Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д.1
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-9775/2010
25 марта 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 25 марта 2011 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Волосатых Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куангалиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» г. Саратов к Министерству финансов Саратовской области, г. Саратов; Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов; третье лицо: государственное автономное учреждение Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», г. Саратов о возмещении убытков
У С Т А Н О В И Л :
В Арбитражный суд Саратовской области обратился МУПП «Саратовгорэлектротранс» с исковыми требованиями о взыскании убытков в размере 126817697 рублей 40 копеек с Саратовской области, образовавшихся в результате реализации мер социальной поддержки льготной категории граждан в Саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2008 года, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2005 года № 55-П «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области».
Как следует из искового заявления в период с 2006 г. по 2008г. включительно истец обеспечил изготовление и реализацию проездных билетов для проезда льготных категорий граждан в городском пассажирском электротранспорте, в том числе предоставление услуг гражданам – получателям социальной поддержки по предъявлению социального проездного билета в трамваях и троллейбусах на всех маршрутах города Саратова. Согласно представленным расчетам количество реализованных социальных месячных проездных билетов для проезда на городским электрическим транспорте составило в 2006 году – 515 567 штук, в 2007 году – 547 880 штук, в 2008 году – 656 724 штуки. Выручка истца от реализации социальных проездных билетов составила 75 585 300 руб. При этом истцом в качестве компенсации из бюджета Саратовской области получены денежные средства в размере: за 2006 год -73 588 900 руб., за 2007 год – 84 955 050 руб., за 2008 год - 142 813 190 руб. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. Согласно представленного расчета основанного на количестве проданных льготных проездных билетов региональным льготникам, количестве поездок в месяц одним пассажиром, тарифу на одну поездку, общей сумме выручки от реализации льготных проездных билетов, сумме компенсации из бюджета, размер убытков составил 126 817 697 рублей 40 копеек.
В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования путем представления нового расчета убытков, основанного на разнице между стоимостью одного обычного месячного проездного билета на два вида транспорта (трамвай и троллейбус) и стоимостью льготного проездного билета на соответствующих видах транспорта. Согласно расчета исковых требований расчет выпадающих доходов истца за 2006-2008 годы с учетом разницы между средневзвешенной ценой одного проездного билета и ценой социального проездного билета, в результате чего установлен размер выпадающих доходов истца в указанный период, составляющий в 2006 году – 23 693 750 руб., в 2007 году – 96 544 600 руб, и в 2008 году – 90 098 160 руб, а всего 210 336 510 руб.
Ответчик Саратовская область в лице Министерства финансов Саратовской области и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области исковые требования не признают в полном объеме. Из представленных письменных отзывов следует, что истцом пропущен срок исковой давности. Так, в исковым заявлением о взыскании убытков за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2008 года истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области в июле 2010 года. Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности на обращение в суд за защитой нарушенного права и взыскания убытков за период с 1 января 2006 года по 30 июня 2007 года. Согласно расчетам указанная сумма составляет 45338503,8 рублей.
Кроме того ответчиками указывается что истец претензий по исполнению условий договора № 442, договора № 934 и договора № 02-03/65/248 к Саратовской области не предъявляет, считает их исполненными надлежащим образом, в связи с чем Саратовской областью в лице уполномоченных органов в области транспортного развития, были в полном объеме и надлежащим образом исполнены обязательства по оплате предоставленных МУПП «Саратовгорэлектортранс» услуг по реализации социальных проездных билетов. По мнению ответчиков, главным признаком применения статьи 1069 ГК РФ является признание незаконным действия (бездействия) государственных органов либо их должностных лиц. Процедура признания незаконными действий должностных лиц государственных органов определена главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Однако в установленном законом порядке действия должностных лиц министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области истцом до подачи данного иска не обжаловались и незаконными признаны не были. Таким образом, в силу положений статьи 1069 ГК РФ подлежит возмещению вред, причиненный юридическому лицу лишь только в результате установленных незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, при условии противоправности действий причинителя. Также, по мнению ответчиков, представленных истцом доказательств в обоснование своих требований недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела, вынесения правильного и обоснованного решения по делу, расчет убытков документально не подтвержден. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Третье лицо - ГАУ Саратовской области «Управление пассажирских перевозок», с исковыми требованиями не согласно просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд при вынесении решения исходит из следующих обстоятельств и норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела истец МУПП «Саратовгорэлектротранс» является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров на территории города Саратова городским электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами).
Постановлением правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. № 55-П «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области» в целях реализации мер социальной поддержки льготных категорий граждан в саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщений с 1 марта 2005 г. на территории Саратовской области были введены социальные месячные проездные билеты для проезда транспортом общего пользования, в том числе и городском электрическом транспорте.
В соответствии с постановлением № 55-П основанием для предоставления льготного проезда лицам, лицам являющимися региональными льготниками, является социальный проездной билет.
Пунктом 4 указанного постановления определен размер компенсации от установления льготной цены социального месячного проездного билета для проезда транспортом общего пользования, в том числе включающей затраты, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет средств областного бюджета: за каждый реализованный по цене 50 руб. проездной билет в городском электрическом транспорте – 150 руб.
Как следует из материалов дела, во исполнение Постановления правительства Саратовской области от 17.02.2005. № 55-П «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области» в период с 2006 г. по 2008г. включительно истец обеспечил изготовление и реализацию проездных билетов для проезда льготных категорий граждан в городском пассажирском электротранспорте, в том числе предоставление услуг гражданам – получателям социальной поддержки по предъявлению социального проездного билета в трамваях и троллейбусах на всех маршрутах города Саратова. Согласно актам сверки от 9.07.2010г. (л.д. 56-58), счет-фактур и актов (л.д. 59-117) количество реализованных истцом социальных месячных проездных билетов для проезда на городским электрическим транспорте составило в 2006 году – 515 567 штук, в 2007 году – 547 880 штук, в 2008 году – 656 724 штуки. Выручка истца от реализации социальных проездных билетов составила 75 585 300 руб. При этом истцом в качестве компенсации из бюджета Саратовской области получены денежные средства в размере: за 2006 год -73 588 900 руб., за 2007 год – 84 955 050 руб., за 2008 год - 142 813 190 руб. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Указанный размер компенсации рассчитывался ответчиком исходя из положений п. 4 Постановления правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. № 55-П «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области». Вместе с тем, установленный Правительством Саратовской области размер компенсации меньше тарифов на перевозку пассажиров и багажа для МУПП «Саратовгорэлектротранс», утвержденных решениями Саратовской городской думы № 43-431 от 08.04.2004г., № 68-659 от 21.12.2005г., № 14-117 от 31.01.200г. «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа в муниципальном городском пассажирском электрическом транспорте». Причем, указанные тарифы установлены без учета прибыли МУПП «Саратовгорэлектротранс» в связи с чем обеспечили в указанный период покрытие только фактических расходов по перевозкам пассажиров электрическим транспортом.
Согласно расчета исковых требований расчет выпадающих доходов истца за 2006-2008 годы с учетом разницы между средневзвешенной ценой одного проездного билета и ценой социального проездного билета, в результате чего установлен размер выпадающих доходов истца в указанный период, составляющий в 2006 году – 23 693 750 руб., в 2007 году – 96 544 600 руб, и в 2008 году – 90 098 160 руб, а всего 210 336 510 руб.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Истец по характеру своей деятельности осуществляет перевозки пассажиров в соответствии со ст. 412 ГК РФ на основании публичного договора, в соответствии с которым обязан осуществлять перевозку транвпортом общего пользования в отношении каждого кто к нему обратился за этой услугой, в том числе определенных законом и иными правовыми актами льготных категорий потребителей, которым услуги предоставились в 2006-2008годах по предъявлению соответствующего документа.
Наличие либо отсутствие договора не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Социальный проездной билет является публичным договором перевозки, поэтому истец как транспортная организация общего пользования обязан был предоставить льготнику право проезда на своем транспорте на основании социального проездного билета. Обязанность истца по перевозке региональных льготников на основании социального проездного билета возникла в силу нормативного акта субъекта РФ, а не в силу договора № 442 от 23.12.2005г., № 934 от 19.12.2006г., № 02-03/65/248 от 03.03.2008г., заключенного между истцом и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ГАУ Саратовской области «Управлением пассажирских перевозок». Заключение участниками перевозочного процесса в городе Саратове договоров касается вопроса организации перевозочного процесса электротранспортом общего пользования в городе Саратове, и не является юридически значимым для дела, в том числе для выяснения вопроса об основании возникновения у транспортной организации обязательства по перевозке пассажиров льготных категорий.
Таким образом, обязанность по перевозке пассажиров льготных категорий возникает у транспортной организации в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании актов публично-правовых образований, а не из условий указанных договоров. Право на получение из соответствующего бюджета сумм возмещения расходов за перевозку льготников несет непосредственный перевозчик, то есть в данном случае истец, и им это право реализовано.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Предъявленные истцом расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его убытками.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", Закон РФ от 18.10.1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Не предусмотрен и механизм компенсации многодетным семьям проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус) право на который закреплен в том числе в Указе Президента РФ от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием. Бездействие ответчика выразилось в неисполнении обязанности по полной компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению проезда по социальным проездным билетам отдельным категориям граждан. Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления подлежит возмещению соответственно за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Согласно Постановлению правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. № 55-П «О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области» субъект Федерации (Саратовская область) приняла на себя обязательства по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов за счет средств областного бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пункт 3 статьи 158 БК РФ предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Частью 2 статьи 21 БК РФ установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области» предусмотрено, что законом области об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень главных распорядителей средств областного бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета.
Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2010 год (Приложение 7 к закону Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 182 – ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год») определен перечень главных распорядителей средств областного бюджета Саратовской области. Каждому главному распорядителю средств областного бюджета Саратовской области присвоен персональный номер кода (графа 2 Приложения 7 к указанному Закону).
В соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года № 182 – ЗСО «Об областном бюджете на 2010 год» главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области является не только министерство финансов Саратовской области (код 005), но в частности, и министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (код 045).
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области по ведомственной принадлежности – в сфере транспортного развития Саратовской области.
Заявления ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности подлежит частичному удовлетворению.
По настоящему делу истцом заявлено исковое требование о взыскании с ответчика Саратовской области расходов, возникших в связи с перевозкой в 2006, 2007 и 2008 годах региональных льготников и недостаточной компенсацией расходов транспортной организации на их перевозку.
Компенсация расходов истца производилась из регионального бюджета, следовательно, при определении начала исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области».
В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Соответственно исполнение регионального бюджета завершается 31 декабря.
Судом установлен факт получения истцом денежных средств на компенсацию указанных льгот за счет средств регионального бюджета на 2006, 2007 и 2008 годы, а нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, поэтому финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
О нарушении права на получение компенсации за предоставленные в 2006 году льготы истец мог и должен был узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2007, а за предоставленные в 2007 году льготы истец мог и должен был узнать по окончании соответствующего финансового года - не позднее 01.01.2008. С учетом этих дат согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и согласно требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует исчислять срок исковой давности. Поскольку исковое заявление подано в арбитражный суд 28 июля 2010, то трехгодичный срок исковой давности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию истца за 2006 год, на момент обращения с исковым заявлением срок исковой давности истек 01.01.2010г., но при этом не истек трехгодичный срок исковой давности по требованиям истца за периоды 2007 и 2008 годов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 106, 110, 123, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования МУПП «Саратовгорэлектротранс» удовлетворить в части.
Взыскать с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу МУПП «Саратовгорэлектротранс» убытки за в 2007 год в размере 96 544 600 руб, за 2008 год в размере 90 098 160 руб, а всего 186 642 760 (сто восемьдесят шесть миллионов шестьсот сорок две тысячи семьсот шестьдесят) руб.
В удовлетворении требований МУПП «Саратовгорэлектротранс» о взыскании с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области убытков за в 2006 год в размере 23 693 750 руб. отказать.
В удовлетворении требований МУПП «Саратовгорэлектротранс» о взыскании с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области убытков отказать.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья арбитражного суда
Саратовской области Е.А.Волосатых