АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002 г.Саратов, ул.Бабушкин взвоз, 1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело №А-57-24665/05-36-38
резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2008 года
решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2008 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Мещеряковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мещеряковой И.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Администрации г.Саратова
к Правительству РФ, Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области
третье лицо - Комитет по финансам администрации г.Саратова, г.Саратов,
о взыскании убытков в размере 901 232 руб.
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, по дов. №01-01-41/19 от 28.05.2007 г.;
от ответчиков: ФИО2 (от Министерства финансов РФ), по доверенности от 14.01.08 г.; ФИО3 (от Правительства Саратовской обалсти), по доверенности № 1-07-08-1283 от 20.06.2007 г.;
от 3-его лица – ФИО4, представитель по доверенности № 02-02/317 от 25.12.07 г.
В порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 14.05.2008 г. на 10 час.00 мин. объявлялся перерыв до 10 час.00 мин. 21.05.2008 г.
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Саратова обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Правительству РФ, Министерству финансов РФ, г.Москва, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, г.Саратов, третье лицо - Комитет по финансам администрации г.Саратова, г.Саратов о взыскании 901 232 руб. в счет возмещения убытков, связанных с выплатой денежных средств гражданину ФИО5, согласно определения Волжского районного суда г.Саратова от 18.02.2004 г.
Определением суда от 11.09.2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство обороны РФ, а определением от 11.03.2008 г. Министерство обороны РФ было привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 121, 123 АПК РФ все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Дело рассматривается в порядке статей 153 – 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:
Решением Волжского районного суда г.Саратова от 05.08.2003 г. по делу №2-785/2003 на Администрацию г.Саратова была возложена обязанность по предоставлению гражданину ФИО5 на состав семьи из трех человек благоустроенного жилого помещения площадью не менее 79 кв.м.
Решение суда вступило в законную силу 22.08.2003 г.
Определением Волжского районного суда г.Саратова от 18.02.2004 г. был изменен способ и порядок исполнения решения Волжского районного суда г.Саратова от 05.08.2003 г.- с Администрации г.Саратова за счет казны муниципального образования г.Саратова в пользу ФИО5 на состав семьи три человека была взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте г.Саратова в размере 901 232 руб.
Данное определение также вступило в законную силу и инкассовым поручением №98 от 24.03.2004 г. со счета бюджета г.Саратова, открытого в ГРКЦ ГУ Банка России по Саратовской области, в ходе исполнительного производства были списаны денежные средства в сумме 901 232 руб.
Денежные средства в полном объеме через Саратовское городское подразделение по ОИП судебных приставов ГУМЮ РФ по Саратовской области были выплачены взыскателю ФИО5
В связи с возникшими в результате возмещения стоимости жилья убытками, истец обратился с иском об их взыскании с ответчиков за счет средств казны РФ.
Согласно п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Пункт 2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые из федерального бюджета целевым назначением на строительство жилья для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также средства, выделяемые для этих целей Правительством РФ и органами военного управления, либо продавать им квартиры или индивидуальны жилые дома на льготных условиях в порядке, предусмотренном правительством Российской Федерации.
Таким образом, ФЗ «О статусе военнослужащих» обусловливает реализацию прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений и сроки реализации этих прав возможностями федерального бюджета, и устанавливает, что эти права осуществляются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В целях решения жилищной проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает и другие способы обеспечения их права на жилище, в том числе выплату денежной компенсации за счет средств федерального бюджета в случае невозможности в установленный срок предоставить им жилые помещения по определенным нормам.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, организованные при органах исполнительной власти субъектов РФ.
Пунктом 30 вышеупомянутых Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ 06.09.1998 г. за №1054 на администрации субъектов РФ были возложены обязанности по распределению государственных жилищных сертификатов, построенных, купленных за счет средств федерального бюджета жилых площадей в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений.
Таким образом, исходя из норм законодательства, регулирующих правовой статус военнослужащих, обеспечение военнослужащих жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти и не является расходным обязательством бюджета г.Саратова.
Согласно ст.126 ГК РФ муниципальное образование не отвечает по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п.2,3 Федерального закона от 25.09.1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения.
Согласно ст.84 Бюджетного кодекса РФ расходы, понесенные в результате исполнения федерального законодательства, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 08.07.2004 г. №303-О, от 15.02.2005 г. №58-О компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и в силу ст.6 ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Принудительное исполнение государственных полномочий привело к убыткам муниципального образования «Город Саратов».
В соответствии со ст.1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с пунктом 3 ст.125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган.
Пунктом 3 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность на иные органы может быть возложена федеральными законами, указами, постановлениями и иными нормативными актами.
В данном случае, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, по ведомственной принадлежности.
Министерство обороны РФ в отзыве на иск заявляет, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку денежные средства из федерального бюджета для обеспечения жильем данной категории граждан не выделяются.
Однако, данное утверждение Министерства обороны РФ опровергается материалами дела.
Так, одной из задач Министерства обороны Российской Федерации, согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, является обеспечение социальной защиты военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, и членов их семей, включая финансирование строительства жилья, за счет выделенных средств.
На основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
В иске к другим соответчикам - отказать.
Руководствуясь ст. ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в доход бюджета города Саратова в лице Администрации города Саратова убытки в размере 901 232 рублей.
В иске к остальным ответчикам отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области И.В. Мещерякова