Арбитражный суд Московской области
053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Москва
31 мая 2022 года Дело №А41-5624/22
Резолютивная часть объявлена 24 мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2022 года
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья Н.А. Чекалова ,при ведении протокола судебного заседаниясекретарем судебного заседания Р.А.Нагаевым, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Филдпойнт (Кипр) Лимитед" к ООО "ВАЙЛДБЕРРИЗ" (ИНН <***>), ИП ФИО1 (ИНН <***>) об обязании, взыскании
При участии в судебном заседании- согласно протоколу
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Филдпойнт (Кипр) Лимитед» (далее – ООО «Филдпойнт (Кипр) Лимитед», истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Вайлдберриз» (далее – ООО «Вайлдберриз», ответчик1) и к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, ответчик2) с заявленными требованиями:
1) Обязать ООО «Вайлдберриз»:
- прекратить использование обозначений «Zepter International», «Z logo» сходных до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам Российской Федерации №414676, №416612 в отношении товаров 8-го класса МКТУ «изделия ножевые» в сети Интернет путем удаления фотографий и сходных до степени смешения обозначений с интернет страниц:
https://www.wildberries.ru/catalog/2090961 l/detail.aspx?targetUrl=XS https://www.wildberries.ru/catalog/20909610/detail.aspx?targetUrl=XS
2) Взыскать солидарно с ответчиков ООО «Вайлдберриз» и ИП ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Филдпойнт (Кипр) Лимитед» («FIELDPOINT (CYPRUS) LIMITED») в лице представителя по доверенности ООО «ЦЕПТЕР Интернациональ»:
- 11 470,00 (Одиннадцать тысяч четыреста семьдесят руб. 00 коп.) рублей компенсации;
- 38 160,25 (Тридцать восемь тысяч сто шестьдесят руб. 25 коп.) рублей судебных расходов, в том числе: нотариальное составление протоколов о производстве осмотров доказательств в размере 36 000,00 рублей, расходы на приобретение спорного товара в размере 1 147,00 рублей (на основании ст. 106 и ст. 110 АПК РФ); почтовые расходы в размере 1013,25 рублей, включая:
150,00(заказное ФИО1)+277,57(заказное Вайлдберриз) + 245,14 (адвокатский запрос)+340,54 (заказное Вайлдберриз);
- расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 000,00 рублей.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика1 возражал против удовлетворения иска к ООО «Вайлдберриз».
ФИО2 в суд не явился, извещен надлежащим образом. Отзыв на иск не представил, заявленные требования не оспорил.
В ходе судебного разбирательства судом отклонено ходатайство истца об истребовании у ответчиков доказательств: документальные подтверждения совершения сделок купли-продажи (отчет о продажах, бухгалтерская документация по продаже ножей с признаками контрафакта).
В силу ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Истцом не представлено надлежащих обоснованных пояснений, какие имеющие значение для дела, могут быть подтверждены испрашиваемыми истцом доказательствами, при том, что истцом к исковому заявлению приложены доказательства, на которых истец основывает свои требования. Суд также отмечает, что истцом избран способ защиты исключительных прав путем взыскания компенсации в размере от 10000 до 5000000 руб., размер компенсации заявлен истцом в сумме 11470,00 руб., т.е. определен в твердой конкретной сумме, и истец не лишен был права заявить компенсацию в иной сумме. Кроме того, истец просит истребовать указанные документы у ответчиков, при этом в силу положений ст.ст. 64-66 АПК РФ стороны (как истец, так и ответчик) вправе самостоятельно представлять доказательства в материалы дела в подтверждение своих доводов и возражений.
С учетом изложенного, суд не нашел оснований для удовлетворения указанного ходатайства истца об истребовании.
В обоснование заявленных требований истец указал следующее.
Иск подается от лица Общества с ограниченной ответственностью «Филдпойнт (Кипр) Лимитед» («FIELDPOINT (CYPRUS) LIMITED») (Продрому Авеню, 75, Уанворлд Парквью Хаус 4-й этаж, Никосия, 2063, Кипр), к которому перешли все права присоединенного юридического лица Частной компании с ограниченной ответственностью «Филдпойнт Б.В.» (Вестердоксдийк 423, <...> ВХ, Королевство Нидерланды), в соответствии с трансграничным слиянием.
Частная компания с ограниченной ответственностью «Филдпойнт Б.В.» (Per. №3317397 от 03 декабря 1982 года в реестре юридических лиц Торговой палаты Нидерландов, адрес: Вестердоксдийк 423, <...> ВХ) владела и осуществила передачу Истцу исключительных прав на товарные знаки «Zepter International» и «Z logo» (Свидетельство о праве собственности на товарный знак для товаров и услуг №414676, с приоритетом от 22.06.2009, выдано Российским агентством по патентам и товарным знакам от 02.07.2019, классы МКТУ: 03, 5-11, 14, 16-18, 20-22, 24, 26, 34-35, 37, в том числе 8 класс МКТУ (...изделия ножевые, ножи, ножи консервные...); Свидетельство о праве собственности на товарный знак для товаров и услуг №416612, с приоритетом от 22.06.2009, выдано Российским агентством по патентам и товарным знакам от 10.12.2018, классы МКТУ: 03, 5-11, 14, 16-18, 20-22, 24, 26, 34-35, 37, в том числе 8 класс МКТУ (...изделия ножевые, ножи, ножи консервные...).
ООО «ЦЕПТЕР Интернациональ» с момента государственной регистрации в ЕГРЮЛ (Свидетельство от 03.06.1996 серия 77№007436930) является единственным официальным представителем в Российской Федерации как Частной компании с ограниченной ответственностью «Филдпойнт Б.В.» («Fieldpoint B.V.»), на основании Доверенности от 01.12.2020 года, апостиль 054881 от 04.12.2020 г., так и Общества с ограниченной ответственностью «Филдпойнт (Кипр) Лимитед» («FIELDPOINT (CYPRUS) LIMITED»), на основании Доверенности от от 13.01.2022 No NIC MJPO-NIC 000369025/2022 от 14.01.2022 г.
Оригинальный товар впервые вышел на рынок на территории Российской Федерации в 2000 году и стал известен, прежде всего, под брендом «ZEPTER» (товарный знак № 187196).
Права на использование товарных знаков № 414676 («Zepter International») и №416612 («Z logo») предоставлено компанией «Филдпойнт Б.В.» на территории Российской ООО «ЦЕПТЕР Интернациональ» на основании Лицензионных договоров на товарные знаки от 27.08.2010 (неисключительные лицензии на использование товарных знаков).
Под оригинальными товарными знаками «Zepter International» и «Z logo» выпускается продукция высокого качества. Компания имеет устойчивую деловую репутацию.
Каждый продукт (в частности, нож) упаковывается в индивидуальную упаковку, содержащую информацию о фирменном наименовании организации-производителя, способе (а именно: «ручная работа»), месте производства товара.
Товары, обозначенные товарными знаками № 414676 и №416612, на территории Российской Федерации ввозит только ООО «ЦЕПТЕР Интернациональ».
В 2021 Истцу стало известно о том, что на сайте wildberries.ru, принадлежащем ООО «Вайлдберриз», предлагался к продаже и реализовывался товар - ножи, маркированные обозначением, сходным до степени смешения с товарными знаками «Zepter International» и «Z logo».
При этом, поставщиком на приобретение товара с указанной торговой площадки в сети Интернет выступает ИП ФИО1 Указанный товар имеет признаки контрафакта.
На сайте представлены реквизиты ООО «Вайлдберриз» во вкладке «Реквизиты».
Таким образом, Истец и ИП ФИО1, ООО «Вайлдберриз» являются конкурентами на одном и том же товарном рынке, а именно в сфере поставок и
реализации продукции под товарными знаками «Zepter International» и «Z logo».
Истец усматривает в действиях ответчиков явные признаки недобросовестной конкуренции, к которой относятся действия направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, уже причинили и будут причинять в дальнейшем убытки и вред деловой репутации.
Товары, на которых незаконно размещены чужие товарные знаки, являются контрафактными.
ИП ФИО1 поставляет и с помощью интернет-магазина www.wildberries.ru реализует контрафактный товар (ножи), на упаковке и на товаре незаконно используются обозначения, тождественные товарному знаку №414676 («Zepter International») и товарному знаку №416612 («Z logo»), что запрещено в соответствии со ст. 14.6. Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. (далее - Закон о защите конкуренции).
Товары были размещены по следующим адресам:
https://www.wildberries.ru/catalog/20909611/detail.aspx?targetUrl=XS
https://www.wildberries.ru/cataIog/20909610/detail.aspx?targetUrl=XS
Данное обстоятельство зафиксировано Протоколами о производстве осмотра доказательств от 15.03.2021 г. нотариусом г. Москвы ФИО3
Представленный ИП ФИО1 контрафактный товар (упаковка) не содержит информацию о месте производства товара, изготовителе. Цена на контрафактный товар ниже цены оригинального товара как минимум в 50 раз, что вводит в заблуждение потребителя (ст. 14.2. Закон о защите конкуренции).
Качество контрафактного товара дискредитирует и наносит ущерб деловой репутации Истца (ст. 14.1. Закон о защите конкуренции).
ООО «ЦЕПТЕР. Интернациональ» как представитель Истца осуществило закупку контрафактного товара 11.06.2021 и имеет подтверждение незаконного использования обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с товарными знаками «Zepter International» и «Z logo». Приобретен товар артикуль 20909611 по цене 1147,00 рублей, согласно кассовому чеку от 11.06.2021. Кассовый чек прилагается.
Страница предложения: https://www.wildberries.ru/catalog/20909611/detail.aspx?targetUrl:=XS
Платеж за товар прошел через ООО «Вайлдберриз».
000 «Вайлдберриз» владеет платформой электронной коммерции www.wildberries.ru и заключает с продавцами (поставщиками) договор о реализации товара, в соответствии с которым продавец поручает 000 «Вайлдберриз» совершить от его имени и за его счет сделки по реализации товаров физическим лицам (п. 2.1 оферты о реализации товара на сайте www.wildberries.ru). Продавец передает товары 000 «Вайлдберриз» для их доставки покупателям, приобретающим товары на сайтах, доменные имена которых указаны в Правилах использования Портала, а 000 «Вайлдберриз» организует их доставку до покупателя, от имени продавца рекламирует товары, размещая изображения товаров на сайте, принимает возвращенные товары, принимает оплату за товары от покупателей, передает вырученные от реализации товара денежные средства продавцу и утилизирует товар с недостатками, возвращенный покупателем.
000 «Вайлдберриз» вправе отступать от указаний продавца о цене продажи товара без предварительного запроса: применять скидки, продавать по цене, меньшей установленной продавцом (п. 4.2. оферты о реализации товара на сайте www.wildberries.ru).
Продавец предоставляет 000 «Вайлдберриз» согласие на использование товарного знака, какой нанесен на передаваемые (поставляемые) товары в целях использования их на сайте wildberries.ru для продажи товара, а также для использования в рекламе, где товар с нанесенным товарным знаком может быть использован для создания любого вида рекламы (пункт 1.1 Правил использования Портала «Право Вайлдберриз на использование интеллектуальной собственности Продавца»).
В случае выявления некорректной информации на Портале, 000 «Вайлдберриз» вправе приостановить доступ продавца к порталу без предварительного уведомления или потребовать от продавца разместить корректную информацию, или удалить любую информацию с портала, если такая информация нарушает действующее законодательство либо права третьих лиц.
Иными словами, 000 «Вайлдберриз» участвует (в частности в качестве агента продавца) в сделках купли-продажи, взаимодействует с покупателями по поводу контрафактных товаров и получает прибыль непосредственно от реализации товаров (процент с продаж), использует товарные знаки в рекламе и осведомлено об опубликованных на сайте сведениях о продажах и их содержании.
Поставщиком товара, маркированного товарными знаками «Zepter International» и «Z logo», является ИП ФИО1, на что прямо указывает наличие в чеке индивидуального идентификационного номера индивидуального предпринимателя <***>.
В претензиях к ответчикам истец потребовал устранить нарушения исключительных прав истца, после чего обратился в суд с иском.
Возражая против заявленных требований, ответчик1 указывает на то, что является информационным посредником, в связи с чем к нему подлежат применению нормы ст. 1253.1 ГК РФ. Размещение товара на портале Вайлдберриз было прекращено ответчиком1 после получения надлежащим образом оформленного требования (от правообладателя).
ФИО2 ФИО1 в суд не явился, извещен надлежащим образом по адресу содержащемуся в выписке ЕГРИП, возражений по заявленным к нему требованиям не представил.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования к ООО «Вайлдберриз» удовлетворению не подлежат, требования к ИП ФИО1 подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются товарные знаки и знаки обслуживания.
Согласно ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
В силу п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Статьей 1484 ГК РФ предусмотрено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак (п. 1). Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (п. 2). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3).
Согласно п. 1 ст. 1515 ГК РФ товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения (п. 2 ст. 1515 ГК РФ).
Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (п. 3 ст. 1515 ГК РФ).
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: 1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; 2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака (п. 4 ст. 1515 ГК РФ).
В соответствии с подп. 2, 3 п. 1, п. 3 ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования: о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Исключительные права истца на товарные знаки «Zepter International» и «Z logo» (свидетельства №№ 414676 и 417712) подтверждаются представленными в дело свидетельствами на товарные знаки и лицензионными договорами, и ответчиками не оспариваются.
Факт продаже товара, маркированного товарным знаком истца, подтверждается кассовым чеком на сумму 1147 руб., факт размещения данного товара продавцом в сети интернет на страницах по адресам: https://www.wildberries.ru/catalog/20909611/detail.aspx?targetUrl=XS,https://www.wildberries.ru/cataIog/20909610/detail.aspx?targetUrl=XS, подтверждается представленными в дело протоколами нотариального осмотра доказательств.
Истец полагает, что его исключительные права на товарный знак нарушены ООО «Вайлдберриз» как администратором сайта, на котором размещены спорные товары, а также ИП ФИО1 как продавцом спорных товаров.
Суд находит доводы истца о нарушении его исключительных прав ответчиком1 необоснованными, противоречащими обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии с п. 1 ст. 1253.1 ГК РФ лицо, осуществляющее передачу материала в информационно- телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, - информационный посредник - несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии вины с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:
1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети "Интернет", на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.
К информационному посреднику, который в соответствии с настоящей статьей не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (пункт 1 статьи 1250, пункт 1 статьи 1251, пункт 1 статьи 1252 настоящего Кодекса), не связанные с применением мер гражданско-правовой ответственности, в том числе об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней (п. 4 ст. 1253.1 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10), особенности ответственности информационного посредника, предусмотренные статьей 1253.1 ГК РФ, являются исключением из правил, установленных пунктом 3 статьи 1250 ГК РФ, о применении мер ответственности (в виде возмещения убытков и выплаты компенсации) за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, независимо от вины нарушителя. Является ли конкретное лицо информационным посредником, устанавливается судом с учетом характера осуществляемой таким лицом деятельности. Ответственность информационных посредников, в том числе и за нарушения в сфере предпринимательской деятельности, наступает при наличии вины (абзац 2 пункта 77 Постановления N 10).
Иные положения статьи 1250 ГК РФ (в том числе о том, что меры защиты применяются при нарушении права с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения; о лицах, по требованию которых могут применяться меры защиты) применяются к информационным посредникам на общих основаниях.
К информационному посреднику могут быть предъявлены также требования о пресечении нарушения (пункт 4 статьи 1253.1 ГК РФ).
В данном случае продавец, предлагая к продаже свою продукцию на платформе www.wildberries.ru, самостоятельно и по своему усмотрению заполняет всю информацию о товаре, в том числе фотографии товара, наименование товара и любые иные текстовые и графические материалы.
ООО "Вайлдберриз" выступает лишь в качестве посредника и не заменяет продавца в отношениях с иными лицами, включая правообладателей. Посреднические услуги ответчика1 ограничиваются созданием для продавца и потенциального покупателя информационной среды, в которой у сторон возникает возможность реализации товара путем заключения прямых договоров купли-продажи.
Приказом Минкомсвязи России от 31.03.2020 N 148 маркетплейс www.wildberries.ru официально признан социально значимым информационным ресурсом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 334).
Механизм работы www.wildberries.ru регламентируется Правилами пользования торговой площадкой "Wildberries", Офертой о реализации товара на сайте "Wildberries", а также Правилами использования портала.
В соответствии с Правилами пользования торговой площадкой "Wildberries" торговая площадка - веб-сайт https://www.wildberries.ru и мобильное приложение Wildberries являются сервисом, предоставляющим доступ к информации о товарах, предназначенной для потенциальных покупателей.
Согласно пункту 2.2 Правил пользования торговой площадкой "Wildberries" торговая площадка предоставляет покупателю безвозмездную возможность поиска информации о товарах, ознакомления с товарными предложениями Вайлдберриз и других продавцов, возможность получения (в том числе по результатам поиска) товарных предложения и информации, а также иные функциональные возможности.
Как следует из пункта 4.3 Правил пользования торговой площадкой "Wildberries", заказывая на торговой площадке товар, реализуемый иными продавцами, покупатель в рамках договора купли-продажи вступает в договорные отношения непосредственно с продавцом, реализующим данный товар.
В силу пункту 5.4 Правил пользования торговой площадкой "Wildberries" цены на товар определяются продавцами, а цены на услуги доставки определяются Вайлдберриз в одностороннем бесспорном порядке и указываются на торговой площадке.
Реализация товаров на площадке https://www.wildberries.ru происходит на основании оферты (том 2, л.д. 61), согласно пункту 2.1 которой продавец поручает, а Вайлдберриз принимает на себя обязательство за вознаграждение совершать от имени продавца и за счет продавца сделки по реализации товаров, принадлежащих продавцу на праве собственности. Продавец передает товары Вайлдберриз для их доставки физическим лицам, приобретающим товары на сайтах, доменные имена которых указаны в правилах использования портала, а Вайлдберриз организует их доставку до покупателя, от имени продавца рекламирует товары посредством размещения изображений товаров на сайте, принимает возвращенные покупателем товары, принимает оплату за товары от покупателей, передает вырученные от реализации товара денежные средства продавцу и утилизирует товары продавца, возвращенные покупателем в связи с наличием в Товаре недостатков.
В пункте 4.6 оферты указано, что продавец обязуется уплатить Вайлдберриз вознаграждение за реализацию товара от имени продавца.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Правил использования портала (том 2, л.д. 62) продавец самостоятельно размещает информацию о товаре и фотографии товара на портале и несет ответственность перед третьими лицами за содержание размещаемой им на портале информации, ее соответствие законодательству и соблюдение прав третьих лиц на интеллектуальную собственность при размещении информации и фотографий.
Исходя из подробного описания механизма работы торговой площадки www.wildberries.ru и модели взаимодействия общества "Вайлдберриз" с продавцами, следует, что продавцы подтверждают наличие необходимого объема прав на весь материал и товар, размещаемый на страницах сайта платформы.
Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств прямо следует, что общество "Вайлдберриз" не действует от своего имени, осуществляя сделки по реализации товаров, не приобретает права собственности на спорный товар. ФИО4 является владельцем агрегатора информации о товарах, то есть не является лицом, продающим товар, а равно делающим покупателям предложения о заключении договора купли-продажи на сайте www.wildberries.ru, а только предоставляет продавцам возможность разместить предложение о продаже товаров на сайте www.wildberries.ru, а потребителю - возможность ознакомиться с предложением продавца о заключении договора купли-продажи товара и заключить с продавцом договор купли-продажи напрямую с продавцом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчик1 является информационным посредником, он предоставляет продавцам возможность размещения материала или информации на сайте www.wildberries.ru, оказывая посредническую услугу технического характера, которая ограничивается созданием для продавца и потенциального покупателя информационной среды, в которой у продавца и потенциального покупателя возникает возможность реализации товара путем заключения прямого договора купли-продажи товаров между собой.
Ответственность ООО "Вайлдберриз", как информационного посредника, носит ограниченный характер, и в силу п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ наступает только при одновременном соблюдении двух условий: 1) оно не знало и не должно было знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным; оно в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети "Интернет", на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав. Перечень необходимых и достаточных мер и порядок их осуществления могут быть установлены законом.
Истцом в материалы дела представлены претензии, направленные в адрес ООО «Вайлдберриз», датированные 21.07.2021 и 15.11.2021, в которых содержатся требования предоставить информацию о продавце ИП ФИО1 , удалить предложения о продаже товаров на которых размещен словесный элемент ZEPTER по адресам: https://www.wildberries.ru/catalog/20909611/detail.aspx?targetUrl=XS,https://www.wildberries.ru/cataIog/20909610/detail.aspx?targetUrl=XS, о прекращении неправомерного использования товарных знаков на сайте вайлдберриз.ру и выплатить компенсацию в размере 11470 руб.
Между тем, претензия от 21.07.2021 подписана генеральным директором ООО «ЦЕПТЕР Интернациональ» ФИО5, в качестве приложений к претензии не указано на представление документа, подтверждающего право на предъявление такой претензии, а представленная в дело доверенность от правообладателя выдана уже значительно позже направления ответчику1 указанной претензии.
Претензия от 15.11.2021 направлена от имени ООО «ЦЕПТЕР Интернациональ», также подписана генеральным директором данного общества, и к данной претензии также не приложены доверенность на защиту исключительного права на товарный знак или лицензионный договор, на положения которого ссылается ООО «ЦЕПТЕР Интернациональ».
Таким образом, из указанных претензий не следует, что они поданы правообладателем. Истцом не выполнено условие, предусмотренное подп. 2 п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ.
Суд считает необходимым отметить, что поскольку претензии истца к ответчику имеются, оснований полагать не соблюденным претензионный порядок урегулирования спора не имеется. Между тем, указанные претензии не соответствуют подп. 2 п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ, что является основанием полагать отсутствие у ООО «Вайлдберриз» обязанности по удалению товаров со страниц сайта после их получения, а указанные в п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ условия считать ООО «Вайлдберриз» в данном случае информационным посредником и не привлекать его к ответственности за нарушение исключительных прав истца – в совокупности отсутствующими.
Иных претензий до подачи иска к ООО «Вайлдберриз» истцом не представлено.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика1, и что не опровергнуто истцом, после получения заявления от правообладателя, ООО «Вайлдберриз» удалило спорные товары с указанных страниц сайта.
В силу того, что ООО "Вайлдберриз" в сложившихся отношениях выступало в качестве информационного посредника, оно не несет ответственности за возможное нарушение исключительного права на товарный знак, так как не знало, не могло и не должно было знать о возможном нарушении исключительного права на него.
На основании изложенного, исковые требования, заявленные к ООО «Вайлдберриз», удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Поскольку в материалы дела представлены доказательства предложения спорного товара к продаже и продажи товара продавцом – ИП ФИО1 (ответчиком2), заявленные в отношении него требования о взыскании компенсации в размере 11470,00 руб., а также понесенных в связи с допущенными им нарушениями исключительных прав истца судебных расходов (на нотариальный осмотр протоколов двух страниц интернет-сайта, на которых предпринимателем размещены товары, маркированные товарными знаками истца, в размере 36000 руб.; на приобретение спорного товара, подтвержденные кассовым чеком на сумму 1147 руб.; почтовые расходы на отправку истцом ответчику2 искового заявления на сумму 150,00 руб.; расходов по государственной пошлине пропорционально удовлетворенным к ответчику2 требованиям, в сумме 2000 руб.), подлежат удовлетворению.
При данных обстоятельствах, заявленные требования истца подлежат удовлетворению в части требований, заявленных к ответчику2 ИП ФИО1
Руководствуясь статьями ст.ст. 110,167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Филдпойнт (Кипр) Лимитед» компенсацию в размере 11470,00 руб., расходы на нотариальное составление протоколов о производстве осмотров доказательств в размере 36000,00 руб., расходы на приобретение спорного товара в размере 1147,00 руб., почтовые расходы в размере 150,00 руб. и расходы по государственной пошлине в размере 2000,00 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Судья Н.А. Чекалова