ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
24 июля 2015 г. Дело № А40-9867/15
Резолютивная часть решения оглашена 22.07.2015г.
Решение в полном объеме изготовлено 24.07.2015г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи: Анциферовой О.В. (шифр судьи 61-77)
При ведении протокола секретарем судебного заседания Федосовой А.Д.
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску ОАО «Соколиная гора»
к ответчикам Департамент городского имущества г. Москвы, Префектура ВАО г. Москвы
третье лицо ГКУ «Дирекция ЖКХиБ»
о взыскании 4884400,28 руб.
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности №11-юр от 01.04.2015 г.;
от ответчиков – Департамент городского имущества г. Москвы - ФИО2 по доверенности № 33-Д-791/14 от 18.12.2014 г.; Префектура ВАО г. Москвы - ФИО3 по доверенности №01-14-753/13 от 19.04.2013 г.
от третьего лица – не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Соколиная гора» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями о взыскании с публично-правового образования г.Москва в лице Департамента городского имущества г. Москвы, в лице Префектуры ВАО г. Москвы за счет казны г.Москвы расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) в отношении нераспределенных жилых помещений в многоквартирном доме, находящемся в собственности города Москвы по адресу 9 улица Соколиной горы, дом 9, а именно с публично-правового образования г.Москва в лице Департамента городского имущества г. Москвы за счет казны г.Москвы за 2012 год (с 26.01.2012 по 31.12.2012г.) в размере 1 830 908,34 руб.; с публично-правового образования г.Москва в лице Префектуры ВАО г. Москвы за счет казны г.Москвы за 2013 год, с 01.01.2014г. по 30.09.2014г. в размере 3 053 491,94 руб. с учетом принятия судом уточнения исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ, замены ненадлежащего ответчика надлежащим (определение от 07.04.2015г.), привлечением соответчика – Префектуры ВАО (определение от 24.06.2015г.).
В судебном заседании стороны поясняли на вопрос суда, что ответчики в данном случае выступают от имени публично-правового образования город Москва. Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие ГКУ «Дирекция ЖКХиБ» в порядке ст.121-123, 156 АПК РФ.
Заслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, суд признает обоснованными, подлежащим удовлетворению исковые требования в полном объеме на основании следующего.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 18.12.2006 года № 4509-Р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность города Москвы», Распоряжением префекта Восточного административного округа от 19.08.2011г. № 455-В-РП «Об определении управляющей организации многоквартирного жилого дома по адресу: 9 улица Соколиной горы, дом 9», ОАО «Соколиная гора» было определено управляющей организацией многоквартирного дома.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 21.12.2011 года, проведенным Управой района Соколиная гора, в соответствии с ч.4, ч.4.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ и с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 года № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» ОАО «Соколиная гора» был передан в управление многоквартирный дом, как единственному участнику конкурса.
В соответствии с Протоколом конкурса от 24.05.2013 г. дом был передан в управление ОАО «Соколиная гора», как единственному участнику конкурса.
01.01.2012 года и 11.06.2013 года между ОАО «Соколиная гора» (далее по тексту - Истец) и собственником помещений в многоквартирных домах -городом Москвой в лице его законного представителя ГКУ "Инженерная служба района Соколиная гора" были заключены соответствующие договоры управления многоквартирными домами по вышеуказанному адресу.
27.08.2010 г., 19.03.2012 г., 24.12.2013 г., ОАО «Соколиная гора» заключало договоры с Государственным казенным учреждением "Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" на предоставление субсидии на содержание, текущий ремонт и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности города Москвы, соответственно, № 11-Н-БС/2010, №35-Н-БС/2012, 14-Н-БС/2013.
В соответствии с условиями указанных договоров, ОАО «Соколиная гора» частично возмещались затраты на содержание, текущий ремонт и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: 9 ул. Соколиной горы, дом 9 в размере 8 321 руб. 66 коп.
Затраты ОАО «Соколиная гора» на содержание, текущий ремонт и отопление нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в полном объеме не возмещались.
В соответствии с условиями Договоров управления ОАО «Соколиная гора» обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность (п.2.2 Договора управления).
В силу пунктов: 3.3.1 договора управления от 01.09.2011г., 4.2.1 договора управления от 01.01.2012 г. и 3.3.1. договора управления от 11.06.2013 г. на собственника помещений возложена обязанность производить оплату предоставленных ОАО «Соколиная гора» коммунальных услуг, а также услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. В соответствии с пунктами: 3.3.5. договора управления от 01.09.2011 г., 4.2.3. договора управления от 01.01.2012 г. и 3.4.7. договора управления от 11.06.2013 г., - собственник имеет право поручать оплату жилищно-коммунальных услуг по договору нанимателям и арендаторам жилых помещений. Однако собственник не оформил поручения по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую площадь - 3 946,7 квадратных метров, что не оспорено ответчиками.
Цена обслуживания 1 кв. метра общего имущества для собственников помещений в управляемых ОАО «Соколиная гора» многоквартирных домах является регулируемой и устанавливается уполномоченным органом государственной власти города Москвы (ч.4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ).
Разделом 2 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП определена ставка планово-нормативного расхода как показатель, отражающий стоимость расходов по оказанию услуг по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в среднем по городу Москве в расчете на 1 кв. метр общей площади жилых помещений в месяц, используемый для расчета суммы (размера) субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В 2012 году данная ставка была установлена Приложением 25 к Постановлению Правительства Москвы от 29.11.2011 N 571-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год", на 2013 год -Приложением 33 к Постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 Ы671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", а в 2014 году Приложением № 32 к Постановлению Правительства Москвы № 748-ПП от 26.11.2013 г. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год".
Таким образом, стоимость содержания и текущего ремонта общего имущества по заключенным договорам управления многоквартирными домами в 2012, 2013 и 2014 году составила - 19 руб. 51 коп. за 1 м2 общей площади помещений в многоквартирных домах в месяц.
Стоимость услуги отопления в 2012 году (ставка) была установлена Приложениями 14,15,16 к Постановлению Правительства Москвы от 29.11.2011 N 571-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год", на 2013 год - Приложениями 15 и 17 к Постановлению Правительства Москвы от 27.11.2012 N671-TO1 "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", а в 2014 году Приложениями 15 и 17 к Постановлению Правительства Москвы № 748-ПП от 26.11.2013 г. "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год",
Количество отпущенной тепловой энергии в Гкал в домах без общедомового прибора учета определяется нормативным потреблением тепловой энергии на отопление и составляет 0,016 Гкал/м2 в мес, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 г. № 41 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий»
Таким образом, стоимость отопления по заключенным договорам управления составила:
В 2012 году 971 113,32 руб., 2013 году 1 123 017,34 руб., в 2014 году 325 030,98 руб.
Стоимость содержания имущества составила в 2012 году 859 795,02 руб., в 2013 году 908 198,56 руб., в 2014 году 697 245,06 руб.
Таким образом, сумма средств, не уплаченных собственником помещений за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, составила – 4 844 400,28 руб.
В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
В соответствии с ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с ч.3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (статья 6) главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является также орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу пункта 3 статьи 158 этого Кодекса главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Данный спор не относится к спорам таких категорий, однако, по аналогии закона в судебной практике сложилось, что именно главный распорядитель бюджетных средств представляет в суде в качестве ответчика Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Применительно к положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» интересы субъекта Российской Федерации – города Москвы в судах в отношении споров, касающихся всех полномочий собственника имущества (владения, пользования, распоряжения), следовательно, и содержания, оплаты и др., представляет в отношении нежилых помещений функциональный орган исполнительной власти города Москвы Департамент имущества города Москвы, являющийся главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в 2012 году.
С учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны. Департамент как орган власти представлял в данном споре не интересы собственно Департамента, а интересы собственника имущества – города Москвы, как его полномочный представитель, и участвовал в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города.
В 2012 году главным распорядителем бюджетных средств по нераспределенным помещениям являлся Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 N 44-ПП (с изменениями) Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы, в том числе по безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов) города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся в федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы.
В соответствии с п. 9 Положения ответчик выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями согласно Положению.
Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в связи с реорганизацией в виде присоединения к Департаменту городского имущества города Москвы, что подтверждается внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 178.03.2015 г. за государственным регистрационным номером 6157746707420 о прекращении деятельности Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
Таким образом, исковые требования правомерно заявлены за 2012 год к Департаменту городского имущества города Москвы (от имени публично-правового образования) в соответствии со ст..ст.125, 126 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и по смыслу п..п.6 ч.2, ч.3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ и ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 1.1.2 постановления Правительства Москвы N 272-ПП, префектуры административных округов города Москвы осуществляют функции главного распорядителя бюджетных средств города Москвы, направляемых на содержание, текущий ремонт и коммунальную услугу (отопление) нераспределенных жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, находящихся в собственности города Москвы, указанное Постановление Правительства Москвы вступило в силу с 01.01.2013г.
Таким образом, в силу ст..ст.125, 126 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и по смыслу п..п.6 ч.2, ч.З ст. 153 Жилищного кодекса РФ и ч.1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ надлежащим ответчиком по делу за период 2013-2014 год ответчиком является Префектура ВАО г.Москвы (от имени публично-правового образования).
Как следует из материалов дела, Управляющая организация ОАО «Соколиная гора» начиная с 2011 г., неоднократно обращалась в ГКУ «ИС района Соколиная гора» исх. № 1138 от 07.11.2011 г., Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, исх. № 1179 от 15.11.2011 г., с просьбой направить информацию по нераспределенным жилым помещениям в многоквартирном жилом доме по адресу: 9-ая ул. Соколиной горы, дом 9, поясняя, что не сможет получить бюджетные субсидии на возмещение затрат на услуги отопления и содержания общего имущества многоквартирного дома по нераспределенным жилым помещениям и просило предоставить информацию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о нераспределенных жилых помещениях по вышеуказанному дому для возмещения затрат управляющей компании.
Письмом исх. № 895 от 08.09.2011 г., ОАО «Соколиная гора» обратилось в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Восточном административном округе (УДЖП и ЖФ ВАО) (далее по тексту - Ответчик) которым довела до сведения, что только у жителей 16 квартир имеются основания проживать в вышеуказанном доме, что в остальных квартирах проживают граждане без правоустанавливающих документов. Граждане, проживающие без правоустанавливающих документов обращаются в Прокуратуру, Управу района Соколиная гора и самостоятельно отказываются выселяться из занимаемых квартир. Ими получены уведомления от предыдущего собственника жилых помещений ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» о выселении из занимаемых помещений. Управляющая организация просила, как собственника жилых помещений, дать поручение ОАО «Соколиная гора» по проведению соответствующих мероприятий о выселении и компенсации затрат на техническое обслуживание и коммунальные услуги незаконно занятых жилых помещений.
Распоряжением Главы управы района Соколиная гора города Москвы № 371 от 02.11.2011 г., «Об обеспечении коммунальными услугами многоквартирного дома по адресу: 9-ая ул. Соколиной горы, дом 9, в целях недопущения нарушения действующего законодательства и снятия социальной напряженности принять к сведению и строго указано: на недопустимость несанкционированного ограничения в подаче коммунальных
услуг; -генеральному директору ОАО «Соколиная гора» ФИО4 обеспечить бесперебойное снабжение всеми видами коммунальных услуг жителей жилого дома по вышеуказанному адресу.
Претензионные обращения истца к ответчикам оставлены без удовлетворения.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, по общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 Гражданского кодекса РФ).
Доводы ответчиков о не учете истцом суммы субсидий, полученных из бюджета опровергаются представленные расчетом, поскольку суммы субсидий истцом учтены, доводы ДГИ г.Москвы о пропуске срока исковой давности, истцом приняты как обоснованные, в связи с чем истец уменьшил исковые требования. Согласно представленному расчет, исковые требования заявлены только о взыскании стоимости услуг по содержанию и ремонту, за услуги отопления по нераспределенным помещениям. Контррасчет ответчиками не представлен, исковые требования не опровергнуты. То обстоятельство, что в доме незаконно проживают люди, в данном случае не имеет отношение к рассматриваемому спору, поскольку собственник ответственен за проживание людей в принадлежащем ему многоквартирном доме, основания для взыскания с населения без наличия документов, подтверждающих право на проживание, у истца отсутствуют. То обстоятельство, что ответчик не обращался за получением субсидий, опровергается материалами дела, в том числе в связи с тем, что часть субсидий была перечислена истцу, что отражено в расчете иска, указанная сумма не включена в исковые требования.
Поскольку нераспределенные помещения находятся в собственности города Москвы, требования подлежат удовлетворению за счет казны соответствующего публично-правового образования, что согласуется с разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в абзаце 3 пункта 2 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 309-314 ГК РФ, 153, 155, 157, 158 ЖК РФ, ст.ст. 65, 66, 71, 110, 112, 123,167-171, 176 АПК РФ, 333.40 НК РФ суд
РЕШИЛ:
Взыскать с публично-правового образования город Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы за счет казны города Москвы (ОГРН <***>, ИНН <***>)в пользу открытого акционерного общества «Соколиная гора» (ОГРН <***>, ИНН <***>) сумму долга в размере 1 830 908 (Один миллион восемьсот тридцать тысяч девятьсот восемь) руб. 34 коп., а также в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 17 776 (Семнадцать тысяч семьсот семьдесят шесть) руб. 05 коп.
Взыскать с публично-правового образования город Москва в лице ПРЕФЕКТУРЫ ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН <***> ИНН <***>) за счет казны города Москвы в пользу открытого акционерного общества «Соколиная гора» (ОГРН <***>, ИНН <***>) сумму долга в размере 3 053 491 (Три миллиона пятьдесят три тысячи четыреста девяносто один) руб. 94 коп., а также в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 29 645 (Двадцать девять тысяч шестьсот сорок пять) руб. 95 коп.
Вернуть ОАО «Соколиная гора» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 6 743 рублей 10 копеек государственной пошлины, уплаченной согласно платежного поручения №7 от 14.01.2015г.
Решение может быть обжаловано в течении месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.В. Анциферова