АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Курск
23 мая 2022 года
Дело № А35-10917/2021
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.05.2022. Решение изготовлено в полном объеме 23.05.2022.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Пашина А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой Ю.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению (с учетом уточнений)
Общества с ограниченной ответственностью «Курск-Агро»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
о признании незаконными действия, об обязании совершить определенные действия,
о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, действующих собственников земельных долей земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11: ФИО1; ФИО2; ФИО3; ФИО4; ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО19; ФИО20; ФИО21; ФИО22; ФИО23; ФИО24; ФИО25; ФИО26; ФИО27; ФИО28; ФИО29; ФИО30; ФИО31; ФИО32; ФИО33; ФИО34; ФИО35; ФИО36; ФИО37; ФИО38; ФИО37; ФИО39; ФИО40; ФИО41; ФИО42; ФИО43
В заседании приняли участие представители:
от заявителя: ФИО44 по доверенности от 10.01.2022;
от заинтересованного лица: ФИО45 по доверенности от 30.12.2021 № 5-СК;
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.
ООО «Курск-Агро» обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по приостановлению государственной регистрации прав, выраженных в уведомлении от 22.09.2021 №КУВД-001/2021-37560312/2, а именно действий по приостановлению внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1-й Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить действия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1-й Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по 09 февраля 2037 года, о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области судебные расходы, понесенные ООО «Курск-Агро» по уплате государственной пошлины в сумме 3000,00 рублей.
В последующем требования заявителем в порядке ст. 49 АПК РФ были уточнены. Заявитель просит суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации прав, выраженные в уведомлении от 22 декабря 2021 года №КУВД-001/2021-37560312/4, а именно действия по отказу внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1-Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. В порядке ст. 201 АПК РФ заявлено требование обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить действия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1 -Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по 09 февраля 2037 года.
Определением от 19.01.2022 Арбитражный суд Курской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определенных на основании выписки из ЕГРП собственников земельных долей земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,) ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21,) ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО37, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43.
В судебном заседании заявитель поддержал требования в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возражал против обоснованности заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Арбитражный суд Курской области предлагал лицам, участвующим в заседании, представить дополнительные документальные доказательства, в том числе, имеющиеся у них на дату вынесения судебного акта сведения об исполнении пункта 5.1 договора от 01.11.2006, в т.ч. сведения об уведомлении другой стороны договора в письменной форме о своем намерении в отношениях продления срока его действия или заключения договора на новый срок, о заявлении другой стороны договора в письменной форме о своем намерении не продлевать срок действия договора.
Стороны пояснили, что дополнительных доказательств не имеется, как и об исполнении пункта 5.1 договора от 01.11.2006.
Во исполнение ст. 51, 131 АПК РФ от третьих лиц отзыв в суд не поступил; документы, предложенные к представлению судом в вынесенных ранее определениях от 19.01.2022, 10.02.2022, 10.03.2022, 11.04.2022 равным образом от собственников – арендодателей не представлены.
Представитель заявителя пояснил, что арендодатели не возражают против продления срока аренды, за полтора года до окончания срока аренды лица, которые являлись собственниками долей, уведомления в порядке п. 5.1 договора в адрес арендатора не направляли.
В порядке ч. 4 ст. 121, ч. 1 ст. 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение, адресованное третьему лицу, направлялись арбитражным судом заказным письмом с уведомлением о вручении по месту жительства третьих лиц, указанным в выписке из ЕГРП, в представленных в суд сведениях об адресе регистрации указанных лиц. При этом, после направления участвующему в споре лицу соответствующего судебного акта в суд от организации почтовой связи поступила информация, указанная в части 4 статьи 123 АПК РФ. Арбитражный суд Курской области во исполнение п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" установил, что адрес, по которому направлены судебные акты соответствует сведениям о его месте жительства (регистрации).
Третьи лица считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, поскольку, несмотря на почтовое извещение, они не все явились за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд (п. 2 ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания. При неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие (п. 5 ст. 156 АПК РФ).
Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
В пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В пунктах 67 - 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" даны разъяснения о том, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам.
Кроме того, согласно материалам дела, информация о движении дела была размещена на сайте Арбитражного суда Курской области.
Арбитражный суд известил о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Заявление рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников спора, не обеспечивших явку своих представителей для участия в рассмотрении данного заявления.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ООО «Курск-Агро» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11 площадью 2416176 +/-13907 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: обл. Курская, р-н Поныровский, с/с 1-Поныровский, на основании договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.11.2006г., зарегистрированного 09.02.2007 года за №46-46-19/001/2007-006, и договора передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 15.09.2015г., зарегистрированного 29.02.2016г. за №46-46/019-46/019/001/2016-214, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.10.2021 года. Срок аренды по договору установлен с 09.02.2007г. по 09.02.2022г.
Согласно п. 5.1. Договора аренды, если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне Договора в письменной форме за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия настоящего Договора о своем намерении не продлевать срок действия Договора, то срок действия настоящего Договора считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет.
В связи с отсутствием такого заявления в период 09.02.2007-09.08.2020, как со стороны арендодателей, так и со стороны арендатора, 09 сентября 2021 года, т.е. спустя месяц с даты истечения срока, установленного п. 5.1 договора, ООО «Курск-Агро» обратилось в уполномоченный орган с заявлением об осуществлении регистрации внесения изменения в срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости. К документам, предъявленным в уполномоченный орган, также было приложено уведомление от 26.08.2021 (л.д. 58, т.д.1), подтверждающее отсутствие письменных заявлений о намерении не продлевать срок аренды.
Как пояснило ООО «Курск-Агро», абзац 1 пункта 5.1 Договора предполагает письменное уведомление сторонами друг друга только в связи с намерениями либо заключения иного договора аренды на новый срок или на иных условиях, либо продления срока действия договора на иной период, поскольку абзацем 2 пункта 5.1 Договора стороны согласовали и закрепили автоматическую пролонгацию действующего договора аренды на следующие 15 лет при отсутствии заявлений сторон. Следовательно, в случае отсутствия у сторон намерений в изменении условий действующего договора аренды уведомление согласно абзацу 1 п. 5.1 не требуется, поскольку стороны не изменяют действующие условия договора аренды от 01.11.2006г.
22 сентября 2021 года от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права за №КУВД-001/2021-37560312/2, согласно которому заявителю предлагается представить соглашение о продлении срока действия договора аренды.
В связи с чем, заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по приостановлению государственной регистрации прав, выраженные в уведомлении от 22 сентября 2021 года №КУВД-001/2021-37560312/2, а именно действия по приостановлению внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1-Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Также заявителем в порядке ст. 201 АПК Рф заявлено требование обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить действия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1-Поныровский сельсовет, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования —для сельскохозяйственного производства, по 09 февраля 2037 года.
22 декабря 2021 года Управление Росреестра по Курской области после приостановления государственной регистрации приняло решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, о чем получено соответствующее уведомление.
В порядке ст. 49 АПК РФ ООО «Курск-Агро» заявило об уточнении заявленных требований. Заявитель просит суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации прав, выраженные в уведомлении от 22 декабря 2021 года №КУВД-001/2021-37560312/4, а именно действия по отказу внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1-Поныровский сельсовет, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для сельскохозяйственного производства. В порядке ст. 201 АПК РФ заявлено требование обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить действия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1 - Поныровский сельсовет, категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для сельскохозяйственного производства, по 09 февраля 2037 года. Кроме того, заявитель просит распределить судебные расходы в части государственной пошлины, взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области судебные расходы, понесенные ООО «Курск-Агро» по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Ссылаясь на ст. 421, пункт 1 статьи 610 ГК РФ, ст. 18, 51 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", заявитель указал, что истребование заинтересованным лицом дополнительного соглашения к договору аренды от 01.11.2006 г. о продлении указанного договора на новый срок, является нарушением ст. 18 ФЗ Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 46:18:020000:11 до настоящего момента указан следующий срок аренды: с 09.02.2007г. по 09.02.2022г.
Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
При таких обстоятельствах заявитель считает, что действия заинтересованного лица по приостановлению регистрации внесения изменений в срок аренды и истребовании дополнительных документов не соответствуют закону, а также нарушают права ООО «Курск-Агро», как арендатора земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возражало против обоснованности заявленных требований, сославшись на следующие обстоятельства.
22.09.2020 государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственной регистрации на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ, изложенное в уведомлении №КУВД-001/2021-37560312/2 в связи с тем, что заявителем не представлен правоустанавливающий документ, согласно которого возможно внести соответствующие записи в ЕГРН, а именно:
1.уведомление от второй стороны о намерениях в отношении срока действия договора;
2.соглашение о внесении изменений в договор аренды с соблюдением условий пункта 5.1 договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателей от 01.11.2006 в орган регистрации прав не представлено.
21.12.2021 государственным регистратором прав принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации внесения в ЕГРН изменений о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, общей площадью 2416176 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства, расположенного по адресу: Курская область, Щигровский район, с/с 1-й Поныровский, на 15 лет, в соответствии с договором аренды от 01.11.2006, изложенное в уведомлении №КУВД-001/2021-37560312, в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации и не представлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав (п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
Оспариваемое решение об отказе мотивировано непредставлением ООО «Курск-Агро» соглашения о внесении изменений в договор аренды с соблюдением условий пункта 5.1 договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателей от 01.11.2006, в связи с чем внести изменения в ЕГРН в части продления срока аренды земельного участка не представляется возможным.
Управление указало, что оспаривая законность решения Управления ООО «Курск-Агро» ссылается на условия пункта 5.1 договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателей от 01.11.2006, которые предусматривают автоматическую пролонгацию срока договора аренды земельного участка на 15 лет в случае не представления сторонами в определенный договором срок (за 1 год и 6 месяц до истечения срока действия договора) в письменной форме заявления о намерении не продлевать его срок действия. По мнению ООО «Курск-Агро», в данном случае принятия дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды не требуется.
Управление считает, что данный довод ООО «Курск-Агро» не состоятелен и основан на неверном толковании норм права по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В рассматриваемом случае договор аренды заключен в письменной форме и осуществлена его государственная регистрация, в связи с чем, соглашение об изменении договора аренды должно было быть заключено также в письменной форме и подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право - постоянного пользования, ипотека,, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п.п. 1,2 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Исходя из буквального толкования приведенных норм права, следует, что государственной регистрации подлежит не право аренды, а непосредственно договор аренды.
В соответствии с п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п.1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В рассматриваемом случае договор аренды заключен в письменной форме и осуществлена его государственная регистрация, в связи с чем, соглашение об изменении договора аренды должно было быть заключено также в письменной форме и подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Часть 4 статьи 18 Закона о регистрации предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации в ходе государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07^2015 № 218-ФЗ определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 216 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент), при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 218 Административного регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности, формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений.
Государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей (сведений): о характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в кадастре недвижимости; о зарегистрированных правах, сделках, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, содержащихся в реестре прав; о ранее представленных, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования (п. 220 Административного регламента).
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (п. 221 Административного регламента).
Как указано Управлением, заявителем ООО «Курск-Агро» не представлено в Управление соглашение о продлении срока действия договора аренды, в связи с чем, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для осуществления действий по государственной регистрации.
На основании статьи 27 Закона №218-ФЗ, в связи с истечением 22 декабря 2021 срока приостановления, указанного в уведомлении от 22 сентября 2021 №КУВД-001/2021-37560312/2 о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 46:18:020000:11, и не устранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в государственной регистрации прав на который (которые) заявителем были представлены вместе с заявлением от 9 сентября 2021 № КУВД-001/2021-37560312, отказано.
Таким образом, Управление считает действия по приостановлению и отказу в государственной регистрации продления срока договора аренды ООО «Курск-Агро» законными и обоснованными.
При разрешении настоящего спора Арбитражный суд Курской области руководствуется следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав) (часть 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также вступившие в законную силу судебные акты выступают основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункты 2, 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Часть 4 статьи 18 Закона о регистрации предусматривает, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона о регистрации и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации в ходе государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07^2015 № 218-ФЗ определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 216 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент), при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки органом регистрации прав устанавливаются: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 218 Административного регламента при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации), в частности, формирует и направляет в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления, организации (органы) по учету объектов недвижимости, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие органы и организации, располагающие сведениями (документами), необходимыми для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, запросы для получения недостающих или проверки вызывающих сомнение сведений.
Государственный регистратор прав проверяет наличие в ЕГРН записей (сведений): о характеристиках объекта недвижимости, содержащихся в кадастре недвижимости; о зарегистрированных правах, сделках, ограничениях прав, обременениях объекта недвижимости, содержащихся в реестре прав; о ранее представленных, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, документах (наличие правопритязаний), о заявленных в судебном порядке правах требования (п. 220 Административного регламента).
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт; соответствие сведений об объекте недвижимого имущества, указанных в представленных документах, сведениям о данном объекте, содержащимся в ЕГРН; наличие прав по распоряжению объектом недвижимости у подписавшего документ лица (п. 221 Административного регламента).
Орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет, в том числе, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав; уведомление об отказе в государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав (часть 4 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основания для приостановления осуществления государственной регистрации установлены статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с положениями части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
В силу части 1 статьи 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
Частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в частности: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (пункт 1).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ (часть 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ, в редакции, действовавшей на 01.11.2006, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 2 ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
В п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ закреплено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Согласно п. 2.1 договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.11.2006г., зарегистрированного 09.02.2007 года за №46-46-19/001/2007-006, настоящий договор заключен сроком на 15 (пятнадцать) лет и вступает в силу с момента его регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Курской области.
Срок аренды по договору установлен с 09.02.2007г. по 09.02.2022г.
В договоре аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.11.2006г., стороной которого (арендатором) является ООО «Курск-Агро» на основании договора аренды зарегистрированного 09.02.2007 года за №46-46-19/001/2007-006, и договора передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 15.09.2015г., зарегистрированного 29.02.2016г. за №46-46/019-46/019/001/2016-214, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.10.2021 года, предусмотрено условие о продлении договора на новый срок.
Так, в п. 5.1 договора указано, что «стороны не позднее, чем за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия настоящего Договора должны уведомить друг друга в письменной форме о своих намерениях в отношении продления срока его действия, или заключения Договора на новый срок;
Если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне Договора в письменной форме за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия настоящего Договора о своем намерении не продлевать срок действия Договора, то срок действия настоящего Договора считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет.».
Поскольку срок аренды по договору установлен с 09.02.2007г. по 09.02.2022г., права сторон договора согласно п. 5.1 могли быть реализованы не позднее 09.08.2020, т.е. в период с 09.02.2007 по 09.08.2020.
Таким образом, условие п. 5.1 договора предусматривает, что договор считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет, за исключением случаев, которые указаны в данном пункте:
1.Если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне Договора в письменной форме за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия Договора о своем намерении не продлевать срок действия Договора;
2.Если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне Договора в письменной форме за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия Договора о своих намерениях в отношении срока продления его действия;
3.Если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне Договора в письменной форме за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия Договора о своих намерениях заключения Договора на новый срок, т.е. срок, отличный от указанного в п. 2.1 или п. 5.1 договора.
Применительно к данному спору суд установил, что срок, на который продляется аренда, равен первоначально установленному сроку, т.е. это срок, на который он был изначально заключен, либо новый срок (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
Иной срок мог быть установлен сторонами договора в порядке, определенном абзацем 1 п. 5.1 договора.
В данном случае право, предусмотренное данным абзацем 1 п. 5.1 договора в период 09.02.2007 - 09.08.2020, реализовано сторонами договора не было. Доказательств обратного, в т.ч. на даты вынесения данного решения, в Арбитражный суд Курской области не представлено, в т.ч. по предложению суда.
По состоянию на 09.08.2020 ООО «Курск-Агро» уже являлось арендатором земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, на основании договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.11.2006г., зарегистрированного 09.02.2007 года за №46-46-19/001/2007-006, и договора передачи прав и обязанностей (перенайма) по договору аренды земельного участка от 15.09.2015г., зарегистрированного 29.02.2016 за №46-46/019-46/019/001/2016-214, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.10.2021.
Заявитель был стороной договора с 29.02.2016 по 09.08.2020.
Доказательств обратного в Арбитражный суд Курской области не представлено.
В связи с чем, подлежит применению условие абзаца 2 п. 5.1 договора: поскольку ни одна из Сторон не заявила другой Стороне Договора в письменной форме за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия настоящего Договора о своем намерении не продлевать срок действия Договора, то срок действия настоящего Договора считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.
Предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства.
Согласно пункту 4 статьи 157.1 ГК РФ молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ряд случаев, когда молчание расценивается в качестве согласия на совершение: сделки или выражения воли на ее совершение, продление договора энергоснабжения на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон от него не откажется до окончания срока его действия (пункт 2 статьи 540 ГК РФ), договора доверительного управления (пункт 2 статьи 1016 ГК РФ) и иных договоров с условием об автоматической пролонгации; возобновление договора аренды на неопределенный срок (пункт 2 статьи 621 ГК РФ), принятие покупателем без возражений товаров, не соответствующих согласованному ассортименту, по договору купли-продажи (пункт 4 статьи 486 ГК РФ) и др.
Молчание может признаваться выражением воли на совершение сделки только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон (пункт 3 статьи 158 ГК РФ).
В связи с отсутствием заявления в порядке и в сроки, указанные в п. 5.1 договора, данный договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.11.2006, в части срока действия данного Договора считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет, т.к. молчание признается выражением воли на совершение сделки в случае, предусмотренном п. 5.1 договора, т.е. соглашения сторон (пункт 3 статьи 158 ГК РФ).
Определениями от 19.01.2022, 10.02.2022, 10.03.2022, 11.04.2022 Арбитражный суд Курской области неоднократно предлагал арендодателям представит отзыв; сведения об исполнении пункта 5.1 договора от 01.11.2006, в т.ч. сведения об уведомлении другой стороны договора в письменной форме о своем намерении в отношениях продления срока его действия или заключения договора на новый срок, о заявлении другой стороне договора в письменной форме о своем намерении не продлевать срок действия договора.
В Арбитражный суд Курской области от третьих лиц возражения в отношении требования ООО «Курск-Агро» не поступили, равно как и доказательств направления в адрес ООО «Курск-Агро» уведомления о своем намерении не продлевать срок действия Договора, о своих намерениях в отношении продления срока его действия, о своих намерениях заключения Договора на новый срок, т.е. срок, отличный от указанного в п. 2.1 или п. 5.1 договора.
В связи с чем, заявитель законно обратился 09 сентября 2021 года ООО «Курск-Агро» в уполномоченный орган с заявлением об осуществлении регистрации внесения изменения в срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости. К документам, предъявленным в уполномоченный орган, также было приложено уведомление от 26.08.2021, подтверждающее отсутствие письменных заявлений о намерении не продлевать срок аренды.
Как верно указано ООО «Курск-Агро», в данном случае принятия дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды не требуется.
Доводы Управления об обратном суд отклоняет по следующим основаниям.
Действительно, согласно п.1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
По мнению Управления, в рассматриваемом случае договор аренды заключен в письменной форме и осуществлена его государственная регистрация, в связи с чем, соглашение об изменении договора аренды должно было быть заключено также в письменной форме и подлежит государственной регистрации.
Однако управление не учитывает, что в данном случае условие п. 5.1 спорного договора распространялось на сам договор, в т.ч. о его автоматической пролонгации на следующие 15 лет при условии, если сторонами договора не будут совершены действия в порядке и в сроки, установленные в п. 5.1 договора.
При этом условие п. 5.1 договора заключено в письменной форме, а договор аренды прошел государственную регистрацию.
Управление указало, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право - постоянного пользования, ипотека,, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п.п. 1,2 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 621 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Действительно, при заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Однако, в договоре от 01.11.2006, если ни одна из Сторон не заявит другой Стороне Договора в письменной форме за 1 (один) год и 6 (шесть) месяцев до истечения срока действия настоящего Договора о своем намерении не продлевать срок действия Договора, то срок действия настоящего Договора считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет.
В данном случае стороны договора такого намерения не выразили, в связи с чем, срок действия Договора считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет.
Подписания соглашения об отсутствии соглашения в порядке ст. 5.1 ни нормами закона, ни условиями договора не предусмотрено.
Условие п. 5.1 договора аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.11.2006 не обязывает стороны подписывать соглашение о продлении срока договора аренды на новые 15 лет, а наоборот, предусматривают условие, при котором срок действия Договора считается продленным на следующие 15 (пятнадцать) лет молчанием сторон, т.е. в порядке п. 3 ст. 158 ГК РФ, действовавшей на дату заключения договора, на дату пролонгации срока аренды, согласно которой молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
Поскольку в данном случае молчание предусмотрено условиями договора аренды, оно является выражением воли совершить сделку – продлить срок действия договора на следующие 15 лет.
Управление также указало, что в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Исходя из буквального толкования приведенных норм права, следует, что государственной регистрации подлежит не право аренды, а непосредственно договор аренды.
В соответствии с п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п.1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
В рассматриваемом случае договор аренды заключен в письменной форме и осуществлена его государственная регистрация, в связи с чем, соглашение об изменении договора аренды должно было быть заключено также в письменной форме и подлежит государственной регистрации.
Данные доводы отклонены судом, поскольку, п. 5.1 в силу указанных выше обязательств не требовал подписания дополнительного соглашения о продлении срока действия договора, а на регистрацию уже был представлен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателя от 01.11.2006г., который автоматически был продлен в порядке, согласованном сторонами договора, не противоречащем нормам ГК РФ на дату его заключения или исполнения (продления).
Стороны не заключили новый договор и не достигли соглашения о продлении действия Договора на иной период, в связи с чем, представление данных документов для регистрации не требовалось.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает ряд случаев, когда молчание расценивается как согласие на совершение сделки, как выражение воли на ее совершение или на продление договора.
Равным образом, молчание может признаваться выражением воли на совершение сделки в случаях, предусмотренных соглашением сторон (пункт 3 статьи 158 ГК РФ).
Помимо установленных законом случаев молчание может считаться согласием на совершение сделки или выражением воли на ее совершение при условии, что такая возможность прямо предусмотрена договором сторон.
Договор в данном случае содержит указанное условие в п. 5.1. Действующий между сторонами договор считает молчание при продлении договора на новый срок признаком согласия на пролонгацию срока договора аренды на следующие 15 лет при условии, если сторонами договора не будут совершены действия в порядке и в сроки, установленные в п. 5.1 договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
При этом пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ определяет, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Как указывалось, выше у Управления имелся договор аренды, срок действия которого был продлен на новые 15 лет, а также уведомление от 26.08.2021 года, подтверждающее отсутствие письменных заявлений о намерении не продлевать срок аренды, в связи с чем, у государственного регистратора имелись правовые основания для осуществления действий по государственной регистрации.
В пункте 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" разъяснено, что при продлении договора аренды на определенный срок отношения сторон регулируются новым договором аренды.
В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 26 ЗК РФ после автоматической пролонгации срока договора отношения сторон регулируются новым договором аренды, т.е. этим же договором, но на новый срок, который подлежит регистрации, поскольку срок его составляет также более года, что следует из п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59.
Таким образом, Арбитражный суд Курской области признает действия по приостановлению и отказу в государственной регистрации продления срока договора аренды ООО «Курск-Агро» не законными.
Кроме того, согласно п. 28 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), если после 1 марта 2015г. арендатор продолжает пользование земельным участком сельскохозяйственного назначения, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражении со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. К продлению таких договоров не применяется правило, предусмотренное в п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ.
Арбитражный суд Курской области, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор аренды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 131, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 2, 16, 17, 18, 20, 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции до 01.01.2017 (далее - Закон N 122-ФЗ), разъяснениями, приведенными в пункте 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что у Управления Росреестра не было предусмотренных Законом 122-ФЗ оснований для отказа в регистрации спорного договора аренды.
Спорный участок земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с земельным законодательством предоставлен Обществу в аренду. По истечении срока действия договора аренды ни одна из сторон не заявила о его расторжении и арендатор продолжил использование участка без возражений со стороны арендодателя, следовательно, по правилам пункта 2 статьи 621 ГК РФ действие договора аренды возобновилось на тех же условиях на срок, указанный в п. 5.1 договора.
При включении условия об автоматической пролонгации в договора аренды недвижимого имущества у заявителя правомерно возникло право на регистрацию данного срока в ЕГРН.
Поскольку продлевается долгосрочная аренда указанных объектов на такой же длительный срок (более года), продление договора подлежит регистрации в порядке ст. 131 Гражданского кодекса РФ. Отсутствие регистрации не изменит отношений между сторонами договора, поскольку договор считается продленным.
Однако отсутствие регистрации может повлиять на отношения сторон договора с третьими лицами.
По смыслу статей 164, 165, пункта 3 статьи 433, пункта 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165).
Последствия отсутствия государственной регистрации договора установлены п. 3 ст. 433 ГК РФ, в соответствии с которым договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при пролонгации первоначальный договор прекращает свое действие, и между сторонами начинает действовать новый договор, условия которого идентичны условиям окончившегося договора.
В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 2 ст. 26 ЗК РФ после автоматической пролонгации срока договора отношения сторон будут регулироваться новым договором аренды, который подлежит регистрации, поскольку срок его составляет также более года, что следует из п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59.
Оснований требовать дополнительное соглашение к договору аренды у регистратора не имелось.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ). По смыслу приведенной нормы процессуального права в случае удовлетворения заявленных требований в рамках административного судопроизводства такое указание должно содержаться в резолютивной части решения суда.
Следует также отметить, что по смыслу статьи 2 АПК РФ, судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений. Иное противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
В связи с чем, Арбитражный суд Курской области полагает возможным обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить действия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1 -Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по 09 февраля 2037 года.
При этом, суд полагает необходимым уточнить, что государственной регистрации в данном случае подлежит не договор аренды как таковой, что предметом спора и не выступает, а обременение спорного земельного участка арендой на основании указанного договора в части сохранения аренды до 09.02.2037.
Ссылка Управления на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2021 г. по делу №А35-5632/2020 отклонена, поскольку в отличие от данного спора, в деле А35-5632/2020 на основании решения Кореневского районного суда Курской области от 18.08.2020 по делу N 2-186/2020, оставленным без изменения апелляционным определением Курского областного суда от 12.11.2020, установлено, что 26.12.2019 ООО "Пристенская зерновая компания" от участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:10:110000:3 было получено уведомление о расторжении договора N 2 аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендодателей от 01.08.2006. В деле №А35-10917/2021 такого уведомления в Арбитражный суд Курской области представлено не было.
Расходы по оплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ Арбитражный суд Курской области относит на Управление.
Руководствуясь статьями 17, 29, 110, 167-170, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по отказу в государственной регистрации прав, выраженные в уведомлении от 22 декабря 2021 года №КУВД-001/2021-37560312/4, а именно действия по отказу внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1-Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить действия по внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении срока обременения земельного участка с кадастровым номером 46:18:020000:11, расположенного по адресу: Курская область, Поныровский район, 1 -Поныровский сельсовет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, по 09 февраля 2037 года.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области судебные расходы, понесенные ООО «Курск-Агро» по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Оспариваемое решение проверено на соответствие Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Курской области.
Судья Пашин А.В.