд, исследовав обстоятельства и материалы дела, а также изучив позиции лиц, участвующих в деле, установил следующее.

1. Постановлением Администрации Мысковского городского округа №1263-нп от 20.06.2014 был утвержден порядок предоставления субсидии из бюджета городского округа, организациям на возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом. Согласно данного Порядка целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов и финансового обеспечения затрат, которые возникли в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом ресурсоснабжающим организациями, управляющими организациям, ТСЖ, жилищным кооперативам, ИП, иными лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами (пункт 3 Порядка).

Субсидии предоставляются на основе договоров (соглашений) (пункт 2 Порядка).

Организации – получатели субсидии несут ответственность за правильность предоставленного расчета размера субсидии, за нецелевое использование или использование с нарушением условий. Организации – получатели субсидий обязаны вернуть в бюджет субсидию, если она была использована не по елевому назначению, не использована или использована не полностью, либо в случае нарушений в произведенном предоставленном получателем субсидии расчете (пункты 7, 8 Порядка).

В Постановление №1263-нп были внесены следующие изменения:

- Постановлением №3005-нп от 16.12.2014 главным распорядителем бюджетных средств и лицом, производящим выплату субсидии, назначено МКУ «УЖКХ»;

- Постановлением №3005-нп от 29.04.2015 закреплено, что при непосредственном управлении в многоквартирном доме или частном доме, справка о численности граждан, общей площади помещений, показаний приборов учета, расчета размере субсидии формируется ресурсоснабжающей организацией;

- Постановлением №2577-п от 18.11.2015 утверждена схема предоставления субсидий, согласно которой денежные средства на покрытие недополученных доходов и финансовых затрат, возникших в результате приведения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным индексом по Мысковскому городскому округу из бюджета Мысковского городского округа направляются МКУ «УЖКХ» (главному распорядителю бюджетных средств), далее по холодному водоснабжению и водоотведению – управляющим компаниям, ТСЖ, а последние перечисляют в адрес ресурсоснабжающей организации.

Размер платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с установленным предельным индексом на территории Мысковского городского округа установлен Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 21.06.2017 №35-н.

Изменения в размер платы граждан за коммунальные услуги внесены Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 01.02.2018 №2-н, от 21.06.2018 №45-н.

2.1. Между МКУ «УЖКХ» и ООО «Управляющая компания «Центр» в соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа, Постановлением №2577-п от 18.12.2015 об утверждении схемы предоставления субсидий, было заключено соглашение №01 от 01.12.2017.

Между ООО «Управляющая компания «Центр» и ООО «Водоресурс» был заключен договор предоставления коммунальных услуг холодного питьевого водоснабжения и водоотведения №1-н/17 от 01.12.2017, согласно которого ООО «Водоресурс» (ресурсоснабжающая организация) приняло обязательства по снабжению Потребителя холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения, а также обязательства отводить бытовые стоки от жилых помещений по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, в необходимых Потребителю объемах, в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем. Согласно условий данного договора расчет размера платы за предоставленные услуги производится ресурсоснабжающей организацией (пункт 2.1.3 договора). Расчет платы производится по тарифам в соответствии с Постановлением РЭК Кемеровской области (раздел 3 договора).

Согласно представленных сведений ООО «Управляющая компания «Центр» всего за 2018 год по договору №1-н/17 от 01.12.2017 от ООО «Водоресурс» была предъявлена сумма услуг по водоснабжению и водоотведению в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов по холодному водоснабжению и водоотведению на сумму 28269083,57 руб., которая предъявлена ООО Управляющая компания «Центр» в рамках Соглашения №1 от 01.12.2017 главному распорядителю МКУ «УЖКХ». Полученные субсидии в сумме 28269083,57 руб. ООО Управляющая компания «Центр» перечислены ООО «Водоресурс».

2.2. Между МКУ «УЖКХ» и ООО Управляющая компания «Томь-Сервис» в соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа, Постановлением №2577-п от 18.12.2015 об утверждении схемы предоставления субсидий, было заключено соглашение №10 от 01.12.2017.

Между ООО Управляющая компания «Томь-Сервис» и ООО «Водоресурс» был заключен договор предоставления коммунальных услуг холодного питьевого водоснабжения и водоотведения №15-н/17 от 01.12.2017, согласно которого ООО «Водоресурс» (ресурсоснабжающая организация) приняло обязательства по снабжению Потребителя холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения, а также обязательства отводить бытовые стоки от жилых помещений по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, в необходимых Потребителю объемах, в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем. Согласно условий данного договора расчет размера платы за предоставленные услуги производится ресурсоснабжающей организацией (пункт 2.1.3 договора). Расчет платы производится по тарифам в соответствии с Постановлением РЭК Кемеровской области (раздел 3 договора).

Согласно представленных сведений ООО Управляющая компания «Томь-Сервис» всего за 2018 год по договору №15-н/17 от 01.12.2017 от ООО «Водоресурс» была предъявлена сумма услуг по водоснабжению и водоотведению в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов по холодному водоснабжению и водоотведению на сумму 5851522,15 руб., которая предъявлена ООО Управляющая компания «Томь-Сервис» в рамках Соглашения №10 от 01.12.2017 главному распорядителю МКУ «УЖКХ». Полученные субсидии в сумме 5851522,15 руб. ООО Управляющая компания «Томь-Сервис» перечислены ООО «Водоресурс».

2.3. Между МКУ «УЖКХ» и МУП УК «Наш Дом» в соответствии с Порядком предоставления субсидии из бюджета Мысковского городского округа, Постановлением №2577-п от 18.12.2015 об утверждении схемы предоставления субсидий, было заключено соглашение №03 от 01.12.2017, соглашение №02 от 01.12.2017.

Между МУП УК «Наш Дом» (в последующем в соответствии с постановлением Администрации Мысковского городского округа №1966-п от 26.12.2018 переименованного в МУП МГО «Томуса») и ООО «Водоресурс» был заключен договор предоставления коммунальных услуг холодного питьевого водоснабжения и водоотведения №09-н/17 от 03.04.2018, договор №09-н/18 от 01.07.2018, согласно которых ООО «Водоресурс» (ресурсоснабжающая организация) приняло обязательства по снабжению Потребителя холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения, а также обязательства отводить бытовые стоки от жилых помещений по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам, в необходимых Потребителю объемах, в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем. Согласно условий данного договора расчет размера платы за предоставленные услуги производится ресурсоснабжающей организацией (пункт 2.1.3 договора). Расчет платы производится по тарифам в соответствии с Постановлением РЭК Кемеровской области (раздел 3 договора).

Согласно представленных сведений МУП УК «Наш Дом» всего за 2018 год по договору №09-н/17, №09-н/18 от ООО «Водоресурс» была предъявлена сумма услуг по водоснабжению и водоотведению в качестве субсидии на возмещение недополученных доходов по холодному водоснабжению и водоотведению на 24170131,08 руб., которая предъявлена МУП УК «Наш Дом» в рамках Соглашения №03 и №02 от 01.12.2017 главному распорядителю МКУ «УЖКХ». Полученные субсидии в сумме 24170131,08 руб. МУП УК «Наш Дом» перечислены ООО «Водоресурс».

2.4. Согласно представленного суду уточненного расчета иска МКУ «УЖКХ» перечислены субсидии ТСН «Уют», ТСН «Мирный», ТСЖ «Березка», ТСЖ «Огонек», ТСЖ «Гранат», ТСЖ «Ключевой», ТСЖ «Надежда» по счетам-фактурам, выставленные на основании счетов-фактур ООО «Водоресурс» на холодное водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод населения. Всего за 2018 год по таким документам перечислено 1 463 848,83 руб. Истец не заявляет превышения объемов услуг ООО «Водоресурс» и излишней перечисленной суммы субсидии по указанным контрагентам.

3. По представленным суду доказательствам выставленного ООО «Водоресурс» в адрес МУП УК «Наш Дом», ООО «Управляющая компания «Томь-Сервис», ООО «Управляющая компания «Центр», ТСН «Уют», ТСН «Мирный», ТСЖ «Березка», ТСЖ «Огонек», ТСЖ «Гранат», ТСЖ «Ключевой», ТСЖ «Надежда» следует предъявление ООО «Водоресурс» в 2018 году объема услуг по холодному водоснабжению – 1510904,54 куб.м., по водоотведению – 1876218,54 куб.м.

Согласно представленных суду сведений статистической отчетности ООО «Водоресурс» за январь – декабрь 2018 года (форма №22-ЖКХ (сводная) всего отпущено холодной воды населению – 1326090 куб.м., пропущено сточных вод населения – 1635838 куб.м.

Обязательность предоставления достоверных первичных статистических данных субъектами экономической деятельности установлена статьей 8 Федерального закона №282-ФЗ от 29.11.2007, Постановлением Правительства РФ №620 от 18.08.2008. За непредставление, несвоевременное представление либо за недостоверное представление статистических данных предусмотрена ответственность, в том числе административная ответственность.

Кроме того, в силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Согласно положений Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" регулирование тарифов основывается на экономически обоснованных расходах, подлежащие учету органом регулирования тарифов. Экономически обоснованные расходы должны подтверждаться бухгалтерской и статистической отчетностью.

В рассматриваемом случае, Истец выявил расхождение между объемом предъявленных услуг ООО «Водоресурс» по холодному водоснабжению населения, по водоотведению в 2018 году, которые им были предъявлены управляющим организациям (МУП УК «Наш Дом», ООО «Управляющая компания «Томь-Сервис», ООО «Управляющая компания «Центр», ТСН «Уют», ТСН «Мирный», ТСЖ «Березка», ТСЖ «Огонек», ТСЖ «Гранат», ТСЖ «Ключевой», ТСЖ «Надежда») и представленными ООО «Водоресурс» сведениями статистической отчетности, достоверность предоставления которых является одной из обязанностей ООО «Водоресурс». Недостоверность или ошибочность сведений в представленной ООО «Водоресурс» статистической отчетности, последним в ходе судебного разбирательства не заявлено.

Более того, объем оказанных услуг по водоснабжению населения, по водоотведению за 2018 год в показателях статистической отчетности ООО «Водоресурс» самостоятельно были представлены в рамках тарифного регулирования на период 2020 года. Расхождения в объемах подтверждаются также истребованными судом у РЭК КО документами (информацией об объеме оказанных услуг ООО «Водоресурс» за 2018 год по категориям потребителей, об объеме реализации воды и принятых стоков ООО «Водоресурс» за январь-декабрь 2018 года с указанием контрагентов, представленной ООО «Водоресурс»; формами статистической отчетности № 1 - водопровод за 2018 год и канализация за 2018 год, представленными ООО «Водоресурс»; информацией об объемах потребленной воды, принятых сточных вод в разрезе управляющих компаний, ТСН, ТСХ за январь-декабрь 2018 года с разбивкой на потребление в пределах норматива и сверх нормы, представленной).

Как следствие, основываясь на ранее изложенных положениях об обязательности и достоверности сведений статистической отчетности, а также на ст.10 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание отсутствие со стороны ответчика опровержения таких сведений, суд признает такие сведения в качестве достоверных, подлежащих использованию в целях разрешения рассматриваемого спора.

Изучив представленный истцом расчет, сопоставив используемые в расчете показатели объема предъявленного ООО «Водоресурс» холодного водоснабжения, объема водоотведения, стоимость услуг (в рублях), с представленными суду первичными документами, в том числе с доказательствами перечисления полученных управляющими компаниями денежных средств (в размере полученных субсидий от МКУ «УЖКХ») в адрес ООО «Водоресурс», принимая во внимание положения договоров между управляющими компаниями и ООО «Водоресурс», согласно которых расчет размера платы за предоставленные услуги производится ресурсоснабжающей организацией, суд приходит к выводу об обоснованности позиции истца о наличии завышения ООО «Водоресурс» по документам, выставленным им в адрес ООО «УК «Центр», ООО «УК «Томь-Сервис», МУП «УК «Наш дом» объема оказанных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению.

4. Из материалов дела следует, что истец направлял в адрес ответчика претензию от 21.08.2019 и от 17.09.2019 о возврате суммы переплаты субсидии из бюджета по услугам холодного водоснабжения и водоотведения, которые ответчиком оставлены без удовлетворения. Данные претензии судом принимаются в качестве надлежащего доказательства принятия истцом мер досудебного урегулирования спора с ответчиком.

5. Позиция истца относительно возмещения излишне перечисленной суммы субсидии, основанная на положениях ст. 1102 ГК РФ (неосновательное обогащение), судом не принимается в качестве обоснованной, в связи со следующим.

Исходя из смысла ст. 1102 ГК РФ, неосновательным обогащением признается приобретение или сбережение имущества за счет другого лица без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

В рассматриваемом случае, между истцом и ответчиком в 2018 году не существовало договорных отношений, однако порядок перечисления субсидий за оказанные коммунальные услуги в адрес ресурсонабжающей организации, в частности ООО «Водоресурс», от главного распорядителя средств через управляющие компании, был предусмотрен постановлением №2577-п от 18.12.2015. Таким образом, получение субсидий ответчиком основано на установленных правовым актом положениях, как следствие, неосновательного приобретения (обогащения) со стороны ответчика в данном случае судом не усматривается.

Исходя из предмета заявленных исковых требований, а также установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд при рассмотрении настоящего спора считает подлежащим применению положений гражданского законодательства РФ об убытках (компенсации вреда).

В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в частности, вследствие причинения вреда другому лицу.

Согласно ст.10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

Статья 15 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

По смыслу ст. 1064 ГК РФ вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любое неблагоприятное изменение в охраняемом законом благе, которое может быть имущественным или неимущественным (нематериальным).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18.11.2019 №36-П, обязанность возместить вред - мера гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, который включает, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этим поведением и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Таким образом, для взыскания убытков нужно установить факт причинения убытков, наличие причинно-следственной связи между нарушением и убытками, виновность причинителя вреда. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.

Согласно имеющихся материалов дела, факт причинения истцу реального ущерба, а также его размер подтвержден представленными суду доказательствами. Такие убытки истца возникли в силу действий ответчика по выставлению управляющим компаниям объема оказанных услуг в завышенных объемах, которые в последствии перевыставлялись МКУ «УЖКХ» в целях компенсации выпадающих доходов в связи с применением регулирования тарифов для населения. Расчеты спорных субсидий были произведены непосредственно ООО «Водоресурс». Данные обстоятельства со стороны последнего в ходе судебного разбирательства опровергнуты не были, как следствие, в действиях ответчика усматривается наличие вины в совершенном деянии.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а именно подтверждение со стороны истца факта причинения ему убытков, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями в виде образовавшихся убытков, а также наличие вины в действиях ООО «Водоресурс» в причинении вреда, суд признает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ при удовлетворении требований истца расходы последнего по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска относятся на ответчика.

Поскольку при обращении в суд истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения иска по существу, государственная пошлина в размере 60 624 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 101, 110, 167–170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоресурс» в пользу муниципального образования «Мысковский городской округ» в лице муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» убытки в размере 7 524 863,23 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоресурс» в доход федерального бюджета 60 624 рублей государственной пошлины по иску.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья А.Л. Потапов