АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
6 марта 2018 года Дело № А74-17441/2017
Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2018 года.
Решение в полном объёме изготовлено 6 марта 2018 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В. Кузнецовой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) и в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия(ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 1 830 165 руб. убытков,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования Ширинский район (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании принимали участие представители:
Администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия – ФИО1 на основании доверенности от 9 января 2018 года;
Министерства финансов Республики Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 29 декабря 2017 года № 100-д;
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия– ФИО3 на основании доверенности от 29 января 2018 года № 18.
Администрация Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (далее – Администрация, администрация Ширинского сельсовета) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии) о взыскании 1 830 165 руб. убытков.
Определением арбитражного суда от 24 ноября 2017 года заявление принято к производству, в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле привлечена Администрации муниципального образования Ширинский район (далее – Администрация Ширинского района, Муниципальное образование).
Определением от 24 января 2018 года предварительное судебное заседание отложено, в порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия(далее – Минстрой Хакасии).
Администрация Ширинского района своего представителя в судебное заседание не направила, надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда в сети «Интернет», кроме того, в отзыве на исковое заявление от 18.12.2017 и дополнении к нему от 06.02.2018 имеется ходатайство о рассмотрении дела и проведении судебного заседания в отсутствие представителя третьего лица.
Руководствуясь положениями статей 121, 123, 156 АПК РФ, арбитражный суд провел судебное заседание и рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования на основании доводов, изложенных в заявлении с учетом их уточнения, просил взыскать 1 830 165 руб. убытков с Республики Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия как главного распорядителя бюджетных средств по спорной программе.
Представитель Минстроя Хакасии просил в удовлетворении иска отказать, основывался на доводах, изложенных в отзыве на заявление и дополнении к нему, полагал, что убытки должны быть взысканы с Минфина Хакасии как финансового органа.
Представитель Минфина Хакасии возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, полагал, что является ненадлежащим ответчиком по делу, указал, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Ширинского района.
Из отзыва третьего лица и дополнения к нему следует, что Администрация Ширинского района поддерживает исковые требования Администрации.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Между Минстроем Хакасии и Администрацией Ширинского района 30.05.2016 заключено соглашение № 164 (далее – соглашение № 164) о предоставлении в 2016 году субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения № 164 Минстрой Хакасии обязуется предоставить субсидию из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на софинансирование расходных обязательств Муниципального образования на софинансирование расходов муниципальных образований в границах муниципального района по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - программные мероприятия) в размере 4 042 000 руб., а Муниципальное образование обязуется принять субсидию и обеспечить софинансирование программных мероприятий в размере 40 830 руб.
Расходное обязательство Муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия, устанавливается муниципальной целевой программой «Чистая вода» на территории муниципального образования Ширинский район на 2010-2017 годы», утвержденная постановлением главы муниципального образования Ширинский район от 16.03.2010 №619 (пункт 1.2 соглашения).
Распределение средств субсидии по муниципальным образованиям в границах муниципального района и объектам, а также уровень софинансирования расходного обязательства Муниципального образования за счёт средств муниципального бюджета определяется в соответствии с Приложением № 2 к соглашению № 164 (пункт 1.3 соглашения).
График выполнения мероприятий по развитию систем водоснабжения и водоотведения в пределах установленной стоимости, на которые предоставляется субсидия, в том числе этапы и сроки реализации мероприятий в рамках муниципальной программы, установлен в Приложении № 3 к соглашению № 164 (пункт 1.4 соглашения).
В приложении № 2 к соглашению № 164 предусмотрено распределение средств субсидии на капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор №1 с. Шира),
в сумме 4 082 830 руб. из республиканского бюджета и 40 830 руб. из бюджета Поселения. В приложении № 3 к соглашению № 164 установлены сроки выполнения мероприятий: 15.07.2016 – проведение торгов; 15.08.2016 – заключение контрактов; 15.09.2016 – выполнение работ.
Во исполнение соглашения № 164 между Муниципальным образованием и Администрацией заключено соглашение от 02.06.2016 № 09-16 о перечислении в 2016 году субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета (Поселение) на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования (далее – соглашение № 09-16), по условиям которого Муниципальное образование обязалась перечислить субсидию, поступившую из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета на софинансирование расходных обязательств в границах поселения по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 4 042 000 руб., а Поселение обязуется принять субсидию и обеспечить софинансирование программных мероприятий в размере 40 830 руб.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета муниципального образования в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Муниципальному образованию. Муниципальное образование осуществляет перечисление средств субсидий поселению в пределах поступивших из республиканского бюджета средств (пункт 2.1 соглашения № 09-16).
В пункте 2.4 рассматриваемого соглашения установлен срок подачи заявок
о предоставлении субсидии: заявки должны быть направлены Поселением в Муниципальное образование в срок не позднее 30 числа отчётного месяца, а за декабрь 2016 года - до 26.12.2016.
Требования к содержанию заявки установлены в пункте 2.3.1 соглашения № 09-16. Заявка должна содержать: обращение Поселения о предоставлении субсидии на осуществление программных мероприятий по форме, установленной Приложением 1 к соглашению; заверенную копию муниципального контракта (договора)
с утверждённым графиком производства работ; заверенную копию платёжного поручения, подтверждающую перечисление средств Поселением пропорционально утверждённому уровню софинансирования по заявленным мероприятиям; заверенные копии документов, подтверждающих объём выполненных работ по муниципальному контракту (акты по форме КС-2; справки по форме КС-3); в случае необходимости - иные документы и материалы по требованию Муниципального образования.
Уведомлением по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от 30.05.2016 №85 Муниципальное образование извещено о том, что на 2016 год предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта на сумму 4 042 000 руб.
По результатам проведенного электронного аукциона (закупка №0180300010816000004) между обществом с ограниченной ответственностью «Ширинская Сервисная Компания» (генеральный подрядчик) и администрацией Ширинского сельсовета (заказчик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту комплекса водозаборного сооружения №1 <...>. Цена контракта составила 3 837 549 руб. 26 коп. (пункт 2.1 муниципального контракта).
Выполнение работ по указанному муниципальному контракту сторонами не оспаривается. Более того, решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу № А74-4586/2017 установлено, что в рамках вышеуказанного контракта генеральным подрядчиком выполнены работы на общую сумму 3 837 549 руб. 26 коп. (акты о приемке выполненных работ от 21.09.2016 №1, от 30.09.2016 №3).
03.10.2016 в адрес Минстроя Хакасии поступила заявка Муниципального образования на перечисление субсидии в сумме 3 799 173 руб. в рамках программы «Чистая вода» (2016-2020 годы) капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор №1 с. Шира) (заявка №5640, представлена в материалы дела в электронном виде 22.02.2018).
07.10.2016 Минстрой Хакасии направил соответствующую заявку в Минфин Хакасии (заявка № 3590, представлена в материалы дела в электронном виде 22.02.2018), однако денежные средства поступили в Минстрой Хакасии в сумме 2 000 000 руб.
07.11.2016 Минстрой Хакасии перечислил 2 000 000 руб. Муниципальному образованию (платежное поручение от 07.11.2016 №128046, представлено в материалы дела в электронном виде 22.02.2018).
Между Минстроем Хакасии и Администрацией Ширинского района 10.03.2017 заключено соглашение № 179 (далее – соглашение № 179) о предоставлении в 2017 году субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения № 179 Минстрой Хакасии обязуется предоставить субсидию из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на софинансирование расходных обязательств Муниципального образования на софинансирование расходов муниципальных образований в границах муниципального района по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - программные мероприятия) в размере 1 800 000 руб., а Муниципальное образование обязуется принять субсидию.
Расходное обязательство Муниципального образования, на исполнение которого предоставляется субсидия, устанавливается муниципальной целевой программой «Чистая вода» на территории муниципального образования Ширинский район на 2010-2017 годы», утвержденная Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 23.03.2013 №1529 (пункт 1.2 соглашения).
Согласно приложению № 2 к соглашению № 179 объем субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор №1 с. Шира) составляет 1 800 000 руб.
14.03.2017 между Муниципальным образованием и Администрацией заключено соглашение № 07-17 о перечислении в 2017 году субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета (Поселение) на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования (далее – соглашение № 07-17), по условиям которого Муниципальное образование обязалась перечислить субсидию, поступившую из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета на софинансирование расходных обязательств в границах поселения по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 1 800 000 руб., а Поселение обязуется принять субсидию.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета муниципального образования в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Муниципальному образованию. Муниципальное образование осуществляет перечисление средств субсидий поселению в пределах поступивших из республиканского бюджета средств (пункт 2.1 соглашения № 07-17).
В пункте 2.4 рассматриваемого соглашения установлен срок подачи заявок
о предоставлении субсидии: заявки должны быть направлены Поселением в Муниципальное образование в срок не позднее 30 числа отчётного месяца, а за декабрь 2017 года - до 25.12.2017.
Требования к содержанию заявки установлены в пункте 2.3.1 соглашения № 07-17.
Согласно приложению №2 к соглашению № 07-17 на мероприятия по капитальному ремонту системы водоснабжения с. Шира (водозабор № 1 с. Шира) предусмотрено распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия в размере 1 800 000 руб.
Дополнительным соглашением № 1 в пункты 1.1., 4.4 соглашения № 07-17 внесены изменения: пункт 1.1 изложен в следующей редакции: «1.1. В соответствии с настоящим Соглашением Муниципальное образование обязуется перечислить субсидию, поступившую из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета на софинансирование расходных обязательств в границах поселения по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 3 068 000 руб., а Поселение обязуется принять субсидию и обеспечить софинансирование мероприятий в размере 12 809 руб.».
В приложении № 1 к дополнительному соглашению №1 определено распределение субсидий на 2017 год: капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор №1 с. Шира) в сумме 1 800 000 руб. из республиканского бюджета Республики Хакасия; капитальный ремонт сетей водоснабжения <...> из республиканского бюджета Республики Хакасия и 10 000 руб. из бюджета Муниципального района; проектирование станции очистки с. Шира водозабор МКК 280 809 руб. из республиканского бюджета Республики Хакасия и 2 809 руб. из бюджета Муниципального района.
Дополнительным соглашением №2 от 06.09.2017 в пункты 1.1 соглашения № 07-17 внесены изменения: пункт 1.1 изложен в следующей редакции: «1.1. В соответствии с настоящим Соглашением Муниципальное образование обязуется перечислить субсидию, поступившую из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета на софинансирование расходных обязательств в границах поселения по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в размере 1 799 200 руб., а Поселение обязуется принять субсидию».
В приложении № 2 к дополнительному соглашению №2 от 06.09.2017 определено распределение субсидий на 2017 год - капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор №1 с. Шира) в сумме 1 799 200 руб. из республиканского бюджета Республики Хакасия.
16.03.2017 Муниципальным образованием Минстрою Хакасии представлена заявка на предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия в сумме 1 799 173 руб.
15.03.2017 Минстрой Хакасии направил Минфину Хакасии заявку бюджетополучателя №1106 от 13.03.2017.
Субсидия из республиканского бюджета Республики Хакасия в размере 1 799 173 руб. не была предоставлена.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу № А74-4586/2017 с администрации Ширинского сельсовета в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ширинская сервисная компания» взыскано 1 799 173 руб. долга, а также 30 992 руб. расходов по государственной пошлине.
Администрация претензией от 17.11.2017 №1883 уведомила Минфин Хакасии о том, что в результате неисполнения Минфином Хакасии обязанностей по выделению субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия администрация несет убытки, взысканные с администрации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ширинская сервисная компания» по решению суда от 22.05.2017 по делу № А74-4586/2017.
Поскольку убытки администрации не были возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Положением о Минстрое Хакасии, утверждённым постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2014 № 722, к полномочиям министерства отнесены: осуществление функций государственного заказчика при выполнении работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов при реализации государственных программ Республики Хакасия, ведомственных целевых программ и других работ, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия (пункт 2.1.1.7 Положения в редакции, действовавшей на дату заключения соглашений №164, №179); заключение договоров и государственных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту объектов капитального строительства (пункт 2.1.1.8 Положения в редакции, действовавшей на дату заключения соглашений №164, №179).
В пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со статьёй 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) дано определение понятия бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В силу положений статьи 126 ГК РФ субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьёй 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на представление субсидии.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Обязательным условием предоставления субсидий, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено
в одностороннем порядке, в отсутствие на то установленных законом оснований.
В силу положений статьи 5, пункта 3 статьи 242, пункта 1 статьи 242 БК РФ обязательства по перечислению истцу субсидии должны были быть исполнены
до 31.12.2016.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от27.10.2015 № 551 утверждена государственная программа Республики Хакасия «Чистая вода» (2016-2020 годы)» (далее – государственная программа).
Государственной программой предусмотрено выделение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия и бюджетные ассигнования на разработку проектно-сметной документации, модернизацию, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт систем водоснабжения, водоотведения и очистки вод на объектах республиканской собственности.
Ответственным исполнителем по программе является Минстрой Хакасии.
В разделе 6 государственной программы определены правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия.
В силу пункта 6.2.1. государственной программы Минстрой Хакасии осуществляет сбор представленных заявок и отбор муниципальных образований, претендующих на получение субсидии.
К участию в отборе допускаются муниципальные образования, выполнившие мероприятия в соответствии с минимальными требованиями к деятельности органов местного самоуправления по расширению доходного (налогового) потенциала муниципальных бюджетов, установленными Министерством финансов Республики Хакасия. Заявки поселений по софинансированию расходных обязательств консолидируются муниципальным районом и представляются обобщенной заявкой в Минстрой Хакасии.
Согласно пункту 6.2.5 государственной программы по результатам отбора на получение субсидий определяются муниципальные образования, набравшие максимальное количество баллов.
Первоочередное право на получение субсидий имеют муниципальные образования, выполнившие в отчетном финансовом году программные мероприятия на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия. В случае соблюдения муниципальным образованием уровня софинансирования в отчетном финансовом году объем субсидии муниципальному образованию, имеющему первоочередное право на ее получение, определяется как разница объемов выполненных и оплаченных в отчетном финансовом году программных мероприятий (в том числе за счет софинансирования, произведенного муниципальным образованием по мероприятию в отчетном финансовом году). В случае несоблюдения муниципальным образованием условий софинансирования объем субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия в текущем финансовом году должен быть уменьшен на размер неисполненных обязательств муниципального образования в части софинансирования за счет средств местного бюджета (пункт 6.3.2 государственной программы).
Во исполнение условий государственной программы постановлением главы муниципального образования Ширинский сельсовет от 13.11.2014 №582 утверждена муниципальная программа «Чистая вода» на территории муниципального образования Ширинский сельсовет на 2015-2018 годы».
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.03.2016 № 85 "Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2016 год" распределены субсидии для муниципального образования Ширинский район (Ширинский сельсовет) в размере 3 800 000 руб.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.05.2016 № 247 "О внесении изменения в приложение к постановлению Правительства Республики Хакасия от 09.03.2016 № 85 "Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2016 год" внесены изменения, размер субсидии для муниципального образования Ширинский район (Ширинский сельсовет) установлен в сумме 4 042 000 руб.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 07.02.2017 № 38 "Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия на 2017 год" (в ред. от 07.02.2017) размер субсидии для муниципального образования Ширинский район (Ширинский сельсовет) на 2017 год установлен в сумме 1 800 000 руб., в ред. от 11.05.2017 – в сумме 3 068 000 руб., в ред. от 14.08.2017 – в сумме 1 799 200 руб. (что соответствует сумме недополученной субсидии за 2016 год).
Арбитражный суд установил, что муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту комплекса водозаборного сооружения №1 <...>, заключен и исполнен в рамках государственной программы «Чистая вода» (2016-2020 годы)».
Из материалов дела следует, что заявка Муниципального образования от 03.10.2016 о предоставлении субсидии была исполнена Минстроем Хакасии не в полном объеме, сумма недофинансирования составила 1 799 200 руб.
Как следует из материалов дела и не опровергается ответчиками, в республиканском бюджете на 2016 год были предусмотрены денежные средства на финансирование государственной программы Республики Хакасия «Чистая вода» (2016-2020 годы)» в части финансирования муниципального образования Ширинский район (Ширинский сельсовет), более того, сумма невыплаченной субсидии была заложена для распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия также на 2017 год.
Так, между Минстроем Хакасии и Администрацией Ширинского района 10.03.2017 заключено соглашение № 179 о предоставлении в 2017 году субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на территории муниципального образования.
Пунктом 1.1 соглашения № 179 предусмотрено предоставление Минстроем Хакасии субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район на софинансирование расходных обязательств Муниципального образования на софинансирование расходов муниципальных образований в границах муниципального района по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - программные мероприятия) в размере 1 800 000 руб.
Во исполнение указанного соглашения между Муниципальным образованием и Администрацией заключено соглашение № 07-17 о перечислении в 2017 году субсидий, поступивших из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету администрации Ширинского сельсовета с дополнительными соглашениями в сумме 1 799 173 руб..
15.03.2017 Минстроем Хакасии Минфину Хакасии направлена заявка №1106 бюджетополучателя от 13.03.2017 о выделении 1 799 173 руб. субсидии на капитальный ремонт системы водоснабжения с. Шира (водозабор №1 с. Шира).
Исходя из пояснений ответчиков, указанная заявка не была исполнена в связи с изданием Минфином Хакасии приказа от 10.03.2017 № 55-од «О приостановлении предоставления межбюджетных трансферов из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия» (приказ представлен в электронном виде 31.01.2018) .
Между тем, в качестве правового обоснования иска Администрация указывает на несение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьёй 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьёй 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу названных норм возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, в силу чего по требованию о взыскании убытков в виде реального ущерба лицо, требующее такое возмещение, в соответствии со статьёй 65 АПК РФ должно доказать совокупность следующих фактов: причинение убытков и размер понесённых убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечёт за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счёт казны.
Таким образом, денежные средства, взысканные с Администрации решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22.05.2017 по делу №А74-4586/2017 в сумме 1 830 165 руб., в том числе 1 799 173 руб. долга и 30 992 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ являются убытками, которые на основании статей 16, 1069 ГК РФ подлежат возмещению за счёт казны Республики Хакасия.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалы дела истцом представлены доказательства принятия мер для обеспечения финансирования произведённых работ (оказанных услуг) за счёт средств республиканского бюджета, однако в результате частичного исполнения заявки Администрации бюджетные средства в размере 1 799 173 руб. к получателю бюджетных средств в нарушение положений БК РФ не поступили.
Судом отклоняется довод Минстроя Хакасии об отсутствии противоправности в его действии (бездействии), поскольку после частичного исполнения Минфином Хакасии заявки на выплату субсидии, Минстроем Хакасии в период с 07.11.2016 по 26.12.2016 заявки Минфину Хакасии не направлялись, несмотря на то, что мероприятия были выполнены в полном объеме, лимиты денежных обязательств в указанной части были доведены до Минстроя Хакасии в полном объеме.
Так же судом отклоняется довод Минстроя Хакасии о приостановлении с 10.03.2017 предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Хакасия, поскольку указанный запрет начал действовать в 2017 году, а субсидии должны были быть перечислены Минстроем Хакасии Муниципальному образованию согласно поданной заявке в 2016 году.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 23) в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию
не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечёт возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Суд применяет указанные разъяснения к рассматриваемым правоотношениям
по аналогии.
Согласно пункту 2 Постановления № 23, рассматривая иски, предъявляемые согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации.
В рассматриваемом случае на основании соглашений № 164, 179 возникли расходные обязательства у субъекта Российской Федерации – Республики Хакасия.
Должником по рассматриваемым обязательствам является публично-правовое образование – Республика Хакасия как самостоятельный участник гражданских правоотношений, который реализует свою правоспособность через органы публичной власти, в том числе Минстрой Хакасии. Таким образом, с учётом перечисленных норм действующего законодательства, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени Республики Хакасия, в настоящем деле является Минстрой Хакасии.
Как следует из разъяснений Постановления № 23, в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с доведёнными лимитами бюджетных ассигнований и Законом Республики Хакасия от 21.12.2015 № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» Минстрой Хакасии в 2016 году являлся исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сферах строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства и потребительского рынка, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия.
Согласно приложению 8 к Закону Республики Хакасия «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в отношении Минстроя Хакасии в 2017 году заложены расходы на субсидии на развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в муниципальных образованиях Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.10.2017 № 556 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Развитие коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия и обеспечение качественных жилищно-коммунальных услуг (2018 - 2022 годы)", в рамках указанной программы утверждена подпрограмма 2 «Чистая вода», ответственным исполнителем и государственным распорядителем бюджетных средств программы утвержден Минстрой Хакасии.
Не перечисление денежных средств субсидии привело к образованию у истца задолженности перед генеральным подрядчиком, взысканной решением суда от 22.05.2017 по делу №А74-4586/2017.
В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённые действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанностей. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства по договору не допускается (статья 310 ГК РФ).
Между тем, как усматривается из материалов дела, Минстрой Хакасии свои обязательства по соглашению о предоставлении субсидии не выполнил, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательства перечисления средств субсидии в полном объеме не представил, что препятствует надлежащему исполнению решения суда по делу №А74-4586/2017.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт наличия задолженности по соглашению о предоставлении субсидии в размере 1 799 173 руб. подтверждается материалами дела, более того, решением суда по делу №А74-4586/2017 с Администрации взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 30 992 руб., требование о взыскании убытков является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Вместе с тем недопустимо ограничение источников взыскания по обязательствам публичных образований путём указания на взыскание только за счёт средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну (пункт 2 Постановления № 23).
Поскольку в рассматриваемом случае спорные обязательства возникли у Республики Хакасия, иск подлежит удовлетворению за счёт средств казны Республики Хакасия.
Как было отмечено выше, в рассматриваемом случае бюджетные полномочия по организации исполнения бюджета посредством финансирования соглашения
о предоставлении субсидии возложены на Минстрой Хакасии.
Материалами дела подтверждается, что финансирование рассматриваемого мероприятия в рамках государственной программы Минстроем Хакасии не произведено.
При этом Минстрой Хакасии продолжает быть ответственным исполнителем, в том числе главным распорядителем бюджетных средств в части расходов на подпрограмму 2 «Чистая вода».
Поскольку главным распорядителем средств республиканского бюджета в части финансирования подпрограммы 2 «Чистая вода» является Минстрой Хакасии, убытки в пользу Администрации подлежит взысканию с Республики Хакасия в лице Минстроя Хакасии.
Иск к Республике Хакасия в лице Минфина Хакасия не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным выше.
Судом отклоняется довод Минфина Хакасии, что убытки подлежат взысканию за счет казны Муниципального образования, поскольку рассматриваемое соглашение Муниципальным образованием было исполнено в полном объеме (соответствующие заявки были направлены своевременно), убытки Администрации возникли в связи с неполным исполнением соглашения Минстроем Хакасии.
Таким образом, арбитражный суд полагает удовлетворить требования истца, взыскать с Республики Хакасия в лице Минстроя Хакасии за счёт средств казны Республики Хакасия в пользу истца 1 830 165 руб. убытков.
Государственная пошлина, по настоящему делу составляет 31 301 руб. 65 коп. и в соответствии со статьёй 110 АПК РФ относится на Минстрой Хакасии, но не подлежит взысканию поскольку истец и ответчики в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Удовлетворить исковые требования к Республике Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Взыскать с Республики Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасияза счёт средств казны Республики Хакасия в пользу администрации Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия1 830 165 (один миллион восемьсот тридцать тысяч сто шестьдесят пять) руб. убытков.
2. Отказать в удовлетворении исковых требований к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья И.А. Курочкина