ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-30416/20 от 12.05.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул.Екатерининская, д.177, г.Пермь, 614068, http://www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 

19 мая 2021 года                                                         Дело № А50-30416/2020

Резолютивная часть решения вынесена 12 мая 2021 года. Полный текст решения изготовлен 19 мая 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Самаркина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Услад»
(ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании неосновательного обогащения в сумме 315 380 руб.,

в заседании приняли участие представители:

от истца – ФИО2, по доверенности от 21.01.2021
№ 02.1-31/00684, предъявлены паспорт, диплом юриста; ФИО3,
по доверенности от 09.02.2021, предъявлены служебное удостоверение, диплом юриста;

от ответчика – ФИО4, директор, предъявлен паспорт;

лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) путем направления в их адрес копий определения заказным письмом
с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
г. Перми (далее - истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась
в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением
к
обществу с ограниченной ответственностью «Услад» (далее - ответчик, Общество, общество «Услад») о взыскании неосновательного обогащения
в виде предоставленных средств субсидии в сумме 315 380 рублей.

Как указывает Инспекция, ответчику на основании его заявления предоставлена предусмотренная Правилами предоставления в 2020 году
из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.04.2020 № 576, субсидия за апрель и май 2020 года. При этом налоговый орган отмечает, что в связи с несоответствием показателя количества работников общества «Услад» как получателя субсидии
в месяцах, за который выплачивается субсидия (11 человек), по отношению
к количеству работников в марте 2020 года (13 человек), при несоблюдении ответчиком условий получения субсидии, основания для выделения ему средств субсидии не имелось.

Обществом «Услад» представлен отзыв на исковое заявление, отражающий доводы о соблюдении им всех условий для получения субсидии и отсутствии оснований для возврата средств субсидии.

Инспекцией в адрес ответчика направлены уведомления о возврате средств субсидии в спорной сумме, вместе с тем, в досудебном порядке возврат средств субсидии Обществом не произведен, соответственно, при соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора, исковое заявление налогового органа подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу.

Представленные сторонами в ходе рассмотрения дела процессуальные документы и доказательства приобщены судом к материалам настоящего дела.

Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ответчик зарегистрирован 20.09.2016
в качестве юридического лица регистрирующим (налоговым) органом
по месту учета и как налогоплательщик с присвоенным идентификационным номером налогоплательщика (ИНН) <***> в порядке статей 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) поставлен 20.09.2016 на учет в Инспекции.

Исходя из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/), а также представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ответчика, основным видом деятельности ответчика значится деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 56.10.1.

На основании публичных сведений Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ответчику, относящему к таким субъектам, присвоена с 10.10.2016 категория «Микропредприятие».

Обществом в Инспекцию направлено в электронном виде заявление
от 12.05.2020 № 1 о предоставлении на основании
Правил предоставления
в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 24.04.2020 № 576 (далее также - Правила № 576), субсидии
за апрель и май 2020 года. Отмеченное заявление Общества получено налоговым органом 13.05.2020.

По итогам рассмотрения указанного заявления Общества
в программном комплексе Инспекции сформированы сообщения
от 18.05.2020 № 161304 об отказе в предоставлении субсидии, вместе с тем, вследствие технической ошибки сумма заявленной субсидии за апрель и май 2020 года включена в реестр получателей субсидии, который направлен
в электронном виде в территориальный орган Федерального казначейства.

Из полученной Инспекцией от территориального органа Федерального казначейства информации ответчику как получателю субсидии сообщено
о факте перечисления субсидии (уведомления о перечислении субсидии
от 08.08.2020), средства субсидии в сумме
315 380 руб. поступили на банковский счет Общества, указанный в его заявлении.

По результатам мониторинга исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 налоговым органом выявлено неправомерное (ошибочное) перечисления Обществу субсидии (в связи с несоблюдением предусмотренных Правилами № 576 условий для ее получения).

Налоговым органом 20.07.2020, 13.08.2020 в адрес Общества направлены уведомления о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии с предложением возвратить полученные средства субсидии по соответствующим реквизитам.

Как отметила Инспекция, ответчиком неправомерно полученные средства субсидии в сумме 315 380 руб. добровольно не возвращены, что обусловило обращение налогового органа в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании средств субсидии в качестве неосновательного обогащения.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71, 162 АПК РФ, полагает, что исковые требования Инспекции не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1
«
О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрено, что налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, этим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1
«
О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов
и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Как установлено статье 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. При этом налоговые органы осуществляют также иные функции в случаях, предусмотренных этим Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также этим Положением.

Согласно пункту 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Как определено пунктом 5.22 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба, наряду
с контрольными и надзорными функциями, осуществляет иные функции
в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Пунктами 6.26, 6.27 Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 17.07.2014 № 61н, предусмотрено, что Инспекция такого уровня централизованной системы налоговых органов участвует в рамках установленной компетенции в выполнении задач, связанных с реализацией федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.

Порядок и условия предоставления хозяйствующим субъектам субсидий за счет бюджетных средств регламентированы статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, в редакции, действовавшей
в спорный период, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе
в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин
с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ закреплено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами
о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий
в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных
в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных
в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Как установлено пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3,
абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 этой статьи, возврату
в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 Правил № 576 они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным
по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии
с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность
в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).

Для целей Правил № 576 получатель субсидии определяется
по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
по состоянию на 1 марта 2020 года.

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Пунктом 3 Правил № 576, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 658, определено, что у словиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления
по форме согласно приложению № 2 (далее - заявление); б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии
с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; в) отнесение отрасли,
в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 этих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение
о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии
по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты
по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся
у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека
по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

В пункте 4 Правил № 576 установлено, что р азмер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 года, составляющей 12 130 рублей:
на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций;
на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу,
- в отношении индивидуальных предпринимателей.

Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, указанной в абзаце первом пункта 4 Правил № 576.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации. Ответственность за достоверность указанной информации, несет получатель субсидии.

Согласно пункту 5 Правил № 576 д ля получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 года.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 этих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 576 налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 этих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.

Исходя из пункта 7 Правил № 576 Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 настоящих Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, формирует реестр
в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.

Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил № 576).

Как предусмотрено пунктом 10 Правил № 576, Федеральная налоговая служба не позднее дня, следующего за днем получения от Федерального казначейства информации в соответствии с пунктом 9 этих Правил, информирует получателя субсидии о факте перечисления субсидии
по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.

На основании пункта 11 Правил № 576 в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 этих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Исковых требования налогового органа мотивированы, в том числе ссылками на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), и доводами о взыскании неправомерно полученных Обществом средств субсидии в качестве неосновательного обогащения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.

Поскольку неосновательным признается пользование чужим имуществом без установленных законом или сделкой оснований, лицо, предъявляющее требование о возмещении неосновательно сбереженного имущества, обязано в силу части 1 статьи 65 АПК РФ доказать факт пользования ответчиком спорным имуществом за счет истца, факт отсутствия правовых оснований для такого пользования, а также размер неосновательного обогащения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановление от 24.03.2017 № 9-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, предусматривающее в рамках его
статьи 1102 возложение на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретателя) за счет другого лица (потерпевшего), обязанности возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса (пункт 1), а также применение соответствующих правил независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2), по существу, представляет собой конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).

Вместе с тем данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и, соответственно, обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата субсидии является несоблюдение хозяйствующим субъектом порядка и условий ее получения.

В соответствии с предоставленной налоговым органам компетенцией, участием в процедуре предоставления мер государственной поддержки
в соответствии с Правилами № 576, на основании положений
статьи 78 БК РФ, нормативных установлений, приведенных в Законе Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1
«О налоговых органах Российской Федерации», Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.09.2004 № 506, Типовом положении об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации
от 17.07.2014 № 61н, принимая во внимание статью 1102 ГК РФ, Инспекция имеет правомочия на предъявление в суд исковых требований о возврате средств субсидии.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ответчик 20.09.2016 зарегистрирован в качестве юридического лица, относится к категории субъектов малого предпринимательства и основным видом его деятельности по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц является деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности - 56.10.1, эта отрасль деятельности относится к подгруппе кода 56 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков», включенного в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших
в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.

Ответчиком в Инспекцию направлено заявление от 12.05.2020
№ 1 о предоставлении субсидии на основании
Правил № 576, по результатам рассмотрения которого предоставлена мера государственной поддержки
за апрель и май 2020 года в общей сумме 315 380 рублей.

Вместе с тем, Инспекция пришла к выводу о несоблюдении Обществом при представлении заявления о предоставлении субсидии условия, предусмотренного подпунктом «е» пункта 3 Правил № 576, исходя из которого количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем
на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Как установлено Инспекцией и подтверждается представленными
в материалы судебного дела доказательствами, число работников Общества
в марте 2020 составило 13 человек, в частности: ФИО5,
ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО4 (директор Общества), ФИО10, ФИО11, ФИО12,
ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 (л.д.12).

В марте 2020 года прекращены трудовые отношения Общества как работодателя с двумя работниками: ФИО14, ФИО15 (л.д.13, 14).

Обществом «Услад», являющимся для целей обязательного пенсионного страхования страхователем, на основании пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации представлены 03.05.2020 и 03.06.2020 сведения в отношении 11 застрахованных лиц за апрель и май 2020 года
в составе отчетов по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п (тип «исхд» (исходная форма)).

Впоследствии Обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации представлены 24.07.2020 дополнительные сведения в отношении еще одного застрахованного физического лица - ФИО17 за апрель и май 2020 года по форме СЗВ-М тип «доп» (дополняющая форма); (л.д.15оборот, 16, 19).

По выводам Инспекции на момент истечения определенной пунктом 5 Правил № 576 даты направления заявления получателя субсидии
в налоговый орган по месту учета - 01.07.2020 представленные
обществом «Услад» в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2020 года (13 человек), апрель
и май 2020 года (11 человек) не подтверждали с учетом изменения численного состава работников соблюдение условия, предусмотренного подпунктом «е» пункта 3 Правил № 576.

Оспаривая указанные выводы налогового органа, Общество со ссылкой на представленные в материалы судебного дела доказательства указывает, что фактически ФИО17 на основании поданного ею заявления
о приеме на работу от 25.03.2020 трудоустроена в обществе «Услад»
с 01.04.2020.

Как следует из материалов дела, ФИО17 руководителю Общества ФИО4 представлено заявление о приеме на работу
от 25.03.2020, в котором ФИО17 просила принять ее на работу
с 01.04.2020, также в ее заявлении отражено, что она с условиями работы и выплаты заработной платы ознакомлена и согласна (л.д.5).

Директором общества «Услад» ФИО4 на основании заявления ФИО17 издан приказ о приеме работника на работу от 01.04.2020 № 2, с которым ознакомлен работник, с ФИО17 заключен трудовой договор от 01.04.2020 № 20 по замещаемой должности.

На основании приказа руководителя Общества ФИО4
от 27.03.2020 № 12 в связи с введением на территории Российской Федерации и Пермского края ограничительным мер с целью исключения распространения новой коронавирусной инфекции деятельность Общества приостановлена. В дальнейшем деятельность общества «Услад» возобновлена с 14.08.2020 на основании приказа руководителя Общества ФИО4 от 14.08.2020 № 17.

Как указывает ответчик, в связи с приостановлением деятельности Общества, несвоевременной актуализацией информации и учетных сведений в отношении работников, дополняющие формы отчетности в отношении ФИО17 за апрель и май 2020 года направлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации лишь 24.07.2020, вместе с тем, ФИО17 числилась в штате персонала общества «Услад» с 01.04.2020.

Оценивая доводы сторон, арбитражный суд исходит из следующего.

В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности
в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности
с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя
в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В силу статей 132 и 135 ТК РФ установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.

Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2018 № 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»,
к характерным признакам трудовых отношений в соответствии
со статьями 15 и 56 ТК РФ относятся: достижение сторонами соглашения
о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату. К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии
с указаниями работодателя; интегрированность работника
в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем (Рекомендация № 198 о трудовом правоотношении, принятая Генеральной конференцией Международной организации труда
15 июня 2006 года).

В соответствии с правовым подходом, отраженным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц
и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», по общему правилу, трудовые отношения работников, работающих у работодателей - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и не являющихся индивидуальными предпринимателями, и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям, возникают на основании трудового договора. Трудовой договор заключается
в письменной форме и составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая статьи 67 и часть третья
статьи 303 ТК РФ).

На основании правовой позиции, закрепленной в пункте 12 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если трудовым законодательством или иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (части первая, третья статьи 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (часть первая статьи 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (часть вторая статьи 68 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее также - Закон № 27-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьям 8, 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что страхователь обязан
в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим Федеральным законом.

Как установлено статьей 5 Закона № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующие функции реализуются также его территориальными органами.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет
о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации
о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения представляются по форме СЗВ-М «Сведения
о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

В поле «Тип формы» отчета по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации
от 01.02.2016 № 83п, предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»: - код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период; - код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; - код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения
о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Несмотря на доводы Инспекции, представляемые страхователем
на основании пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, к которым на основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации», статьи 1 Закона № 27-ФЗ относятся физические лица, работающие по трудовому договору, а также руководители организаций, носят информационный, учетный характер и не влияют на определенные приведенными положениями ТК РФ основания и момент возникновения трудовых отношений.

Из материалов дела следует, что фактически ФИО17 на основании поданного ею заявления о приеме на работу от 25.03.2020 трудоустроена в обществе «Услад» с 01.04.2020. Так, ФИО17 директору Общества ФИО4 представлено заявление о приеме на работу от 25.03.2020, отражающее волеизъявление ФИО17
о приеме ее на работу с 01.04.2020, также в ее заявлении отражено, что она
с условиями работы и выплаты заработной платы ознакомлена
и согласна (л.д.5).

На основании заявления ФИО17 директором Общества ФИО4 издан приказ о приеме работника на работу от 01.04.2020
№ 2, с которым ознакомлен работник, с ФИО17 заключен трудовой договор от 01.04.2020 № 20 по замещаемой должности - мойщица
посуды (л.д.5, 6, 7-9).

Факт реальности трудовых отношений Общества с ФИО17
с 01.04.2020 исходя из положений статей 15, 16, 67 ТК РФ подтверждается представленными в дело доказательствами и Инспекцией не оспорен (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 АПК РФ).

В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, отраженных в Постановлении от 24.02.2004 № 3-П, Определении от 04.07.2007 № 366-О-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы
в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Доказательств отсутствия у Общества экономической необходимости
в должности мойщицы посуды, наряду с иными должностями, налоговым органом не представлено. В свою очередь, анализ экономических аспектов деятельности ответчика, целесообразность совершения хозяйственных операций и привлечения наемного персонала к компетенции Инспекции
не относятся.

Инспекцией не доказано, что заработная плата работнику, обусловленная выполнением им трудовых обязанностей, не выплачивалась, не оспорены аргументы заявителя со ссылкой на представленные документы о начислении на причитающиеся работнику выплат в связи с работой обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Как следует из представленной Инспекцией справки по форме
№ 2-НДФЛ, с учетом кодов видов доходов, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@
«Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» ФИО17 выплачена заработная плата за апрель, август, октябрь, ноябрь, декабрь
2020 года (код дохода «2000»), премия за май 2020 года (код дохода 2002»).

За последующие по отношению к апрелю и маю 2020 года месяцы - отчетные периоды, Обществом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации представлены сведения о застрахованных лицах,
в том числе о ФИО17 в составе отчетов по форме СЗВ-М за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года (л.д.20-27),
а также за январь, февраль и март 2021 года.

Приведенные налоговым органом факты сами по себе
не свидетельствует о недостоверности документов, представленных Обществом в обоснование трудовых отношений, фиктивном трудоустройстве указанного работника. При этом суд учитывает, что ФИО17 на момент рассмотрения настоящего дела не уволена, трудовые отношения между ФИО17 и обществом «Услад» не прекращены.

Относительно незначительный период работы ФИО17
в замещаемой ею должности на момент подачи заявлений о предоставлении субсидии при наличии реальных трудовых отношений не свидетельствует
о злоупотреблении ответчиком правом на получение субсидии.

Выводы Инспекции основаны на выборочном, фрагментарном анализе отдельных фактов, и не опровергают реальность трудовых отношений Общества с привлеченным работником (ФИО17) и не доказывают использование фиктивного документооборота для оформления несуществующих трудовых отношений с целью получения средств субсидии. 

Общество как страхователь, выявив факт представления неполных сведений в отношении численного состава застрахованных лиц, в рамках предоставленного статьей 15 Закона № 27-ФЗ правомочия представило
в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации 24.07.2020 дополнительные сведения за апрель и май 2020 года в отношении ФИО17 в отчетах по форме СЗВ-М тип «доп» (дополняющие формы).

Таким образом, принимая во внимание, что с учетом трудоустройства ФИО17 фактически численный состав работников Общества
в апреле и мае 2020 года составил 12 человек и по отношению к количеству работников в марте 2020 года - 13 человек предусмотренные подпунктом «е» пункта 3 Правил № 576 критерии соблюдены (процентное соотношение
92,3 %, снижение количества работников не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года), выводы Инспекции носят формальный, констатирующий характер, при существующем нормативно-правовом регулировании и конкретных обстоятельствах настоящего дела не доказывают наличие действительного нарушения подпункта «е» пункта 3 Правил № 576 на предусмотренную пунктом 5 Правил № 576 дату - 01.07.2020.

Аргументы Инспекции о наличии у ответчика, имеющего статус налогового агента, на 01.03.2020 задолженности по перечислению налога на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ), в сумме, превышающей
3 000 руб. (подпункт «д» пункта 3 Правил № 576), хотя и не поддерживались представителем Инспекции в судебном заседании, арбитражным судом рассмотрены и не приняты.

Подпунктом «д» пункта 3 Правил № 576 в первоначальной редакции закреплялось, что одним из условий получения субсидии является отсутствие у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3 000 рублей.

Исходя из подпункта «д» пункта 3 Правил № 576, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 658, одним из условий получения субсидии значится отсутствие у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты
по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся
у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу - распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу
и в отношении которого решение о наложении штрафа не исполнено.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от 20.04.2006 № 4-П; Определениях от 16.01.2001 № 1-О, от 10.10.2013 № 1485-О, принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего, уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4.3 Постановления
от 20.04.2006 № 4-П, императивное по своему характеру правило
статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие
у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.

Исходя из пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения», в целях реализации положений части 2
статьи 54 Конституции Российской Федерации, привлекающий
к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

В соответствии с правовой позицией, приведенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 34 «О некоторых вопросах, связанных
с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды», в силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон; принимая во внимание, что устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и
в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, необходимо исходить из того, что решение о привлечении к ответственности в таких случаях не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части.

Корреспондирующие правовые позиции ранее были отражены
в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.02.2000 № 3562/99, от 16.09.2008 № 5378/08, от 17.07.2012 № 3495/12.

Таким образом, поскольку внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2020 № 658 в подпункт «д» пункта 3 Правил № 576 изменения, связанные с тем, что при расчете суммы недоимки учитываются суммы переплат и используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии, как улучшающие статус получателей субсидии и расширяющие их права, устраняющее нарушение, влекущее возврат субсидии (применительно к первоначальной редакции подпункта «д» пункта 3 Правил № 576), имеют обратную силу.

Инспекция указывала, что у ответчика, являющего налоговым агентом при исчислении и перечислении НДФЛ, на 01.03.2020 имелась задолженность по перечислению НДФЛ за 4 квартал 2019 года
в сумме 20 252 рубля. Указанная задолженность взыскана 24.04.2020
в порядке статьи 46 НК РФ на основании инкассовых поручений налогового органа от 20.03.2020 № 8648, № 8649 и № 8650. Наряду с этим, после принятия Инспекцией в порядке пункта 7 статьи 45 НК РФ решения
об уточнении платежа от 24.04.2020 23924 у ответчика образовалась сумма излишне перечисленного НДФЛ - 17 346 рублей.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 НК РФ, недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 24 Кодекса, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги
в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах; 3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; 4) представлять
в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные Кодексом (пункт 3.1 статьи 24 Кодекса).

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком
(пункт 4 статьи 24 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, правила которой распространяются также на налоговых агентов (пункт 8 статьи 45 НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из пункта 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 52 Кодекса в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 226 Кодекса, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные впункте 2этой статьи, (признаются налоговыми агентами) обязаны исчислить, удержать
у налогоплательщика и уплатить сумму
налога на доходы физических лиц (далее также - НДФЛ), исчисленную в соответствии состатьей 224 Кодекса
с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как
в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определенной в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В силу пункта 3 статьи 226 НКК РФ и счисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии состатьей 223настоящего Кодекса, нарастающим итогом с началаналогового периодаприменительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации),
в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная

пунктом 1 статьи 224настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяютсяиныеналоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком
от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

На основании пункта 4 статьи 226 НК РФ н алоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных этим пунктом.

Пунктом 6 статьи 226 Кодекса закреплено, что н алоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ с овокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика,
в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается
в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен этим пунктом.

Налоговые агенты - российские организации, указанные
в
пункте 1этой статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как
по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Как определено пунктом 9 статьи 226 НК РФ, у плата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок,
в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Применительно к подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса, в целях главы 23 НК РФ, дата фактического получения дохода определяется как день  выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.

В силу пункта 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Исходя из пункта 1 статьи 230 НК РФ, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Ка определено пунктом 2 статьи 230 НКРФ, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета: - документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи; - расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок и процедуры принудительного взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов нормативно регламентированы статьями 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Заявленная налоговым органом и имеющая у общества «Услад»
как налогового агента на 01.03.2020 задолженность по перечислению НДФЛ за 4 квартал 2019 года в сумме 20 252 руб. взыскана 24.04.2020
в порядке статьи 46 НК РФ на основании инкассовых поручений налогового органа от 20.03.2020 № 8648, № 8649 и № 8650. Также после принятия Инспекцией в порядке пункта 7 статьи 45 НК РФ решения
об уточнении платежа от 24.04.2020 23924 у ответчика образовалась сумма излишне перечисленного НДФЛ - 17 346 рублей.

Таким образом, в дату направления Обществом 12.05.2020
в Инспекцию заявления о предоставлении субсидии у ответчика отсутствовала недоимка (задолженность) по налогам, превышающая
3 000 руб., а ссылка Инспекции на взыскание задолженности по НДФЛ
24.04.2020 в принудительном порядке самостоятельного правового значения не имеет, поскольку предусмотренная в подпункте «д» пункта 3 Правил
№ 576, в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 12.05.2020 № 658, формулировка в отношении сведений о «погашении» недоимки, не содержит дополнительного критерия о способе погашения недоимки: добровольная уплата налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком страховых взносов) либо принудительное взыскание налоговым органом.

Нарушение ответчиком иных предусмотренных Правилами № 576 условий получения субсидии за апрель и май 2020 года Инспекцией
не заявлено и не доказано.

Согласно сформированной практике Конституционного Суда Российской Федерации право на судебную защиту оказывается существенно ущемленным, а рассмотрение судами дел не может быть признано объективным, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (Постановления от 06.06.1995
№ 7-П, от 13.06.1996 № 14-П, от 28.10.1999 № 14-П, от 22.11.2000 № 14-П и от 14.07.2003 № 12-П, Определение от 05.03.2004 № 82-О).

Поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе, действительные факты нарушений ответчиком условий получения субсидии Инспекцией не доказаны, то оснований применение такой меры как взыскание средств субсидии истцом не доказано.

Суд, учитывает социальную значимость вопроса и факт предоставления ответчику субсидии в рамках мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Иные доводы сторон судом исследованы и признаны не имеющими самостоятельного правового значения для рассмотрения спора по существу.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела при существующем нормативно-правовом регулировании, исковые требования налогового органа не подлежат удовлетворению.

В силу статьи 112, части 2 статьи 168 АПК РФ при вынесении решения подлежат распределению судебные расходы.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят
из государственной пошлины и судебных издержек, связанных
с рассмотрением дела арбитражным судом.

На основании части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Исходя из части 3 статьи 110 АПК РФ, государственная пошлина,
от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Ввиду того, что требования налогового органа, освобожденного при обращении в арбитражный суд с исками от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), признаны судом не подлежащими удовлетворению, государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела в бюджет
с Общества как ответчика взысканию не подлежит (подпункт 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства
о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы
по Ленинскому району г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) оставить без удовлетворения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и
не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                    В.В. Самаркин