ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А42-1062/08 от 09.12.2008 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области

  Ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Мурманск

Дело № А42-

  1062/2008

«29» декабря 2008 года

Дело рассмотрено, резолютивная часть решения вынесена и оглашена

09.12.2008

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено

29.12.2008

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи

Тарасова А.Е.

при ведении протокола судебного заседания

судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Муниципального унитарного предприятия города Апатиты «Управление жилищно-коммунального хозяйства»

к

- Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области,

- Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области,

- Федеральной налоговой службе Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области

3-и лица

- Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области

о

взыскании 79 549,15 рублей

при участии в заседании представителей

от истца

ФИО1, доверенность от 20.11.2008 № б/н

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области

ФИО2, доверенность от 09.10.2008 № 23

от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области

ФИО3, нотариальная доверенность от Минфина РФ от 15.01.2008 реестр № 1-169

от Федеральной налоговой службы Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области

не явились, извещены надлежащим образом

от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области

не явились, извещены надлежащим образом

у с т а н о в и л :

Муниципальное унитарное предприятие города Апатиты «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области о взыскании задолженности в сумме 76 168,47 рублей по оплате коммунальных услуг, оказанных жилому помещению (квартире) расположенной по адресу: город Апатиты Мурманской области, улица Гайдара, дом 1, квартира 44, перешедшей в собственность Российской Федерации как выморочное имущество, и пени в сумме 3 380,68 рублей начисленных на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), всего 79 549,15 рублей.

В ходе производства по делу, по ходатайствам истца и с его согласия к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин) в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области (далее – казначейство), Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – ФНС РФ) в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее – Управление) и в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Апатиты Мурманской области (далее – ИФНС по г.Апатиты) (т. 1, л.д. 69-71, 89-91, т. 2, л.д. 90-91).

Определением от 06.11.2008 суд с согласия истца произвел замену ненадлежащего ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области на надлежащего (правопреемника) – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области (далее – Госимущество).

В обоснование иска и дополнений к нему истец указал, что квартира, расположенная по адресу: <...>, перешла в собственность Российской Федерации как выморочное имущество. Согласно статье 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) наследники несут ответственность по долгам наследодателя, а в соответствии со статьями 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. До заселения жилого помещения, в силу статьи 153 ЖК РФ эти расходы несут государственные органы. Госимущество оплату коммунальных платежей не производило, в связи с чем они являются долговым обязательством Российской Федерации подлежащим оплате Минфином в лице казначейства.

Госимущество представило отзыв на иск и дополнения к нему, в которых указало, что в соответствии с положением о Госимуществе, оно осуществляет полномочия по управлению, распоряжению и использованию федерального имущества, в пределах установленных Положением. Так как Госимущество не является собственником выморочной квартиры, то оно не может нести ответственность за его содержание. Такую ответственность несет Российская Федерация в лице Минфина, как уполномоченного на то государственного органа, за счет казны Российской Федерации. Кроме того, налоговые органы наделены функциями по оформлению прав РФ на наследство в отношении выморочного имущества. Истцом частично пропущен срок исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований в соответствии со статьей 199 ГК РФ.

Минфин, в лице казначейства, представил отзыв на иск и дополнения к нему в которых указал, что Минфин в силу Положения о нем не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом. Данными функциями наделено Госимущество, в силу Положения о последнем, которое осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом, в связи с чем от имени РФ должно выступать в данном случае Госимущество. Кроме того, учет, принятие мер по охране и оценке имущества, в том числе выморочного, возлагаются на налоговые органы, которым в 2008 году согласно структуре расходов федерального бюджета на мероприятия связанные с распоряжением и реализацией выморочного имущества выделено 17 млн.рублей. Кроме того, истцом частично пропущен срок исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.

ФНС РФ, в лице Управления, представила отзыв на иск и дополнения к нему в которых указало, что налоговые органы не отвечают по долгам Российской Федерации.

ИФНС по г.Апатиты представила отзыв на иск в котором указала, что налоговые органы в соответствии с Положением и Инструкцией по ним осуществляют учет, оценку и реализацию, в том числе, имущества перешедшего по праву наследования к государству. Весь указанный комплекс мероприятий налоговым органом исполнен, спорное имущество передано в собственность Российской Федерации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права. На этом все возложенные на налоговые органы функции исполнены.

ФНС РФ, Управление и ИФНС по г.Апатиты, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения представителей истца, Госимущества и Минфина, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд определил провести судебное заседание в отсутствие представителей ФНС РФ в лице Управления и ИФНС по г.Апатиты.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивал, просил взыскать заявленные суммы с надлежащего ответчика за счет казны РФ.

Представитель Госимущества против удовлетворения иска о взыскании денежных сумм с него возражал, указал, что Госимущество не является администратором в сложившихся отношениях и денежные средства ему на данные цели не выделяются.

Представитель Минфина против иска за счет казны РФ возражал, указал, что Положение не предоставляет ему функции по управлению федеральным имуществом, данные функции осуществляет Госимущество. Истцом частично пропущен срок исковой давности.

Из материалов дела следует, что физическое лицо ФИО4, ранее проживающая в квартире, расположенной по адресу: <...> (далее – квартира), на правах собственника, умерла 06.09.1998 (т. 1, л.д. 18).

ИФНС по г.Апатиты собраны необходимые документы (т. 1, л.д. 106-116) и направлены нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство в доход государства в отношении квартиры (т. 1, л.д. 104).

По результат произведенных действий (т. 1, л.д. 117-119), нотариусом ИФНС по г.Апатиты выдано свидетельство о праве на наследство квартиры по закону от 03.12.2004 (т. 1, л.д. 105).

ИФНС по г.Апатиты 27.02.2007, в присутствии представителей Госимущества, составлен акт описи и оценки квартиры (т. 1, л.д. 102-103), а 27.04.2007 получено свидетельство о государственной регистрации права, согласно которого квартира является собственностью Российской Федерации (т. 1, л.д. 101, 19).

В тоже время, истец являющийся организацией оказывающей коммунальные услуги, установил, что оплата за жилье (квартиру), а именно за содержание и ремонт, и коммунальные услуги (отопление) за период с марта 1998 по сентябрь 2007 годов не поступала. Задолженность за указанные услуги, за указанный период составила 76 168,47 рублей и послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Кроме того, в связи с несвоевременной оплатой оказанных услуг, наряду с основным долгом, истцом ко взысканию предъявляется пеня за общий период с 11.11.2005 по 30.09.2007 в сумме 3 380,68 рублей рассчитанная на основании пункта 14 статьи 155 ЖК РФ.

Заслушав представителей истца, Госимущества и Минфина, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит частичному удовлетворению в сумме 34 738,44 рублей за счет казны Российской Федерации путем взыскания с Минфина в лице казначейства, по следующим основаниям.

Согласно статье 1151 ГК РФ (в редакции действующей на момент выдачи свидетельства о государственной регистрации права на квартиру – 27.04.2007) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Таким образом, на момент государственной регистрации права на квартиру, она правомерно была передана в собственность Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.

Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества в соответствии со статьей 1151 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

При предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктами 1 и 3 статьи 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Статьёй 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Кроме того, статьей 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица (пункт 4 статьи 1103 ГК РФ).

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам (пункты 1 и 2 статьи 126 ГК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее – Положение о Росимуществе), в соответствии с пунктами 1, 2 и 4 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 5 Положения о Росимуществе предусмотрены полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности, в частности, пунктами 5.13., 5.35. и 5.37 предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом.

В соответствии с абзацем 1 раздела 2 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Мурманской области, утвержденных приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 № 37 (далее – Положение о Госимуществе) (действующее), Госимущество осуществляет свои полномочия в пределах, установленных данным Положением.

Пунктами 1, 13 и 21 раздела 2 Положения о Госимуществе на последнего возложены следующие функции: осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества расположенного на территории Мурманской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации; принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность РФ, а также выморочное имущество; и выступает от имени РФ при государственной регистрации права собственности РФ на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну РФ.

Таким образом, ни Положением о Росимуществе, ни Положением о Госимуществе на Госимущество не возложены функции и обязанности по содержанию выморочного имущества переданного в собственность РФ. Из указанных положений также не следует, что Госимущество является тем органом, в лице которого Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам, вытекающим из факта принятия выморочного имущества, которое составляет казну РФ.

Согласно пункту 3 Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, имущества перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 № 683 (далее – Постановление № 683), учет, принятие мер по охране и оценке имущества, указанного в пункте 1 настоящего Положения (в том числе выморочного), возлагаются на налоговые органы.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, имущества перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством финансов СССР 19.12.1984 № 185 (далее – Инструкция) расходы, связанные с хранением, ремонтом, пересылкой, перевозкой поступившего на учет в налоговые органы конфискованного, бесхозяйного, наследственного имущества и кладов до передачи их торговой или другой организации, а также расходы по оплате приглашенных специалистов - оценщиков и экспертов (в соответствующих случаях) производятся за счет средств, предусматриваемых на эти цели в республиканских бюджетах союзных республик.

Пунктом 10 Инструкции установлено, что при переходе к государству имущества по праву наследования нотариальный орган направляет соответствующему налоговому органу, получившему свидетельство о праве государства на наследство, опись этого имущества, подписанную государственным нотариусом, понятыми и заинтересованными лицами (если они принимали участие в описи).

После получения свидетельства о праве государства на наследство и соответствующей описи работник налогового органа в присутствии ответственного хранителя и представителя жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления или уличного комитета, а в сельской местности - представителя исполкома сельского Совета народных депутатов проверяет наличие наследственного имущества в помещениях, в которых оно находится, и принимает его от ответственного хранителя на учет, о чем в описи этого имущества, полученной от нотариального органа, делается соответствующая отметка.

Более того, подпунктом к) пункта 18 раздела 2 Положения о государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 № 340 (далее – Указ), предусмотрено, что Государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах в соответствии с правами и обязанностями, предусмотренными Законом РСФСР от 21 марта 1991 «О Государственной налоговой службе РСФСР» и налоговым законодательством Российской Федерации, выполняют функцию: осуществляют работу по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов.

Таким образом, ни Постановлением № 683, ни Инструкцией, ни Указом на налоговые органы также не возложены функции по содержанию выморочного имущества. Функции налогового органа в соответствии с указанными нормативными документами сводятся к учету, оценки и реализации, в данном случае, выморочного имущества, из них также не следует, что ФНС РФ является тем органом, в лице которого Российская Федерация несет ответственность по своим обязательствам, вытекающим из факта принятия выморочного имущества, которое составляет казну РФ.

Действительно, Приложением 28 к Федеральному Закону Российской Федерации от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Федеральной налоговой службе выделено 17млн.рублей на мероприятия связанные с распоряжением и реализацией выморочного имущества. Также аналогичными законами ФНС РФ выделялись денежные средства на указанные цели в предшествующих финансовых годах.

Однако, данные денежные средства выделяются ФНС РФ именно на цели установленные Постановлением № 683, Инструкцией и Указом. Оформив квартиру в собственность Российской Федерации ФНС РФ непосредственно осуществило возложенные на него функции. Дальнейшее распоряжение выморочным имуществом налоговым органом не осуществляется, не относится к его компетенции и соответственно не финансируется.

В тоже время, пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 242.2. БК РФ для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

Главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к Российской Федерации и удовлетворяемых за счет казны Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы Российской Федерации, также информирует Министерство финансов Российской Федерации о наличии оснований для обжалования судебного акта.

Минфин, являясь финансовым органом согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, уполномочен представлять интересы казны Российской Федерации в судах.

Пунктом 1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.1998 № 26 «О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах» установлено возложить, начиная с 16 марта 1998 года, на управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт - Петербургу на основании соответствующе оформленных доверенностей (с правом передоверия), выданных Министерством финансов Российской Федерации руководителям этих управлений, организацию и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также совместно с Юридическим департаментом – по поручениям Правительства Российской Федерации.

Письмом от 13.08.2008 № 08-04-14/2145, адресованным Председателю Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, Минфин указал, что в целях оптимизации работы по представлению Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Минфину, Минфин просит разъяснить нижестоящим судам, что судебные извещения необходимо направлять в управление Федерального казначейства соответствующего субъекта.

Совокупность всех указанных норм позволяет суду сделать вывод, что настоящий иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации, путем взыскания заявленных сумм с уполномоченного представлять интересы казны РФ органа – Минфина, в лице казначейства.

Статьёй 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно пунктов 1 и 11 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Судом установлено, что в период с марта 1998 по сентябрь 2007 годов истцом оказаны по спорной квартире услуги по оплате жилья и коммунальные услуги на общую сумму 76 168,47 рублей, из которых содержание и ремонт жилья 30 012,19 рублей, отопление 46 156,28 рублей. Сумма услуг определена в соответствии с установленными тарифами, судом проверена и принята как обоснованная. Со стороны Минфина размер задолженности не опровергнут.

Факт оказания услуг по содержанию и ремонту жилья и отоплению истцом подтвержден материалами дела, установлен судом и ответчиком не оспаривается.

Согласно указанным положениям ЖК РФ ответчик (Минфин от имени РФ) обязан оплатить оказанные ему услуги.

Общая сумма задолженности в размере 76 168,47 рублей подтверждена истцом материалами дела и Минфином не опровергнута.

Доказательств оплаты задолженности в указанной сумме в материалах дела не имеется, не оспаривается и подлежит взысканию принудительно в судебном порядке.

Между тем, исковые требования полежат удовлетворению в части в сумме 34 738,44 рублей по следующим основаниям.

Статьей 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно статье 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со статьёй 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций и т.д.

Действий, свидетельствующих о признании долга в рамках настоящего спора нет. Минфин заявил в ходе судебного разбирательства о пропуске истцом срока исковой давности, который не может быть прерван в силу статьи 1175 ГК РФ, а ввиду того, что в силу статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а истец обратился в суд с иском 28.02.2008, то требования ответчика о взыскании суммы основного долга образовавшего до января и в январе 2005 года (срок оплаты 10.02.2005) в сумме 41 430,03 рублей, заявлены за истечением срока исковой давности и в удовлетворении иска в указанной сумме, на основании статьи 199 ГК РФ следует отказать.

Также, не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании пени в размере 3 380,68 рублей начисленных в соответствии с пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ по следующим основаниям.

Согласно пункту 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

В тоже время, пункт 14 статьи 155 ЖК РФ, на который ссылается истец, регулирует отношения между гражданами (потребителями коммунальных услуг) и исполнителем коммунальных услуг по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Спор по настоящему делу возник между иными лицами.

По смыслу пункта 14 статьи 155 ЖК РФ в его взаимосвязи с положениями пунктов 4, 5, 6, 9 названной статьи, пени за несвоевременное внесение платежей установлены для лиц, связанных договором, предусматривающим оказание соответствующих услуг по содержанию жилого помещения, то есть для исполнителя и потребителя таких услуг. Поскольку истец и Российская Федерация таким договором не связаны, суд приходит к выводу о невозможности применения указанной нормы к спорным правоотношениям.

Таким образом, всего с Минфина в лице казначейства в пользу истца необходимо взыскать за счет казны РФ 34 738,44 рублей основного долга. В остальной части иск отклоняется судом по изложенным выше основаниям.

Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению частично в сумме 34 738,44 рублей.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 1 260,50 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

р е ш и л :

удовлетворить требования Муниципального унитарного предприятия города Апатиты «Управление жилищно-коммунального хозяйства» частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Мурманской области, расположенного в городе Мурманске по адресу: проспект Кирова, дом 14/2, в пользу Муниципального унитарного предприятия города Апатиты «Управление жилищно-коммунального хозяйства», за счет средств федерального бюджета, основной долг в сумме 34 738 рублей 44 копейки, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 260 рублей 50 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также иска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Мурманской области и Федеральной налоговой службе Российской Федерации в лице Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья А.Е.Тарасов