Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-25879/2011
Резолютивная часть решения объявлена 07 марта 2012 года
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2012 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи - С.М. Степура,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.В. Родиной, рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению открытого акционерного общества «Приволжские магистральные нефтепроводы», г. Саратов
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов
третье лицо - Министерство лесного хозяйства Саратовской области, г. Саратов
о признании незаконным бездействия по регистрации права собственности РФ на лесные участки и об обязании зарегистрировать право собственности РФ
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 25.01.2011 г. № 05-05/029; от Территориального управления – ФИО2, представитель по доверенности от 18.01.2012г. № 20д; от Министерства лесного хозяйства – представитель не явился, извещен;
установил: ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области по регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок №1 площадью 0,34 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 104, выдел 1, и на лесной участок №2 площадью 2,1 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 66, выдел 8, 9, 10 – собственность РФ, категория земель – земли лесного фонда и обязании устранить допущенные нарушения и зарегистрировать право собственности РФ на указанные участки.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, в качестве третьего лица Министерство лесного хозяйства Саратовской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, считает бездействие Росимущества по регистрации права собственности указанных выше земельных участков незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области представил отзыв на заявление, просит в удовлетворении заявленных требований Обществу отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Обществом при обращении в Управление с заявлением о регистрации права собственности указанных в заявлении земельных участков в нарушение Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не приложены обязательные документы для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки, а именно кадастровые паспорта, договоры аренды, в связи с чем у Управления не было оснований для рассмотрения вопроса о регистрации права собственности Российской Федерации на указанные лесные участки.
Представители Министерства лесного хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя, ранее в судебное заседание был представлен отзыв.
В судебном заседании 05.03.2012г. в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 07.03.2012 года на 09 час. 45 минут. Информация об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru, в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда. После перерыва судебное заседание продолжено.
Как видно из материалов дела, 01.09.2010 года между Министерством лесного хозяйства Саратовской области (Арендодатель) и ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» (Арендатор) заключен договор №44/л аренды лесных участков под использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других объектов в целях эксплуатации, реконструкции магистральных нефтепроводов сроком на 49 лет.
Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Саратовской области за государственной регистрацией сделки – договора аренды. Согласно Уведомлениям о приостановлении государственной регистрации от 01.07.2011 №№27/082/2011-181, 27/082/2011-182 регистрация была приостановлена, в т.ч. по причине отсутствия записи о праве государственной или муниципальной собственности на объекты аренды.
ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области с заявлениями от 24.08.2011 № 09-18/2156 с просьбой зарегистрировать право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 2,1 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 66, выдел 8, 9, 10 и лесной участок площадью 0,34 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 104, выдел 1.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области в ответе от 05.10.2011 исх. № 02-7271 указало, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки, являются кадастровые паспорта таких земельных участков и вопрос о выдаче доверенности будет рассмотрен при предоставлении заявления ГУ «Лесничества Саратовской области» о выдаче доверенности представителю Общества, копии договоров аренды лесных участков, кадастровых паспортов земельных участков с указанием частей – лесных участков.
Считая бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области по регистрации права собственности Российской Федерации незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с названными требованиями.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В пункте 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ устанавливается, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: магистральные нефтепроводы «Куйбышев-Лисничанск», диаметр 1220мм, общая протяженность 927 км. (инвентарный номер 50011826863715) и «Куйбышев-Тихорецк» диаметр 820мм, общая протяженность 1193 км. (инвентарный номер 50012026833419г), что подтверждается Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21.03.2002 года №687-р «О подтверждении права собственности ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» на недвижимое имущество», Акт оценки стоимости зданий и сооружений государственного предприятия – Производственное объединение приволжских магистральных нефтепроводов по состоянию на 1 июля 1992 года.
Пунктом 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам, в случаях, предусмотренных законом, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукциона: для использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (статья 36 Лесного кодекса Российской Федерации), для использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации), использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (статья 44 Лесного кодекса Российской Федерации), использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации); реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от земель иных категорий.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве лесного хозяйства Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2008 №300-П, Министерство лесного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области, осуществляющим организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда по переданным в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиям и обеспечивающим охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, а также осуществляющим согласно статье 82 Лесного кодекса Российской Федерации владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности области.
В силу абз. 7 пункта 11 указанного Положения одним из основных функций Министерства является предоставление лесных участков в пределах земель лесного фонда в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов в порядке, установленном федеральным законодательством. Кроме того, к функциям Министерства относится ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Саратовской области, внесение в него изменений.
На основании распоряжений Министерства лесного хозяйства Саратовской области от 19.08.2010 года №№208 и 209 между Министерством лесного хозяйства Саратовской области (Арендодатель) и ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 01.09.2010 №44/л для использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других объектов в целях эксплуатации, реконструкции магистральных нефтепроводов. В соответствии с пунктом 2 в аренду передаются лесные участки:
- лесной участок №1 площадью 0,34 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 104, выдел 1, номер учетной записи в государственном лесном реестре 17-2010-08. Право собственности – собственность Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда;
- лесной участок №2 площадью 2,1 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 66, выдел 8, 9, 10, номер учетной записи в государственном лесном реестре 18-2010-08. Право собственности – собственность Российской Федерации, категория земель – земли лесного фонда.
Схема расположения лесных участков и их характеристики приводятся в приложениях №№1.1, 1.2, 2.1,2.2 к договору аренды.
Согласно пункту 23 указанного договора договор вступает в силу с момента государственной регистрации и действует в течение 49 лет.
Частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации установлено соотношение норм лесного и гражданского законодательства, согласно которому имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Исходя из норм пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации.
Согласно статье 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества (статья 26 Закона №122-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Из указанных правовых норм следует, что долгосрочные (49 лет) договоры аренды лесных участков, подписанные сторонами, подлежат обязательной государственной регистрации.
Как указывалось выше, государственная регистрация договора аренды лесного участка от 01.09.2010 №44/л не произведена по причине отсутствия записи о праве государственной или муниципальной собственности на объекты аренды.
Заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области с письмом от 24.08.2011 № 09-18/2156 с просьбой зарегистрировать право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 2,1 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 66, выдел 8, 9, 10 и лесной участок площадью 0,34 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское лесничество, Балаковское участковое лесничество, квартал 104, выдел 1.
К письму были приложены копии планов кварталов 66, 104 в Балаковском лесничестве, копии уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 01.07.2011 №№27/082/2011-181, 27/082/2011-182, от 07.07.2011 №№27/082/2011-181, 27/082/2011-182 и копия доверенности на лицо подписавшее письмо.
Порядок и право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, регулируется ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.
Данным Перечнем (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) предусмотрено приложение к заявлению следующих документов:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 ст. 36 Кодекса).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5.40 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278.
В соответствии с пунктом 4.16. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области Территориальное управление выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации: права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним; права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области письмом от 05.10.2011 исх. № 02-7271 на обращение заявителя №09-18/2156 от 24.08.2011 указало, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки, являются кадастровые паспорта таких земельных участков. Кроме того, просило предоставить заявление ГУ «Лесничества Саратовской области» о выдаче доверенности представителю Общества, копии договоров аренды лесных участков, кадастровые паспорта земельных участков с указанием частей – лесных участков.
Заявителем не были представлены в Территориальное управление копии договоров аренды лесных участков и оспаривает обязанность предоставления кадастровых паспортов.
Относительно предоставления кадастровых паспортов арбитражный суд отмечает следующее.
Согласно статье 69 Лесного кодекса Российской Федерации, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (пункт 2 статьи 69 Лесного кодекса).
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях других категорий. Следовательно, речь идет о государственном учете не только лесов, составляющих лесной фонд, но и иных лесов. Порядок ведения государственного учета лесов, ранее проводился в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1997 г. N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда", согласно которому установлено, что государственный учет лесного фонда осуществляется на основе материалов лесоустройства, а также инвентаризации и других видов обследований лесов.
Государственный лесной реестр ведется на основании и по правилам, установленным статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации и Порядком ведения государственного лесного реестра, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30.05.2011 №194. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о лесничествах, лесопарках, о лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках, о защитных лесах. Квартально-выдельная сеть разрабатывается при проведении лесоустройства.
В результате проведения государственного учета лесному участку присваивается номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре). По результатам государственного учета лицу, уполномоченному на предоставление лесных участков в аренду, выдается план лесного участка в соответствии с образцом, прилагаемым к упомянутому порядку.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Согласно Выписке из Государственного лесного реестра по состоянию на 01.01.2012 года в данные реестр включен лесной участок площадью 0,34 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское участковое лесничество, квартал 104, выдел 1, за номером учетной записи в государственном лесном реестре 17-2010-08. Также включен лесной участок площадью 2,1 га, находящийся по адресу: Саратовская область, Балаковский район, Балаковское участковое лесничество, квартал 66, выдел 8, 9, 10, за номером учетной записи в государственном лесном реестре 18-2010-08.
Существенным условием для договора аренды является условие о предмете. В силу пункта 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) определено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) до 1 января 2015 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Пунктом 3 статьи 4.1. указанного закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет на которые не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 года, признается юридически действительным (пункты 1,2 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Часть 6 статьи 45 Закона предусматривает порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке.
Пунктом 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, при разрешении возникшего между сторонами спора следует руководствоваться специальными нормами Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", допускающими до 01.01.2015 года предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
В случаях, установленных статьей 4.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
В силу статьи 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, согласно пункту 13 Приказа Росрегистрации от 19.11.2007 №255 "Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними" на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда предоставляются:
- заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, содержащее указание на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса, являющуюся основанием для регистрации права собственности на земельный участок (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации, пункт 1 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 404);
- подлинник и копия кадастрового плана лесного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, или плана лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации, части 1, 3 статьи 4.1 и часть 2 статьи 4.2 Закона, статья 92 Лесного кодекса);
- подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, в случае если лесной участок предоставлен государственному предприятию или учреждению и не составляет казну Российской Федерации, и копия (пункт 1 статьи 11, пункты 3 и 4 статьи 16 Закона о регистрации).
Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель уполномоченного органа - документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени уполномоченного органа, или нотариально удостоверенную копию этого документа (пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации).
Соответственно для государственной регистрации права Российской Федерации на лесные участки представляется план лесного участка, идентификация которого в ЕГРП осуществлялась по условному номеру.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела и выслушав стороны, считает, что со стороны Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области не имело место незаконное бездействие, т.к. полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и соответственно Территориальное управление не располагает сведениями о предоставлении лесных участков в аренду заявителю. Заявителем не были представлены Распоряжения Министерства лесного хозяйства Саратовской области от 19.08.2010 №№208 и 209 «О предоставлении права аренды на лесной участок», договор аренды лесного участка от 01.09.2010 №44/л. Заявитель при подаче заявления с требованием о государственной регистрации права РФ на объекты аренды должен доказать свое право на обращение и правопритязание, должны быть представлены копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке), копии документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В соответствии с пунктами 2, 11 Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 28.11.2007 №310, государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Сведения о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка по образцу, прилагаемому к настоящему Порядку, который заверяется органами государственной власти, указанными в пункте 2 настоящего Порядка.
Как указывалось выше, согласно пункту 11 Положения о Министерстве лесного хозяйства Саратовской области, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 31.07.2008 №300-П, одним из основных функций Министерства является ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Саратовской области, внесение в него изменений.
На государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда предоставляется пакет документов, в том числе план лесного участка, удостоверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Заявителем представлены в Территориальное управление и в материалы арбитражного дела планы лесных участков (л.д. 106-107), которые не соответствуют образцу, прилагаемому к Порядку проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, не указаны местоположение (указывается субъект РФ, муниципальное образование, лесничество или лесопарк, квартал и (или выдел)), виды разрешенного использования, масштаб, номер учетной записи в государственном лесном реестре и не заверено органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции в силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда в соответствии со статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области - С.М. Степура