АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
30 июня 2020 года Дело №А60-70700/2019
Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2020года
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2020 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Дворянцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-70700/2019 по заявлениям Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры», индивидуального предпринимателя ФИО1
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство природных ресурсов и экологии РФ, ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Лендлог», Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура
о признании недействительными решения и предписания
при участии в судебном заседании:
от заявителей:
от ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» – не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;
от ИП ФИО1 – ФИО5, представитель по доверенности от 22.11.2019, уд.; ФИО1, паспорт;
от заинтересованного лица – ФИО6, представитель по доверенности № 169 от 08.08.2019, уд., диплом; ФИО7, представитель по доверенности № 173 от 30.09.2019, уд.
от третьих лиц:
от Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры – ФИО8, представитель по доверенности № 8/2-10-2019 от 16.10.2019, уд.;
от остальных третьих лиц - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Отвода суду не заявлено.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Припышминские боры» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительными решения от 02.10.2019 года № 07-07/4/2018, предписания от 02.10.2019 года по делу № 07-07/4/2018.
От заявителя поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4, ООО «Лендлог».
От заинтересованного лица поступило ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Ходатайства судом удовлетворены.
От заявителя поступило ходатайство об объединении настоящего дела с делом №А60-71765/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Данилова Александра Юрьевича (ИНН 6654001194, ОГРН 304665418300036) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103; 6658065103, ОГРН 1036602648928) о признании недействительными решения от 02.10.2019 г. по делу №07-07/4/2018 и предписания от 02.10.2019 по делу №07-07/4/2018.
Ходатайство судом удовлетворено.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
Третье лицо представило отзыв, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 22.04.2020 производство по делу №А60-70700/2019 приостановлено.
Определением от 19.06.2020 производство по делу возобновлено.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции послужило заявление Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры (вх.№01-5443 от 23.03.2018) о проведении проверки по фактам нарушения ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» антимонопольного законодательства.
Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращениям ФИО9, ФИО10, ФИО11 проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды, лесного законодательства, законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в деятельности ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» (далее также - Учреждение).
В ходе проведенной проверки в деятельности Учреждения выявлены нарушения требований законодательства о закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд, законодательства о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения заявления Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры УФАС по Свердловской области принято решение Свердловского от 02.10.2019 № 07-07/4/2018, в соответствии с которым установлен факт нарушения п.4 ст.16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры», ИП ФИО1, ООО «Лендлог», ИП ФИО12, ИП ФИО3, ИП ФИО4 соглашения, направленного на ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов помимо ИП ФИО1, ООО «Лендлог», ИП ФИО12, ИП ФИО3, ИП ФИО4 на соответствующий рынок.
ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» выдано предписание от 02.10.2019 о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 5714885 рублей.
ИП ФИО1 выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 2 697 000 рублей.
Не согласившись с решением от 02.10.2019 года по делу № 07-07/4/2018 и предписаниями от 02.10.2019 года, ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры», ИП ФИО1обратились в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно ст. 50 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) запрещаются монополистическая деятельность в области использования лесов (ч. 1), а также заключение организациями, осуществляющим функции федеральных органов исполнительной власти, соглашений или осуществление согласованных действий в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ч.2). Согласно ст.З ЛК РФ:
- лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) (ч.1);
- имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2).
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст.5 ЛК РФ).
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п.З ст. 129 ГК РФ).
По результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с ч.5.1 ст.45 Закона о защите конкуренции и п. 10.6 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, рассматривается рынок лесных ресурсов и связанных с ним услуг (работ) при заготовке древесины в рамках осуществления мероприятий по сохранению лесов (работ по уходу за лесом, санитарной выборочной рубки) на территории Талицкого района Свердловской области за 2018 год.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», далее - Закон № 33-ФЗ).
Отношения, возникающие при пользовании лесными ресурсами особо охраняемых природных территорий, согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 33-ФЗ регулируются соответствующим законодательством РФ и субъектов РФ.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Одной из категорий особо охраняемых природных территорий в соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 2 Закона № 33-ФЗ являются национальные парки, которые согласно ч. 5 настоящей статьи относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 33-ФЗ выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Частью 2 статьи 12 Закона № 33-ФЗ установлено, что природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, а частью 3 настоящей статьи установлен запрет на изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков.
Федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, согласно ч. 4 ст. 12 Закона № 33-ФЗ утверждается положение о национальном парке.
Согласно <...> «Припышминские боры» Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка «Припышминские боры», предоставляются Учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 9 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, а объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Учреждение полагает, что не обладает властными полномочиями, в связи с чем, к нему не применима ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Между тем, управление национальными парками в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 16 Закона № 33-ФЗ осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством РФ порядке, которым земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между осуществляющими функции федеральных органов исполнительной власти органами или организациями и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов (п. 4).
В спорных договорах подряда, заключенных между ИП ФИО1 и ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры», а именно в п. 1.1 указана такая цель их заключения, как уход за лесами, представляющий собой согласно ч. 1 ст. 64 ЛК РФ осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия).
В свою очередь, уход за лесами согласно п. 3 ч. 1 ст. 61 ЛК РФ входит в состав работ по воспроизводству лесов, которые согласно ч. 1 ст. 19 ЛК РФ входят наряду с работами по охране и защите лесов в состав мероприятий по сохранению лесов.
Мероприятия по сохранению лесов согласно ч. 1 ст. 19 ЛК РФ осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. При этом уход за лесами согласно п. 4 Правил ухода за лесами (утв. Приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626) должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, статьей 19 ЛК РФ.
ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» указывает на невозможность руководствоваться в своей деятельности ст. 19 ЛК РФ, в которой установлена необходимость при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений, где речь идет о лесных насаждениях, а не о лесопродукции (древесине).
В 2018 года по результатам закупок №№ 31806088891, 31806054713, 31806048779, 31806043327, 31806038280, 31806033249, 31806027872, 31806023499, 31806019306, 31806015060, 31806011099, 31806005378, 31806001882, 31805994580 в порядке Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» у единственного поставщика заключены договоры подряда на осуществление санитарных рубок на территории национального парка.
10.01.2018 ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» с ИП ФИО1 заключен договор подряда № 1 на проведение мероприятий по уходу за лесом. Предметом данного договора является осуществление санитарной рубки лесных насаждений в границах выдела 5 квартала 31 Ургинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» объемом 1460 куб. м. Цена по договору подряда составила 211 700 рублей.
Кроме того, ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» с ИП ФИО1 заключены следующие аналогичные договоры на осуществление подрядных работ по осуществлению санитарных рубок на территории парка: Договор № 2 от 10.01.2018 рубка объемом 1411 куб.м. в Ургинском участковом лесничестве (далее - УУЛ), стоимость - 204 595 руб.; Договор № 3 от 11.01.2018 рубка объемом 1272 куб.м. в УУЛ, стоимость - 184 440 руб.;Договор № 4 от 12.01.2018 рубка объемом 1450 куб.м. в УУЛ, стоимость - 210 250 руб.; Договор № 5 от 15.01.2018 рубка объемом 1362 куб.м. в УУЛ, стоимость - 197 490 руб.; Договор № 6 от 16.01.2018 рубка объемом 1448 куб.м. в УУЛ, стоимость - 209 960 руб.; Договор № 7 от 17.01.2018 рубка объемом 1412 куб.м. в Талицком участковом лесничестве далее - в ТЛЛ), стоимость - 204 740 руб.; Договор № 8 от 18.01.2018 рубка объемом 1450 куб.м. в УУЛ, стоимость - 210 250 руб.; Договор № 9 от 19.01.2018 рубка объемом 1229 куб.м. в УУЛ, стоимость - 178 205 руб.; Договор № 10 от 22.01.2018 рубка объемом 1469 куб.м. в УУЛ, стоимость - 213 005 руб.; 10) Договор № 11 от 23.01.2018 рубка объемом 1393 куб.м. в УУЛ, стоимость 201 985 руб.; Договор № 12 от 24.01.2018 рубка объемом 1395 куб.м. в ТЛЛ, стоимость -202 275 руб.;
Договор № 13 от 25.01.2018 рубка объемом 1314 куб.м. в ТЛЛ, стоимость -190 530 руб.;Договор № 14 от 26.01.2018 рубка объемом 535 куб.м. в ТЛЛ, стоимость - 77 575 руб.
Всего ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» с ИП ФИО1 в период с 10.01.2018 по 26.01.2018 заключено 14 договоров подряда на осуществление санитарных рубок на территории национального парка в объеме более 18500 куб.м. на сумму 2 697 000 рублей.
Поскольку в соответствии с проектом освоения лесов национального парка, утвержденным 26.08.2016, установлены необходимые объемы санитарных рубок (Талицкое участковое лесничество 21654,2 куб.м., Ургинское участковое лесничество 54436,5 куб.м.) ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» намеренно осуществлено дробление закупок на проведение санитарных мероприятий.
Полученная по результатам проведения санитарных мероприятий древесина реализована ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» без проведения закупочных мероприятий: Договор купли-продажи лесопродукции от 15.01.2018 с ООО «Лендлог» объемом 1151 куб.м. на сумму 369 690 рублей; Договор купли-продажи лесопродукции от 06.02.2018 с ИП ФИО12 объемом 5700 куб.м. на сумму 1 763 670 рублей; Договор купли-продажи лесопродукции от 14.02.2018 с ИП ФИО3 объемом 6029 куб.м. на сумму 1 966 385 рублей; Договор купли-продажи лесопродукции от 26.02.2018 с ИП ФИО4 объемом 5720 куб.м. на сумму 1 615 140 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 названного Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов.
Поскольку в соответствии с Уставом и Положением ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» полномочия органа государственной власти по осуществлению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории парка делегированы
Учреждению, после утверждения Лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов обязанностью ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» являлось самостоятельное его исполнение.
В соответствии со ст. 19 ЛК РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны осуществлять закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 1 Закона № 44-ФЗ закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1.4 и 5 ст. 15 названного Федерального закона.
Согласно ст. 3 Закона № 44-ФЗ определено понятие государственного заказчика, под которым понимается, в частности, государственный орган, либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд осуществляются для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами; выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 13).
Статья 15 Закона № 44-ФЗ устанавливает особенности закупок, осуществляемых, в частности, бюджетным, автономным учреждениями. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий,предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона
Таким образом, бюджетные учреждения, как государственные заказчики, должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в ст.24 Закона № 44-ФЗ, т.е. на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений и только в определенных случаях - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В данном случае выполнение Лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в границах национального парка «Припышминские боры» обеспечивает государственные нужды и финансируетсяисключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.
Соответственно, привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц с последующим заключением гражданско-правового договора должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.
Таким образом, действия ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» по осуществлению закупок у единственного поставщика на осуществление санитарных рубок на территории парка в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» являются незаконными, поскольку такие закупки должны осуществляться государственным учреждением в рамках Закона №44-ФЗ.
При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контрактна выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений(ч.5 ст. 19).
Исходя из содержания указанных договоров подряда и купли-продажи, очевидно, что они прикрывают одни сделки - сделки по осуществлению в границах Талицкого и Ургинского участковых лесничеств санитарной рубки лесных насаждений с одновременной куплей-продажей древесины.
Привлечение ИП ФИО1 к выполнению работ по Лесохозяйственному регламенту и проекту освоения лесов, обеспеченному финансированием из бюджета, без проведения конкурса или аукциона свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренциина рынке соответствующих работ (услуг) и является также нарушением положений п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Указанные выше договоры подряда и купли-продажи заключены ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» с нарушением ст. 19 ЛК РФ, ст. 24 Закона № 44-ФЗ.
Ранее Арбитражным судом Свердловской области рассмотрено дело №А60-28711/2018 по иску заместителя прокурора Свердловской области в интересах Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры», ИП ФИО1, ООО «Лендолг», ИП ФИО12, ИП ФИО3, ИП ФИО4 о признании заключенных между данными лицами договоров недействительными (ничтожными).
Заключенные между ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» и ИП ФИО1 договоры подряда на осуществление мероприятий по уходу за лесом (санитарной выборочной рубки) от 10.01.2018 № 1, от 10.01.2018 № 2, от 11.01.2018 № 3, от 12.01.2018 № 4, от 15.01.2018 № 5, от 16.01.2018 № 6, от 17.01.2018 № 7, от 18.01.2018 № 8, от 19.01.2018 № 9, от 22.01.2018 № 10, от 23.01.2018 № 11, от 24.01.2018 № 12, от 25.01.2018 № 13, от 26.01.2018 № 14 признаны недействительными (ничтожными).
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.11.2018 по делу № А60-28711/2018 установлено, что привлечение ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» ИП ФИО1 к выполнению работ без проведения конкурса или аукциона свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) и является также нарушением положений п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Свердловским УФАС России при проверке информации, размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru, установлено, что закупки №№ 31806054713, 31806048779, 31806043327, 31806038280, 31806033249, 31806027872, 31806023499, 31806019306, 31806015060, 31806011099, 31806005378, 31806001882, 31805994580 осуществлены в порядке Закона № 223-ФЗ как закупка у единственного поставщика.
При этом под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Согласно ч.2 ст.3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (ч.3.2. ст.3 Закона № 223-ФЗ).
При этом, проводимые по оспариваемым договорам работы должны были осуществляться по поручению государственного органа для государственных нужд, а не для собственных нужд учреждения, в связи с чем, в данном случае не применимы положения Закона № 223-ФЗ.
В рассматриваемом случае, поскольку ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» является государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу государственной власти (Минприроды России), созданным согласно п. 8 Устава Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов государственной власти, в том числе, на учреждение возложены полномочия по осуществлению мероприятий по сохранению лесов (пп.1 п.21 Устава), предусмотренных ст. 19 ЛК РФ, учреждение обязано было при проведении данных мероприятий руководствоваться требованиями ч.3 ст.29.1 ЛК РФ: заготовка соответствующей древесины должна была осуществляться на основании договора купли-продажи лесных насаждений, который, согласно ч.1 ст.77 ЛК РФ, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора в форме открытого аукциона в порядке, предусмотренном ст. ст.447-449 ГК РФ.
В данном случае, вместо проведения торгов учреждением были заключены два вида договоров: договоры подряда на проведение мероприятий по уходу за лесом (санитарная выборочная рубка) и договоры купли-продажи лесопродукции с хозяйствующими субъектами, определенными вне конкурентной процедуры.
Согласно п.5 Типового договора купли-продажи лесных насаждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 №1178 (период действия с 14.11.2015 по 13.05.2018), видом рубки являются спелые и перестойные лесные насаждения, погибшие и поврежденные лесные насаждения, при уходе за лесами, а также при выполнении мероприятий , предусмотренных ст. 19 ЛК РФ.
Согласно п.1 вышеуказанного типового договора передача лесных насаждений продавцом в собственность покупателю осуществляется исключительно по следующим основаниям:
1)по результатам аукциона;
2)по решению органа государственной власти, в случае заключения договора при осуществлении мероприятий, предусмотренных ст. 19 ЛК РФ;
3)в рамках государственного контракта.
В рассматриваемом случае закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, по итогам которых заключается государственный контракт, не проводились, поскольку осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, возложено в установленном порядке на ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» (п.4 ст. 19 ЛК РФ), соответствующее решение органа государственной власти не принималось. Следовательно, передача лесных насаждений учреждением в собственность хозяйствующим субъектам должна была быть осуществлена по результатам аукциона, что сделано не было.
На сайте https://torgi.gov.ru содержится информация о наличии 16431 лота по РФ и 9 лотах по Свердловской области о продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, размещаемой в соответствии с требованиями статьи 79 ЛК РФ. В Свердловской области организаторы торгов - Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Асбестовского городского округа (№ извещения 260219/3073526/01), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области (№№ извещений 260819/1744394/01, 260819/1744394/01, 260819/1744394/01, 260819/1744394/01, 260819/1744394/01, 260819/1744394/01, 260819/1744394/01, 260819/1744394/01).
Так, в ходе торгов №260219/3073526/01 участвовало 9 хозяйствующих субъектов: ИП ФИО13, ИП ФИО14, ИП ФИО15, ООО «Жасмин», ИП ФИО16, ИП ФИО17, ИП ФИО18, ООО «ПромТехСервис», ИП ФИО19
Установленный ч.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции запрет на соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений.
Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Для целей квалификации соглашений, достигнутых между субъектами, указанными в диспозиции ст. 16 Закона о защите конкуренции, как совершенных с нарушением п. 4 данной нормы, установлению подлежит, в том числе, законность заключения таких соглашений, а также наступление или возможное наступление последствий в виде ограничения доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.
Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов.
Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно - уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению торгов.
Действия учреждения (размещение информации на своем сайте, проведение процедуры определения единственного поставщика) не имеют правового значения для определения признаков выявленного нарушения, поскольку в силу норм действующего законодательства определение покупателя лесных насаждений, осуществляющего одновременно их рубку, заготовку, вывоз в данном случае должно проводиться в соответствии с требованиями ч.1 ст.77 ЛК РФ - по итогам открытого аукциона; поскольку учреждение является стороной спорных договоров подряда на проведение мероприятий по уходу за лесом (санитарная выборочная рубка) и договоров купли-продажи лесопродукции, принимая во внимание принцип свободы заключения договоров (ст. 421 ГК РФ), на него распространяется запрет, установленный п. 4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 №145 установлено, что о совместном характере действий, в результате которых причинён вред, могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения (умысла).
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, -может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.
Как указывалось ранее, ИП ФИО1 в период с 10.01.2018 по 26.01.2018 заключил с ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» 14 договоров подряда на осуществление санитарных рубок на территории национального парка на сумму 2 697 000 рублей, а ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» полученную древесину продало по 4 договорам купли-продажи лесопродукции (ООО «Лендлог», ИП ФИО12, ИП ФИО3, ИП ФИО4) на общую сумму 5 714 885 рублей, при этом, доход как ИП ФИО1, так и учреждения не может являться обоснованным, поскольку стоимость работ и стоимость древесины не были определены рыночным способом (на торгах).
Согласно ст.76 ЛК РФ: плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи (ч.1);минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины (ч.2); ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3); плата по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины, определяемой как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (ч. 5);
- методика расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов утверждается Правительством Российской Федерации (ч.б).
Методика расчета коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2015 №1320.
ИП ФИО1 в письменных пояснениях (вх.№01-9380 от 11.05.2018) указал, что его основным видом деятельности является «смешанное сельское хозяйство» (код по ОКВЕД -01.50), дополнительными видами деятельности являются: «предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок» (код по ОКВЕД - 02.40), «лесозаготовки» (код по ОКВЕД -02.20), «деятельность лесохозяйственная прочая» (код по ОКВЕД -02.10.2).
ИП ФИО1 осуществляет деятельность на рынке работ по уходу за лесом, санитарной выборочной рубки.
Согласно предмету заключенных с учреждением договоров (п. 1.1.) Заказчик (ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры») поручает Подрядчику (ИП ФИО1) выполнение комплекса работ по уходу за лесом (санитарная выборочная рубка). Комплекс работ по уходу за лесом включает: валка леса, обрезка сучьев, раскряжевка на сортименты, трелевка хлыстов, сортировка, складирование, вывозка, очистка мест рубок от порубочных остатков. Объем выполняемых работ, при санитарной выборочной рубке, составляет 1460 мЗ (далее - Древесина).
С учетом установленной судом притворности сделок, заключенных в 2018 году с ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры», ИП ФИО1, ООО «Лендлог», ИП ФИО12, ИП ФИО3, ИП ФИО4 получили преимущества перед иными хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими деятельность по заготовке древесины при осуществлении работ по уходу за лесом, санитарной выборочной рубки, поскольку ИП ФИО1 избежал затрат на покупку и последующую реализацию полученной в результате рубок древесины, доход, полученный ИП ФИО1 по договорам подряда также не может считаться обоснованным, так как по результатам торгов он мог быть ниже, а ООО «Лендлог», ИП ФИО12, ИП ФИО3, ИП ФИО4 избежали бремени осуществления необходимых и затратных действий (рубки, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза), связанных с возможностью приобретения древесины, полученной в результате мероприятий по сохранению лесов в национальном парке.
Рассматриваемые действия ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» по подмене процедуры торгов на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений необоснованно примененной в данном случае процедурой закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, предусмотренной Законом №223-Ф3, и последующей реализацией полученной древесины также без конкурентных процедур через притворные сделки, свидетельствует о наличии соглашения между учреждением, осуществляющим функции федерального органа исполнительной власти и конкретных хозяйствующих субъектов, поименованных выше, с целью ограничения доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов-конкурентов, что является обоюдовыгодным обстоятельством для каждой из сторон соглашения (хозяйствующий субъект получил максимальную прибыль, учреждению создана почва для коррупционной составляющей), вся совокупность вышеназванных действий (бездействия) противоречит п.4 ст. 16 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем заявители ссылаются на процессуальные нарушения, допущенные Управлением ФАС по Свердловской области при рассмотрении дела №07-07/4/2018. В нарушение норм Федерального закона № 135-ФЗ заключение по делу №07-07/4/2018 не направлялось заинтересованных лиц, ИП ФИО1 не был извещен я надлежащим образом УФАС по Свердловской области о времени и месте рассмотрения дела он не мог в полном объеме представлять доказательства, заявлять ходатайства и реализовывать иные права.
Возражая на доводы заявителей, Управление Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области ссылается на следующие обстоятельства. Антимонопольное дело возбуждено Приказом от 24.07.2018 № 217.Определением от 12.10.2018 рассмотрение дела приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу № А60-28711/2018.Определением от 12.03.2019 (исх.№№ 4794, 4795, 4796 от 14.03.2019) рассмотрение дела возобновлено. 19.09.2019 оглашена резолютивная часть решения.
Общий срок рассмотрения заявления или материалов составляет три месяца и исчисляется со дня их представления в антимонопольный орган (п.2.20 Административного регламента).
В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных главой 9 Закона о защите конкуренции, срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, но не более чем на шесть месяцев (п.2.22 Административного регламента).
Общий срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляет девять месяцев и исчисляется со дня вынесения антимонопольным органом определения о назначении дела к рассмотрению (п.2.24 Административного регламента).
С учетом того, что сроки рассмотрения дела, предусмотренные Административным регламентом заканчивались у Комиссии Свердловского УФАС России не имелось возможности продлевать рассмотрение настоящего дела, ввиду чего, направление лицам, участвующим в деле, заключения об обстоятельствах дела и уведомления о месте и времени рассмотрения дела не терпело отлагательств.
В адрес ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» определение о месте и времени рассмотрения дела и заключение об обстоятельствах дела было направлено на официальную электронную почту учреждения.
При этом согласно тесту решения представитель ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» присутствовал на заседании 19.09.2019 (где оглашена резолютивная часть решения по делу), т.е. был уведомлен о дате и времени рассмотрения дела.
Кроме того, представителем учреждения не делалось заявлений, не заявлялось ходатайств перед рассмотрением или во время рассмотрения дела относительно наличия обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу (в частности, необходимости получения заключения об обстоятельствах дела или дополнительного времени на его изучение).
Дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (утв. Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339), далее - Административный регламент.
Согласно п.3.93 Административного регламента в рамках рассмотрения дела лица, участвующие в деле, вправе выбрать способ уведомления антимонопольным органом о дате, времени и месте проведения заседания комиссии, путем получения всех процессуальных документов по делу, содержащих данные сведения, по электронной почте, по факсимильной связи, либо путем ознакомления с процессуальными документами на официальных сайтах антимонопольного органа, заполнив расписку.
Согласно п.3.117 Административного регламента об отложении, о приостановлении, о возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также о назначении экспертизы комиссия выносит определение, копия которого в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении, а в случаях, не терпящих отлагательств, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи, либо вручается лицам, участвующим в деле, а также размещается на официальном сайте антимонопольного органа, под расписку непосредственно в антимонопольном органе либо по месту нахождения лиц, участвующих в деле.
В случае если лицами, участвующими в деле, был выбран способ уведомления антимонопольным органом о дате, времени и месте проведения заседания комиссии по электронной почте или факсимильной связью в порядке, установленном пунктом 3.93 настоящего Регламента, копия определения об отложении, приостановлении или возобновлении рассмотрения дела должна быть направлена указанным способом в трехдневный срок со дня их вынесения.
ИП ФИО1 в адрес Свердловского У ФАС России в ответ на запрос от 27.04.2018 с адреса электронной почты а3437124167@mail.ru 07.05.2018 направлен ответ с информацией по обстоятельствам дела.
Кроме того, 29.11.2019 также с адреса электронной почты a3437124167@mail.ru на адрес сотрудника Свердловского УФ АС России (to66-starikova@fas. gov.ru) также направлено письмо от ИП ФИО1 с приложением документов.
Определение об отложении дела и заключение об обстоятельствах дела в адрес ИП ФИО1 направлялось Свердловским УФАС России по электронной почте a3437124167@mail.ru.
В судебном заседании ИП ФИО1 подтвердил принадлежность ему электронной почты a3437124167@mail.ru.
Таким образом, довод заявителя о том, что он не был уведомлен о месте и времени рассмотрения дела не может быть принят судом.
Согласно ч.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
При этом, согласно п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 мО применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.
Адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ).
С учетом изложенного, оснований для признания решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 02.10.2019 по делу № 07-07/4/2018 и оспариваемых предписаний от 02.10.2019 недействительными у суда не имеется, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.В. Гнездилова