АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Абакан
13 октября 2009 года Дело №А74-4016/2009
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2009 года.
Решение в полном объёме изготовлено 13 октября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Колосовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Секисовой Н.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления внутренних дел по городу Абакану, г. Абакан,
к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г. Абакан,
о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», г. Москва.
В судебном заседании принимали участие:
представитель заявителя ФИО2 по доверенности от 20 февраля 2009 года;
индивидуальный предприниматель ФИО1 (свидетельство от 05 марта 2004 года № 0185077).
В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07 октября 2009 года объявлен перерыв до 09 октября 2009 года.
Судебное заседание продолжено после перерыва с участием тех же лиц.
Управление внутренних дел по городу Абакану (далее – УВД по г. Абакану) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) на основании статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконное использование товарного знака «SOCHI 2014».
Определением арбитражного суда от 25 сентября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» (далее – АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»).
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленное требование, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении, и доказательства, представленные в материалы дела.
Предприниматель ФИО1 факт совершения административного правонарушения не отрицает.
Третье лицо – АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание представителя не направило, отзыв на заявление не представило. В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд проводит судебное заседание в его отсутствие.
В судебном заседании произведён осмотр вещественных доказательств. На обозрение суда представлены футболки в количестве четырёх штук оранжевого цвета с логотипом на передней стороне футболки «SOCHI», эмблемой флага и пяти колец. На всех четырёх футболках по плечам выгоревшие полосы светло оранжевого цвета.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационной палатой администрации города Абакана 03 марта 2000 года за № 9548, действует на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 19 № 0185077, выданного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 05 марта 2004 года.
20 июля 2009 года, в рамках осуществления полномочий, предоставленных статьёй 9 Закона Российской Федерации «О милиции», инспектором центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства Министерства внутренних дел по Республике Хакасия (далее – ЦБППРиИАЗ МВД по РХ) ФИО3 в присутствии продавца ФИО4, понятых ФИО5, ФИО6 на принадлежащем предпринимателю ФИО1 торговом месте № 37 торговой зоны 2 на территории МУ «Абаканский рынок», расположенного по адресу: ул. Т. Шевченко, 63, г. Абакан, зафиксирован факт реализации футболки с логотипом «SOCHI 2014» с признаками контрафактности без соответствующего лицензионного соглашения с правообладателем товарного знака, либо какого-то иного документа, подтверждающего согласие правообладателя на использование товарного знака, о чём составлен акт от 20 июля 2009 года. Указанный акт вручен продавцу ФИО4 в день его составления.
Инспектором ЦБППРиИАЗ МВД по РХ ФИО2 в присутствии понятых ФИО5, ФИО6 у продавца ФИО4 изъяты четыре футболки оранжевого цвета, размеры M, L, XL, XXL, с логотипом на передней стороне «SOCHI 2014», эмблемой флага и пяти колец, с полосами светло оранжевого цвета по плечам, о чём составлен протокол изъятия вещей и документов от 20 июля 2009 года. Визуальный осмотр данного товара выявил предполагаемые признаки контрафактности.
В письменном объяснении от 20 июля 2009 года продавец ФИО4 указал, что 20.07.2009 в 11 часов 00 минут на торговом месте № 37 торговой зоны 2 на территории МУ «Абаканский рынок» гражданин, впоследствии представившийся сотрудником милиции, приобрёл находящуюся на реализации футболку оранжевого цвета с логотипом «SOCHI 2014» по цене 700 рублей, принадлежащую предпринимателю ФИО1
Как следует из письменного объяснения предпринимателя ФИО1 от 21 июля 2009 года, с 1996 года он занимается предпринимательской деятельностью, а именно розничной продажей фруктов. С 2008 года оформил документы на право торговли промышленными товарами (джинсы, футболки). Арендует торговую площадь на территории МУ «Абаканский рынок» по адресу: <...>, торговая зона 2, торговое место № 37. Поставкой товара занимается лично, закупает товар на оптовых рынках г. Новосибирска и г. Красноярска. Весь товар, находящийся на реализации, принадлежит ему. С 2008 года на торговом месте № 37 в качестве продавца работает ФИО7. Со слов продавца узнал, что 20.07.2009 на торговом месте № 37 гражданин, впоследствии представившийся сотрудником милиции, приобрёл находящуюся на реализации футболку оранжевого цвета с нанесённой символикой «SOCHI 2014» по цене 700 рублей, попросив показать сертификат соответствия. Продавец сертификат показать не смог ввиду отсутствия такового. Футболки с символикой «SOCHI 2014» в количестве 4 шт. изъяты. Данные футболки приобретены в 2008 году на оптовом рынке г. Новосибирска. Договор с обладателем товарного знака «SOCHI 2014» не заключался, сертификат соответствия при приобретении футболок не предоставлялся. Сопроводительных документов на футболки не сохранилось.
20 июля 2009 года инспектором ЦБППРиИАЗ МВД по РХ ФИО2 вынесено определение № 10490 о возбуждении в отношении предпринимателя ФИО1 дела об административном правонарушении по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
Определение от 20 июля 2009 года № 10490 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, содержащее разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вручено предпринимателю ФИО1 в момент его составления, о чём свидетельствует его подпись в указанном документе.
20 июля 2009 года инспектором ЦБППРиИАЗ МВД по РХ ФИО2 вынесено определение о назначении комплексной (идентификационной и товароведческой) экспертизы с постановкой на разрешение эксперту следующих вопросов: имеются ли на представленных футболках изображения товарных знаков «SOCHI 2014», права на которые принадлежат АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»; имеют ли представленные футболки признаки контрафактности, если да, то какие. Проведение экспертизы поручено Торгово-промышленной палате Республики Хакасия. Копия данного определения, содержащего разъяснение прав, предусмотренных статьёй 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вручена предпринимателю ФИО1 21 июля 2009 года, о чём свидетельствует его подпись в указанном документе.
14 августа 2009 года срок по делу об административном правонарушении № 10490 в отношении предпринимателя ФИО1 в связи с необходимостью проведения комплексной (идентификационной и товароведческой) экспертизы продлён исполняющим обязанности начальника милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел по Республике Хакасия до 20 сентября 2009 года.
Согласно заключению эксперта Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия от 02 сентября 2009 года № 00398, как в оформлении, так и в маркировке представленных на исследование футболок однозначно использованы изображения товарных знаков «SOCHI 2014» и их отдельных элементов, права на которые принадлежат АНО «Оргкомитет «Сочи 2014». Отличия, а именно оранжевый цвет звезды и шрифт в цифровом обозначении года «2014» в изображении, использованном при оформлении переда изделий, являются незначительными и не меняют в корне общий вид изображения. Представленные на экспертизу футболки с изображением товарных знаков «SOCHI 2014» имеют следующие признаки контрафактности: низкое качество товара; незначительные отличия от фирменных изображений в изображениях товарных знаков «SOCHI 2014», использованных при оформлении изделий; наличие в ярлыках грамматических ошибок, несоответствие информации по уходу за изделием в контрольном и навесном ярлыках; штрих-код на навесном ярлыке не соответствует стране происхождения (указаны первые три цифры «854», а Турции соответствуют первые три цифры по штрих-коду «869»); текстильная продукция, к которой относятся представленные на экспертизу футболки, в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем либо с его согласия не вводились и оригинальной лицензионной продукцией не являются, кроме того, в настоящее время лицензионная текстильная продукция не производится.
22 июля 2009 года заместителем начальника ЦБППРиИАЗ МВД по РХ в соответствии с соглашением от 15.04.2008 «Об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году» между МВД России и Автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» в адрес управления по защите интеллектуальной собственности Оргкомитета «Сочи 2014» направлен запрос о предоставлении информации о лицах, имеющих право на использование товарного знака «SOCHI 2014» на территории Республики Хакасия с указанием, на каких товарах запрещено использование товарного знака «SOCHI 2014», основных идентификационных признаков легально производимого товара, отсутствие которых может свидетельствовать о контрафактности (незаконном производстве) товара.
07 августа 2009 года в ответ на запрос ЦБППРиИАЗ МВД по РХ АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» сообщил, что является правообладателем товарных знаков XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, представляющих собой: белую звезду на синем фоне со словесным обозначением «SOCHI 2014» на основании свидетельства от 21.11.2006 № 316841; словесное обозначение «SOCHI 2014», совмещённое с изображением пяти переплетающихся колец одинакового размера на основании свидетельства от 17.09.2007 № 371239. АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» не заключал с предпринимателем ФИО1 лицензионный договор на использование своего товарного знака при производстве товаров, введении их в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также иным образом не выражал своё согласие на его использование. Указанные товары в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем либо с его согласия не вводились и оригинальной лицензионной продукцией не являются, кроме того, в настоящее время лицензионная текстильная продукция не производится. В результате незаконного использования предпринимателем ФИО1 товарного знака АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» правообладателю нанесены убытки в размере 4 605 рублей. В связи с чем АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» просит принять к нарушителю меры ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением от 15 сентября 2009 года четыре футболки с логотипом «SOCHI 2014» приобщены к делу об административном правонарушении № 10490 в качестве вещественных доказательств.
16 сентября 2009 года инспектором ЦБППРиИАЗ МВД по РХ ФИО2 в присутствии предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 10490 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В качестве события правонарушения в протоколе указано, что 20.07.2009 в 11 часов 00 минут на торговом месте № 37 торговой зоны 2 на территории МУ «Абаканский рынок» по адресу: ул. Т. Шевченко, 63, г. Абакан, продавец ФИО4 реализовал по цене 700 рублей футболку оранжевого цвета с изображением товарного знака «SOCHI 2014», принадлежащую предпринимателю ФИО1, без соответствующего лицензионного соглашения с правообладателем товарного знака, либо какого-то иного документа, подтверждающего право на использование товарного знака «SOCHI 2014». Тем самым предприниматель ФИО1, осуществив незаконное использование товарного знака «SOCHI 2014», совершил правонарушение, предусмотренное статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права, предусмотренные статьями 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателю ФИО1 разъяснены, о чём свидетельствует его подпись в протоколе.
По существу правонарушения в протоколе от 16 сентября 2009 года № 10490 предпринимателем ФИО1 даны пояснения аналогичные письменному объяснению от 21 июля 2009 года.
Копия протокола об административном правонарушении № 10490 вручена предпринимателю ФИО1 в момент его составления.
Полагая факт правонарушения установленным, 24 сентября 2009 года УВД по г. Абакану обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено арбитражным судом в соответствии с правилами § 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённых юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов внутренних дел (милиции) в соответствии с возложенными на них задачами и функциями вправе cocтaвлять пpoтoкoлы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждён Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 июня 2005 года № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».
Пункт 5.11 названного Перечня содержит указание о том, что протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которое предусмотрена статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять инспекторы отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и по исполнению административного законодательства управлений (отделов, отделений) внутренних дел городов.
Учитывая названные выше правовые нормы, арбитражный суд пришёл к выводу, что инспектор ЦБППРиИАЗ МВД по РХ при возбуждении и производстве по административному делу, составлении протокола об административном правонарушении действовал в пределах предоставленных полномочий.
По вопросу о наличии законных оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Спорные отношения, возникшие в связи с правовой охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, регулируются частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц или товаров, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, помимо прочих, товарные знаки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации может только правообладатель. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя. Их использование без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную законом.
Согласно статье 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак). Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью.
Согласно пункту 1 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Исходя из положений указанных выше норм гражданского законодательства, под незаконным использованием товарного знака следует понимать любое действие, нарушающее права владельца товарного знака, то есть не только несанкционированное изготовление этого знака, но и ввоз, хранение, предложение к продаже, продажу и иное введение в хозяйственный оборот товара, обозначенного этим знаком или сходным с ним до степени смешения обозначением, без разрешения владельца товарного знака.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1477, статьями 1232, 1479, 1480, 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Статьёй 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объёмные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 4 Информационного письма от 29 июля 1997 года № 19 «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак» разъяснил, что исключительное право владельца на товарный знак определяется в отношении товаров и услуг, указанных в свидетельстве на товарный знак. Продажа продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, является нарушением прав на товарный знак.
Согласно статьям 1233, 1488, 1489 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путём его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
При этом согласно пунктам 3, 6 статьи 1232 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация предоставления права использования товарного знака по договору осуществляются посредством государственной регистрации соответствующего договора. Несоблюдение требования о государственной регистрации договора о предоставлении другому лицу права использования товарного знака влечет недействительность соответствующего договора.
Материалами дела подтверждается, что АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» является правообладателем товарных знаков XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, представляющих собой: белую звезду на синем фоне со словесным обозначением «SOCHI 2014» на основании свидетельства от 21.11.2006 № 316841; словесное обозначение «SOCHI 2014», совмещённое с изображением пяти переплетающихся колец одинакового размера на основании свидетельства от 17.09.2007 № 371239.
По сообщению АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» от 07 августа 2009 года № АК-2396 правообладатель не заключал с предпринимателем ФИО1 лицензионный договор на использование своего товарного знака при производстве товаров, введении их в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также иным образом не выражал своё согласие на его использование. Указанные товары в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем либо с его согласия не вводились и оригинальной лицензионной продукцией не являются, кроме того, в настоящее время лицензионная текстильная продукция не производится.
Согласно экспертному заключению Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия от 02 сентября 2009 года № 00398, как в оформлении, так и в маркировке представленных на исследование футболок однозначно использованы изображения товарных знаков «SOCHI 2014» и их отдельных элементов, права на которые принадлежат АНО «Оргкомитет «Сочи 2014». Отличия, а именно оранжевый цвет звезды и шрифт в цифровом обозначении года «2014» в изображении, использованном при оформлении переда изделий, являются незначительными и не меняют в корне общий вид изображения. Представленные на экспертизу футболки с изображением товарных знаков «SOCHI 2014» имеют следующие признаки контрафактности: низкое качество товара; незначительные отличия от фирменных изображений в изображениях товарных знаков «SOCHI 2014», использованных при оформлении изделий; наличие в ярлыках грамматических ошибок, несоответствие информации по уходу за изделием в контрольном и навесном ярлыках; штрих-код на навесном ярлыке не соответствует стране происхождения (указаны первые три цифры «854», а Турции соответствуют первые три цифры по штрих-коду «869»); текстильная продукция, к которой относятся представленные на экспертизу футболки, в гражданский оборот на территории Российской Федерации правообладателем либо с его согласия не вводились и оригинальной лицензионной продукцией не являются, кроме того, в настоящее время лицензионная текстильная продукция не производится.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что предпринимателем ФИО1 при реализации футболок использовался товарный знак «SOCHI 2014» без соответствующего лицензионного соглашения с правообладателем товарного знака, либо какого-то иного документа, подтверждающего право на использование товарного знака «SOCHI 2014».
Предприниматель ФИО1 ни при производстве по делу об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства не представил документов, подтверждающих наличие разрешения правообладателя указанного товарного знака на его использование предпринимателем на территории Российской Федерации.
В силу статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статьёй 1506 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака и внесенные в Государственный реестр товарных знаков в соответствии со статьей 1503 Гражданского кодекса Российской Федерации, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков или после внесения в Государственный реестр товарных знаков соответствующих изменений.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2004 года № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки, является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее – ФИПС).
Согласно пункту 26 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности, утверждённого Приказом Минобрнауки России от 12 декабря 2007 года № 346, в соответствии со статьей 1506 ГК РФ сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, внесенные в Государственный реестр товарных знаков Российской Федерации (товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака), публикуются Роспатентом в официальном бюллетене незамедлительно после регистрации товарного знака.
Таким образом, любое лицо может получить информацию о зарегистрированных знаках с целью определения охраноспособности обозначения.
Согласно представленным АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» свидетельствам на товарные знаки «SOCHI 2014» от 21.11.2006 № 316841, от 17.09.2007 № 371239 с соответствующими приложениями информация о регистрации товарного знака от 21.11.2006 № 316841 опубликована в Открытом реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещённого на официальном сайте ФИПС, 12.01.2007, информация о регистрации товарного знака от 17.09.2007 № 371239 опубликована 25.02.2009.
Пояснения предпринимателя ФИО1 о том, что ему не были известны нормы законодательства Российской Федерации в области защиты прав интеллектуальной собственности о запрете реализации контрафактных товаров не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава спорного правонарушения.
Предприниматель ФИО1 был обязан и имел возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него по характеру деятельности) организовать торговлю таким образом, чтобы не нарушать требования законодательства в сфере интеллектуальных прав. Однако он не принял все зависящие от него меры для соблюдения законодательства, хотя должен был и мог предвидеть возможность наступления вредных последствий своего бездействия. Поэтому арбитражный суд усматривает в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, указанного в статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вину в форме неосторожности.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены. Нарушений административным органом при производстве по административному делу процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражным судом не установлено.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Административное наказание с учётом отягчающих или смягчающих ответственность обстоятельств может быть назначено только в пределах санкции статьи, устанавливающей административную ответственность за конкретное административное правонарушение.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, указанные в статье 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и исключающие производство по делу об административном правонарушении, указанные в статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражным судом не выявлены.
Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения настоящего решения не истёк.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом на основании протокола изъятия вещей и документов от 20 июля 2009 года, постановления от 15 сентября 2009 года установлено, что изъятые у продавца ФИО4 четыре футболки оранжевого цвета, размеры M, L, XL, XXL, с логотипом на передней стороне «SOCHI 2014», эмблемой флага и пяти колец, с полосами светло оранжевого цвета по плечам, приобщены к делу об административном правонарушении № 10490 в качестве вещественных доказательств.
Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, индивидуальный предприниматель ФИО1 привлекается к административной ответственности по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях впервые. Указанное обстоятельство и форма вины предпринимателя – неосторожность позволяет арбитражному суду применить к предпринимателю наказание, предусмотренное статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в минимальном размере – 10 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака – четырёх футболок оранжевого цвета, размеры M, L, XL, XXL, с логотипом на передней стороне «SOCHI 2014», эмблемой флага и пяти колец, с полосами светло оранжевого цвета по плечам.
На основании изложенного заявление о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит удовлетворению.
В соответствии с правилами статьи 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственности не оплачиваются государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Управления внутренних дел по городу Абакану, г. Абакан, удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан, зарегистрированного Регистрационной палатой администрации города Абакана 03 марта 2000 года за № 9548, действующего на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 19 № 0185077, выданного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 05 марта 2004 года, штраф в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, подлежащий перечислению по следующим реквизитам:
получатель – УФК по Республике Хакасия (Администрация г. Абакана)
номер счёта получателя платежа: 40101810200000010001
ИНН – <***>
КПП - 190101001
ОКАТО: 95401000000
Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Хакасия Банка России, город Абакан
БИК банка получателя: 049514001
код бюджетной классификации – 18811690040040000140
наименование платежа: штраф УВД по г. Абакану.
3. Конфисковать у индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Абакан, зарегистрированного Регистрационной палатой администрации города Абакана 03 марта 2000 года за № 9548, действующего на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии 19 № 0185077, выданного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 05 марта 2004 года, в доход федерального бюджета предметы, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака – четыре футболки оранжевого цвета, размеры M, L, XL, XXL, с логотипом на передней стороне «SOCHI 2014», эмблемой флага и пяти колец, с полосами светло оранжевого цвета по плечам.
4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Республики Хакасия и в Управление внутренних дел по городу Абакану.
5. Выдать исполнительный лист на взыскание штрафа по истечении тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.
6. Выдать исполнительный лист на конфискацию предметов административного правонарушения после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, путем подачи апелляционной жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск, в срок не позднее двух месяцев после вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалоба подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Л.А. Колосова