ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-7592/20 от 03.08.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-7592/2020

г. Нижний Новгород                                                                                 03 августа 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Трошиной Наталии Владимировны (шифр офиса 47-118), рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску

1) общества с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа», г.Санкт-Петербург (ИНН <***>, ОГРН <***>) ,

2) общества с ограниченной ответственностью «Смешарики», г.Санкт-Петербург (ИНН<***>,ОГРН <***>),

к ответчику индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Нижний Новгород (ИНН <***>, ОГРНИП <***>),

о взыскании компенсации,

без вызова представителей сторон,

установил: общество с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа», г.Санкт-Петербург, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Нижний Новгород, о взыскании компенсации в размере 50000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарные знаки: №321933, №321868, №321869, №321870, №321815, №332558, №335001, №384580, 53руб. 00коп. почтовых расходов, 2000руб. 00коп. расходов по оплате государственной пошлины,

общество с ограниченной ответственностью «Смешарики», г.Санкт-Петербург, обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Нижний Новгород, о взыскании компенсации в размере 50000руб. 00коп. за нарушение исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства - рисунки: «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч», 53руб. 00коп. почтовых расходов, 2000руб. 00коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Определением суда от 13.03.2020 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторонам было предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление. Данное определение было направлено истцу и ответчику по адресам места нахождения.

Истцы представили в материалы дела оригиналы искового заявления, платежного поручения на оплату государственной пошлины, диск с видеозаписью в помещении ТРЦ РИО Детский городок.

Истцы представили уточнение исковых требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просили взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Нижний Новгород (ИНН <***>, ОГРНИП <***>),

в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа», г.Санкт-Петербург (ИНН <***>, ОГРН <***>), 80000руб. 00коп. компенсации, в том числе

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак №321815,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак №321868,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 321869,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 321870,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 321933,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 332558,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 335001,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 384580,

2000руб. 00коп. расходов по оплате государственной пошлины, 53 руб. 00коп. почтовых расходов;

в пользу общества с ограниченной ответственностью «Смешарики», г.Санкт-Петербург (ИНН<***>,ОГРН <***>), 80000руб. 00коп. компенсации, в том числе

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Ежик»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Бараш»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Крош»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Копатыч»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Кар Карыч»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Лосяш»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение)  «Пин».

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Совунья».

2000руб. 00коп. расходов по оплате государственной пошлины, 53 руб. 00коп. почтовых расходов.

Данное уточнение принято судом к рассмотрению.

Документы, представленные сторонами, приобщены к материалам дела и опубликованы на сайте Федеральные арбитражные суды Российской Федерации в разделе картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

14.07.2020 принято решение в виде резолютивной части согласно части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в установленном порядке.

28.07.2020 от ответчика поступила апелляционная жалоба, в связи с этим суд изготовил мотивировочную часть судебного акта.

Изучив представленные в дело доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью «Смешарики» (заказчиком) и ФИО2 (автором) заключен авторский договор заказа от 15.05.2003 N 15/05-ФЗ/С, в соответствии с которым автор обязался разработать образы, имена, логотип, произведения фирменного стиля для проекта «Смешарики» (далее - произведения) для их использования в Brandbook и в иных проектах заказчика. Все работы по созданию произведений выполняются автором на основании принадлежащей заказчику творческой концепции анимационного сериала «Смешарики» и графического произведения, указанного в Приложении № 1. Под творческой концепцией сериала подразумевается описание жанровой модели, основного сюжета описания персонажей и их среды обитания, в виде иллюстраций и текстового материала, которые дают полное представление о внешнем виде, характере персонажей и мире, в котором они живут (пункты 1.2 и 1.3 договора от 15.05.2003 N 15/05-ФЗ/С).

Согласно пункту 1.4 договора от 15.05.2003 № 15/05-ФЗ/С все имущественные авторские права на произведения, т.е. исключительные права на их использование любым образом, включая переделку и внесение других изменений, принадлежат заказчику. Авторские права, переходящие к заказчику в соответствии с договором, являются исключительными.

В соответствии с пунктом 4.1 договора от 15.05.2003 №15/05-ФЗ/С все исключительные имущественные права на весь срок действия авторских прав переходят к заказчику с момента подписания акта приема-передачи произведений.

Факт надлежащего исполнения сторонами принятых на себя обязательств по указанному договору подтверждается подписанным сторонами актом сдачи-приемки произведений от 15.06.2003, согласно которому ФИО2 сдал, а ООО «Смешарики» приняло произведения и права на них. По акту приема-передачи от 15.06.2003 ФИО2 передал истцу рисунки (изображения) персонажей анимационного сериала «Смешарики» и права на них, в том числе в отношении персонажей: «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч» из анимационного сериала «Смешарики».

Таким образом, истец является обладателем исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства - рисунки (изображение) персонажей: «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч».

Общество с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа» является правообладателем следующих товарных знаков:

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации № 321815 («Копатыч»), дата государственной регистрации: 01.03.2007, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41,42,43;

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации № 321869 («Совунья»), дата государственной регистрации: 01.03.2007, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41,42,43;

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации № 321870 («Лосяш»), дата государственной регистрации: 01.03.2007, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41,42,43;

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации № 321933 («Крош»), дата государственной регистрации: 02.03.2007, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 38, 41, 42, 43;

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации №332558 («Ёжик»), дата государственной регистрации: 27.08.2007, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 38, 41, 42, 43;

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации № 335001 («Пин»), дата государственной регистрации: 02.10.2007, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 42, 43;

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации № 384580 («Бараш»), дата государственной регистрации: 24.07.2009, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 42, 43;

- товарный знак по свидетельству Российской Федерации № 321868 («Кар Карыч»), дата государственной регистрации: 01.03.2007, дата истечения срока действия исключительного права: 18.07.2026, классы МКТУ: 03, 14, 16, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29, 30, 32, 42, 43;

Правовая охрана товарных знаков распространяется на территории Российской Федерации.

31.10.2018 в торговом помещении по адресу: <...>, ТРЦ РИО, детский городок, был установлен факт неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности от имени ИП ФИО1, а именно на стене Детского городка размещены изображения, сходные до степени смешения с рисунками - изображениями персонажей  «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч» из анимационного сериала «Смешарики», а также размещены обозначения, сходные до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам №321933, №321868, №321869, №321870, №321815, №332558, №335001, №384580.

Истцы не выдавали ответчику разрешения на использование принадлежащих ООО «Мармелад Медиа» исключительных прав на товарные знаки, а также право на изображения персонажей исключительные права, на которые принадлежат ООО «Смешарики».

19.08.2020 истцы направили в адрес ответчика претензии, с целью урегулирования спора, которые остались без ответа.

Ответчиком требования претензий исполнено не было, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком.

В силу статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом
на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации), если Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации . Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации правом на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Основное предназначение товарного знака - обеспечение потенциальному покупателю возможности отличить маркированный товар одного производителя среди аналогичных товаров другого производителя.

Согласно статье 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Содержание исключительного права на товарный знак составляет возможность правообладателя использовать его любыми не противоречащими закону способами, примерный перечень которых предусмотрен в пункте 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации.  Так, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых, товарный знак зарегистрирован, путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу,
на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 этой статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Как следует из положений пункта 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Права ООО «Мармелад Медиа» на товарные знаки №321933, №321868, №321869, №321870, №321815, №332558, №335001, №384580 подтверждены соответствующими свидетельствами.

Таким образом, вышеуказанные товарные знаки имеет правовую охрану.

Вместе с тем из представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции установлено, что на основании авторского договора заказа от 15.05.2003 №15/05-ФЗ/С, заключенного между истцом (заказчик) и ФИО2 (автор), истцу переданы исключительные права на произведения изобразительного искусства - рисованные образы персонажей анимационного сериала «Смешарики», в том числе персонажи «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч». Рисунки персонажей анимационного сериала «Смешарики» (произведения изобразительного искусства) отражены в акте приема-передачи от 15.06.2003.

Согласно пункту 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в числе прочих, произведения науки, литературы и искусства.

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства относятся, в частности, к объектам авторских прав (абзац 7 указанного пункта).

В силу пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения, в том числе, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и произведения изобразительного искусства.

В силу пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации произведения изобразительного искусства - рисунки также отнесены к числу объектов авторских прав. Они обладают признаками оригинальности (уникальности, неповторимости), индивидуальными характеристиками, созданными в результате творческой деятельности конкретного автора (художника), и в отношении них существует возможность их использования как самостоятельных объектов интеллектуальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Пунктом 7 вышеназванной статьи предусмотрено, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 этой же статьи.

Следовательно, рисунки как произведения изобразительного искусства являются объектами авторских прав.

В соответствии со статьей 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом
на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации), если Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации . Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1250 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается Гражданским кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 названной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

В силу пункта 7 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Таким образом, нарушение исключительных прав правообладателя на каждый товарный знак и на каждое произведение изобразительного искусства (рисунки) создают для ответчика самостоятельные правовые последствия.

С учетом даты приоритета спорных товарных знаков законодательством, применимым для оценки его охраноспособности, является Гражданский кодекс российской Федерации, Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2003 N 32 (далее - Правила N 32), а также Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утверждены Приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32).

Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства
об интеллектуальной собственности», вопрос о сходстве до степени смешения обозначений является вопросом факта и по общему правилу может быть разрешен судом без назначения экспертизы.

Угроза смешения имеет место, если один товарный знак воспринимается за другой или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же товарном знаке, но полагает, что оба товарных знаков принадлежат одному и тому же предприятию. Такая угроза зависит от нескольких обстоятельств: от различительной способности знаков, от сходства противопоставляемых знаков, от оценки однородности обозначенных знаком товаров и услуг.

При сопоставлении товарных знаков (рисунков) с точки зрения их графического и визуального сходства должно быть учтено основное правило, согласно которому вывод делается на основе восприятия не отдельных элементов, а товарных знаков (рисунков) в целом (общего впечатления). Для признания сходства товарных знаков (рисунков) достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков (рисунков) в глазах потребителей.

Обозначение является сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. При определении сходства словесных обозначений они сравниваются: со словесными обозначениями; с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товара, круг потребителей и другие признаки.

Согласно пункту 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утверждены Приказом Роспатента от 05.03.2003 № 32), при проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия: проводится поиск тождественных и сходных обозначений; определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений; определяется однородность заявленных товаров товарам, для которых зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения).

Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Сходство изобразительных и объемных обозначений согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Роспатента от 31 декабря 2009 года № 197 определяется на основании следующих признаков: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.), сочетание цветов и тонов.

Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

При определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при их сравнении. Именно оно наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, которые уже приобретали такой товар. Поэтому, если при первом впечатлении сравниваемые обозначения представляются сходными, а последующий анализ выявит отличие обозначений за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений целесообразно руководствоваться первым впечатлением. Сказанное проиллюстрировано примерами в отношении изобразительных обозначений, которые могут быть отнесены к сходным до степени смешения (пункт 5.2.1. Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных Приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197).

Согласно пунктам 5.2.1, 5.2.2 Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Роспатента от 31 декабря 2009 года № 197, при определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при их сравнении. Именно оно наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, которые уже приобретали такой товар. Поэтому, если при первом впечатлении сравниваемые обозначения представляются сходными, а последующий анализ выявит отличие обозначений за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений целесообразно руководствоваться первым впечатлением.

Из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что на стене Детского городка изображены рисунки, выполненных с подражанием стилизованным изображениям персонажам «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч», принадлежащих ООО «Смешарики», также на стене Детского городка изображены рисунки, выполненные с подражанием товарным знакам №321933, №321868, №321869, №321870, №321815, №332558, №335001, №384580, принадлежащим ООО «Мармелад Медиа».

При визуальном сравнении изображений, размещенных на стене в Детском городке, с произведениями изобразительного искусства, исключительные права на которые принадлежат ООО «Смешарики», и товарными знаками, исключительные права на которые принадлежат ООО «Мармелад Медиа», судом установлено их визуальное сходство: тождественность графического изображения, внешняя форма, сочетания цветов и тонов, расположение отдельных частей изображений совпадает.

Размещение на стене в Детском городке (ИП ФИО1)спорных изображений и товарных знаков свидетельствует о предложении к введению в гражданский оборот услуг по организации досуга, которые продвигаются с помощью изображений, сходных до степени смешения с изображениями, принадлежащими истцу и соистцу.

Доказательств передачи ответчику прав на спорные рисунки и товарные знаки суду не представлено. При этом, как следует из представленных в материалы дела документов, деятельность по организации досуга предоставлял непосредственно ИП ФИО1

Суд обращает внимание, что использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, распространение произведения и его переработка (пункт 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заявленные товарные знаки зарегистрированы в отношении 41 класса МКТУ – оказание услуг для развлечения людей или организация досуга.

Таким образом, из материалов дела следует, что ответчиком использовались товарные знаки №321933, №321868, №321869, №321870, №321815, №332558, №335001, №384580 и изображения персонажей «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч», с целью привлечения внимания, поддержания интереса к услугам, оказываемым ответчиком, а именно организация мероприятий и детских развлечений.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи все приведенные доводы и представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования истцов к ответчику о выплате компенсации за нарушение исключительных прав обоснованы.

Таким образом, ответчиком были нарушены исключительные права истца на произведение изобразительного искусства (изображения персонажей): «Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч», из анимационного сериала «Смешарики».

Ответчиком также нарушены исключительные права соистца на товарные знаки по свидетельствам №321933, №321868, №321869, №321870, №321815, №332558, №335001, №384580.

Данное нарушение выразилось в использовании рисунков персонажей и товарных знаков на стене в Детском городке в ТРЦ РИО, на которой размещены рисунки и товарные знаки для продвижения и предложения к продаже услуг по организации детских мероприятий и досуга.

Представленные истцами в материалы дела доказательства в подтверждение факта неправомерного использования со стороны ответчика объекта авторских прав собраны истцами самостоятельно - осуществлена процедура видеосъемки.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости. Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

Пунктом 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатель товарного знака вправе требовать по своему выбору от нарушителя его исключительного права вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Истцом заявлено о взыскании с ответчика компенсации в размере 80000руб. 00коп., т.е. по 10000руб. 00коп. за каждый случай нарушение исключительного права (изображения персонажей («Крош», «Ежик», «Бараш», «Лосяш», «Копатыч», «Пин», «Совунья», «Кар Карыч») из анимационного сериала «Смешарики»).

Соистцом заявлено о взыскании с ответчика компенсации в размере 80000руб. 00коп., т.е. по 10000руб. 00коп. за каждый случай нарушение исключительного права на товарные знаки по свидетельствам №321933, №321868, №321869, №321870, №321815, №332558, №335001, №384580.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Вместе с тем в соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 1250 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя, если такое лицо не докажет, что нарушение интеллектуальных прав произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Доводов о том, что нарушение произошло вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, ответчиком не приводилось, вследствие чего ответчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет ответственность за допущенные нарушения независимо от наличия или отсутствия вины.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

При этом суд первой инстанции не усматривает в рамках настоящего дела правовых оснований для снижения заявленного размера компенсации за нарушение исключительного права на принадлежащее истцу произведения, поскольку в данном случае отсутствует основания, являющиеся в соответствии с положениями абзаца третьего пункта 3 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.12.2016 N 28-П, основанием для снижения размера компенсации ниже низшего предела.

На основании изложенного с ответчика в пользу истца взыскивается 80000руб. 00коп. компенсации.

Также с ответчика в пользу соистца взыскивается 80000руб. 00коп. компенсации.

Истцами также заявлено требование о взыскании с ответчика 106руб. 00 коп. почтовых расходов.

Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Несение почтовых расходов в размере 106руб. 00 коп. подтверждается квитанциями ФГУП Почта России, с учетом изложенного с ответчика в пользу истца взыскивается 53руб. 00 коп. почтовых расходов, а также в пользу соистца взыскивается 53руб. 00коп. почтовых расходов.

Расходы по государственной пошлине в сумме 5800руб. 00коп. в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, в сумме 2000руб. 00коп. взыскиваются в пользу истца, в сумме 2000руб. 00коп. в пользу соистца, 1800руб. 00коп. подлежат взысканию в доход федерального бюджета Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями  110, 167, 168, 170, 180, 181, 182, 229, 319, 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Нижний Новгород (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), в пользу общества с ограниченной ответственностью «Мармелад Медиа», г.Санкт-Петербург (ИНН <***>, ОГРН <***>), 80000руб. 00коп. компенсации, в том числе

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак №321815,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак №321868,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 321869,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 321870,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 321933,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 332558,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 335001,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на товарный знак № 384580,

2000руб. 00коп. расходов по оплате государственной пошлины, 53 руб. 00коп. почтовых расходов.

Взыскать индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Нижний Новгород (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), в пользу общества с ограниченной ответственностью «Смешарики», г.Санкт-Петербург (ИНН<***>,ОГРН <***>), 80000руб. 00коп. компенсации, в том числе

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Ежик»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Бараш»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Крош»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Копатыч»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Кар Карыч»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Лосяш»,

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение)  «Пин».

10000руб. 00коп. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства - рисунок (изображение) «Совунья».

2000руб. 00коп. расходов по оплате государственной пошлины, 53 руб. 00коп. почтовых расходов.

Взыскать индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Нижний Новгород (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), в доход федерального бюджета Российской Федерации 1800руб. 00коп. государственной пошлины.

Мотивированное решение составляется по заявлению лица, участвующего в деле, Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.

В случае подачи апелляционной жалобы, решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если оно не будет отменено или изменено таким постановлением.

Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу. Исполнительный лист до истечения срока на обжалование настоящего решения в апелляционном порядке выдается по заявлению взыскателя.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. В таком же порядке решение может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                     Н.В. Трошина