Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
гор. Москва | |
«16» мая 2022 года | Дело № А41-92554/21 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 16 мая 2022 года.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Е.А. Морозовой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.А. Михайловым,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Министерство экологии и природопользования Московской области(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ООО "ПОДРЯДЧИК"(ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: Контрольно-счетная палата Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области,
о взыскании 127 966 руб. 99 коп.
при участии в заседании: согласно протоколу
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и природопользования Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ПОДРЯДЧИК" о взыскании денежных средств в размере 127 966 руб. 99 коп.
Определением суда от 22.12.2021г. исковое заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.
24.02.2022г. суд перешел к рассмотрению заявленных требований по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата Московской области, Министерство экономики и финансов Московской области.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить,
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, возражений и отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица Контрольно-счетная палата Московской области в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, ранее представил отзыв на иск.
Третье лицо Министерство экономики и финансов Московской области в судебное заседание не явился, извещалось судом надлежащим образом, свою позицию по делу не представило.
Дело рассмотрено с имеющейся явкой в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, полно и всесторонне исследовав представленные доказательства, изучив их в совокупности, заслушав представителей истца, явившегося третьего лица, суд пришел к следующим выводам.
По материалам дела судом установлено, что между Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - истец, Министерство) и ООО «Подрядчик» (далее - ответчик, Общество) на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (протокол № 0148200005418000290 от «09» августа 2018 г.), был заключен и исполнен Государственный контракт № 2042-РВК от «30» августа 2018 года на выполнение работ по мероприятию «Экологическая реабилитация рек Яуза, Борисовка и Сукромка г.о. Мытищи» (далее - Контракт).
В соответствии с приказом Председателя Контрольно-счетной палаты
Московской области от 27.04.2021 № 41 П-101 проведено контрольное
мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных
средств, направленных на основное мероприятие 02 «Экологическая реабилитация
водных объектов (участков) и определение границ зон затопления, подтопления» и
основное мероприятие G8 «Реализация федерального проекта «Сохранение
уникальных водных объектов» в рамках реализации национального проекта
«Экология» в 2017-2020 годах в рамках государственной программы Московской
области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы на
объекте Министерство экологии и природопользования Московской области (далее Министерство), по итогам которого составлен акт от 16 июля 2021 года, а также выдано представление от 16.08.2021 № 41Исх-1391.
Согласно указанным акту и представлению в нарушение статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществлена приемка и оплата завышенных (непредусмотренных проектно-сметной документацией) объемов работ по устройству временных зданий и сооружений в рамках государственного контракта от 30.08.2018 № 2042-РВК на общую сумму 127 966,99 рублей.
В адрес ответчика Министерством направлялось требование о возврате денежных средств от 07.09.2021 № 25Исх-20184 в размере 127 966 (сто двадцать семь тысяч девятьсот шестьдесят тесть) руб. 99 коп. и досудебная претензия от 11.10.2021 № 25Исх-23735.
Требования не исполнены.
Поскольку в добровольном порядке ответчик неотработанный аванс не вернул, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно пункту 4 статьи 720 ГК РФ Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении, и согласно статье 723 ГК РФ потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Исходя из пункта 1 статьи 1102 ГК РФ и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о взыскании неосновательного обогащения подлежат доказыванию три факта: 1) наличие обогащения на стороне одного лица (обогатившегося); 2) происхождение этого обогащения за счет другого лица (потерпевшего); 3) отсутствие достаточного, установленного законом или договором, основания обогащения.
При рассмотрении настоящего дела, судом установлено следующее.
В силу статьи 1 Закона Московской области №135/2010-03 «О Контрольно-счетной палате Московской области» (далее - Закон Московской области №135/2010-03) КСП Московской области является постоянно действующим государственным органом внешнего государственного финансового контроля.
Одним из полномочий КСП Московской области является организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета Московской области и иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением установленного порядка формирования собственности Московской области, управления и распоряжения собственностью Московской области.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.17 Плана работы Контрольно-счетной палаты Московской области на 2021 год, утвержденного распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 25.12.2020 № 41Р-96, приказом Председателя Контрольно-счетной палаты Московской области от 27.04.2021 №41П-101 проводилось контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на основное мероприятие 02 «Экологическая реабилитация водных объектов (участков) и определение границ зон затопления, подтопления» и основное мероприятие G8 «Реализация федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» в рамках реализации национального проекта «Экология» в 2017-2020 годах в рамках государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы» на объекте: Министерство экологии и природопользования Московской области.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 16.07.2021, зарегистрированный в КСП Московской области 16.07.2021 за №41КМ-106 (далее - Акт по результатам контрольного мероприятия).
Акт по результатам контрольного мероприятия составлен должностными лицами КСП Московской области в рамках полномочий по проведению внешнего государственного финансового контроля. Его содержание выражено в фиксации, выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков.
Так, при анализе Государственного контракта № 2042-РВК установлено следующее.
Государственный контракт № 2042-РВК заключен на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона от 09.08.2018 № 0148200005418000290) Министерством с ООО «Подрядчик» на выполнение работ по мероприятию «Экологическая реабилитация рек Яуза, Борисовка и Сукромка г.о. Мытищи» (реестровый номер контракта: 2501806144418000052). Цена государственного контракта № 2042-РВК составляет 347 859 901, 65 рублей, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта № 2042-РВК Подрядчик обязуется выполнить работы по мероприятию «Экологическая реабилитация рек Яуза, Борисовка и Сукромка городского округа Мытищи» в рамках реализации пункта 2.2 подпрограммы II «Развитие водохозяйственного комплекса Московской области» государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы «Экологическая реабилитация рек Яуза, Борисовка и Сукромка городского округа Мытищи», в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к Контракту) в объеме, установленном протоколом соглашения о контрактной стоимости работ (приложение № 3 к Контракту) (далее - работы), а Заказчик обязуется принять результаты работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно требованиям пункта 3 технического задания экологическая реабилитация рек Яуза, Борисовка и Сукромка г.о. Мытищи проводится в соответствии с утвержденной распоряжением Министерства от 07.02.2017 № РВ-195 проектно-сметной документацией, выполненной ООО «Фирма «Мон-Компани», и ведомостью объемов выполненных работ. Состав выполненных работ, применяемые материалы и их характеристики определяются проектно-сметной документацией. Работы по экологической реабилитации проводятся на участках №№ 1-6 и №№ 9,10 (9,56 км).
Местоположение и протяженность участков представлены в положительном заключении государственной экспертизы от 30.11.2016 №50-1-1-3-1139-16 и проектно-сметной документации.
На момент заключения государственного контракта № 2042-РВК действовала проектно-сметная документация, получившая положительное заключение Государственным автономным учреждением Московской области «Мособлгосэкспертиза» (далее - ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза») от 30.11.2016 №50-1-1-3-1139-16 и положительное заключение по проверке достоверности определения сметной стоимости от 30.11.2016 № 50-1-6-1140-16.
Работы по государственному контракту № 2042-РВК выполнены на общую сумму 347 859 901, 65 рублей согласно актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) от 10.12.2018 № 1 на сумму 296 096,22 тыс. рублей и от 22.10.2019 № 2 на сумму 51 763,69 тыс. рублей.
В актах технической приемки объекта без указания даты и номера (1 этап) и без указания даты и номера (2 этап) указано, что объект требованиям технических регламентов и проектной документации соответствует. Доработка не требуется. Вышеуказанные акты технической приемки объекта подписаны представителями Заказчика, Подрядчика, Администрацией г.о. Мытищи, представителями организаций, осуществляющими авторский надзор и строительный контроль.
В актах сдачи-приемки работ от 17.12.2018 № б/н и от 22.10.2019 № б/н указано, что фактическое качество выполненных работ соответствует требованиям, недостатки выполненных работ не выявлены, неустойка отсутствует. В данных актах указано, что итоговая сумма, подлежащая оплате по первому этапу, составляет 296 096,22 тыс. рублей и по второму этапу - 51 763,69 тыс. рублей.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что сметой к государственному контракту № 2042-РВК предусмотрены затраты на временные здания и сооружения (4,6 %) в сумме 11 709 753, 06 рублей. С учетом НДС (18 %) и удорожания производства работ в зимнее время (1,2 %) затраты на временные здания и сооружения (4,6 %) составили 13 983 318, 71 рублей.
В то же время актами о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 10.12.2018 № 18 на сумму 12 034 871, 23 рублей и от 22.10.2019 №24 на сумму 2 076 414, 47 рублей расходы на временные здания и сооружения (далее - ВЗИС) составили 14 111285, 70 рублей, что на 127 966, 99 рублей больше суммы предусмотренной контрактом.
Таким образом, в нарушение статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) Министерством приняты и оплачены дополнительные виды работ на общую сумму 127 966,99 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления объекту контроля представления Контрольно-счетной палаты Московской области от 16.08.2021 № 41Исх-1391 (далее - Представление), в порядке статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ, статьи 14 Закона Московской области № 135/2010-03, которым предписано выполнить, в том числе, следующее требование:
возместить в бюджет Московской области средства в сумме 127 966,99 рублей за приемку и оплату завышенных (непредусмотренных ПСД) объемов работ по устройству ВЗИС в рамках государственного контракта № 2042-РВК.
Исходя из своей правовой природы, Представление обладает признаками ненормативного правового акта, носит срочный характер, сохраняет свою юридическую силу до момента его выполнения объектом контроля, его (Представления) неисполнение (ненадлежащее исполнение) влечет за собой ответственность, установленную федеральным законодательством и (или) законодательством Московской области.
Представление не оспорено, до настоящего времени сохраняет юридическую силу.
Из материалов проведенной КСП Московской области проверки следует, что в результате указания подрядчиком в актах о приемке выполненных работ формы КС-2 от 10.12.2018 № 18 и от 22.10.2019 № 24 завышенных объемов затрат на временные здания и сооружения (с учетом НДС и удорожания производства работ в зимнее время) и их приемки заказчиком избыточное расходование бюджетных средств составило 127 966, 99 рублей.
В силу пунктов 12 и 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 51 от 24.01.2000 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
Исходя из сложившейся судебной практики, само по себе наличие акта сдачи-приемки выполненных работ не является безусловным основанием для признания работ выполненными надлежащим образом, поскольку, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом должна быть дана правовая оценка имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи.
При указанных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорная сумма денежных средств включает ошибочную оплату работ, которые не были предусмотрены контрактом и фактически не выполнены, что для ответчика является неосновательным обогащением и подлежит возврату.
Следовательно, заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом результатов рассмотрения дела расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска распределяются на основании ст.ст.106, 110, 112 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ООО "ПОДРЯДЧИК"(ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Министерство экологии и природопользования Московской области(ИНН <***>, ОГРН <***>) денежные средства в размере 127 966 руб. 99 коп.
Взыскать с ООО "ПОДРЯДЧИК"(ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4 839 руб. 01 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья Е.А. Морозова