Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Южно-Сахалинск 10 сентября 2021 года | Дело № А59-3306/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Портновой О. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Михнюк Я. В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Корсаковского городского округа (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к дачному некоммерческому партнерству «Анивский залив» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о возложении обязанности заключить договор холодного водоснабжения,
при участии представителей:
от истца – ФИО1 по доверенности № 3 от 11.01.2021 года, личности удостоверены, копии дипломов представлены,
от ответчика – не явился, определение суда не получил (возврат),
У С Т А Н О В И Л :
муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Корсаковского городского округа (далее – истец) обратилось в суд с иском к дачному некоммерческому партнерству «Анивский залив» (ответчик) о возложении обязанности заключить договор холодного водоснабжения.
В обоснование иска указано, что истец является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов - холодной воды и деятельность по отведению сточных вод по централизованным сетям к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутрндомовых инженерных систем).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Законом на Ответчика возложена обязанность заключить с Истцом Договор водоснабжения (далее - Договор).
Однако Ответчик не предпринял никаких действий для заключения договора, в связи с чем. по мнению Истца, Ответчик уклоняется от заключения договора, что подтверждается письмом (вх. № 181 от 09.02.2021).
МУП «Водоканал» направил в адрес ДНТ «Анивский залив» проект договора водоснабжения сопроводительным письмом (исх. №260 от 25.03.2021), ответ на который не получен, договор ответчиком не заключен.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что в силу ст. 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов, в силу ст. 161 ЖК РФ ТСЖ не вправе отказываться от заключения договоров ресурсоснабжения, в связи с чем просит иск удовлетворить.
Ответчик явку представителя в суд не обеспечил, определения суда, направленные ему по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не получил.
В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 123 АПК РФ ответчик признается судом надлежаще уведомленным, иных способов уведомления ответчика у суда не имеется.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд отказывает в удовлетворении иска, исходя из следующего.
Судом установлено, что МУП «Водоканал» Корсаковского городского округа осуществляет холодное водоснабжение потребителей, в том числе собственников дачных домов, расположенных в границах ДНТ «Анивский залив».
08.04.2021 года истец вручил ответчику проект договора холодного водоснабжения от 08.03.2021 года с условием о предоставлении услуги по ходлодному водоснабжению до точки подключения к Мицулевскоме магистральному водоводу Ф500 мм (жб колодец), согласно ТУ № 367 от 20.10.2010 года.
09.02.201 года ответчик исх. № 01/2021 отказался от заключения договора со ссылкой на отсутствие у него статуса потребителя или абонента, указав, что при наличии на территории товариществе сетей, посредством которого обеспечивается водоснабжение членов товарищества, ответчик готов заключить договор транспортировки коммунального ресурса, то есть спора относительно условий заключения договора водоснабжения у сторон не имеется.
Отказ ответчика от подписания договора послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 426 ГК РФ при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора, которым признается договор, устанавливающий обязанности коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которая такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Договор водоснабжения и водоотведения является публичным (статьи 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", далее - Закон N 416-ФЗ).
В статье 445 ГК РФ определены условия, последовательность и сроки совершения действий заинтересованных лиц при заключении договоров, обязательных хотя бы для одной из сторон.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Кодекса, согласно которой, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора.
Таким образом, по общему правилу, установленному для публичных договоров, обязать заключить договор энергоснабжения в судебном порядке можно сторону договора, для которой его заключение является обязательным, то есть ресурсоснабжающую организацию.
В то же время, обязанность заключить такой договор может быть возложена и на абонента (потребителя) законом.
Так, в соответствии с ч. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Согласно пп. "б" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (далее - Правила N 124).
В соответствии с п. 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
В силу п. 12 Правил N 124 в случае отказа исполнителя коммунальной услуги от заключения договора ресурсоснабжения, исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию о таком отказе с указанием его причин в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2016 N АКПИ16-1165, данные требования федерального законодателя являются обязательными для сторон. Законодательство обязывает исполнителя коммунальных услуг заключить договор на поставку тепловой энергии с теплоснабжающей организацией и предоставляет ему защиту в случае уклонения последнего от заключения такого договора (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 N 305-ЭС17-6961 по делу N А41-64755/2015.
Таким образом, исходя из системного анализа указанных норм управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг, и в силу своего статуса обязана заключить договор энергоснабжения, в связи с чем в отношении нее допустимо понуждение к заключению такого договора.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Пунктом 10 указанных Правил предусмотрено, что условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией;
б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о заключении договора между собственниками жилых, расположенных на территории товарищества домов и ответчиком о наделении последнего функциями по заключению договора водоснабжения в интересах собственников жилых домов.
Как указал ответчик в письме исх. № 01/2021 от 03.02.2021 года, и не оспаривал истец, собственники жилых домов заключили договоры водоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, то есть с истцом.
Таким образом, ответчик в данном случае не является исполнителем коммунальных услуг по отношению к собственникам жилых домов, соответственно, основания для возложения на него обязанности по заключению публичного договора отсутствуют.
Кроме того, статус ответчика определен, как дачное некоммерческое партнерство.
До 01.01.20219 года действовал Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно абзацу 5 статьи 1 которого садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
С 01.01.2019 года действует Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В связи с принятием указанного Закона уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие с нормами данного Закона в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 337-ФЗ при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Согласно ст. 4, 5 указанного Закона собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
Ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или в случаях, установленных частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона, правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества (ч. 2, ст. 5 Закона).
Лица, указанные в части 1 ст. 5 Закона, вправе использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.
Таким образом, допустимыми формами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан с 01.01.2019 года являются некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
До 01.01.2019 года подпункт 2 пункта 2 статьи 136 ЖК РФ действовал в следующей редакции: «Товарищество собственников жилья может быть создано собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома».
С введением в действие с 01.01.2019 года ФЗ № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункте 2 части 2 статьи 136 слова "дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами," исключены.
Учитывая, что в соответствии со ст. 3 Закона N 217-ФЗ с 1 января 2019 г. на садовых земельных участках допускается возведение жилых домов, соответственно законодательство о садоводстве и огородничестве затрагивает отчасти и жилищные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно ч. 2 ст. 136 ЖК РФ товарищество собственников жилья может быть создано:
1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
2) собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома.
Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов.
В ч. 4 ст. 136 ЖК РФ установлено, что к товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.
Как указано выше, в силу положений части 12 статьи 161 ЖК РФ товарищества собственников жилья, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями.
Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (часть 2 статьи 164 ЖК РФ).
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 124 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для товарищества или кооператива протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом; устав товарищества или кооператива (п. 7 Правил № 124).
Между тем, в материалах дела не имеется документов, свидетельствующих о том, что на ответчика согласно решению собственников домов, расположенных на территории товарищества, возложены обязанности управляющей компании, в том числе, обязанности по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Следовательно, на ответчика не может быть возложена обязанность по заключению договора водоснабжения и водоотведения, так как у него отсутствует как статус абонента, поскольку он не потребляет полученную воду, так и статус исполнителя коммунальной услуги по отношению к собственникам жилых домов дачного кооператива, поскольку он не осуществляет посреднические функции по водоснабжению ни в силу закона, ни в силу какого-либо договора.
Поскольку статус исполнителя введен законодательством для осуществления деятельности по подаче коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, постольку закон не наделяет ответчика функциями исполнителя коммунальных услуг по отношению к собственникам жилых домов дачного кооператива.
Также судом учтено и то, что собственники жилых домов дачного товарищества, что не оспаривается истцом, заключили договоры водоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (то есть с истцом).
Учитывая, что добровольного соглашения о заключении договора сторонами не подписывалось, а законом такая обязанность предусмотрена только для коммерческой организации в отношении заключения публичного договора (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд отказывает в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Копию решения направить ответчику.
Судья | О.А. Портнова |