Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл | Дело № А69-1059/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 25 августа 2020 года.
Арбитражный суд Республики Тыва в составе судьи Чигжита Ш.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сарыг-оол Ш.О., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению акционерного общества "Кызылская ТЭЦ" (дата регистрации 26.02.2007, ИНН <***>, адрес: <...>)
к муниципальному образованию – Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла (дата регистрации: 26.11.2008, ИНН <***>, адрес: 667000, <...>)
о взыскании задолженности и пени,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Мэрия г. Кызыла
при участии в судебном заседании:
ФИО1– представителя истца по доверенности от 01.08.2020, диплом о высшем юридическом образовании №10052 от 14.03.2011;
установил:
акционерное общество «Кызылская ТЭЦ» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к муниципальному образованию – Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла (далее – ответчик) о взыскании задолженности за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению за жилое помещение по адресу: <...> за период с 20.12.2018 по 31.10.2019 в размере 21044,47 руб., пени за период с 13.11.2018 по 19.05.2020 в размере 2446,43 руб., пени на сумму задолженности 21044,47 руб., исходя из 1/130 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату фактического исполнения денежного обязательства, за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная с 20.05.2020 по день фактического погашения долга.
В судебное заседание ни ответчик, ни третье лицо своих представителей не направили. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.
От ответчика 28.07.2020 поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому ответчик с иском не согласен в полном объёме, просил привлечь в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла и МУП УК «Енисей; просил истребовать с АО «Кызылская ТЭЦ» лицевой счет на жилое помещение.
В судебном заседании представитель истца в устном порядке заявила об отказе в части взыскания пени, возразила ходатайствам ответчика о привлечении третьих лиц и истребовании дополнительных документов.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечение к участию в деле третьих лиц является не обязанностью, а реализуемым по ходатайству стороны в арбитражном процессе или по собственной инициативе правом суда.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла и МУП УК «Енисей к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла, а МУП УК «Енисей является управляющей компанией и окончательный судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Суд не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства ответчика об истребовании с АО «Кызылская ТЭЦ» лицевого счета на жилое помещение, исходя из предмета доказывания по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Поскольку отказ истца от иска в части взыскания пени не противоречит закону и не нарушает права других лиц, суд принимает указанный отказ в порядке части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
Поскольку отказ от части иска судом принят, то в этой части производство по делу подлежит прекращению.
В судебном заседании представитель истца исковые требования в части взыскания основной задолженности поддержала.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу:
Истцом предъявлено к оплате стоимость поставленной в период с 20.12.2018 по 31.10.2019 в жилое помещение тепловой энергии и горячего водоснабжения, расположенное по адресу: <...>.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, указанное жилое помещение (квартира) находится в муниципальной собственности муниципального образования городской округ г. Кызыл Республики Тыва, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра.
В отсутствие договорных отношений, АО «Кызылская ТЭЦ» фактически осуществляло теплоснабжение и горячее водоснабжение вышеуказанных жилых помещений.
Поставка тепловой энергии и горячей воды в данное жилое помещение осуществлена на общую сумму 21 044 руб. 47 коп. Расчёт объёма тепловой энергии и горячего водоснабжения определён истцом исходя из площади помещения по нормативам потребления коммунальной услуги.
Стоимость поставленной тепловой энергии и горячего водоснабжения не оплачена ответчиком, в результате образовалась задолженность в размере 21 044 руб. 47 коп.
Претензией от 14.11.2019, направленной истцом в адрес Городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла, истец предложил погасить образовавшуюся задолженность по жилому помещению, расположенному по адресу: <...>.
Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, а порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги до заселения этих помещений (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение в многоквартирном доме с 20.12.2018 находится в собственности муниципального образования – городской округ «Город Кызыл Республики Тыва». Факт нахождения указанного объекта в муниципальной собственности в спорный период лицами, участвующими в деле, не опровергается.
В спорный период АО «Кызылская ТЭЦ» осуществило теплоснабжение и горячее водоснабжение вышеуказанной квартиры на общую сумму 21 044 руб. 47 коп. Данный факт ответчиком не опровергается.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требовании и возражений.
Согласно пункту 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Следовательно, обстоятельства, на которые ссылается истец, считаются признанными ответчиком.
Возражая иску, ответчик полагает, что истец является ненадлежащим истцом, а муниципальное образование Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску
Указанные доводы не принимаются судом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 1, 12 Устава Городского округа «город Кызыл Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 05.05.2005 № 50 город Кызыл являясь самостоятельным муниципальным образованием Республики Тыва владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со статьей 2 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Городского округа «город Кызыл Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 28.03.2006 № 145 город Кызыл самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом. От имени Города права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными Уставом Города и настоящим положением.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости, собственником жилого помещения является не конкретный орган местного самоуправления (Департамент), а муниципальное образование.
При изложенных обстоятельствах довод ответчика о том, что муниципальное образование Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла (далее – Департамент экономики) является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, является необоснованным.
В данном случае надлежащим ответчиком по делу является собственник указанных жилых помещений муниципальное образование - городской округ «Город Кызыл Республики Тыва».
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то, к примеру, возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
В соответствии со статьей 49 Устава Городского округа «город Кызыл Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 05.05.2005 № 50, пунктом 2.1 Положения о мэрии города Кызыла, Мэрия г. Кызыла является исполнительно-распорядительным органом городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Согласно статье 5 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 28.03.2006 № 145, Мэрия города осуществляет права владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом через свои структурные подразделения.
Статьей 6 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного решением Хурала представителей города Кызыла от 28.03.2006 № 145, предусмотрено, что от имени города управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет Департамент экономики.
Решением Хурала представителей г. Кызыла от 17.04.2019 №36 утверждено Положение о Департаменте экономики.
В соответствии с пунктом 1.1. Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла является отраслевым структурным органом мэрии г. Кызыла созданным для осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения муниципальным имуществом.
При этом согласно пункту 1.7 указанного Положения Департамент экономики не является правообладателем муниципальной собственности города Кызыла. В пунктах 2.1.2 названного Положения установлено, что Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла осуществляет от имени городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» полномочия собственника имущества, являющегося муниципальной собственностью города. Согласно пунктам 2.2.6, 2.2.7 указанного Положения основными задачами Департамента экономики является владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; защита прав и интересов городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» в сфере имущественных и жилищных правоотношений.
В пункте 3 Положения предусмотрены полномочия Департамента экономики, в том числе полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности (3.3.37), обеспечению защиты имущественных прав собственника Городского округа «город Кызыл Республики Тыва» - муниципального имущества при ведении дел во всех судебных инстанциях (3.3.47).
Таким образом, истец правомерно обратился к Департаменту экономики за возмещением стоимости поставленной в жилое помещение, находящегося в собственности муниципального образования Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва».
Остальные возражения ответчика также судом не принимаются во внимание, поскольку МУП УК «Енисей» как управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, а не агентом (посредником) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, а также то, что доказательства оплаты отсутствуют, обстоятельства на которые ссылается истец ответчиком не опровергнуты, требование истца о взыскании с ответчика задолженности подлежит удовлетворению в заявленном истцом размере.
Государственная пошлина по делу не взыскивается на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьёй 49, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» удовлетворить частично.
Принять отказ акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» от иска в части взыскания пени за период с 13.11.2018 по 19.05.2020 в размере 2446 руб. 43 коп. и пени начиная с 20.05.2020 по день фактического погашения долга. Производство по делу в этой части прекратить.
Взыскать с муниципального образования – Городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» в лице Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г. Кызыла (дата регистрации: 26.11.2008, ИНН <***>, адрес: 667000, <...>) в пользу акционерного общества «Кызылская ТЭЦ» (дата регистрации: 26.02.2007, ИНН <***>, адрес: <...>) задолженность за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению за жилое помещение по адресу: <...> за период с 20.12.2018 по 31.10.2019 в размере 21044 руб. 47 коп.
Решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы в месячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Ш.С.Чигжит